Законы организации второго уровня: информированности-упорядоченности, единства анализа и синтеза, композиции и пропорциональности — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Законы организации второго уровня: информированности-упорядоченности, единства анализа и синтеза, композиции и пропорциональности

2017-11-27 569
Законы организации второго уровня: информированности-упорядоченности, единства анализа и синтеза, композиции и пропорциональности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Закон информированности-упорядочности. чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения).

 

Закон может действовать в трех вариантах.

Первый вариант: руководитель и подчиненные ничего не знают о законе информированности-упорядоченности.

Результат стихийного действия закона. Персонал будет ста­раться собирать как можно больше информации о конкурентах, рынках сбыта и др., не задумываясь о ее упорядоченности и объеме. На этот процесс может уйти много финансовых ресур­сов, кроме того, компании могут подбросить ложную информа­цию, которая несомненно будет принята. В результате бессис­темной, но естественной гонки за информацией компания мо­жет понести серьезные убытки.

Второй вариант: руководитель знает о законе, а его подчиненные нет.

Результат действия закона. Персонал будет стараться принес­ти руководителю как можно больше информации о конкурентах, рынках сбыта и др. Роль руководителя будет заключаться в про­смотре всей информации и отборе существенной. Это весьма трудная работа, и руководитель может что-то важное пропустить. Если эта пропущенная информация приведет к отрица­тельным результатам, то персонал во всех грехах обвинит руко­водителя. Таким образом, этот вариант самый тяжелый для ру­ководителя. Лучше не знать всем, чем знать одному.

Третий вариант: руководитель и подчиненные знают о законе информированности-упорядоченности.

Результат действия закона будет самым благоприятным. Все ра­ботники в рамках своих полномочий и ответственности собирают, обрабатывают информацию, делают выводы и сообщают об этом заинтересованному специалисту компании. При этом варианте «туфта» (пустая информация) или дезинформация с большой веро­ятностью будет опущена для дальнейшей аналитической работы.

Наличие устойчивого канала информации увеличивает веро­ятность поступления нужной для работника информации и при этом неопределенность ее уменьшается.

Закон требует от руководителей создания и развития источ­ников информации, организации повышения квалификации своих сотрудников, внедрения передовых информационных тех­нологий, в том числе автоматизированных рабочих мест.

Следствие закона: информированность работника после достижения ею критического уровня переходит в его компетентность.

Руководитель, используя характеристики информации (объем, ценность, насыщенность и достоверность), имеет воз­можность создать первоклассный информационный ресурс сво­ей организации.

 

Закон единства анализа и синтеза: каждая материальная система стремиться настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций. Эти изменения идут в следующем цикле:

 

 
 

 

 


Скорость и результат преобразования зависят от диапазона изменения внешней и внутренней среды.

Для выполнения данного закона руководитель должен при­держиваться таких принципов, как:

• составление и реализация программы постоянного совершенствования организации, ее элементов и подразделении;

• привлечение к этой работе лучших специалистов или консультантов;

• проведение маркетинга внешней среды;

• сокращение затрат на производство продукции;

• уменьшение времени нахождения запасов и промежуточной продукции на складах;

• использование современной информационной технологии управления.

Закон единства анализа и синтеза имеет свои существенные особенности, которые заключаются в том, что закон

• не выражает специфики исторически определенных отношений, а характеризует всеобщие связи и отношения в социальной среде;

• выступает в роли катализатора общественного прогресса;

• играет возрастающую роль с развитием общества.

Закон единства анализа и синтеза относится к объективным законам организации. Поэтому в практике его реализации име­ются три варианта.

Первый вариант: руководитель и подчиненные ни­чего не знают о законе единства анализа и синтеза.

Результат стихийного действия закона. В любой организации постоянно идут формальные и неформальные преобразования на уровне удобства работы: перераспределяются функции, рас­ширяется или упрощается структура компании, принимается или увольняется персонал и др. Такие преобразования называют «текучкой». Они могут идти в ногу со временем, тогда это процесс неявной, но эффективной реализации закона. В большин­стве случаев стихийные преобразования могут опережать по­требности внутренней или внешней среды компании или отста­вать от них. Любое несоответствие, достигшее критических зна­чений, начинает проявлять себя в увеличении проблем компа­нии и даже социума.

