Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации — это судебные органы, деятельность которых осуществляется в процессуальных формах, сближающих их с судами общей юрисдикции. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации — это судебные органы, деятельность которых осуществляется в процессуальных формах, сближающих их с судами общей юрисдикции.

2017-11-27 233
Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации — это судебные органы, деятельность которых осуществляется в процессуальных формах, сближающих их с судами общей юрисдикции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Компетенция конституционного (уставного) суда субъекта РФ:

1) контроль за конституционностью правовых актов республики, ее договора с РФ и другими субъектами Федерации, а также международных договоров;
2) официальное толкование Конституции республики;
3) разрешение споров о компетенции между органами государственной власти республики; между ними и органами местного самоуправления; между органами местного самоуправления;
4) защита конституционных прав и свобод граждан по их жалобам и запросам судов о неконституционности закона республики, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
5) контроль за решением Парламента о назначении;
6) контроль за конституционностью политических партий и иных общественных объединений; разрешение конституционно-правовых споров между общественными организациями и государственными органами;
7) защита Конституции республики от нарушения ее высшими должностными лицами, а в некоторых случаях - другими должностными лицами и судьями; участие в процедуре подтверждения стойкой неспособности президента по состоянию здоровья выполнять свои функции;
8) защита Конституции от нарушения ее Парламентом республики путем дачи заключения, служащего основанием для решения вопроса о роспуске Парламента;
9) дача заключений о соответствии Конституции республики действующих на ее территории законов, других нормативных актов и международных договоров республики, о нарушении республиканского суверенитета федеральными органами государственной власти и управления;
10) участие в законодательном процессе республики (осуществление права на законодательную инициативу);
11) иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами субъектов РФ (участие в процедуре принятия присяги высшим должностным лицом республики, право направлять послания законодательному органу, принимать регламент).
Естественно, что не все названные полномочия тот или иной Конституционный суд осуществляет в полном объеме. Конкретная компетенция каждого специализированного органа конституционного контроля значительно меньше. Почти всем судебным органам Конституционного суда свойственны первые четыре группы полномочий в приведенном перечне, а также право законодательной инициативы. Остальные полномочия имеют факультативный характер и присущи лишь Конституционным судам отдельных республик.

Порядок формирования:

1. Численный состав названных судов находится в пределах от трех (Адыгея) до девяти (Ханты-Мансийский автономный округ) судей. Однако чаще образуются конституционные (уставные) суды в составе пяти судей. Правомочность суда определяется наличием квалифицированного большинства судей.

2. Судьи назначаются на должность по-разному. Один из вариантов - высшее должностное лицо субъекта Федерации вносит кандидатуры (предложения могут поступать от уполномоченных органов и сообществ) на рассмотрение законодательного органа, который путем тайного голосования принимает соответствующее решение.

3. Организационные и представительские функции в Конституционных (уставных) Судах выполняют должностные лица - председатель, заместитель председателя и секретарь. Это распространенный состав руководителей данных судов. Указанные должностные лица избираются разными способами: судьями из своего состава применительно ко всем должностным лицам, судьями из своего состава, но в присутствии Губернатора и Председателя Законодательного собрания, которые вправе вносить свои предложения по кандидатурам; парламентом: а) по представлению Президента (Главы) республики; б) по предложению судей Суда.

  1. Система и компетенция судов общей юрисдикции.

Суды общей юрисдикции:
субъектов федерации:
-краевые суды
-суды автономных округов
-суд автономной области
-верховные суды республики

Состав судов этого звена:
1)верховные суды субъектов Федерации(являются вышестоящими судами для районных судов и действуют на территории субъектов федерации.
Эти суды состоят:
-Президиум суда
-судебная коллегия по гражданским судам
-судебная коллегия по уголовным судам
-в некоторых судах этого звена могут быть созданы судебные присутствия

Состав должностных лиц этих судов:
-возглавляются председателями судов
-заместители
-судьи(основные должностные лица),на должность судьи назначаются граждане РФ,возраст старше 35 лет и стаж по юридической профессии не менее 7 лет.Судья этого звена назначается на должность президентом РФ.
-Аппарат

Компетенция этого суда:
Суды субъектов федерации общей юрисдикции
-рассматривают судебные дела по первой инстанции
-подсудность дел определена федеральными законами(ГПК,УПК и тд)
-рассматривают дела в апелляционном порядке
-Дела,которые были рассмотрены в районных судах и судебные акты не вступили в законную силу.
-дело может быть пересмотрено по существу повторно(с вынесением нового судебного решения)
-в суде этого звена пересматривают судебные акты,которые вступили в законную силу в кассационном порядке
-по новым и вновь открывшимся обстоятельствам

  1. Порядок формирования, состав и структура Верховного Суда РФ.

