Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-11-27 | 305 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Вводные замечания. Графология, или психографология, относится к числу достаточно спорных дисциплин. Очень долгое время, вплоть до 80-х гг. нашего века, ее вообще не признавали как научную дисциплину и ставили где-то рядом с хиромантией, гаданием по руке и прочими парапсихологическими изысканиями. Однако графология (почерковедение) оказалась необходимой в прикладных областях, прежде всего в практике обучения письменной речи с соблюдением норм и правил каллиграфии и в криминалистической экспертизе, где работа с письменными документами составляет большую и чрезвычайно важную часть. Прикладные задачи заставили вновь обратиться к заномерностям почерка и зависимостям между его признаками и свойствами личности.
Следует сразу же отметить, что свойства почерка - это свойства психомоторной сферы в ее наиболее тонкой области - манипулировании рабочей (обычно правой) рукой и ее пальцами. Вряд ли кто-либо сомневается том, что при одинаковых методах обучения уже в школе каждый пишущий вырабатывает свой, присущий только ему почерк. К 21-22 годам порок устанавливается, и по нему опытный графолог может рассказать об особенностях эмоциональной сферы, некоторых личностных особенностях пишущего.
Порядок проведения:
Испытуемые получают задание оценить некоторые свои особенности по показателям почерка. Прежде всего это касается пространственного использования: расположения слов и фраз на листе бумаги, лучше нелинованной. При нормальном, рациональном использовании строчки располагаются на небольшом расстоянии друг от друга (2-3 мм), слева и справа - небольшие поля - 4 мм, пробелы вверху и внизу страницы - до 4 мм. Строчки ровные, не налезающие друг на друга.
|
Если строчки слишком плотные, буквально слипающиеся друг с другом, полей нет, промежутков между отрывками текста тоже нет, то можно говорить о преувеличенной расчетливости, тщательном контроле своих действий, может быть даже о скупости. Если же полей и промежутков слишком много, то скорее всего пишущий относится к разряду бесшабашных широких натур с не очень высокой организованностью.
Размер букв в нормальных условиях составляет величину 4-5 мм. Мелкие, меньше этого размера буквы - знак хладнокровия, осмотрительности, сдержанности в проявлении своих чувств. Иногда в этом проявляется даже некоторая профессиональная особенность - мелкий почерк инженера, вообще технического работника.
Наклон букв по правилам каллиграфии должен составлять 43-45 градусов. Правый низкий почерк (буквы почти «лежат» на строчке) свидетельствует о повышенной зависимости, ведомости пишущего, его слабой самостоятельности. Прямой почерк и особенно почерк с уклоном влево - это почерк людей не только самостоятельных, но и склонных к упрямству, иногда даже - к осознанному сопротивлению общепринятым нормам. Неустойчивый по наклону почерк, так же как и по размеру, - признак человека с неустойчивой эмоциональной сферой, способного на неожиданные поступки, склонного к частой смене настроения, плохо контролирующего свое поведение.
Очень красивый и четкий почерк с тщательным исполнением всех мелких деталей-апострофов над буквами «Й», точками над «Ё», запятыми - это почерк хорошего исполнителя, аккуратного и пунктуального, склонного к эстетическому оформлению. Следует заметить, что у гениальных людей, например, у Л.Н. Толстого, почерк был чрезвычайно запутанным с многочисленными исправлениями и трудно разбираемыми каракулями.
Мягкость, округлость при написании букв характеризуют личность как спокойную, терпеливую, склонную к компромиссам. Углообразования, жесткие соединения букв - это признаки упрямства, неуступчивости, требовательности к себе, резкости, возможно - агрессивности.
|
Сильный нажим - признак энергетики и организаторских склонностей пишущего. Слабый «паутинный» почерк - быстрая истощаемость нервных процессов, вялость, безынициативность.
Задачей испытуемых является попытка составить свой психологический портрет на основе данных почерка с выделением наиболее устойчивых показателей.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.
3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010
4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
5. Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.
