Классификация организаций. Организационно-правовые формы организаций — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Классификация организаций. Организационно-правовые формы организаций

2017-11-27 281
Классификация организаций. Организационно-правовые формы организаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Классификация организаций. Организационно-правовые формы организаций

 

Организация - общности людей, объединённых целями и управлением.

Организации, составляющие основу любой цивилизации, можно представить в виде большого набора правовых форм и организа­ционных структур. В любой науке классификация занимает осо­бое место. Классификация организаций важна по трем причинам:

• нахождение сходных организаций по каким-либо параметрам, это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования;

• возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб и т.д.;

• принадлежность организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам.

Организации могут быть:

• правительственные и неправительственные;

• коммерческие и некоммерческие;

• бюджетные и небюджетные;

• общественные и хозяйственные;

• формальные и неформальные.

Кроме того, различают организации по:

• отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.);

• самостоятельности принятия решений (головные/ материнские, дочерние и зависимые).

Могут применяться и дополнительные признаки для класси­фикации.

Статус правительственной организации дается официальными органами власти. На них распространяются различные приви­легии, льготы и жесткие обязательства. Например, чиновники из аппарата Президента РФ не могут возглавлять коммерческие структуры; чиновники из аппарата Госкомимущества РФ не могут вкладывать свои средства в акции приватизируемых орга­низаций. К неправительственным организациям относятся все другие организации, не имеющие такого статуса.

Коммерческие организации строят свою деятельность на полу­чении максимальной прибыли в интересах учредителей, а для некоммерческих основная цель состоит в удовлетворении общест­венных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредите­лям, а на развитие организации. Например, некоммерческое учебное заведение осуществляет свою работу на основе полной оплаты студентами процесса обучения, при этом вся прибыль должна идти на расширение учебной базы, приобретение ком­пьютеров, литературы и др.

Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из вьщеленных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС. Небюджетные организации сами изыскивают источники финансирования. Мно­гие организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, так и небюджетные средства.

Общественные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутрен­ней среде), а хозяйственные — для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации сре­де. Так, профсоюзы являются общественной организацией, по­скольку все поступившие членские взносы тратятся на удовлетво­рение потребностей своих же членов. Например, АЗЛК — хозяй­ственная организация, выпускающая автомобили для широкой продажи.

 

Всю совокупность организаций можно разделить на две группы: организации неформальные и формальные (рис. 1.).

 

 
 

 

 


Рис. 1. Общая классификация организаций

 

Неформальные организации – это официально не признанные объединения людей, не зарегистрированные, действующие вне существующего законодательства той или иной страны. Примером могут служить разного рода группы людей по интересам, преступные формирования, нелегальные секты. К неформальным организациям применим термин «неофициальные».

Формальные организации – это легально созданные, официально признанные, документально оформленные, надлежащим образом зарегистрированные объединения лиц.

В механизме управления и формальными и неформальными организациями имеется много общего. По понятным причинам мы в дальнейшем будем иметь в виду управление в официальных организациях.

В свою очередь, все формальные («официальные») организации можно разделить тоже на две группы: 1) организации, выступающие как юридические лица; 2) организации, не являющиеся юридическими лицами (рис. 2.).

 

 
 

 


Рис. 2. Юридическая классификация формальных организаций

 

Ко второй из указанных групп относятся, прежде всего, организации, образуемые частными предпринимателями, осуществляющими деятельность без образования юридического лица. По действующему Гражданскому кодексу РФ не выступают юридическими лицами крестьянские хозяйства. Носителями прав и ответственности в таких организациях выступают конкретные физические лица (частные предприниматели, главы крестьянских хозяйств), они же выступают их органами управления.

По российскому законодательству не являются полноценными юридическими лицами филиалы и представительства: они выступают как обособленные подразделения какой-либо организации – юридического лица. Состав их органов управления и компетенция органов определяются головной организацией, как правило, в положении о филиале (представительстве).

Гражданский кодекс РФ все организации в зависимости от целей их деятельности разделяет на две группы: организации коммерческие и некоммерческие (рис. 3.).

