Тема 1. Педагогикавсистеме наукочеловеке — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 1. Педагогикавсистеме наукочеловеке

2017-11-27 131
Тема 1. Педагогикавсистеме наукочеловеке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.1. Становлениеиразвитиепедагогики

Педагогика как совокупность знаний о воспитании чело­века возникла из общественной потребности в подготов­ке подрастающих поколений к жизни.

В первобытном обществе воспитание детей поручалось наиболее опытным представителям общины или осущест­влялось в семьях. Помимо передачи трудового и хозяйст­венного опыта, детей знакомили с правилами религиозно­го культа, преданиями, житейскими нормами, традиция­ми, обычаями и т.д.

В период рабовладельческого строя возникают специ­альные образовательные учреждения и появляются люди, профессией которых становится обучение и воспитание детей. Именно в это время в Древней Греции появился тер­мин «педагог», обозначавший раба, водившего детей в школу. Того, кто обучал, называли дидаскалом. Педагогиче­ские знания в это время входили в состав философии.

В средние века в философии, а значит, и в педагогике стала господствовать религия, согласно которой человек должен быть похожим на своего небесного Создателя, терпеть земные тяготы и восхвалять Бога.Возникают при­ходские, монастырские и соборные школы.

С переходом к эпохе Возрождения началась критика шко­лы, оторванной от жизни и практики, появились идеи гуманного отношения к детям, идеи освобождения лично­сти от феодального угнетения и религиозного аскетизма.

К концу XVIIвека, когда появились массовые школы и первые научно-педагогические работы, произошло выде­ление педагогики из философии в отдельную науку. Это со-


бытие связано с именем чешского педагога Я.А. Комен-ского. Он разработал основные вопросы теории обуче­ния (дидактики), определил систему школ и содержание обучения в них, изложил свои взгляды на семейное вос­питание и т.д. После Коменского в теории западной пе­дагогики наибольший след оставили:

Джон Локк — в книге «Мысли о воспитании» изложил свои взгляды на воспитание джентльмена — человека, уве­ренного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нрав­ственных убеждений. Сравнивал душу ребенка с чистой доской, на которой можно написать все, что захочешь.

Жан Жак Руссо — в книге «Эмиль, или о воспита­нии» заложил основы теории свободного воспитания, согласно которой воспитание полностью должно идти за природными склонностями и желаниями детей. При этом он исходил из идеи природного совершенства детей, вы­ступил против жестокого обращения с ними, против их физического наказания.

Генрих Песталоцци — швейцарский педагог, разви­вал идею о гуманном характере воспитания, о доброже­лательном отношении к детям. Он стремился соединить обучение детей с посильным физическим трудом, ис­пользовал для нравственного воспитания прообраз дет­ского коллектива.

Иоганн Гербарт — немецкий психолог и педагог пред­ложил идею воспитывающего обучения, систему разви­вающих упражнений. Считал целесообразным подавлять у детей «дикую природу», используя непререкаемый ав­торитет педагога, разнообразные физические наказания, неослабный контроль за поведением.

Адольф Дистервег — немецкий педагог, выдвинул идею активизации умственной деятельности учащихся и усиления их самостоятельной работы. Особенно полезны его мысли о подготовке грамотных и высокоморальных учителей.

Георг Кершентейнер (Германия) — предложил идею перехода от старой книжной школы к новой — трудовой.

Джон Дьюи — американский философ и педагог, автор прагматической педагогики, которая должна учитывать интересы и опыт учащихся". Он считал, что все необходи­мые знания учащиеся должны приобретать в процессе


наблюдений, эксперимента, игровой и трудовой деятель­ности.

Огромный вклад в развитие русской педагогической мыс­ли внесли М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, А.И. Пиро­гов, В.И. Водовозов, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой и др.

Выдающимися представителями педагогической мыс­ли на Беларуси являются: Фр. Скорина, Н. Гусовский, Л. Зизаний, А. Пашкевич, Я. Колас.

В советское время на основе марксистско-ленинского учения развивались идеи единой трудовой политехниче­ской школы, идеи так называемого коммунистического воспитания, Крупнейшими педагогами этого периода были: П.П. Блонский, СТ. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Мака­ренко, В.А. Сухомлинский.