Таким образом, стихийное действие закона единства анализа и синтеза в области преобразования структуры организации, стратегии производства может привести к проблемам конкурен­тоспособности, прибыльности и т.д.

При обнаружении таких проблем уже созревшими у руково­дителей не будет достаточно времени для своевременного про­ведения реструктуризации или диверсификации компании. По­этому действие закона в таких ситуациях всегда приводит к бы­строму уменьшению созидательных ресурсов, а деятельность персонала компании чаще всего носит спонтанный и даже кри­минальный характер

Второй вариант: руководитель знает о законе, а его подчиненные нет.

Результат действия закона. В статическом режиме, когда на­блюдается соответствие неявных преобразований в организации требованиям внешней и внутренней среды, руководитель оцени­вает только полноту такого соответствия. Персонал компании при этом вообще не приветствует никаких дополнительных пре­образований на будущее. При нарастании несоответствий руко­водитель должен убедить персонал в необходимости проводить преобразования. Это весьма трудная работа и руководитель мо­жет что-то важное пропустить, так как персонал помогать ему конструктивно не будет. В случае наступления больших несоот­ветствий персонал примет живейшее участие в данном процессе, но будет уже поздно. Таким образом, это очень тяжелый вариант для руководителя.

Третий вариант: руководитель и подчиненные знают о законе единства анализа и синтеза.

Результат действия закона будет самым благоприятным. Весь персонал в рамках своих полномочий и ответственности вносит свой вклад в позитивное действие закона. Составляются планы преобразования ключевых структур и процессов исходя из по­ступающей информации или результатов моделирования. При этом руководитель должен создавать и развивать источники информации, организовывать повышение квалификации своих со­трудников, внедрять передовые информационные технологий.

 

Закон композиции и пропорциональности формулируется так: каж­дая материальная система стремится сохранить в своей структу­ре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в задан­ной соотносительности или заданном подчинении (пропорции).

Закон композиции и пропорциональности относится к объ­ективным законам организации. Поэтому в практике его реали­зации имеются три варианта.

Первый вариант: руководитель и подчиненные ни­чего не знают о законе композиции и пропорциональности.

Результат стихийного действия закона. Любая стихийность приводит к самонастройке элементов: выполняемых функций, отношений между персоналом, набору целей и задач. Так, при функциональной подготовке организации ряд обяза­тельных базовых функций не включается в функциональную структуру, например, управление технической безопасностью, управление маркетингом, стратегическое управление, представи­тельная деятельность. Однако дальнейшая практическая дея­тельность организации потребует их выполнения (условие ком­позиции). И, как правило, данные функции поручают работни­кам смежных подразделений, поверхностно их знающих, т. е. объем и качество их исполнения (пропорциональность) не будут оптимальными. Таким образом, методом проб и ошибок органи­зация постепенно придет к нужному набору функций и прием­лемой пропорциональности их выполнения.

Второй вариант: руководитель знает о законе, а его подчиненные нет.

Результат действия закона. В своей деятельности руководи­тель, знающий данный закон, будет основываться на наборе целей организации, которые и определят направление гармониза­ции. Однако, как показывает практика, основная масса персона­ла не знакома с целями организации или не поддерживает все их. Поэтому конкретные действия руководителя по формирова­нию требуемого набора элементов и их пропорциональности не всегда будут осознанно поддержаны. Эффективность работы организации во многом будет определяться профессионализмом руководителя и его способностями по убеждению подчиненных в правильности реализуемых мероприятий.

Третий вариант: руководитель и подчиненные знают о законе композиции и пропорциональности и могут им управлять.

Результат действия закона будет проявляться в постоянном совершенствовании системы производства и управления, созда­нии команды единомышленников, существенном снижении из­держек производства. Все это, естественно, приведет к сниже­нию себестоимости производства и увеличению конкуренто­способности организации. При этом весь персонал осознанно в рамках своих полномочий и ответственности вносит свой вклад в позитивное действие закона.

Принципы закона

Сознательная реализация закона композиции и пропорциональ­ности в организации требует обязательного использования набо­ра принципов планирования, координации и полноты.

Принцип планирования: каждая организация должна иметь обоснованный план деятельности и развития.

Различают стратегическое, тактическое и оперативное пла­нирование.

Стратегическое охватывает диапазон 5—10 и более лет, такти­ческое — 2—4 года и оперативное — в течение одного года. Планирование связано с выработкой целей организации, согласован­ных с целями развития внутренней и внешней среды (работника, рынка, общества). Каждая цель представляется в виде набора конкретных задач с механизмом выполнения (рис.).

