Деягельностнаятеорияличности — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Деягельностнаятеорияличности

2017-11-27 137
Деягельностнаятеорияличности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наибольший вклад в развитие деятельностной теории личности внесли российские психологи С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлин-ский.

Главным источником развития личности в этой тео­рии считается деятельность, понимаемая как сложная система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (обществом).

Представители этой теории исходят из марксистского понимания деятельности, которая трактуется как единство опредмечивания и распредмечивания. Это значит, что дея­тельность непрерывно переходит из формы действующей способности человека в форму предметного воплощения и обратно.

При этом происходит накопление опыта личности пу­тем преобразования внешних действий предметной дея-


тельности во внутренние субъективные характеристики личности. Этот процесс психологи называют — unmepuopu- зсщией. Противоположный процесс — экстериоризсщия.

В деятельностной теории, в отличие от бихевиоризма, механизмом научения индивида считается не рефлекс, а именно механизм интериоризации, благодаря которому и формируются личностные свойства.

Считается, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продол­жает играть социальную роль, включен в социальную дея­тельность. Человек не пассивный наблюдатель, он актив­ный участник социальных преобразований, активный субъект обучения и воспитания. При этом детство и юно­шеские годы признаются наиболее важными для форми­рования личности.

Согласно этой теории основное место в личности за­нимает сознание, структуры которого не даны человеку от рождения, а формируются в раннем детстве в процессе общения или деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций. Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, от общественных отношений, от конкретных условий и дея­тельности, в которые личность включена. Многообразие свойств личности задается разнообразием видов деятель­ности, в которые включается человек как субъект.

Наиболее популярной здесь является четырехкомпо-нентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность лич­ности, ее способности, характер и самоконтроль.


 




РазделIII_________________________

I

СОЦИАЛЬНАЯПСИХОЛОГИЯЩЩ

Тема 7. Личностьималая социальнаягруппа

Билет №13

7.1. Введениевсоциальнуюпсихологию

Социальная психология изучает закономерности пове­дения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологиче­ские характеристики этих групп. Вместе с тем, как пишут американские психологи и педагоги Д. Майерс, Ш. Тей­лор и другие, социальная психология — это наука о том, как люди думают друг о друге, влияют друг на друга и относятся друг к другу.

Если психология личности сосредоточена на внутрен­нем мире индивида и на индивидуальных различиях, то социальные психологи обращают внимание на то, что во­обще свойственно большим и малым группам людей.

Основные категории социальной психологии:

S социум;

s социальная группа;

S социальная роль;

s социальный статус;

■S социальная установка;

s социализация;

S общение;

s конфликт.

Поведение человека уже с рождения предопределяет­ся социальным окружением. О том, как влияют люди на поведение других людей, свидетельствуют следующие социальные процессы:

— социальная фасилитация — это процесс повышения скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образов других людей, выступающих в качестве соперников или наблю­дателей за его действиями. Например, улучшение спор-


тивных результатов велогонщика, выступающего в груп­повом заезде, под влиянием соперников;

социальная ингибиция — процесс противоположный социальной фасилитации. Суть его в том, что иногда ре­альное или воображаемое присутствие других людей ве­дет к ухудшению результатов деятельности. Чаще всего это происходит при выполнении не заученных и привычных задач, как при фасилитации, а при новых, сложных, твор­ческих задачах, когда влияние других людей подавляет, тормозит индивидуальную активность. Например, в работе диспетчера, конструктора, архитектора и т.д.;

социальное научение — процесс, осуществляемый пос­редством психологических механизмов заражения, подра­жания, внушения и т.д. На основе социального научения происходит социализация индивида. Например, усвоение ребенком привычек вежливого обращения с людьми пу­тем наблюдения за поведением взрослых в семье, на эк­ране, на улице.

социальный контроль — система воздействия соци­альных общностей на индивида с целью регуляции его поведения. Воздействию социального контроля в наиболь­шей степени подвергаются индивиды, чье поведение ха­рактеризуется как девиантное, то есть отклоняющееся от групповых норм.

Различают позитивные и негативные способы социально­го контроля. К негативным относятся: наказание, принуж­дение и т.д. К позитивным — поощрение, одобрение и т.п.

7.2. Социальныеролиистатусличности

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных, больших и малых социальных групп (семья, учебная группа, трудовой коллектив и т.д.), в которых он ведет себя по-разному, то есть выступает в разных социальных ролях.

Социальная роль состоит из ролевого ожидания (то, чего от нее ждут) и ролевого поведения (то, что человек реаль­но выполняет в рамках своей роли). В рамках социальной роли индивид обязан строить свое поведение в соответ­ствии с ожиданиями окружающих. При этом группа или общество в целом следят, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует система социального контроля (общественное мнение, правоохранительные органы) и со-


 




ответствующие ей социальные санкции — от порицания и морального осуждения до насильственного пресечения.

Существуют различные теории социальных ролей. Так, согласно американскому психологу Т. Парсонсу, любая социальная роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик: эмоциональность, способ по­лучения роли, масштаб роли, формализация деятельно­сти, мотивация поведения.

Широко известна также ролевая теория личности, рас­сматривающая личность как совокупность того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду как члену общества.

Набором социальных ролей определяется социальный статус личности. Человек может иметь несколько соци­альных статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе, его права, обязанности и привилегии. Этот статус называется главным или интеграль­ным. Он часто бывает обусловлен занимаемой должностью (директор, профессор и т.д.).Социальный статус отража­ется во внешнем поведении и облике (одежда, жаргон, другие знаки отличия), а также во внутренней позиции (установки, мотивы, ценностные ориентации и т.д.).