 

 
 

 

 


Рис. 3. Классификация организаций по целевой направленности

 

Коммерческие организации в качестве основной экономической цели своей деятельности имеют извлечение прибыли, по своей природе они должны быть самоокупаемыми. Некоммерческие организации преследуют цель удовлетворения потребностей людей; их доходная часть в большинстве случаев формируется из внешних поступлений. В таблице 1. приведены основные формы некоммерческих организаций с примерами видов.

 

Таблица 1

 

Рис. 2. Базовые формы коммерческих организаций

Полный перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций включает восемь наименований (таблица 2.)

 

Таблица 2.2.

Коммерческих организаций

 

Базовая форма Перечень организационно-правовых форм
1. Хозяйственные товарищества   2. Хозяйственные общества   3. Производственные кооперативы 4. Унитарные предприятия 1.Полное товарищество 2.Товарищество на вере (коммандитное товарищество)   3.Общество с ограниченной ответственностью (ООО) 4.Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) 5.Акционерное общество (АО)   6.Производственный кооператив 7.Государственное унитарное предприятие 8.Муниципальное унитарное предприятие

 

Отдельные организационно-правовые формы имеют типы и виды. Так, акционерные общества создаются двух типов открытые и закрытые. Государственные унитарные предприятия могут быть федеральными и субъектов РФ (республиканские, областные, краевые).

Рассмотрим основные правовые формы организаций.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — объе­динение граждан и (или) юридических лиц для совместной хо­зяйственной деятельности. Уставный капитал образуется только из вкладов (паев) учредителей. ООО создается и действует на основании учредительного договора и устава; если общество создано одним лицом, то —только устава. Пример фирменного наименования ООО. «Фирма «Лотос» — общество с ограничен­ной ответственностью». Число участников ООО не должно пре­вышать 50 человек.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) учреж­дается одним или несколькими лицами. Участники ОДО соли­дарно несут субсидиарную ответственность за убытки, связанные с деятельностью общества. ОДО создается и действует на осно­вании учредительного договора и устава, если общество создано одним лицом, то — только устава.

Пример фирменного наименования ОДО: «Фирма «Колос» — общество с дополнительной ответственностью».

Акционерное общество (АО) — это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число ак­ций, удостоверяющих обязательные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Общество может быть открытым (ОАО) или закрытым (ЗАО). Акционеры ОАО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акцио­неров общества. Число акционеров ОАО неограничено. В ЗАО акции общества распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Число акционеров ЗАО не должно превышать 50 человек.

ООО, ЗАО и АО несут ответственность по долгам в пределах своего имущества, а акционеры — в пределах своего вклада (ограниченная ответственность). Обычно стоимость имущества превышает сумму вкладов.

Полное товарищество — это коммерческая организация, уча­стники которой (полные товарищи) в соответствии с заключен­ным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут полную ответственность всем принадле­жащим им имуществом (в том числе и личным).

Товарищество (ТВ) на вере (коммандитное товарищество) включает полных товарищей и вкладчиков (коммандитистов). Статус полных товарищей аналогичен статусу полного товари­щества. Коммандитисты не принимают участия в предпринима­тельской деятельности и несут риск убытков товарищества в пределах внесенных ими вкладов. ТВ создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается только полными товарищами (устава нет).

Примеры фирменного наименования товарищества на вере:

«Иванов и компания — товарищество на вере» (имя или на­именование одного товарища);

«Иванов и компания — коммандитное товарищество» (имя или наименование одного товарища);

«Иванов, Петров, Сидоров — товарищество на вере» (перечень всех полных товарищей).

Хозяйственное общество считается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество имеет возможность определять его решения. На основное хозяйствен­ное общество или товарищество возлагается полная или субси­диарная ответственность за результаты деятельности дочернего хозяйственного общества.

Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (участвующее в его делах) общество имеет более 20% голосую­щих акций или 20% уставного капитала общества с ограничен­ной ответственностью. Участвующее общество должно в обяза­тельном порядке опубликовать сведения о зависимых хозяйст­венных обществах.