Принцип координации: каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения.

Этот принцип реализует достаточные условия закона (рис.)

 


Рис. Схема взаимодействия целей и задач

Принцип полноты: каждая организация должна выполнять весь набор функций производства и управления на своем участке дея­тельности либо своими силами, либо с помощью привлеченных орга­низаций.

Этот принцип реализует необходимые условия закона.

Рассмотрим выполнение указанных принципов на примере реализации жизненного цикла изделия «А» в ООО. Согласно принципу планирования руководитель должен составить бизнес-план, план развития организации; сформули­ровать задачи (рубежи), на которые необходимо выйти на этапах внедрения, роста, зрелости, насыщения, спада, краха и, возмож­но, и на этапы ликвидации и утилизации. Исходя из принципа координации руководителю необходимо наладить хорошую ин­формационную и оперативную службу для получения нужной информации в нужное время для принятия своевременных ко­ординирующих решений. Принцип полноты требует от руково­дителя, чтобы под каждый этап жизненного цикла была создана определенная инфраструктура с соответствующим обеспечением. Так, на этапе зрелости и насыщения необходимо активизировать работу маркетинговой службы, ослабив при этом некоторые конструкторские или технологические подразделения.

Основные принципы статической и динамической организации

 

 

Принципы приоритета

Принцип приоритета цели: в системе цель—задача—функция наивысший приоритет имеет цель, затем задача и далее функция (рис. а). Функции (подфункции) — виды конкретных работ. Например, из цели «поднять производительность труда» вытека­ет ряд конкретных задач, в частности, заменить станок А на ста­нок Б. Из этой задачи вытекает набор функций (или поручений), например, экономисту Сидорову В. В. за три дня составить калькуляцию затрат на замену станка, рабочему Цою А.Н. на четвертый день заменить станок, электрику Швангеру В.К. под­ключить силовой кабель к станку и т.д.

Если какая-либо задача из набора нереализуема (технически, экономически и т.д.), то приоритет переходит к ней (рис. б), при этом цель 1 должна быть скорректирована до цели 2 и далее вновь приоритет переходит к цели. Если какая-либо функция из набора нереализуема, то приоритет переходит к ней (рис. в), при этом должна быть скорректирована соответствующая задача из прежнего набора и сама цель до цели 3, далее вновь приори­тет переходит к цели.

 

 

 

Рис. Схема приоритетов в системе цель-задача-функция:

а) штатная схема, б) не реализуемость задачи,

в) не реализуемость функции.

• Принцип приоритета функций над структурой при создании организаций: создание новых организаций осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализу­ется набором задач. Затем эти задачи группируются по общно­сти и для этих групп формируется набор функций. Для конкретного набора функций создается набор структурных единиц (рис. 5.).

 

 

 

 

 

Набор целей   Набор задач     Набор функций   Набор производственных и управленческих звеньев и структур
     

Рис. Взаимосвязь целей, задач, функций и структур

Если невозможно сформировать набор структурных единиц, адекватных набору функций, то вновь рассматриваются вариан­ты по принципу приоритета цели.

• Принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях: в реально действующих организациях со временем отлаживаются взаимосвязи между элементами структуры, лишние постепенно отмирают, а недостающие постепенно появляются. Создается уникальная для каждой организации аура взаимодействия. Для сохранения этой ауры имеется очень небольшой диапазон изменения структуры в виде ликвидации, расширения или создания отдельных звеньев; увольнения или приема отдельных людей в рамках сокращения или увеличения выполняемых функций. При превышении этого диапазона организация может не справиться с новыми функциями.

Например, оборонное предприятие по производству танков не получает государственного заказа и простаивает. Руководите­лю предлагают два варианта плана конверсии: первый — пере­ход на выпуск изделий ширпотреба: ложек, вилок, кроватей и т.д., а второй — переход на выпуск автомобилей для инвали­дов. Первый вариант на бумаге более выгоден, однако реально осуществить его будет практически невозможно без полной ре­организации. А на это уйдет много лет. Второй вариант более приемлем и окажется более прибыльным, так как уже сущест­вующие звенья и налаженная система коммуникаций при не­больших изменениях могут сразу включиться в слаженную рабо­ту. Таким образом, у действующей организации небольшой вы­бор среди новых наборов функций.

• Принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения (звена): при создании организации собственник или учредители должны подбирать «под себя» персонал, выпускаемую продукцию, местоположение организации. Особое внимание должно уделяться персоналу, личностным и профессиональным характеристикам работникам. На стадии создания должны быть заложены основы комфортной рабо­ты. В этом случае хорошо работает система номенклатурного назначения, т. е. приглашение на управленческую должность людей, ранее работавших с собственниками организации либо по рекомендации (табл).

Таблица Особенности номенклатурных назначений

Положительные аспекты Отрицательные аспекты
Сохранение профессионализма в управлен­ческом труде При перемещениях человек имеет больше возможности найти интересную работу Появляются новые идеи управления и новые кадры При назначении на новую должность чело­век всегда испытывает прилив энергии Расширяются связи за счет новых контактов Быстрое освобождение очередного руково­дящего поста для продвижения кадров   Механистический под­ход к человеку (без уче­та личных качеств) Надежда на слабую от­ветственность Слабый профессио­нальный уровень на начальном этапе работы  

 

• Принцип приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций: руководители и главные специалисты организации должны подбираться под конкретные структур­ные подразделения с учетом их совместимости. Например, глав­ный бухгалтер организации ушел на пенсию. Коллектив бухгал­терии вправе рассчитывать, что новый руководитель будет не хуже прежнего. Поэтому задачей руководства будет поиск либо из состава бухгалтерии, либо со стороны адекватной замены. Хотя бывает и по-другому, когда номенклатурный работник по­степенно начинает менять состав звена, обычно это плохо кон­чается.

Принципы соответствия

• Принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами: каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансовых и кадровых ресурсов, призванных обеспечить выполнение набора задач. Учитывая, что задачи конкретизируются набором функций, необходимо, чтобы они были материализованы с учетом необходимого резерва. В противном случае одна или несколько функций не будут реализованы, а стоящие за ними задачи и цель также не будут выполнены (рис.).

 

 

  Функция 1.10 Функция 2.1   Функция 2.2     Функция 2,10 Функция 3.1 Функция 3.2   Функция 3.10 ункция 1.10 Функция 2.1 Функция 2.2 Функция 2,10 Функция 3.1 Функция 3.2 Функция 3.10

Рис. Схема взаимовлияния функции и цели

• Принцип соответствия распорядительства и подчинения, у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных. Не допускается ситуации, ко­гда подчиненный по другим каналам является линейным руко­водителем своего руководителя (начальник своего начальника). У президента акционерного общества открытого типа линейным руководителем выступает собрание акционеров, которое может даже снять его с должности, однако снять с должности человека, находящегося на более низкой ступени управления, собрание не имеет права, а может только поручить президенту ОАО решить этот вопрос.

Даже у президента страны должен быть линейный руководи­тель, который представлен в виде коллективного органа: кон­гресс, парламент и т.д.

• Принцип соответствия эффективности производства и экономичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами. Приоритет в большинстве случаев принадлежит эффективности. Так, увели­чение эффективности всегда связана с увеличением качества изделий, а это в свою очередь приводит к увеличению затрат, и это оправдано. Известный политический лозунг бывшего СССР периода застоя: «Экономика должна быть экономной» не соот­ветствует данному принципу.

Принцип оптимального сочетания централизации и децентра­лизации производства и управления. Как показывает практика, очень маленькие и очень большие организации работают менее эф­фективно, чем их промежуточные по размеру аналоги. Многие ру­ководители не замечают, что их организации постепенно пре­вращаются в больших монстров с нарастающими трудностями производства и управления. Вовремя произвести объединение или разъединение организаций на филиалы — это важная задача руководителей. Критерии проведения этой работы — снижение спроса на товары, рост незапланированных увольнений персо­нала, рост затрат на управленческий аппарат.

- Принцип прямоточности: производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути с минимальным количеством вспомогательных операций.

- Принцип ритмичности: производственные и информационные процессы должны идти равномерно по заранее заданным временным интервалам.

- Принцип пропорциональности: производственные и информационные процессы должны идти по графику, чтобы не было простоев и затоваривания.

- Принцип синхронизации (системный принцип): среди производственных и информационных процессов необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под который должна подстраиваться работа других подразделений.

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.