В среде простых людей на протяжении веков складыва­лись свои представления о воспитании. В пословицах, пого­ворках, сказках и преданиях люди высказывали свое отно­шение к целям и характеру воспитания. Народная педагоги­ка выше всего ценит такие качества человека, как уважение к труду, справедливость, человеческое достоинство, почи­тание старших, уважение между людьми.

1.2. Практическаяинаучнаяпедагогика

В педагогике различают две ее составляющих: педагоги­ку как практическую деятельность по воспитанию чело­века, в том числе народную, семейную, социальную, школьную и другие педагогики, и научную педагогику, которая исследует сущность процесса воспитания и раз­рабатывает научные рекомендации для его улучшения.

Основные категории научной педагогики:

Развитие человека — это процесс становления его лич­ности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.

Воспитание в широком смысле слова — это специально организуемый, целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подго­товки ее к жизни, к активному участию в трудовой дея­тельности. Как правило, оно осуществляется в семьях, уч­реждениях образования и культуры, средствами массовой информации, правоохранительными органами, церковью, армией и т.д. Воспитание в широком смысле слова вклю­чает в себя и обучение.


Воспитание в узком смысле слова — это решение кон­кретных воспитательных задач в ходе воспитательного процесса под руководством воспитателя.

Образование — это процесс и результат усвоения опре­деленной системы знаний, умений, взглядов и убеждений, то есть упорядоченной их совокупности на основе заранее заданных принципов и задач. Образование бывает среднее и высшее, общее и профессиональное, экономическое и педагогическое и т.д.

Обучение ~ это двухсторонний процесс непосредст­венной передачи и усвоения учебного материала. При этом деятельность педагога называется преподаванием, а дея­тельность учащихся — учением.

С помощью этих категорий можно сформулировать определение педагогической науки.

Педагогика как наука — это совокупность знаний о воспитании, образовании и обучении человека, обеспе­чивающих развитие его личности.

Объект педагогики — это развивающийся человек, его формирующаяся личность в течение всей жизни. •

Предмет педагогики — не что иное, как совокупность специально организованных процессов, явлений, усло­вий и факторов, направленных на развитие человека, на формирование его личности.

Основные задачи педагогической науки:

• изучение сущности и закономерностей развития лич­
ности в условиях воспитания;

• разработка целей, содержания и методов воспитания.
Методы педагогических исследований:

• педагогические наблюдения;

• исследовательская беседа;

• изучение продуктов деятельности воспитуемых;

• педагогический эксперимент;

• анализ педагогического опыта и др.

Педагогика теснейшим образом связана с философией, психологией, этикой, физиологией, эстетикой, этногра­фией и др. науками.

Основные отрасли современной педагогики:

• общая педагогика;

• дошкольная и школьная педагогика;

• педагогика высшей школы;

• профессиональная педагогика;


 

• социальная педагогика;

• семейная педагогика;

• военная педагогика;

•специальная педагогика (дефектология);

• методики преподавания отдельных дисциплин.
Педагогическая наука не тождественна педагогической

практике. Научность в педагогической реальности или об­разовательном пространстве — это только одно из мно­гих условий их организации и функционирования. Так, в «Законе аб адукацьп» Республики Беларусь установлено 13 таких условий или принципов: приоритет общечело­веческих ценностей, национально-культурная основа, научность и тд.

Как утверждают философы-материалисты, практика всегда более богата, чем самые глубокомысленные тео­рии. Поэтому педагогическая наука не может претендо­вать на исчерпывающее овладение всей педагогической реальностью. Она является в определенном смысле лишь рационально-холодным отражением живой педагогиче­ской практики, в том числе и педагогического мастерст­ва, всегда индивидуального и неповторимого, похожего на искусство.

Вместе с тем, педагогическая наука, безусловно, ве­дет постоянный поиск, разрабатывает и предлагает педа­гогической практике наиболее рациональные пути дос­тижения различных целей образования и воспитания.

13. Педагогическаядеятельность каксозиданиеличности

Педагогическая деятельность — это особый вид соци­альной деятельности, направленный на воспитание чело­века, на создание условий для развития его личности. Это деятельность во многом творческая, переходящая в педаго­гическое мастерство и даже искусство, где большое значе­ние имеют индивидуальные качества педагога, его духов­ность, нравственность, интеллект, характер.