Новый ГК РФ ориентирован прежде всего на развитие про­изводственной сферы предпринимательства в стране. В этой связи введена новая форма — «производственный кооператив» (артель) — добровольное объединение граждан (не менее пяти) и их имущественных паевых взносов. Часть имущественного комплекса может быть объявлена неделимой. Независимо от ве­личины пая каждый член кооператива имеет один голос. Статус производственного кооператива необходим для внесения опре­деленности при предоставлении налоговых льгот организациям производственной сферы. Производственный кооператив может быть преобразован в хозяйственное товарищество или общество. Кооператив не вправе выпускать акции. Учредительный доку­мент — устав кооператива.

Унитарным предприятием (УП) является коммерческая орга­низация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного пред­приятия неделимо. Имущественный комплекс может принадле­жать предприятию на праве либо хозяйственного ведения, либо оперативного управления. УП являются казенными предпри­ятиями. Федеральное казенное предприятие создается, реорга­низуется и ликвидируется по решению Правительства Россий­ской Федерации, которое несет субсидиарную ответственность за убытки казенного предприятия.

 

Рис. 1 Схема управленческих процессов в организации

Функция 1 отражает зависимость результата от входного воз­действия, функция 2 — зависимость корректировки на входное воздействие от результата (обратная связь). Функция 2 может либо усиливать входное воздействие с ростом значения результа­та (положительная обратная связь), либо ослаблять его с ростом значения результата (отрицательная обратная связь).

Процесс, изображенный на рис. 1, обладает следующими особенностями (рис. 2):


Входное воздействие

• запаздыванием обратной связи,

• наличием порога нечувствительности,

• ограничениями на переменные,

• схождением на намеченный уровень или расхождением от
него.

Ограничения на входное воздействие

Рис. 2 Графическая интерпретация процесса :

1 - порог нечувствительности, 2 - изменение результата от входного воздействия, 3 - ограничение результата при увеличении входного воздействия

Зависимости между входными воздействиями и выходными результатами могут иметь различный вид (табличные, графиче­ские, формульные, словесные; набор параграфов, статей, инструкций, положений). Например, зависимость производительно­сти труда в организации от количества работников с высшим образованием можно представить в виде графика (данные ус­ловные) на рис. 3.

Производительность труда

Рис. 3. Пример графической зависимости

При анализе организаций влияние входного воздействия (пере­менной) на результат и результата на входное воздействие принято характеризовать не словом «функция», а словом «зависимость».

Зависимость — это связь между переменными входа и выхода. Зависимость может включать общее и особенное (индивидуальное) для каждой организации. Зависимости могут быть:

• объективными и субъективными,

• кратковременными и долговременными,

• моральными и аморальными.

Объективные зависимости формируются независимо от воли людей. Если руководитель учитывает неотвратимость действия этих зависимостей, то он может их использовать во благо себе, в противном случае эти зависимости могут помешать его усилиям.

Субъективные зависимости формируются людьми для реали­зации глобальных целей организации или страны. К кратковре­менным зависимостям относятся, например, зависимость выбора вариантов решения оперативного планирования (при корректи­ровках) от имеющегося времени, зависимость сверхурочной производительности труда от величины оплаты; зависимость подбора кадров от личностных качеств нового руководителя. К долговременным относятся: зависимость заработной платы работ­ника от его производительности, зависимость прибыли органи­зации от величины устойчивого спроса на ее продукцию, зави­симость производительности труда аппарата управления от его информированности и др.

Моральные зависимости связаны с соблюдением установлен­ных в общественной формации (группе стран, одной стране или регионе) норм поведения человека, идеалов добра и зла. Амо­ральные зависимости связаны с обычаями или традициями, так или иначе нарушающими международные права человека. Такие зависимости проявляются либо в незаконных общественных формированиях, либо в организациях, находящихся в неестест­венных условиях существования.

Таким образом, все решения, принимаемые человеком, или его поступки так или иначе подчиняются некоторым осознанным или неосознанным зависимостям. Из категории «зависимость» вы­текает понятие закона. Закон — это зависимость, которая либо:

• зафиксирована в законодательных документах (конституции, законодательных актах, уставах и т.д.);

• является общепринятой нормой для большой группы людей и организаций. (Такие нормы зафиксированы в Библии, Коране, Талмуде и т.д.).