ВС является высшим судебным органом судов общей юрисдикции,рассматривают больше 20 миллионов дел,возглавляет суд Вячеслав Михайлович Лебедев.

Верховный суд действует в составе:
-Пленума ВС РФ(Общее собрание всех судей ВС,так же могут быть приглашены)
-Президиум верховного суда РФ
-Апелляционная коллегия ВС РФ
-судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ
-военная коллегия ВС РФ

Пленум ВС-основное его полномочие,дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства РФ в целях обеспечения единства судебной практики
-утверждает судебную коллегию для решения вопроса о привлечения к уголовной ответственности генерального прокурора и тд,которые обладают иммунитетом
-утверждает составы судебных коллегий
-избирает секретаря пленума
(ФКЗ о судах общей юрисдикции в РФ статья 14.п4)

Президиум верховного суда РФ-Назначается из числа судей верховного суда Советом Федерации,в основное его полномочие входит пересматривать судебные акты в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Судьями верховного суда могут быть граждане РФ,достигшие возраста 40 лет,имеющие стаж юридической профессии более 10 лет.Кандидат на должность судьи назначается советом федерации федерального собрания по представлению президента,срок полномочий-до 70 лет
Верховный суд РФ возглавляет председатель верховного суда,который подряд назначается на должность не более 2 раз подряд,срок нахождения на должности законом не установлен.

Аппеляционная коллегия ВС рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские и административные дела,которые были рассмотрены судом первой инстанции судебными коллегиями.

Судебные коллегии
-рассматривают дела,отнесенные к их подсудности в качесвте суда первой инстанции
-рассматривют дела в переделах своих полномочий дела в апелляционном,кассационном порядке
-может обратиться в К суд с запросом по разъяснению законодательства
-обобщают судебную практику
-иные полномочия

В верховном суде в качестве судейского сообщества действует общее собрание судей,совет судей верховного суда.При верховном суде действует Научно-консультативный.Научно-консультативный совет состоит из ученых нашей страны и членов верховного суда.

Полномочия председателя верховного суда огромны:
-статья 21 фкз,широкими авторитарными полномочиями

  1. Полномочия Верховного Суда РФ.

Верховный суд в пределах своей компетенции:

  1. рассматривает гражданские и уголовные дела, отнесенные к его подсудности, в качестве суда первой инстанции.
  2. осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные суды, путем рассмотрения гражданских и уголовных дел в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
  3. дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ, возникающим при рассмотрении судебных дел.
  4. изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику.
  5. имеет право законодательной инициативы по вопросам его ведения.
  6. разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров.
  7. дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления(при возбуждении Государственной Думой процесса в отношении отстранения Президента РФ от должности)
  8. участвует в формировании состава Дисциплинарного судебного присутствия и утверждения его Регламента.
  9. осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
  10. Например, он вправе обращаться в Конституционный суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативно правовых актов.
  1. Судебный департамент при Верховном Суде РФ: предназначение, структура и система.

в 1998 году по законодательной инициативе был создан судебный департамент при верховном суде РФ.ФЗ(8 01 98 о судебной департаменте при вс рф)
Судебный департамент-федеральный орган,обеспечивающий организационное обеспечение деятельности всех судов общей юрисдикции(не является структурой верховного суда,самостоятельный орган и финансируется из федерального бюджета)

Управление и отделы судебного департамента имеются в судах
Функции:
-обеспечивает деятельность ВС республик краевых областных судов и органов судейского сообщества.
-разрабатывает проекты федеральных законов по вопросам своего ведения.
-организует материальное и социальное обеспечение судей
-разработка и внедрение програмно-аппаратных средств для ведения судопроизводства
-прием во взаимодействие с судами мер по обеспечению независимости судей и членов их семей
-взаимод с адвакатурой
-финансирование издержек по делам,которые рассматриваются в федеральных судах

