Вопрос 43. Понятие о внимании в теории У. Найссера. Экспериментальная критика моделей селекции и ресурсов внимания. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Вопрос 43. Понятие о внимании в теории У. Найссера. Экспериментальная критика моделей селекции и ресурсов внимания.

2017-11-27 1362
Вопрос 43. Понятие о внимании в теории У. Найссера. Экспериментальная критика моделей селекции и ресурсов внимания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие взглядов У.Найссера на природу внимания прошло два качественно различных этапа.

На раннем этапе У.Найссер формулирует и разрабатывает основные положения конструктивной теории внимания.

Сохранив представление о селективной функции внимания, он отрицает существование специальных процессов и механизмов отбора информации. Отправной пункт своего подхода к изучению познавательных процессов вообще и внимания в частности У.Найссер нашел в работах Ф.Бартлетта.

"Центральное утверждение заключается в том, что видение, слушание и запоминание — все это является актами построения (construction), использующими стимульную информацию в той или иной степени в зависимости от обстоятельств. Эти процессы построения занимают, предположительно, две стадии, одна из которых - первая — быстрая, грубая, целостная и параллельная, а другая — вторая — преднамеренная, внимательная, детальная и последовательная"

Отсюда видно, что У.Найссер пока еще придерживается идеи двух последовательных стадий переработки информации и дает им характеристику, сходную с той, которая была, например, у Д.Бродбента.

Процессы первой, предвнимательной стадии распространяются на всю стимуляцию, поступающую на органы чувств. Они происходят автоматически, параллельно и независимо от текущей деятельности, целей и намерений субъекта. По отношению к последующей стадии детальной переработки предвнимательные процессы выполняют две группы функций и, соответственно, делятся на два основных класса. Процессы первого класса сегментируют стимульный вход на ряд единиц, объем которых зависит от характера материала, навыков и умений субъекта.

Когнитивные единицы, полученные на выходе структур предвнимательной переработки, сохраняются в течение непродолжительного времени в системах сенсорной (иконической или эхоической) памяти и служат потенциальными объектами внимания. Предвнимательные операции второго класса Найссер называет процессами бдительности. Их функция заключается в обнаружении жизненно значимых стимулов (напр., интенсивных, движущихся и внезапных). Также, как и в отношении процессов первого класса, утверждается, что далеко не все такие процессы осуществляются при помощи врожденных механизмов. Некоторые из них, например, процесс восприятия собственного имени, обусловлены опытом и научением.

Продукты предвнимательных процессов могут пройти на стадию последующей переработки, названную стадией фокального внимания.

Операциям, происходящим на стадии фокального внимания, Найссер дает единое название "анализа через синтез". Сюда входят процессы построения перцептивного образа, различные в разных задачах и ситуациях, но всегда активные. Внимание, по сути, и есть указанный активный процесс синтеза перцептивного образа.

У.Найссер утверждал, что его теория легко объясняет большинство данных исследований внимания. Кроме того, в отличие от других моделей, она не сталкивается с трудностями при объяснении житейски известного факта легкого отвлечения внимания от сенсорных входов и его переключения на процессы и продукты умственной деятельности.

Позже Найссер приступил к разработке новой теории восприятия как процесса непрерывной циклической активности, направленной на сбор информации из окружающей среды.

Центральным понятием подхода Найссера стало представление о схемах или внутренних когнитивных структурах, участвующих в переработке входной стимуляции, предвосхищении и поиске необходимой информации в окружающей среде.

Восприятие — конструктивный процесс, однако конструируется отнюдь не умственный образ, возникающий в сознании, где им восхищается некий внутренний человек. В каждый момент воспринимающим конструируются предвосхищения некоторой информации, делающие возможным для него принятие ее, когда она оказывается доступной. Чтобы сделать эту информацию доступной, ему часто приходится активно исследовать оптический поток, двигая глазами, головой или всем телом. Эта исследовательская активность направляется все теми же предвосхищающими схемами, представляющими собой своего рода планы для перцептивных действий, также как и готовность к выделению оптических структур некоторых видов. Результат обследования окружения — выделенная информация — модифицирует исходную схему. Будучи таким образом модифицированной, она направляет дальнейшее обследование и оказывается готовой для дополнительной информации.