• получила признание и поддержку авторитетных ученых (синергия, пропорциональность и композиция и т.д.).

Законы аналогично зависимостям бывают объективными и субъективными, кратковременными и долговременными, мо­ральными и аморальными.

Объективные законы носят название законы организации, а субъективные — законы для организаций. Так же, как и зависимо­сти, законы могут быть представлены в виде таблиц, графиков, формул, словесных описаний, набора параграфов и статей, ин­струкций и положений.

Закон — это динамика функционирования организации, а положение, статья, данные таблицы и т.д. — это статика.

Обычно область действия переменных закона достаточно обшир­на. Возможные сочетания ситуаций в законе можно сгруппировать по каким-либо признакам, т. е. создать набор закономерностей в рамках данного закона. При этом упрощается процедура их приме­нения и понимания. Для каждой закономерности можно разработать методические толкования для руководителей и специалистов. Таким образом, закономерность является частью закона. Графически это выглядит следующим образом (рис. 4).

 

Рис.4. Закон и закономерности

Закон изображен пунктирной линией, а его закономерности в областях 1, 2, 3, и 4 получены аппроксимацией в виде прямых линий. В теории организации часто нет необходимости матема­тически точно описывать закон сложными выражениями, доста­точно, выбрав интересующую область его действия, использо­вать простые аппроксимации в виде прямых линий, асимптот, парабол и т.д. Каждая из представленных на рис. 4 закономер­ностей может использоваться самостоятельно.

Закон, закономерность с позиций менеджмента можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достиже­ния. Например, закономерность создания организаций — это:

- выявление конкретной общественной потребности либо потребности группы людей;

- исследование потребностей на устойчивость, объем, степень неудовлетворенности;

- формирование объекта управления (состав, профессиональный уровень, функциональные обязанности);

- создание субъекта управления (состав, профессиональный уровень, функциональные права и обязанности). В состав

- субъекта управления могут входить физические и (или) юридические лица;

- • проектирование организации (организационная структура управления, географическое расположение и структура — сосредоточенная или распределенная).

Таким образом, закон (закономерность) имеет механизм дей­ствия и механизм использования. Механизм действия — это формирование зависимости выходных параметров от входных; определение допустимой инерционности, запаздывания и порога реагирования. Механизм использования — это набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с указа­нием перечня его прав и ответственности.

 

Рис. Функции управления

 

Представленные на рисунке первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения.

 

В каждой организации имеются регламентирующие документы на систему управления организации (уставные документы, законодательные и нормативные акты и т.д.). Однако наряду со штатными управленческим процессом в организации происходят процессы, связанные с несанкционированным управлением и организацией. Т.е. самоуправление и самоорганизация.

В ряде случаев самоуправление и самоорганизация более эффективны, чем искусственное управление и самоорганизация. В некоторых случаях они инициируют развитие искусственного управления в организации или же функционируют совместно. Иногда трудно определить, что послужило ис­точником профессионального управления: оно само или эле­менты самоуправления (рис. 1). В изображенном цикле процесс организации является следствием регламентного управления, а самоорганизация первична (инициирующая) для самоуправления.

Рис.1 Схема цикличности управления и самоуправления, организации и самоорганизации

 

Самоорганизация может рассматриваться как процесс и как явление. Сущность ее как процесса состоит в формировании со­вокупности действий, ведущих к созданию устойчивых реакций в системе. Сущность самоорганизации как явления состоит в объе­динении элементов для реализации программы или цели и дейст­вующих на основании внутренних правил и процедур.

 

Выделяют техническую, биологическую и социальную самоорга­низацию.

Техническая самоорганизация (как процесс) основана на про­грамме автоматической смены алгоритма действия при измене­нии свойств управляемого объекта, цели управления или пара­метров окружающей среды (например, система самонаведения ракет). Как явление техническая самоорганизация — это набор альтернативных интеллектуальных адаптивных систем, обеспечивающих заданную работоспособность вне зависимости от ус­ловий функционирования. Среди них различают самонастраи­вающиеся, самообучающиеся и самоорганизующиеся системы.