Основными видами педагогической деятельности являют­ся преподавательская и воспитательная работа. Преподава­ние и воспитание (в узком смысле слове) — две стороны учебно-воспитательного процесса. Невозможно преподавать, не оказывая воспитательного влияния. Точно также про­цесс воспитания невозможен без элементов обучения.


 




Основные стороны или функции педагогической дея­тельности:

Диагностическая — связана с изучением воспитуемых,
установлением уровня их развития, воспитанности.

Ориентационно-прогностичесая — выражается в уме­ниях педагога определять конкретные цели и задачи сво­ей деятельности, прогнозировать ее результаты.

Конструктивно-проектировочная — обеспечивает от­бор и организацию содержания учебно-воспитательного материала, а также проектирование не только своей дея­тельности, но и воспитанников.

Информационно-объяснительная ~ связана с тем, что педагог выступает как источник научной, мировоззренче­ской, нравственно- эстетической и другой информации.

Организаторская ~ связана с вовлечением воспитан­ников в намеченную учебно-воспитательную работу и сти­мулированием их деятельности посредством личного обая­ния педагога, его нравственной культуры, умением уста­навливать и поддерживать доброжелательные отношения с воспитанниками, побуждать их своим примером к актив­ной деятельности.

Аналитико-оценочная — состоит в том, что педагог ана­
лизирует ход обучения и воспитания, выявляя в них поло­
жительные стороны и недостатки, сравнивает результаты с
намеченными ранее целями и задачами, сопоставляет свою
работу с опытом коллег.

Исследовательско-творческая — присутствует в работе
каждого вдумчивого педагога в силу большого разнообра­
зия и неповторимости условий обучения и воспитания, а
также в силу индивидуальных особенностей личности са­
мого педагога.

14. Общекультурноезначениепедагогики

В истории развития общества складывались разные па­радигмы (примеры, образцы, модели) образования и воспи­тания, имеющие не только научно-педагогическую, но и общекультурную ценность:

Знаниевая парадигма — ориентирует образование и
воспитание, главным образом, на усвоение знаний.

Культурологическая парадигма — в большей степени ори­
ентирует не на знания, а на освоение элементов культуры
обучения, поведения и общения в различных социальных
условиях.


Технократическая парадигма - связана с преоблада­
нием средств над целью образования, задач над смыслом
образования, техники и технологии над гуманитарными
ценностями.

Гуманистическая парадигма — высшей ценностью здесь
является не техника, а человек; основывается на гумани­
стических моральных нормах, предполагающих сопере­
живание, соучастие и сотрудничество.

Педагогоцентристская парадигма — рассматривает
воспитание и обучение как главные факторы развития
личности, где ведущая роль отводится педагогу.

Детоцентристская парадигма (альтернатива педагого-
центристской) — ориентирует на создание благоприятных
условий для развития всех детей, на развитие их индивиду­
альных особенностей, способностей, интересов.

Педагогические знания способствуют практической под­готовке личности к выполнению различных производст­венных, общественных и государственных обязанностей. Они дают представление о содержании и формах обучения (воспитания) в различных типах учебных заведений у нас и за рубежом. Дают представление о приемах воспитатель­ного воздействия на людей при сохранении взаимопони­мания и сотрудничества.

Изучение педагогики способствует развитию умений рефлексии (анализа) своей деятельности и формированию на этой основе потребностей к саморазвитию и самовос­питанию. Оно позволяет сознательно и планомерно орга­низовать свою личную, семейную и профессиональную жизнедеятельность, развивать свои способности, добиваться успеха в жизни.

Тема 2. Образованиекак

Социокультурныйфеномен

2.1. Тенденциисовременнойсоциокультурной ситуациииобразование

Ключевые тенденции современной социокультурной си­туации, которые определяют направления развития об­разования в мире:

Смена типа культурно-исторического наследования, то есть передачи (получения) подрастающим поколениям


 




социального опыта. Если раньше детям предстояло во мно­гом повторять образ жизни своих родителей, то в совре­менных урбанизированных странах наблюдается значитель­но больший разрыв между поколениями. Этот разрыв заме­тен и в образах жизни, и в мировоззрении, и в личностных принципах. И это приходится учитывать при разработках образовательных систем.

Смена установки при изучении действительности, или переход от научного познания к общекультурному, вклю­чающему обыденное сознание (здравый смысл), мифо­логическое, религиозное, художественное и другие виды постижения реальности. И это проявляется не только в научном исследовании, но и в учебном процессе.