Билет №18

73. Виды и характеристика малых групп

Малые группы — это немногочисленные по своему со­ставу (от 3 до 35 человек) совокупности людей, объеди­ненных определенной деятельностью или другими соци­альными отношениями. Например, семья, студенческая группа, производственная бригада и т.д. В малых группах в процессе общения ее членов возникают эмоциональ­ные отношения, вырабатываются групповые нормы по­ведения, развиваются другие групповые процессы.

По уровню развития или организованности выделяют следующие разновидности групп:

диффузная группа — члены группы вступают в отно­шения, которые опосредуются не содержанием группо­вой деятельности, а только личными симпатиями (груп­па приятелей);

ассоциация — члены группы вступают в отношения, которые опосредуются только лично значимыми целями (группа охотников, нумизматов и т.п.);


 

корпорация — члены группы вступают в отношения, опосредуемые частно-групповыми интересами или целя­ми, не выходящими за рамки группы;

коллективы — члены группы вступают в отношения, опосредуемые единством личных, групповых и обществен­ных интересов.

Выделяют четыре стадии развития трудовых коллективов:

• Новички присматриваются друг к другу, совместно вырабатывая нормы делового взаимодействия, однако в личных отношениях руководствуются собственными по­нятиями о нормах и правилах поведения.

• Еще не все члены группы принимают равное участие в выработке и принятии коллективных решений, формиру­ется актив будущего трудового коллектива.

• Формирование социально ориентированной моти­вации работников, то есть усвоение коллективных норм поведения, идентификация (отождествление) своих лич­ных интересов с коллективными.

• Полное созревание коллектива, внешний контроль за деятельностью членов группы сменяется самоконтро­лем, коллектив становится самоуправляемым.

Различным этапам развития малых групп присущи и другие внутренние социально-психологические процессы. Совокупность всех этих процессов называют внутригруппо-вой динамикой. К процессам внутригрупповой динамики отно­сятся: руководство и лидерство, принятие групповых ре­шений, групповое нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, групповое давление, конформизм, конфликты и другие.

Структура малой группы — это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. Выделяют два вида таких связей:

связи, порождаемые совместной деятельностью (функ­циональные, организационные, экономические и управ­ленческие);

связи, порождаемые общением и психологическими отношениями.

Для малой группы характерна также социометрическая структура, то есть совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличност­ных предпочтений и отвержений, симпатий и антипатий. Свое название структура получила от основного метода ее диагностирования — метода социометрии.


 




Различают также группы членства и референтные (эта­лонные) группы, нормы и правила которых служат для индивида образцом. Референтные группы могут быть ре­альные и воображаемые, позитивные и негативные, мо­гут совпадать или не совпадать с группами членства.

Малые социальные группы подразделяют также на фор­мальные и неформальные, временные и стабильные, от­крытые и закрытые.

7Л. Лидерство, конформизм, групповое давление

В социальной психологии понятие «лидер» принято отличать от понятия «руководитель».

Лидер, как правило, выдвигается для решения груп­повых задач стихийно. Лидер — это член группы, прини­мающий на себя роль вожака в структуре внутригруппо-вых отношений. Это человек, за которым идут не в силу формального подчинения по должности, а потому, что он обладает способностями интересно организовывать дела, пользуется авторитетом.

Руководитель — это официальное лицо, облеченное вла­стными полномочиями и связанное с организацией основ­ной деятельности группы. Руководитель назначается сверху или выбирается официально. Например, директор фаб­рики, заведующий кафедрой, бригадир и т.п.

При определенных условиях лидерство и руководство могут совмещаться в одном лице.

Вместе с тем, в социальной психологии и теории управ­ления существуют также понятия «формальный лидер» (ру­ководитель) и неформальный (выдвигаемый стихийно).

Основные признаки лидерства:

S более высокая инициативность и активность инди­вида при решении групповых задач;

S большая информированность о ситуации в группе и решаемых ею задачах;

щ большее соответствие поведения ценностям и нор­мам, принятым в данной группе;

S большая выраженность личных качеств, принимае­мых данной группой.

Виды лидерства:

S эмоциональное («сердце» группы);

*/ информационное («разум» группы);

S деловое («руки» группы).

ш


Чтобы обладать лидерским влиянием, руководитель должен восприниматься подчиненным как:

■S один из нас, а не чужак;

s подобный большинству из нас;

•S лучший из нас, чтобы служить примером, образцом для подражания.

И если руководитель одновременно является умом, сердцем и руками группы, то он будет пользоваться вы­сочайшим авторитетом и уважением. Однако, так бывает не всегда. Поэтому для руководителя очень важно пра­вильно подобрать команду заместителей и помощников.

Групповое давление это воздействие ценностных ус­тановок или норм поведения членов группы на мнения и поведение индивида. В процессе группового давления выделяют нормативное и информационное влияние на индивида.

Конформизм это изменение установок и поведения индивидов под влиянием членов группы. Он бывает внеш­ним и внутренним.

Внешний конформизм (уступчивость, приспособление) характеризуется внешним согласием с мнением группы или групповыми нормами поведения. При этом внутренне ин­дивид испытывает несогласие, но не демонстрирует его, чтобы не вступать в открытую конфронтацию с группой.

Внутренний конформизм (одобрение, согласие) харак­теризуется полным изменением первоначальной пози­ции индивида в пользу группы.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.