6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
7. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. – М.: Институт практической психологии, 2002.
8. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Горбачевский и др., Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Питер, 2000.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
10. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002.
б) дополнительная литература
1. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. Т. 1. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
2. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М.: Политиздат, 1982.
3. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1974.
4. Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
5. Марцинковская Т.Д. Общая психология: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
6. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2004.
7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
8. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994.
|
9. Проблемы афазии и восстановительное обучение: В 2 т./ Под ред. Л.С. Цветковой.- М.: МГУ, 1975
10. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении. М.: Ин-т психологии, 1989.
11. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III: Субъект познания. Отв. Ред. В.В. Петухов. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://psyfactor.org/lybr.htm - библиотека сайта Пси-Фактор
2. http://psylib.kiev.ua - Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»
3. http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm - Виртуальная библиотека по психологии
4. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога
5. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.
6. www.flogiston.ru – психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук».
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
1. Заполните таблицу «Свойства речи».
свойство | характеристика |
содержательность | |
понятность | |
выразительность | |
действенность |
2. Составьте схему «Функции речи».
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Абиотические воздействия - те виды энергии и свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ.
Абсолютный порог ощущения -минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение.
Абстракция - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других.
Автоматические действия – либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка.
Агностицизм - философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей; ограничивает роль науки лишь познанием явлений, но не сущностей.
Активность — понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.
Активность (избирательность) восприятия – качество восприятия, определяемое направленностью или опытом личности.
Активность сознания – психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов.
|
Акцептор действия — понятие, введенное П.К Анохиным. Обозначает гипотетический психофизиологический аппарат, существующий в центральной нервной системеи представляющий собой модель будущего результата действия, с которой затем сличаются параметры реально выполненного действия.
Амнезия - заболевание с симптомами отсутствия воспоминаний или неполными воспоминаниями о произошедших событиях.
Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.
Анализатор — сложная нейрофизиологическая система, обеспечивающая восприятие и анализ раздражений, действующих на человека. Включает в себя рецептор, нервные пути, связывающие рецептор с мозгом, и специфические отделы последнего, перерабатывающие нервные импульсы.
Анимизм - 1) вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии; 2) форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу.
Анкетирование – опрос с помощью анкеты.
Антилокализационизм - представление об устройстве мозга, согласно которому: - мозг представляет собой единое и недифференцированное целое, работа которого в равной степени обусловливает функционирование всех психических процессов.
Антропоморфизм - уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ; также представление божества в образе человека.
Антропоцентризм - учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Апперцепция – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни.
Ассоцианизм - психологическое учение, использовавшее ассоциацию как главный объяснительный принцип всех психических явлений.
Ассоциативная психология - одно из основных направлений в психологии XVII-XIX вв. Главный объяснительный принцип психической жизни - ассоциации, а единица анализа психики - ассоциация.
Ассоциация - связь между двумя психическими элементами, возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого.
Аутогенная тренировка — психотерапевтический метод, основанный на самовнушении и саморегуляции.
Афазия - расстройство речи состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли вследствие поражения определённых зон коры головного мозга.
Безусловный рефлекс — врожденная автоматическая реакция организма на специфическое воздействие.
|
Беседа – метод психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.
Бессознательное — характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.
Бинокулярное зрение – способность одновременно четко видеть изображение предмета обоими глазами.
Биографический метод – комплексный метод психологического исследования, направленный на изучение биографических событий (жизненного пути) человека.
Бихевиоризм — учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов. Бихевиоризм отрицает необходимость и возможность научного исследования собственно психических явлений.
Быстрота воспроизведения - характеристика памяти, характеризующая способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.
Ведущая деятельность – вид деятельности, в котором формируются качественные изменения личности в данный период.
Вербальное общение - общение при помощи речи (письменной или устной).
Верхний абсолютный порог чувствительности — значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно.
Влечение — первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием.
