Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-11-27 | 121 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Воспитание наряду с наследственностью и средой является важнейшим фактором развития личности. При этом среда, как известно, воздействует на развивающуюся личность часто стихийно и пассивно. В отличие от среды, воспитание в широком смысле слова — это целенаправленное, заранее планируемое, специально организуемое и систематическое воздействие на развитие личности в конкретных социальных условиях. Без воспитания немыслима реализация социальных программ развития личности.
Подобным образом воспитательное воздействие на развивающуюся личность взаимодействует с влиянием наследственности. Например, чтобы задатки человека в полной мере трансформировались в его способности, нужна не только соответствующая социальная среда, но и соответствующее воспитание. Воспитание, таким образом, корректирует и координирует развивающее влияние среды и наследственности. Под влиянием воспитания человек развивается физически и социально.
Физическое развитие включает морфологическое, биохимическое, и физиологическое.
Социальное развитие находит выражение в психическом, духовном и интеллектуальном росте.
Л.С. Выготский открыл два уровня умственного развития ребенка:
• уровень достигнутого интеллектуального развития — самостоятельное выполнение заданий;
• зона ближайшего развития И решение задач с помощью взрослых.
На этой основе была сформулирована закономерность: цели и методы воспитания должны соответствовать уровню достигнутого развития ребенка и зоне его ближайшего развития.
По мнению Л.С. Выготского обучение, а значит, и воспитание — это источник развития, и оно (обучение) должно идти впереди, вести за собой развитие личности.
Академик И.Ф. Харламов в своих учебниках по педагогике подчеркивал, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой.
Другими словами, функция воспитания в данном случае сводится к формированию мотивации (потребности, интересы, убеждения и т.п.), к запуску внутренних механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития личности.
В зависимости от мотивации или внутренней позиции личности по отношению к воспитательным воздействиям она может развиваться в самых различных направлениях, в том числе и в прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель.
4.2. Обучение как целенаправленный процесс формирования личности
Как уже отмечалось, воспитание в широком смысле слова включает в себя и обучение. Потому процесс обучения имеет такую же структуру, как и любой педагогический процесс: цель обучения — принципы обучения — содержание обучения — методы обучения — средства обучения — формы обучения.
Цель обучения в современной дидактике (теории обучения) рассматривается как триединая, то есть в единстве образовательной, воспитательной и развивающей составляющих. Эти цели определяют и соответствующие функции процесса обучения.
Образовательная цель (функция) процесса обучения заключается в формировании определенных знаЦий и навыков обучающихся. Например, образовательной целью представляемого здесь раздела «Основы педагогики» является формирование у студентов системных знаний об образовании как о социокультурном феномене, о различных педагогических явлениях, процессах, системах и технологиях.
Воспитательная цель (функция) предназначена для формирования мировоззрения, духовно-нравственных, эстетических и других качеств личности. На примере изучения раздела «Основы педагогики» — это формирование у студентов отношения к образованию как общечеловеческой ценности, осмысленных взглядов на социально-педагогическую действительность; формирование готовности к разрешению проблем собственной жизнедеятельности, профессионально-личностного становления и роста.
Развивающая цель (функция) обучения реализуется, главным образом, в развитии мышления, творческих способностей и дарований личности. В нашем случае — это формирование у студентов системного и критического мышления, умений рефлексии и развития на этой основе стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию.
Принципы обучения — это основополагающие требования к организации этого процесса. Обычно здесь выделяют принцип научности обучения, принцип систематичности, последовательности, доступности, связи обучения с жизнью и другие.
Содержание обучения — это та система знаний, умений и навыков, которая подлежит усвоению в процессе обучения и которая выступает в качестве основы развития личности. Обычно содержание обучения представляется в учебных планах, программах и учебниках.
Методы обучения — это способы совместной работы обучающего и обучаемых, позволяющие усваивать конкретное содержание обучения. Существует множество классификаций методов обучения, наиболее популярными из которых являются следующие две:
• Классификация по источнику получаемой информации, где все методы делятся на три группы: словесные, наглядные и практические.
• Классификация по характеру познавательной деятельности обучаемых, где все методы делятся на пять групп: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, методы проблемного изложения материала, частично-поисковые и исследовательские методы обучения.
Средства обучения — это учебные программы, учебники, конспекты, плакаты, технические средства обучения (ТСО), раздаточный материал и т.д.
Формы организации обучения — это лекции, семинары, лабороторно-практические занятия, уроки, консультации, зачеты, экзамены, самостоятельная учебная работа и другие.
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!