Взаимосвязь менталитета и менеджмента — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Взаимосвязь менталитета и менеджмента

2017-11-21 382
Взаимосвязь менталитета и менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Менталитет в общем смысле – склад ума, образ мышления.

Под национальным менталитетом обычно подразумевают совокупность традиций, общественных норм, моральных и социальных устоев, культуры отдельно взятой нации, а также сложившихся стереотипов в поведении представителей этой нации, что в итоге накладывает отпечаток на их образ мышления, на их мировосприятие. С проявлением менталитета можно столкнуться в самых различных сферах общественной жизни, в том числе и в сфере трудовых, а в более широком смысле – производственных отношений.

Национальному менталитету как совокупности определённых свойств нации стали уделять серьёзное внимание сравнительно недавно, с начала
80-х годов XX века. Известно, что причиной тому послужили неожиданные для многих успехи на мировом рынке японских компаний. Предпринятые в этой связи попытки осмыслить причины столь впечатляющего «японского экономического труда» привели к появлению в теории управления такого понятия, как «организационная культура», которое в дальнейшем переросло в одну из функций современного менеджмента.

Джейм Харбор – известный консультант компаний автомобильной промышленности: «Японцы при выпуске автомобилей не используют более совершенную технологию, однако они втаптывают нас в грязь из-за абсолютного превосходства в области управления компаниями».

Сегодня уже всем ясно, что чисто управленческими средствами можно добиться более впечатляющих успехов, применяя при этом даже старое оборудование. Так, в начале 80-х годов маленький заводик «Тайоты» по выпуску двигателей в Камино был оснащён американскими станками образца 1960 года. В техническом оснащении он был безнадёжно отсталым в сравнении с предприятиями «Форда» и «Крайслера». Но в расчёте на одного занятого, включая рабочих и служащих, этот заводик производил двигателей в 4,5 раза больше, чем «Форд» и «Крайслер». При этом качество двигателей, включая их дизайн, на «Тайоте» значительно превосходило качество аналогичной продукции американских компаний.

Секрет успеха японских корпораций очень прост: высокий уровень производительности труда за счёт эффективного использования человеческого ресурса.

Успех Японии (низкие цены и высокое качество товара) явился своего рода катализатором, благодаря которому во всём мире резко возрос интерес к управлению организацией и эффективному использованию огромного потенциала, заложенного в человеке как объекте управления.

Причины столь впечатляющего «японского экономического чуда» берут своё начало именно в японском менталитете, т.е. совокупности японских культурных традиций, нравственных ценностей. Преданность японцев интересам «родной» компании, дух патернализма[10], царящий в компаниях, – всё это, как правило, принято считать исключительно проявлением японского менталитета.

Таким образом, большинство исследователей пришли к ошибочному выводу, что наличие национальных менталитетов неизбежно ведёт к различию в национальных стилях управления, следовательно, невозможно создать единый и универсальный стиль, не уступающий по эффективности японскому.

Ошибка здесь в том, что объективный закон оптимального поведения «не различает» национальных особенностей, а свойство поступать всегда с наибольшей для себя выгодой во всех отношениях присуще любому человеку, независимо от национальности.

«Японское экономическое чудо» состоит именно в том, что трудовые отношения в японских компаниях исподволь стали соответствовать рациональной модели, рациональное поведение японского работника по отношению к компании является оптимальным для него. В японских компаниях 93% работников считают, что повышение производительности труда однозначно приведёт к увеличению их доходов. А это свидетельствует о наличии тождества интересов работника и интересов предпринимателя.

Японские специалисты по управлению считают: «Необходимо, чтобы именно условия, а не управляющие заставляли персонал эффективно трудиться. Если создаются такие условия, сколь бы дорого они не обходились, тогда и вложения в капитальное строительство, в передовую технологию оказываются не напрасными, а прибыль многократно увеличивается».

Без учёта японского национального менталитета условия, регулирующие трудовые отношения остаются неполными, а японская модель трудовых отношений воспринимается исключительно как национальная. Вот почему никому в мире не удаётся повторить «японское чудо» – добиться таких же впечатляющих успехов при управлении персоналом.

Таким образом, необходимость учитывать национальные менталитеты при разработке национальных стилей управления и является негативным проявлением закона оптимального поведения.

В настоящее время наряду с национальным менталитетом большое внимание уделяется изучению этики деловых отношений с целью повышения уровня культуры в организациях.

 

Инфраструктура менеджмента

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.