Биологическая самоорганизация основана на генетической программе сохранения вида (как процесс), призванной обеспе­чить соматическое (телесное) построение объекта (как явление). Процессы мутации живых организмов, их приспособление к конкретным условиям существования являются проявлением биологической самоорганизации.

Социальная самоорганизация (как процесс) основана на обще­ственной социальной программе гармонизации общественных отношений, включающей меняющиеся во времени приоритеты установок, интересов, ценностных ориентации, мотивов и целей относительно постоянных во времени законов организации. Са­моорганизация реализуется путем самообучения, самовоспитания и самоконтроля. Как явление социальная самоорганизация — это конкретные поступки человека или организации, формы коммуникаций, выводы.

Основные качества, способствующие проявлению самоорга­низации человека или организации, — это инициативность, му­жественность, настойчивость, решительность, самоанализ, само регуляция, самообладание, сдержанность, самодисциплина, тер­пение, умение предвидеть, самостоятельность, энергичность.

Позитивными формами проявления самоорганизации «руко­водителя и специалиста выступают изобретательская и рациона­лизаторская деятельность, создание эффективных машин и структур, техническое и управленческое консультирование.

Самообучение — это необходимое самопроизвольное стремление человека или организации к изменениям внутренней базы данных и базы знаний. Самообучение реализуется путем затрат собствен­ного свободного времени и финансовых ресурсов на более пол­ное удовлетворение потребностей и интересов в информации, знаниях и общении. Самообучение может проводиться в обыч­ных формах общественного обучения (высшее, среднее и про­фессиональное образование) на базе государственных и частных образовательных учреждений, а также самостоятельно по инди­видуальной методике.

Самовоспитание может относиться как к человеку, так и к организации. Цель самовоспитания — преодоление вредных или создание новых позитивных качеств личности или организации, в том числе формирование активной деловой политики, утвер­ждение своей продукции, технологии или имиджа; самовнушение, самодисциплина и лояльность; самоодобрение и самости­мулирование; преодоление отрицательных эмоций.

Самоконтроль — это контроль собственной деятельности че­ловека, коллектива или организации, осуществляемый с целью сравнения результатов деятельности с имеющимися нормами, пра­вилами и стандартами. Это сравнение позволяет человеку или другому объекту организации неформально оценить свою дея­тельность, выявить свои возможности для улучшения деятельно­сти или убедиться в несоответствии работы своим силам и зна­ниям. Для проведения самоконтроля применяются самоанализ, самоотчет, самооценка, самоисповедь, тестирование по индиви­дуальному тесту, внутренний голос. По отношению к общест­венному контролю результаты самоконтроля могут быть: адек­ватными, завышенными или заниженными.

Рис. 2. Циклы возникновения самоорганизации в системе

 

Социальная самоорганизация может быть личной и коллек­тивной. Личная самоорганизация в большей мере рассматривается в психологии и только частично в рамках теории организации в плане информационного обеспечения и формах самоорганиза­ции. Коллективная самоорганизация может происходить в среде:

• внутренних коммуникаций (при выполнении работ в отделе, цехе, лаборатории и т.д.);

• внешних коммуникаций (при проведении региональных собраний, конференций, объединенных работ, при виртуальных контактах);

• рисковых (венчурных) операций (работа в условиях стрессов, неожиданностей, опасностей).

 

 

Ресурсы

В организации есть ресурсы, способствующие ее развитию, и ресурсы, способствующие ее разрушению:

ресурс внешнего разрушительного воздействия;

ресурс внутреннего воздействия, стремящегося лик­видировать организацию или нанести ей ощутимый вред.

Общая сумма созидательных ресурсов орга­низации должна быть больше суммы внешних и внутренних разрушительных ресурсов.

 

Например, конкуренты желают вытеснить компанию «А» с ее сегмента рынка и затрачивают на эту акцию финансы и время. Возможны три варианта результата:

1) У компании «А» нет ресурсов для противостояния и она терпит существенные убытки или ликвидируется.

2) Компания «А» имеет достаточно ресурсов, чтобы остаться на своих позициях.

3) Жесткий нажим на компанию «А» со стороны конкурентов активизирует деятельность ее персонала, повышает суммарный ресурс компании, и она либо остается на рынке с новой продукцией, либо расширяет сегмент рынка с прежней продукцией.