Изменение роли науки в обществе и смена научных па­радигм. Ранее содержание познания в большей мере опре­делялось объектом и в меньшей мере средствами, техноло­гиями познавательной деятельности. В настоящее время про­цесс познания предполагает взаимосвязь знаний об объекте не только со средствами познания, но и с ценностно-целе­выми установками субъекта как научно-познавательной, так и учебно-познавательной деятельности.

Рзвитие информационных технологий и мировой инфор­мационной системы. Их внедрение и развитие становится решающим условием модернизации не только производ­ства, но и других сфер общественной жизни, включая образование.

Национально-культурная регионализация на фоне про­цессов интеграции и глобализации, которые раздвигают рамки традиционных потоков инвестиций и товаров, дополняя, а иногда заменяя их потоками людей, идей и знаний. В со­временном белорусском обществе эта тенденция проявля­ется в следующем:

а) необходимость дальнейшего социально-культурного
развития белорусской нации, более активного утвержде­
ния национальных ценностей, в том числе через систему
образования;

б) необходимость обретения народом Беларуси но­
вой профессиональной компетенции, новой технологи­
ческой и общекультурной подготовки в соответствии с
требованиями интеграционных процессов с Россией и
Европейским сообществом;


в) необходимость формирования умений жить в усло­виях открытого, динамичного общества с рыночными от­ношениями в экономике и демократией, то есть в условиях высокой степени неопределенности, автономного сущест­вования, готовности брать на себя ответственность за свою жизнь и судьбу своих близких, за будущее нации и госу­дарства.

22 Функции и ценности образования в обществе

Образование как социокультурный феномен выполняет в обществе два вида функций:

Функция воспроизводства — направлена на воспроиз­водство культуры, общественного опыта и способов дея­тельности в новых поколениях людей.

Функция развития — направлена на развитие, как личности человека, так и общества в целом.

На практике эти функции всегда взаимосвязаны:

Образование — это один из способов вхождения человека
в мир культуры.
В процессе образования человек овладевает
научными знаниями, достижениями искусства, моральны­
ми нормами, профессиональным опытом и другими ду­
ховно-культурными ценностями. У молодого поколения
формируется ответственное отношение к усвоению, сохра­
нению и обогащению как национального, так и общечело­
веческого культурного наследия.

Образование — это средство социалиализации, станов­ления и развития человека как личности. Благодаря образова­нию молодежь приобщается к жизни общества, социали­зируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории Отечества, литературе, принципам мора­ли и здорового образа жизни служит предпосылкой для формирования у молодых людей общеразделяемой сис­темы ценностей, благодаря чему они становятся созна­тельными гражданами страны.

Образование — это фактор, влияющий на социальный статус личности, на процесс ее профессионализации и са­моутверждения. Оно способствует социальной селекции, то есть отбору и дифференциации молодежи не только по способностям, но и в соответствии с их интересами, возможностями, ценностными ориентациями. Образова­ние обеспечивает социальную мобильность людей, часто

i'■ **


открывает доступ к престижным должностям и званиям, является средством достижения успеха в обществе.

Образование — это фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества и социального про­гресса. Благодаря связи образования с наукой происходит накопление интеллектуального и духовно-нравственного по­тенциала для формирования тенденций научно-техниче­ского развития и перспектив дальнейшего совершенство­вания общества.

Государственная ценность образования состоит в том, что нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого государства самым непо­средственным образом зависит от состояния образователь­ной сферы и возможностей ее прогрессивного развития.

Общественная ценность образования не всегда совпада­ет с государственной. Очень часто государство лишь про­возглашает образовательные приоритеты, в то время как общество вынуждено подталкивать его к выполнению обе­щаний или изменению приоритетов.

Личностная ценность образования состоит в индивиду­ально-мотивированном отношении человека к содержанию, уровню и качеству своего собственного образования.

2.3. Основныемоделиобразования какпедагогическогопроцесса

Образовательной функции социально-личностного вос­производства соответствует традиционная модель образо­вания, а функции развития — инновационная модель.