Для осуществления своих функций,судебный департамент в праве запрашивать и получать от гос органов необходимые документы и материалы
-контролирует расход бюджетных средств судами.
-проводить ревизии
-привлекать в установленном порядке для консультаций экспертов,научных организаций,различные учреждения для усовершенствования судов
-вносит в верховный суд и правительство рф предложения для улучшений жизни судей

Судебный департамент является юридическим лицом,самостоятельной организацией.
Возглавляет департамент-генеральный директор судебного департамента,который назначается и исключается председателем верховного суда

Внутри департамента имеются главное управление,управления и отделы.

В судебном департаменте образуются коллегии судебного департамента
-генеральный директор
-заместители
-и другие работники

Коллегии утверждаются ВС РФ

В каждом субъекте имеются управления и отделы управления судебным департаментом в субъектах -начальник управления СД
-осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов
-подбор и расстановка кадров районных судов
-организация работы квалификационной комиссии

В каждом суде имеется администратор суда.

Администратор назначается на должность начальником управления судебного департамента субъекта

Полномочия админа суда:
-принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда
-отвечает за подготовку судебных заседаний
-принимает меры по вопросам обеспечения материальных и бытовых условий судей
-занимается вопросами медицинских курортов судей
-организует работу делопроизводства архивов
-обеспечивает суд пособиями и справочными материалами
-обеспечивает работу транспорта и средств связи
-ремонт зданий,строительство

Для обеспечения процесса правосудия в каждом суде имеется аппарат суда(гос служащие в чьи задачи входят обеспечение задачи суда,состоит из начальника управления отделов,помощники председателей судов,советники,консультанты,работники канцелярий и иные специалисты.

Помощники и советники судей работают с кокнретными делами и оказывают помощь судьями в изучении дел,жалоб и подготовки их к рассмотрению.

Гос,служащий присваиваются специальные классы и чины

  1. Верховные суды республик в составе РФ, Краевые и областные суды, суды автономных округов и автономной области, городов федерального значения: состав и полномочия.

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и авто­номных округов занимают в системе федеральных судов (граждан­ских) общей юрисдикции положение судов среднего звена. Они явля­ются непосредственно вышестоящими для районных судов и ниже­стоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Штатная численность краевого, областного и других судов этого уровня определяется исходя из:

  • объема и характера судебной работы;
  • количества проживающего насе­ления;
  • национального состава и занятости населения;
  • числа районов и рай­онных судов, объема их работы и т.п.

Ст. 24 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» устанавливает, что суды среднего звена действуют в составе:

  1. президиума суда;
  2. судебной коллегии по гражданским делам;
  3. судебной коллегии по уголовным делам.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Кроме того, у этих судов, естественно, имеются аппараты, призван­ные выполнять организационно-вспомогательные функции.
Каждая из судебных коллегий возглавляется ее председателем, который, как правило, является и заместителем председателя суда.

Судебные коллегии рассматривают дела (ст. 28 закона):

  • в качестве суда первой инстанции;
  • в качестве суда апелляционной инстанции (в части производства в судах апелляционной инстанции по гражданским делам применяется с 1 января 2012 г., а по уголовным делам - с 1 января 2013 г.);
  • в качестве суда кассационной инстанции (в части производства в судах кассационной инстанции по гражданским делам применяется с 1 января 2012 г., а по уголовным делам - с 1 января 2013 г.);
  • дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.

Рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой ин­станции в судебных коллегиях может осуществляться, как прави­ло, единоличным судьей (им может быть председатель, его замести­тель или судья данного суда). Некоторые категории гражданских дел, подсудных судам данного уровня, а также подсудные этим судам уго­ловные дела — при наличии ходатайств обвиняемых — могут рассмат­риваться коллегиями, состоящими из трех судей-профессионалов. Для разбирательства уголовных дел может быть (тоже по ходатайству об­виняемого) образован суд с участием присяжных заседателей (один судья-профессионал и 12 присяжных заседателей).

При рассмотрении дела в кассационном порядке су­дебная коллегия суда среднего звена действует в составе председа­тельствующего и двух членов суда. Распределение членов суда по коллегиям производится президиу­мом суда. При этом учитываются знания, опыт работы и индивиду­альные склонности каждого из членов суда.