Внешнее торможение - подавление условно-рефлекторной деятельности под воздействием посторонних раздражителей, вызывающих какой-либо безусловный рефлекс.
Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.
Внутреннее торможение - процесс торможения условно-рефлекторной деятельности, формирующийся во время многократного неподкрепления условного рефлекса.
Внутренняя деятельность — это скрытая от прямого наблюдения деятельность субъекта с образами объектов.
Внутренняя речь – особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания.
Волюнтаризм - направление в философии и психологии, признающее волю первоосновой всего сущего, высшим принципом бытия.
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органы чувств.
Воспроизведение - процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого ранее, но не воспринимаемого в данный момент.
Выразительность речи - свойство речи, связанное с эмоциональной насыщенностью.
Высшие психические функции - специфически человеческие (социальные по происхождению) психические процессы, возникшие на основе натуральных (природных) психических функций благодаря процессам опосредствования психологическими орудиями (знаковыми системами).
Вытеснение — перевод психического содержания из сознательного и предсознательного в бессознательное.
Вюрцбургская школа – школа немецкой психологии начала XX века, которая впервые сделала мышление предметом специального экспериментального исследования.
Галлюцинации — нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики.
Гештальтпсихология — одно из направлений зарубежной психологии, использующее для объяснения сложных психических явлений принцип их целостности («гештальты»).
Гилозоизм - философское учение об одушевленности всей природы, наделяющее ее способностью к ощущениям и мышлению.
Гуманизм - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле - светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.
Гуманистическая психология - отрасль психологии, в которой человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению.
Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
Деизм - религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.
Действенность речи - свойство речи, определяющееся влиянием на мысли, чувства, поведение слушателей.
Действие – относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.
Детерминизм - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.
Деятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Диакритическая функция речи - функция речи, которая служит той или иной неречевой ситуации.
Диалогическая речь – вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники.
Дивергенция – разведение зрительных осей, поворот их в стороны.
Динамически устойчивая траектория - особая, уникальная линия, при движении по которой развиваются механические силы, способствующие продолжению движения в выбранном направлении, благодаря чему движение приобретает легкость, непринужденность и стереотипность
Дистантные ощущения – ощущения, которые отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств.
Длительность ощущения — временная характеристика возникшего ощущения. Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.
Длительность сохранения - характеристика памяти, заключающаяся в способности человека удерживать определенное время необходимую информацию.
Догматизм - одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. В основе догматизма лежит слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений.
Долговременная память — память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения.
Дополнительные переменные (ДП) — сопутствующие стимуляции (НП) воздействия на испытуемого, оказывающие влияние на его ответ, и соответствующие составляющие ответа, дополняющие ЗП.
Дрессировка - методы воздействия на животное с целью выработать и закрепить у него определённые (нужные человеку) действия и навыки в результате образования условных рефлексов.
Дуализм — идеалистическое философское учение, рассматривающее духовное и материальное как равнозначные начала.
Душа — понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.
Естественный (полевой) эксперимент — опыт, осуществляемый в обычных для испытуемого условиях с минимумом вмешательства него жизнедеятельность со стороны экспериментатора.
Желание — состояние актуализированной, т.е. начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.
Забывание — процесс памяти, связанный с утратой следов прежних воздействий и возможности их воспроизведения.
Зависимая переменная - фактор, изменение которого является следствием изменения НП.
Задача – заданная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре.
Закон взаимной индукции процессов возбуждения и торможения – если один участок коры находится в состоянии возбуждения, то в других участках коры, функционально с ним связанных, возникает торможение; и наоборот, если условный раздражитель вызывает в определенном участке коры торможение, то в других участках, согласно закону индукции, возникает возбуждение.
Запоминание – психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.
Защитные механизмы — психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек, как личность, оберегает себя от психологических травм.
Знак (в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского) — средство, выработанное человечеством в процессах общения людей друг с другом, представляющее собой инструмент воздействия, с одной стороны, на другого человека, а с другой — на самого себя.