Традиционная модель (она же теоретическая, знаниевая и предметно-ориентированная) предполагает направленность педагогического процесса, прежде всего, на формирование у обучающихся знаний, умений и навыков (ЗУНов). При этом в процессе обучения недостаточно представлены передача способов мышления, реализация разных типов деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, общение и т.п. Установка на формирование ЗУНов утвердилась в этой модели под влиянием технократизации педагогического сознания, а также в результате информа­ционно- объяснительного подхода к построению и реали­зации содержания образования.

Инновационная модель (она же универсальная, способ-ностная и деятельностная) ориентирует педагогический


процесс на развитие способностей личности, на учет ин­дивидуальных особенностей учащихся путем их согласо­ванной или совместной учебно-поисковой деятельности в соответствии с целями образования. При этом важней­шей задачей обучения становится не только усвоение конкретной информации, но также овладение способа­ми мышления и деятельности, развитие способностей и творческого потенциала личности. Способ реализации содержания образования в этой модели называется дея-тельностным подходом.

Деятельностный подход отвергает:

■/ доминирование вербальных методов обучения;

•/ догматические формы передачи «готового» учебного материала;

s монологичность и обезличенность словесного пре­подавания;

■S пассивность обучающихся;

Деятельностный подход предполагает:

■S активные (рефлексивно-деятельностные) формы и методы обучения;

S развивающие (личностно-ориентированные) тех­нологии;

•/ активность всех участников педагогического процесса;

</ усвоение обобщенных способов выполнения раз­личных видов деятельности.

Качество образования при деятельностном подходе оп­ределяется не уровнем сформированности ЗУНов, а разви­тием способностей и готовностью личности самостоятель­но добывать информацию, использовать полученные зна­ния для постановки и разрешения возникающих проблем, определения способов действий в новых ситуациях.

2А. Образованиекаксредстворазрешения глобальныхпроблем

Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования для решения не только локальных, но и глобальных проблем человечества. Совокупность этих проблем и соответствую­щих задач их разрешения можно разделить на три группы:

Интерсоциальные проблемы - сдерживание распростра­нения ядерных вооружений, предотвращение новой миро-


 




вой войны, поддержание военно-политического баланса в различных регионах мира, установление справедливого ми­рового экономического порядка, 'гармонизация отноше­ний между развитыми и отстающими странами, преодоле­ние терроризма и т.п.

Проблемы, порождаемые взаимодействием общества и природы, -предотвращение деградации природной сре­ды по причине опасного загрязнения воздуха, воды и почвы; рациональное использование природно-сырье-вых ресурсов; обеспечение продовольствием стремитель­но растущего населения планеты и т.д.

Проблемы взаимоотношений человека и общества — преодоление кризиса здравоохранения, обусловленного как экономическими факторами, так и социокультурными (наркомания, алкоголизм, курение, стрессы); снижение роста количества физически и психически неполноценных людей, создающего угрозу генофонду человечества.

Причиной перечисленных проблем является, прежде всего, сам человек с его недостаточным уровнем знаний, неустойчивостью мировоззренческих и духовно-нравст­венных приоритетов, с его неразвитыми способностями ориентироваться в современных проблемах, а также от­ветственно (в масштабах всей планеты) включаться в их разрешение.

Без объединения усилий всех стран в сфере образова­ния, без разработки образовательных программ воспи­тания высококультурного и ответственного гражданина планеты Земля окончательное решение этих проблем пред­ставляется невозможным.

Тема 3. Современноесостояние образования

3.1. Мировыеобразовательныетенденции

Мировое образовательное пространство составляют на­циональные образовательные системы, значительно раз­личающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному состоянию.


Основные глобальные тенденции развития мирового об­разования:

• Демократизация образования (обеспечение доступ­ности образования для всего населения, предоставление большей самостоятельности учебным заведениям).

• Разрастание рынка образовательных услуг, платных форм обучения, увеличение продолжительности обучения.

• Расширение сети высшего образования, его прибли­жение к потребителям.

• Образование становится приоритетным объектом фи­нансирования во во многих странах.

• Отход от ориентации на «среднего» ученика, повыше­ние интереса к одаренным молодым людям.

• Существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей.

• Важное значение приобретают крупные международ­ные проекты и программы в сфере образования (ЭРАЗ-МУС - обмен студентами стран Европейского Союза; ЛИНГВА — международная программа повышения эф­фективности изучения иностранных языков; ЭСПРИТ — проект объединенения усилий европейских университе­тов, НИИ и компьютерных фирм в области информаци­онных технологий и другие).

