Тема: Неосознаваемые психические процессы — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема: Неосознаваемые психические процессы

2017-11-27 404
Тема: Неосознаваемые психические процессы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: формирование представлений о структуре неосознаваемых психических процессов, основных функциях бессознательного, неосознаваемых механизмах сознательных действий и неосознаваемых побудителях сознательных действий, «надсознательных» процессах.

Организационная форма занятия: «круглый стол»

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов. Функции бессознательного.

2. Неосознаваемые механизмы сознательных действий:

· неосознаваемые автоматизмы;

· явления неосознаваемой установки;

· неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

3. Классификация и характеристика неосознаваемых побудителей сознательных действий:

· история формирования представлений о бессознательном;

· теория З. Фрейда о сущности и формах бессознательного;

· методы выявления бессознательных аффективных комплексов.

4. «Надсознательные» процессы.

 

Методические рекомендации:

По первому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о структуре неосознаваемых психических процессов, основных функциях бессознательного. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Бессознательное. Природа, функции, методы исследования: В 4-х т. - Тбилиси: Мецниереба, 1978; Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

По второму вопросу: студент должен охарактеризовать неосознаваемые механизмы сознательных действий - неосознаваемые автоматизмы (первичные и вторичные), явления неосознаваемой установки (концепция неосознаваемой установки Д.Н. Узнадзе, виды установки), неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

По третьему вопросу: в ходе занятия студент должен рассмотреть классификацию и дать характеристику неосознаваемым побудителям сознательных действий; ознакомиться с историей формирования представлений о бессознательном; знать основные положения теории бессознательного З. Фрейда; охарактеризовать основные формы проявления бессознательного (сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы) и методы выявления бессознательных аффективных комплексов (метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

По четвертому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о «надсознательных процессах», о соотношении сознательных и надсознательных процессов. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

 

Основные понятия: бессознательное,неосознаваемые автоматизмы, автоматические действия, навык, установка, моторная установка, умственная установка, перецептивная установка, невротические симптомы, защитные механизмы, вытеснение, сублимация, сопротивление, влечение, либидо, метод свободных ассоциаций, метод анализа сновидений, «надсознательные» процессы, интуиция.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006.

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

4. Фрейд. З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990.

б) дополнительная литература:

1. Бассин Ф.В. Проблема «бессознательного» (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). – М.: Медицина, 1968.

2. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3. Психология сознания / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. — СПб.: Питер, 2001.

4. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. / под ред. Райгородского Д.Я.- Самара: Изд. дом "БАХРАХ-М", 2000.

5. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе; Под ред. И.В. Имедадзе. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004.

6. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции 1-15. СПб.: Алетейя, 1999

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://bookap.info – Библиотека психологической литературы BOOKAP

2. http://psyfactor.org/lybr.htm - библиотека сайта Пси-Фактор

3. http://psylib.kiev.ua - Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»

4. http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm - Виртуальная библиотека по психологии

5. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога

6. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.

7. www.flogiston.ru – психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»

8. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

1. Конспект: Психопатология обыденной жизни // Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. С. 202 – 310.

2. Конспект: Установки и тенденции // Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010. С. 518-522.

3. Проанализировать приведенные примеры. В какой форме подавленные влечения просачиваются в сознание:

- «Заседание закрыто…Ах, простите…Заседание открыто» - объявляет председатель.

- Молодая женщина утверждает, что она ненавидит мужчин. Между тем по ночам ее часто посещают одни и те же кошмары: ее преследуют волосатые мужчины, от которых она не может убежать либо потому, что повредила ногу, либо потому, что упала… Только внезапное пробуждение дает ей возможность выйти из затруднительного положения.

- Мальчик говорит, что он «обожает» свою младшую сестренку. Однако каждую ночь его застают у изголовья кроватки девочки: он наблюдает за ней и прислушивается к ее дыханию… а не умрет ли она во сне?

4. Заполнить таблицу «Механизмы психологической защиты личности»:

Название механизма Краткая характеристика
   

Темы рефератов:

1. Возможные классификации бессознательных явлений в психологии.

2. Понятие установки как формы бессознательного.

3. История формирования представлений о бессознательном.

4. Методы выявления бессознательных аффективных комплексов.

5. Защитные механизмы. Современное представление о защитных механизмах в различных теориях.

Программированный контроль знаний:


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.