Знаковая система – набор знаков, объединенных общими правилами их взаимосвязи и практического использования.
Значение - обобщенное отражение предметного содержания слова, закрепленное в языке и имеющее устойчивый характер.
Игра – особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта.
Идеомоторные процессы - процессы, которые связывают представления о движении с его выполнением.
Измененные состояния сознания - это состояния сознания, которые отличаются от обычного, нормального состояния сознания человека, но не являются патологическими в психиатрическом понимании.
Иконическая память - память, рассчитанная на сохранение информации только в момент ее непосредственного восприятия при помощи естественных органов чувств.
Иллюзии восприятия – искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер.
Импрессивная речь - понимание устной и письменной речи.
Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему.
Инсайт – мгновенное осознание решения некоторой проблемы.
Инстинкт - генетически запрограммированная система поведения, которая проявляется в виде поведенческих актов, характерных для данного биологического вида.
Инстинктивное поведение – видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных.
Инстинкты – наследственно закрепленные действия, связанные в целесообразные цепочки, направленные на удовлетворение биологических потребностей.
Интеллект — совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, например, человекообразных обезьян.
Интенсивность ощущения - количественная характеристика ощущений, зависящая от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора.
Интенциональность сознания – сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ.
Интервью – беседа, организованная в форме опроса, когда обязательной является процедура постановки стандартизированных вопросов и регистрации ответов на них.
Интерес — форма проявления познавательной потребности, выражающаяся избирательным отношением личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
Интериоризация — процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.
Интероцептивные (органические) ощущения - ощущения, возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы во внутренних органах и тканях и отражающие внутренние состояния организма.
Интроспекционизм - психологическое направление, рассматривающее сознание в качестве основного предмета исследования и интроспекцию в качестве основного метода психологического познания.
Интроспекция - метод психологического анализа, заключающийся в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких-либо инструментов или эталонов.
Интуиция — способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.
Иррационализм - обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое "озарение", воображение, инстинкт, "бессознательное" и т.п.
Качество ощущений — свойство ощущений, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений.
Кинез - ненаправленная двигательная реакция (локомоторного или частного типа), при которой скорость движения зависит от интенсивности стимула, а не от направления его действия.
Ключевые раздражители - признаки компонентов среды, на которые животное реагирует, независимо от индивидуального опыта, врожденными, видотипичными формами поведения - инстинктивными движениями.
Когнитивная психология — одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования.
Коммуникативная функция речи - функция речи, которая реализуется посредством выражения, сообщения и воздействия на себя и других людей.
Коммуникация – передача информации посредством языка и других знаковых средств.
Конвергенция – сведение зрительных осей глаз за счет поворота глазных яблок навстречу друг другу.
Конкретно - действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.
Константность восприятия – относительное постоянство образов предметов, в частности их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия.
Контактные ощущения – ощущения, которые вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств.
Кратковременная память — память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких до десятков секунд, до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память.
Лабораторный эксперимент — метод психологии, осуществляется в искусственных условиях со строгим контролем всех влияющих факторов.
Либидо — одно из основных понятий психоанализа.Обозначает некоторый вид энергии, чаще всего биохимической, которая лежит в основе потребностей и поступков человека.
Личностный смысл – переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.
Локализационизм - представление об устройстве мозга, согласно которому каждый психический процесс (более или менее) однозначно связан с работой ограниченного участка головного мозга.
Локомоция - передвижение, разновидность движений животных и человека, связанная с активным перемещением в пространстве.
Лонгитюдное исследование - длительное по времени своего проведения научное исследование процессов формирования, развития и изменения каких-либо психических или поведенческих явлений.
Метод - совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Метод свободных ассоциаций - исследовательский, диагностический и терапевтический прием психоанализа. Основан на использовании феномена ассоциативности мышления для познания глубинных (преимущественно бессознательных) психических процессов и явлений и применения полученной информации для коррекции и лечения функциональных расстройств психики, посредством осознания пациентами причин, источников и характера их проблем.
