Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-11-27 | 138 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
8.1. Взаимодействиелюдей
и межличностные отношения
Согласно учению немецкого социолога М. Вебера, единицей анализа человеческих общностей является социальное действие. Разработанная им типология социальных действий включает:
• целерационалъные действия, цели и средства которых сознательно избираются индивидом, а критерием их адекватности служит успех;
• ценностно-рациональные действия — осмысленные и организуемые системой ценностей, определяющих человеческое поведение независимо от успеха;
• аффективные действия — определяемые непосредственными эмоциональными реакциями;
• традиционные действия — определяемые привычкой.
В социальных взаимодействиях людей происходит обмен информацией, знаниями, способами деятельности, чувствами и настроениями. Единицу такого взаимодействия в социальной психологии называют интеракцией или трансакцией. Началом любой интеракции является возникновение влияния одной стороны на поведение и психологию другой. Интеракция продолжается до тех пор, пока это влияние существует. При этом неважно, встречаются индивиды или нет.
Существуют различные теории межличностного взаимодействия, в том числе и трансакционная теория (Э. Берн). Американский психолог Э.Берн в структуре взаимодействия людей выделяет позиции «Родитель», «Взрослый» и «Дитя», на основе которых и строится реальный процесс взаимодействия.
Взаимодействие с позиции «Родитель» предполагает склонность к доминированию, к конкуренции, к проявлению власти и чувства высокой самоценности, к поучению других, к критическому осуждению других людей, правительства и т.д.
Взаимодействие с позиции «Взрослый» предполагает склонность к равноправному сотрудничеству, к признанию за собой и другими равных прав и ответственности за исход взаимодействия.
|
Взаимодействие с позиции «Дитя» предполагает склонность к подчинению, к поиску поддержки и защиты (послушное Дитя), либо к эмоциональному, импульсивному протесту, бунту, непредсказуемым капризам (бунтующее Дитя).
Межличностное взаимодействие обусловлено психологическими механизмами социальной перцепции, каузальной атрибуции и аттитюдами.
Социальная перцепция — механизм восприятия и оценки индивидом различных социальных объектов, людей, событий и т.д.
Каузальная атрибуция — субъективное объяснение мотивов поведения других людей и их личностных свойств.
Аттитюды — устойчивые установки людей в отношении друг к другу.
В структуре взаимодействия людей социальные психологи выделяют различные виды межличностных отношений: привязанность, дружба, любовь, времяпровождение, игра, соревнование, сотрудничество, конфликты, ритуальное взаимодействие и другие.
Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов. Например: знакомство, переходящее в приятельские, товарищеские и дружеские отношения, может перерасти в любовь.
Дружба и любовь внешне похожи на времяпрепровождение, однако здесь всегда присутствует четко фиксированный партнер, по отношению к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом (любовь = сексуальные влечения +симпатия+ уважение). В случае влюбленности имеется лишь сочетание сексуального влечения и симпатии.
Взаимную привязанность или симпатию, которые характерны для устойчивых межличностных отношений, психологи называют аттракцией. Формированию аттракции способствуют следующие факторы: '^'частота взаимных социальных контактов;
• физическая привлекательность (красота нравится);
• феномен «ровни» по интеллектуальному уровню и по уровню привлекательности;
|
• эффект «усиления», когда мы находим у кого-либо черты, схожие с нашими;
• сходство социального происхождения, интересов, взглядов.
Тесные положительные межличностные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую поддержку, обычно связаны с ощущением счастья, улучшают здоровье, продлевают жизнь человека.
Билет №21
Понятие и структура общения
Общение — это одна из основополагающих форм социального взаимодействия людей. В структуре любого общения (официального или неофициального) выделяют три стороны:
• Коммуникативная сторона состоит в обмене информации между людьми. При этом информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Основная цель информационного обмена в общении — это выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций и проблем.
• Интерактивная сторона представляет собой обмен не информацией,, а действиями в процессе организации и осуществления взаимодействия между людьми. Эта сторона общения может проявляться в согласовании действий, распределении функций, воздействии на настроение, поведение или убеждения партнера.
• Перцептивная сторона — это процесс восприятия партнерами друг друга, их внешнего облика и внутреннего мира. Эффективность восприятия (перцепции) связана с социально-психологической наблюдательностью, позволяющей по внешним проявлениям индивида улавливать его существенные особенности и прогнозировать поведение.
Основные механизмы социальной перцепции:
• Идентификация (уподобление) заключается в попытках поставить себя на место партнера. Близким к идентификации является механизм эмпатии. Однако, при эмпа-тии происходит не рациональное понимание проблем другого человека, а стремление откликнуться на них эмоционально.
• Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспинимается партнером по общению.
В процессе социальной перцепции важную роль играют установки, приводящие к следующим психологическим эффектам:
• Эффект ореола — когда ранее выработанные представления о человеке мешают видеть его действительные качества.
• Эффект новизны — когда в ситуации восприятия знакомого человека новая информация о нем оказывается более значимой.
|
• Эффект стереотипизации — когда воспринимаемый человек соотносится с одним из известных людей. Сте-реотипизация упрощает процесс социальной перцепции, но, к сожалению, за счет искажения реальной сущности партнера.
Билет №21
8.3. Виды, этапы и средства общения
Виды общения:
S вербальное — невербальное;
■/ контактное — дистантное;
s непосредртвенное — опосредованное;
S устное — письменное;
■S межличностное — массовое;
S частное — официальное (деловое);
•S искреннее — манипулятивное.
Каждый из видов общения имеет свои особенности. Например, кодекс делового общения содержит семь принципов:
S принцип кооперативности (твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора);
S принцип достаточности информации (говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент);
S принцип качества информации (не ври);
S принцип целесообразности (не отклоняйся от темы, сумей найти решение);
■S выражай мысль ясно и убедительно;
S умей слушать и понять нужную мысль;
Vумей учитывать индивидуальные особенности собеседника.
Этапы общения:
■S появление потребности в общении, а также намерения вступить в контакт;
m ориентировка в целях, в ситуации общения;
■S ориентировка в личности партнера;
S планирование содержания общения (обычно бессознательно);
■S бессознательный или сознательный выбор средств, фраз, манер поведения;
г восприятие и оценка ответной реакции, установление обратной связи;
S корректировка направления и стиля общения.
Средства общения:
- язык — обеспечивающий взаимопонимание партнеров; встречающееся непонимание друг друга часто происходит из-за того, что собеседники придают различный субъективный смысл употребляемым словам1;
—интонация — благодаря которой слова «Я тебя люблю» могут воздействовать сильнее, чем «Я тебя очень люблю»;
—мимика — движение лицевых мышц, выражающих внутреннее душевное состояние;
—позы, дистанция, взаиморасположение партнеров;
—взгляды, контакты глаз;
—жесты.
Исследования показывают, что удельный вес слов в установлении взаимопонимания составляют 7%, интонаций — 38%', невербального взаимодействия — 53%.
Тема 9. Конфликты
Билет №19
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!