Кроме позитивных тенденций в мировом образовании имеются и негативные моменты:

• Низкий уровень качества обучения в массовой и сред­ней школе, невозможность получения достойного обра­зования для выходцев из самых бедных семей во многих странах мира.

• Отрицательное влияние обучения во многих школах на здоровье учащихся в связи с учебной перегрузкой.

 

• Авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением без опоры на самоуправление уча­щихся и студентов.

• Единообразие образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающее вариативность и гибкость учебных планов и программ.

ЮНЕСКО — специализированное межправительствен­ное учреждение ООН, созданное в 1946 году с целью раз­вития сотрудничества в области образования, науки и куль­туры. Это учреждение исследует состояние образования в


 


НО



 

 


мире, разрабатывает для всех стран международно-пра­вовые акты в области образования, осуществляет орга­низационное регулирование развития мирового образо­вательного пространства.

3.2. Образование как развивающаяся система

Современные образовательные системы — это системы открытые, непрерывно развивающиеся в соответствии с развитием общества и человека, с постоянной ориента­цией на будущее. Они постоянно обновляются целями, содержанием, образовательными технологиями, органи­зационными формами, механизмами управления.

Система образования может быть представлена как взаимосвязанная совокупность образовательных (государ­ственных и негосударственных) учреждений, которые различаются по самым разным параметрам, но, прежде всего, по уровню и профилю образования. Вместе с тем, отдельное образовательное учреждение можно рассмат­ривать как подсистему общей системы образования.

Структура системы образования в отдельном образова­тельном учреждении:

• Цели образования.

• Содержание образования.

• Средства и способы получения образования.

• Формы организации образовательного процесса.

• Реальный образовательный процесс как единство обу­чения, воспитания и развития человека.

• Субъекты и объекты образовательного процесса.

• Образовательная среда.

• Результат образования, то есть уровень образован­ности выпускников.

Основные направления развития современных систем образования:

Гуманизация образования — ориентация на развитие отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственно­го достоинства и развития личностного потенциала.

Гуманитаризация образования — ориентация на содер­жание образования, позволяющее выпускникам решать профессиональные проблемы без нанесения ущерба че-


ловеку; позволяющее хорошо знать языки, историю и куль­туру, чтобы свободно общаться с людьми разных нацио­нальностей.

Диверсификация образования — расширение многооб­разия учебных заведений, образовательных программ и типов управления.

Стандартизация образования — ориентация на реали^ зацию, прежде всего, государственного образовательно­го стандарта — набора обязательных учебных дисциплин.

Многоуровневость образования — где каждый уровень (этап) имеет свои цели, сроки и качественную завер­шенность в форме выдачи соответствующих дипломов.

 

Фундаментализация образования — углубление науч­но-теоретических знаний по изучаемым дисциплинам.

Информатизация образования — прогрессирующее ис­пользование в образовательном процессе информацион­ных технологий, вычислительной техники, компьютеров.

Непрерывность образования — заключается в постоянном образовании или самообразовании в течение всей жизни.

3.3. Демократизация школьного образования

К демократизации общеобразовательной школы, как считает А. Н. Джуринский есть два подхода:

Эгалитаристский подход — основан на идее уравни­
вания или единообразия. Согласно этому подходу все дети
равны от рождения, и в практике образования это при­
водит к сдерживанию преуспевающих, слабому поощре­
нию одних учеников по сравнению с другими. Подтвер­
ждая это, английский профессор Дж. Холден отмечает,
что эгалитарное (уравнительное) образование опасно для
подлинной демократизации. Что концепция формально
единой школы, в соответствии с которой проходили мно­
гие реформы в XXвеке, нанесла ущерб всем учащимся,
потому что не позволила учитывать различия в способ­
ностях.

Антиэгалитаристский подход — основан на идеях плю­
рализма, вариативности, диверсификации (разнообра­
зия) общеобразовательной школы и, вместе с тем, на
преемственности ступеней образования. В рамках этого
подхода японский профессор Такэда Масанао называет
следующие признаки системы образования демократи­
ческого типа:


 




— равенство членов общества перед образованием, то есть его доступность независимо от социального положе­ния, пола, а также от национальной, религиозной и расо­вой принадлежности;

—децентрализация школьной системы, означающая, в частности, право местных органов власти распоряжаться финансами и подбирать педагогические кадры;

—открытость системы образования, трактуемая как преемственность всех ступеней;

—право родителей и учеников на выбор учебного за­ведения;

—организация учебного процесса, при котором фор­мируется человек, способный свободно, творчески мыс­лить и работать.