При позитивном влиянии параметры – разрушительные ресурсы увеличивают как энергию удержания, так и энергию ликвидации, при нега­тивном — увеличивают только энергию ликвидации.

Таким образом, реакция компании на внешние или внутрен­ние отрицательные воздействия может привести либо к созида­тельным, либо к разрушительным явлениям. Это частично опре­деляется рядом факторов. К внутренним факторам относятся:

• философия организации;

• принципы ее деятельности;

• использование ресурсов и технологии;

• качество и уровень реализации маркетинга.

К внешним факторам относятся:

• демографические;

• экономические и политические;

• развитие науки и техники;

• развитие культуры, в том числе культуры взаимодействия между организациями.

Перечисленные факторы, реализуясь в конкретные действия, могут существенно повысить ресурс организации. В частности, руководитель организации должен:

• иметь в запасе новую технологию;

• постоянно повышать профессионализм персонала;

• иметь и поддерживать связи с внешней средой и конкретными людьми;

• иметь своих информаторов в среде конкурентов и среди государственных чиновников;

создавать союзы взаимного страхования с аналогичными организациями

• в уставном капитале организации увеличивать долю ликвидного имущества;

• иметь дополнительный источник существования.

Знание закона самосохранения необходимо для службы безопасности организации и личной безопасности ее руководи­телей. Обеспечение безопасности имеет два аспекта: оператив­ный и стратегический. Оперативный аспект предусматривает организацию охраны организации и ее подразделений, материа­лов и готовой продукции. Стратегический аспект требует прове­дения аналитической работы, чтобы не допустить возникнове­ния угрозы организации и ее руководителям. Эта работа связана прежде всего с определением уровня самосохранения организа­ции.

Закон самосохранения, как уже отмечено выше, относится к объективным законам. Поэтому в практике его реализации име­ются три варианта.

Первый вариант: руководитель и подчиненные ничего не знают о законе самосохранения.

Результат стихийного действия закона. До тех пор пока орга­низация, по представлениям руководителя и персонала, функ­ционирует успешно, закон себя практически не проявляет и не беспокоит руководителя. При нарастании неблагоприятных воз­действий (увеличивается энергия ликвидации) организация в лице всего коллектива начинает сопротивляться (наращивать энергию удержания). Чаще всего такое сопротивление носит спонтанный и криминальный характер (увеличение продолжи­тельности рабочего дня, конфликты, подделка финансовых до­кументов и т.д.). Естественное стремление быстро нарастить энергию удержания приводит к неоправданным и часто невос­полнимым затратам. Например, берут срочные кредиты под большие проценты, оставляя в качестве залога готовую продук­цию или ликвидную недвижимость. Не всегда организации уда­ется расплатиться с кредиторами в срок. Действие закона приводит к быстрому уменьшению энергии удержания.

Второй вариант: руководитель знает о законе, а его подчиненные нет.

Результат действия закона. В статическом режиме, когда на­блюдается стабильность в преобладании энергии удержания над энергией ликвидации, руководитель лишь наблюдает за измене­ниями в благоприятных уровнях самосохранения и формирует потенциальные ресурсы удержания. Персонал при этом вообще не интересуется самосохранением И не формирует долгосрочных ресурсов выживания. При перемещении организации в неблаго­приятные уровни персонал начнет активизироваться: часть ра­ботников покинет организацию, уменьшив тем самым энергию удержания, а другие будут спешно предлагать руководителю со­мнительные варианты наращивания энергии удержания или ос­лабления энергии ликвидации. Для руководителя это очень тя­желые времена.

Третий вариант: руководитель и подчиненные знают о законе самосохранении.

Результат действия закона будет благоприятным для органи­зации. Все работники в рамках своих полномочий и ответствен­ности заранее предполагают, что организация в условиях ры­ночной экономики может оказаться в неблагоприятных услови­ях. Дорожа своим рабочим местом, они в плановом порядке по­степенно создают новые ресурсы, укрепляют старые связи, сни­жают отрицательные возмущающие влияния или переводят их на пользу себе.