В судах со значительным объемом работы и достаточным количе­ством судей каждая коллегия подразделяется на судебные составы. Председатель суда назначает председателя каждого из составов, кото­рый, в свою очередь, распределяет дела для подготовки и рассмотре­ния между членами данного состава и председательствует в судебных заседаниях.

В судебный состав поступают дела из определенных районов рес­публики, края, области, округа. Внутри составов каждый член суда зак­репляется за конкретными районами. Такой порядок распределения дел, поступающих для рассмотрения, способствует эффективности над­зора за судебной деятельностью нижестоящих судов, дает возможность членам суда лучше изучать работу каждого из районных судов в от­дельности и всех судов такого рода соответствующего района в це­лом.

Президиум суда образуется в составе председателя, заместителя председателя суда и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации. Состав президиума суда утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Президиум суда рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения суда, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Наряду с рассмотрением в таком порядке конкретных судебных дел президиум решает вопросы организационного характера. Он зас­лушивает и обсуждает материалы обобщения судебной практики, меры по оказанию помощи районным судам в правильном применении ими законодательства, данные о состоянии преступности и судимости, от­четы председателей судебных коллегий, вопросы работы аппарата суда, состояния работы по разрешению жалоб и заявлений граждан, перс­пективные и текущие планы судебной работы. На рассмотрение пре­зидиума могут вноситься доклады (сообщения) председателей район­ных судов по вопросам деятельности возглавляемых ими судов.

Суды среднего звена равнозначны по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголов­ных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов пер­вой, кассационной (апеляционной) и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции суды данного уров­ня рассматривают уголовные дела о преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества, об умыш­ленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, а также подсудные нижестоящим судам дела, в материалах которых содержатся сведения, содержащие государствен­ную тайну.
Кроме того, в качестве суда первой инстанции они рассматривают, как правило, те категории гражданских дел, которые перечисле­ны в ст. 26 ГПК:

  • связанные с государственной тайной;
  • об оспаривании законов (кроме конституций республик и уста­вов иных субъектов РФ) и иных нормативных правовых актов орга­нов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, сво­боды и законные интересы граждан и организаций;
  • о приостановлении деятельности или ликвидации регионально­го отделения либо иного структурного подразделения политических партий или общественных объединений; о ликвидации религиозных организаций, действующих на территории субъекта РФ; о запрете де­ятельности подобных организаций; о приостановлении или прекраще­нии деятельности некоторых местных средств массовой информации;
  • об оспаривании некоторых решений (уклонения от принятия решений) местных избирательных комиссий либо комиссий по про­ведению референдумов.

Значительный объем работы судов среднего уровня составляет рас­смотрение жалоб на решения по делам об административных право­нарушениях. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП суды этого уров­ня должны проверять все решения такого рода, вынесенные районны­ми судами, расположенными на территории данного субъекта РФ.

Проверка гражданских и уголовных дел, дел об административ­ных правонарушениях в кассационном порядке имеет важное значе­ние, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановле­ний, исправлять судебные и следственные ошибки, способствовать тому, чтобы такие ошибки больше не повторялись, а тем самым обес­печивает осуществление целей и задач правосудия.

В качестве надзорной инстанции краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять законность и обо­снованность приговоров и других решений районных судов, а также своих кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судеб­ной практики в пределах края, области и т. п.

Суды этого уровня вправе также проверять законность и обосно­ванность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений с соблюдением процедуры, установленной для случаев вы­явления новых и вновь открывшихся обстоятельств. Обычно в та­ком порядке эти суды проверяют свои “собственные” решения по граж­данским делам, а также приговоры по уголовным делам нижестоящих судов.

  1. Районный суд: порядок формирования, состав и полномочия.

  1. Мировой суд: порядок формирования, состав и полномочия.

Мировой суд во многих государствах является низшим звеном судебной системы или судом первой инстанции. Как правило, назначается Законодательным Собранием субъекта, а также избирается населением и функционирует в составе одного мирового судьи. В мировом суде подлежат рассмотрению в упрощённом порядке мелкие уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях.

Полномочия:


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.