Одной из важнейших проблем демократизации обще­образовательной школы являются гарантии права на об­разование. Именно благодаря реализации этих прав в ве­дущих странах мира сделалось массовым полное среднее образование. В то же время в экономически отсталых стра­нах для учащихся из малоимущих семей нет возможности получить достойное образование. Для устранения наибо­лее острых противоречий между демократизмом школьных структур и социального неравенства при получении обра­зования правительствами предлагаются "определенные' со­циальные меры поддержки малоимущих, а также осущест­вляется совершенствование самих школьных систем.

Одним из наиболее эффективных направлений улуч­шения качества обучения всех школьников у нас сегодня считается дифференциация образования как по типам об­щеобразовательных учреждений (школа, гимназия, ли­цей), так и по классам с углубленным изучением различ­ных предметов.

ЗА. Развитие высшей школы в современном мире

В последнее время в развитых странах система высше­го образования интенсивно трансформируется. Сущест­венно меняются цели и задачи высшей школы. Она теперь формирует не только будущую социальную элиту, но и многочисленные слои работников умственного труда для разных сфер экономики, культуры, управления.


По-прежнему сохраняется определенное число эли­тарных вузов (Гарвардский, Стэндфордский, Колумбий­ский и другие университеты США, Оксфордский и Кем­бриджский в Англии, так называемые «Большие школы» во Франции и т.д.)

Вместе с тем расширяется сеть разнообразных послес-редних учебных заведений, реализуя тенденцию стрем­ления к массовости высшего образования.

Некоторые университеты, особенно в США, берут очень высокую плату за обучение, непосильную даже для семей, относящихся к «среднему классу». Тем не менее, принцип доступности послесреднего образования все шире пробивает себе дорогу.

В большинстве западных стран и в Японии практиче­ски завершается повсеместный переход на трехступенча­тую модель организации послесреднего образования. При этом каждая его ступень рассматривается как этап в получении высшего образования и завершается вручением соответ­ствующего свидетельства или диплома.

Первая ступень (как правило, двухлетняя) закрепляет общеобразовательные знания, полученые в школе, гото­вит специалистов среднего звена и закладывает основу для подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим образованием. В Англии — это политехниче­ские колледжи, во Франции - технологические институ­ты, в Германии — высшие профессиональные школы, в США и Японии — младшие колледжи.

Вторая ступень дает законченное высшее образование по конкретной профессии (инженер, агроном, психо­лог, юрист и т.п.). Обучаясь здесь 2-3 года, студент полу­чает степень бакалавра. Кто желает повысить свою квали­фикацию, занимается еще 1—2 года, защищает диссерта­цию и получает степень магистра.

Третья ступень предназначена для тех, кто уже полу­чил степень магистра. Успешное завершение обучения на этой ступени (экзамены, стажировка, диссертация) дает степень доктора наук, что приблизительно соответствует нашей степени кандидата наук.

На Западе считается, что университет — это вершина образовательной лестницы, что именно он, а не отрас­левые вузы в состоянии сформировать высококвалифи­цированных специалистов, имеющих не только необходи-


 




 


мую профессиональную подготовку, но и глубокие зна­ния в области гуманитарных проблем.

В развитых странах заочные и вечерние отделения вузов охватывают около 15—20% студентов. У нас этот по­казатель в два раза выше.

Лучшие западные университеты являются крупнейши­ми научными центрами. В США, Англии, Германии там сосредоточено более половины всех ученых. Особенно стимулируется проведение фундаментальных исследований, что позволяет, развивать научный потенциал сотрудников, приобщать к исследовательской деятельности студентов, а также способствует привлечению к работе в университетах крупных отечественных и зарубежных ученых.

35. СистемаобразованиявРеспубликеБеларусь

Национальная система образования в Республике Бела­русь включает:

s участников образовательного процесса;

S образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

S образовательные учреждения;

■S органы управления образованием.

Образовательные учреждения осуществляют:

S дошкольное воспитание;

S общее среднее образование;

S вн


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.147 с.