Первый вариант представляет типичную добросовестную ра­боту на уровне здравого смысла. Третий вариант характеризует профессиональный подход к деятельности организации. Меха­низм действия и конечные результаты при этих вариантах суще­ственно различаются.

Образно действие закона самосохранения можно представить в виде следующего сценария: роль закона исполняет милицио­нер муниципальной милиции, следящий за порядком; роль ор­ганизации — человек, идущий пешком в контролируемом рай­оне. Если человек хорошо одет и идет спокойно (аналог органи­зации с большими ресурсами удержания), то милиционер им не интересуется и не трогает. Если человек одет кое-как и еще бе­жит (аналог организации с большими ресурсами ликвидации), то милиционер им заинтересуется, отведет в участок и будет с ним разбираться.

 

Закон развития формулируется так: каждая материальная систе­ма стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Закон развития опирается на ряд принципов: инерции, эла­стичности, непрерывности и стабилизации.

Принцип инерции (или запаздывания) состоит в том, что из­менение потенциала системы начинается спустя некоторое время после начала воздействий изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания (рис.).

 

 

Рис. Потенциал системы при воздействии

Т3 - время запаздывания, Тп - время продолжения

В организациях инерция проявляется в функционировании устаревшего оборудования, в использовании устаревших знаний и навыков, в деятельности отживших организационных струк­тур. Инерция очень свойственна человеку независимо от его возраста. Она проявляется в традициях, обрядах, стереотипах мышления, нормах поведения.

Принцип эластичности состоит в том, что скорость из­менения потенциала системы зависит от самого потенциала.

Скорость изменения потенциала или суммы ресурсов опре­деляется углом подъема или спада кривой изменения ресурса в зоне эластичности (рис.). Если угол малый, то говорят о малой эластичности системы, т. е. система не очень восприим­чива к воздействиям и малые воздействия могут пройти мимо нее незаметно. Если угол большой, то говорят о большой эла­стичности системы, ее активной восприимчивости. На практике эластичность системы оценивают в сравнении с другими систе­мами исходя из статистических данных или классификаций.

Разные организации по-разному реагируют на одни и те же события в зависимости от профессионализма персонала, технизации.

Примеры поведения организаций с высокой эластичностью:

• при скачкообразном увеличении спроса на продукцию организация быстро задействует резервные мощности и привлекает смежные организации;

• при резком долговременном уменьшении спроса на продукцию работники организации в короткие сроки разработали, освоили и стали выпускать новую продукцию, пользующуюся большим спросом.

В табл. приведены факторы, способствующие увеличению или уменьшению эластичности в организации.

Таблица - Факторы влияющие на эластичность организации

 

Эластичность организации
Увеличение Уменьшение
Университетская подготовка основного персонала Универсализация производства Резервирование (страхование) Изоляция от внешней среды (создание собственной инфраструктуры) Унификация изделий и их состыковка с другими Введение ГОСТов и ОСТов Ротация кадров Профессиональная подготовка основного персонала Специализация производства Работа на всех производствен­ных мощностях Сильная зависимость от внешней среды структуры Полная свобода на габариты и характеристики изделий Отсутствие обязательных норм Сокращение текучести кадров

 

Принцип непрерывности состоит в том, что процесс изменения потенциала системы rj идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения. Кажущаяся дискретность (прерывистость) изме­нения потенциала системы часто объясняется взглядом со сто­роны, когда не замечается текущая работа, приводящая (трансформирующаяся) к новому качеству или количеству.

Например, организация 28 марта получила кредит на 2 млн. руб., который был зачислен на ее расчетный счет в банке. Уве­личился ли ее потенциал? Конечно нет, так как в строке балан­са «кредиторская задолженностей-появляется число 2 млн. руб.

Однако если организация будет успешно использовать этот кредит, то ее потенциал будет постепенно (непрерывно) расти.

Принцип стабилизации состоит в том, что система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества к стабильности.

На рис. ресурс системы претерпевал значительные из­менения, а в конце, на этапах краха и ликвидации, ресурс уменьшается до нуля. Улучшение работы организации и расши­рение этапа стабилизации должно проводиться профессиональ­но за счет ряда факторов, в


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.