Методика исследования – совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов.
Методология – система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности.
Механицизм - теория, в соответствии с которой все явления полностью объяснимы на основе механических принципов; идея, что каждое явление представляет собой результат существования материи, находящейся в движении, и может быть объяснено на основе законов этого движения; теория универсального объяснения посредством действующей причины, противопоставляемой конечной причине, или цели.
Механическое запоминание — запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала.
Моделирование – метод исследования, заключающийся в создании искусственной модели изучаемого явления, повторяющей его основные свойства и параметры.
Монада - понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно; психически активная субстанция в монадологии Г. В. Лейбница, воспринимающая и отражающая другую монаду и весь мир.
Монадология - философское учение Г. Лейбница, утверждающее, что весь мир явлений произошел от монады.
Монизм - способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы («субстанции») всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения.
Монологическая речь – высказывание, объединенное одной сложной мыслью.
Мотив - совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.
Мотивация — динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.
Мотив - стимул - второстепенные мотивы, побуждающие к некоей деятельности в случае ее полимотивированности. Они не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют эту деятельность.
Мотивы-цели – большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов жизни.
Моторная установка - готовность к выполнению конкретного действия.
Моторное поле – понятие, выражающее освоение субъектом пространства в процессе реализации движений.
Мышление – высший познавательный психический процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.
Наблюдательность - свойство личности, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали.
Наблюдение — метод психологического исследования, заключающийся в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях.
Навык — сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.
Наглядно-образное мышление – вид мыслительного процесса, характеризующийся опорой на представления и образы.
«Надсознательные» процессы - процессы образования интегрального продукта большой сознательной работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека.
Нарушения сознания - это такой вид расстройств психической деятельности, при котором затрудняется и изменяется восприятие и адекватный анализ окружающей действительности и самого себя.
Натурфилософия -исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.
Невербальное общение — коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику).
Невротические симптомы — это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека.
Независимая переменная (НП) - фактор, изменяемый самим экспериментатором, т.е. стимул.
Нейрон - основная функциональная и структурная единица нервной системы; принимает сигналы, поступающие от рецепторов и др.
Неосознаваемые автоматизмы -действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания.
Непреднамеренное запоминание - запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.
Нижний порог чувствительности – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.
Нистагм - непроизвольные быстрые ритмические движения глазных яблок.
Номинализм - направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами, словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм И. Росцелин и др.), или чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека (концепты - отсюда название этого «умеренного номинализма» - концептуализм; основан П. Абеляром).
Номинативная функция речи - функция речи, которая заключается в способности обозначать предметы, их свойства, признаки.
Облигатное научение - процесс, при котором многие инстинктивные действия должны пройти период становления и тренировки в ходе индивидуального развития животного
Обобщающая функция речи - функция речи, заключающаяся в выделении существенных признаков вещей и объединении их в определенную категорию.
Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Образное мышление - вид мышления, когда решение задачи осуществляется с помощью мысленного преобразования образов.
Обратная афферентация - термин, предложенный П. К. Анохиным для обозначения принципа работы функциональных систем организма, заключающегося в постоянной оценке полезного приспособительного результата путем сопоставления его параметров с параметрами акцептора результата действия.
Обстановочная афферентация - компонент афферентного синтеза, представляющий собой воздействие на организм всей совокупности внешних факторов, составляющих конкретную обстановку, на фоне которой развертывается адаптационная деятельность организма.
Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Объективный критерий психики - такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика
Объем памяти - максимальному числу несвязанных между собой объектов, которые можно удержать в памяти и повторить или осознать за один раз.
Оперативная память — вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции.
Операция — единица деятельности, способ выполнения действия, определяемый условиями и наличной ситуацией.
Опредмечивание потребности -процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название
Опрос — метод
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!