Отбор и селективное использование информации обусловлены не существованием каких-то пределов внутри, схемы, а назначением и спецификой ее структуры, сложившейся по ходу научения или в процессе неоднократного выполнения определенного круга задач. Отсюда следует, что никаких особых механизмов селекции не существует вообще, а трудности одновременного выполнения двух деятельностей могут быть, при условии отсутствия периферической интерференции, преодолены путем упражнения.

С целью эмпирической проверки основных положений этой гипотезы был проведен ряд экспериментов по методике селективного смотрения, аналогичной бинауральному прослушиванию, в которых предъявляли два движущихся изображения, наложенных друг на друга. Если теория фильтра верна, то зрительное восприятие одного из этих изображений оказалось бы невозможным или крайне затруднительным (это было не так).

По мнению Найссера, результаты экспериментов с наложением изображений говорят о том, что селекция релевантной зрительной информации происходит независимо от гипотетических механизмов фильтрации.

Большинство автоматических операций, относимых ранее к классу предвнимательных процессов бдительности, Найссер объясняет работой простых, автономных и врожденных схем, служащих для запуска новых циклов перцептивной деятельности.

Автоматические системы того и другого вида могут лежать за пределами основного потока деятельности, но используются и контролируются субъектом в разной степени. В связи с этим Найссер заявляет о принципиальной возможности одновременного восприятия нерелевантного и релевантного сообщения в любой ситуации и для любых видов стимуляции при условии специально организованной, продолжительной практики.

В пользу этого предположения говорили данные дополнительной серии, проведенной по той же методике селективного смотрения. В середине проб опытов с наложением видеозаписей игр, на том же экране неожиданно для испытуемых появлялась и проходила среди игроков по той же комнате девушка с раскрытым зонтиком. Наивные испытуемые (случайные посетители лаборатории) практически никогда не замечали это странное событие, тогда как в группе опытных наблюдателей, которые не раз участвовали в подобных экспериментах, девушку заметила почти половина.

Поскольку в концепции перцептивного цикла существование механизмов фильтрации отрицается, Найссер дает этому явлению иное объяснение, предполагая, что отвлекаемость детей — следствие слабой мотивации, а не дефекта средств решения перцептивной задачи.

Избирательность восприятия обусловлена не формированием специальных механизмов внимания, а развитием схем умений и навыков, служащих для лучшего, и более широкого сбора наличной и доступной информации. Найссер отвергает идеи существования пределов переработки в центральной системе и каких-либо устройств, предотвращающих ее перегрузку.

Вопрос 43 – эксперименты

Специальное исследование процессов бдительности У.Найссер провел при помощи разработанной им методики селективного чтения (Найссер, 1976). Автора интересовал, прежде всего, вопрос управления процессами бдительности. Испытуемые читали вслух фрагменты юмористических рассказов, отпечатанные красным шрифтом. Между строк этого текста располагались последовательности случайно отобранных слов, отпечатанные черным шрифтом. Испытуемых просили игнорировать черные слова и при любых условиях не снижать своей обычной скорости чтения текста. В строках черного шрифта иногда встречалось имя испытуемого и часто повторялось одно и то же слово. В середине опыта часть испытуемых предупреждали, что позже им зададут несколько вопросов по содержанию нерелевантного (черного) материала.

Результаты эксперимента подтвердили данные ранних исследований, проведенных по аналогичной методике дихотического прослушивания. Испытуемые непредупрежденной группы ничего не могли сообщить о словах черного списка, практически никогда не замечали многократно предъявленное слово, но нередко замечали свое имя. Иная картина результатов получилась в группе предупрежденных испытуемых. Опрос относительно слов черного списка и специальное тестирование сохранения нерелевантного материала показали, что эти испытуемые, не снижая скорости чтения, замечали свое имя и повторяющееся слово гораздо чаще, чем испытуемые непредупрежденной группы. Этот факт говорил не только о том, что испытуемые не отфильтровывают нерелевантную информацию полностью, но и о том, что при условии постановки специальной задачи, они могут, без ущерба для основной деятельности, как-то настроиться на выделение значимых событий нерелевантного канала.

В первой серии опытов на один и тот же экран подавали видеозаписи двух игр — в мяч и "в ладошки". Испытуемого просили отслеживать и фиксировать нажатием на кнопку события одной игры (броски мяча или хлопки ладоней), происходящие в темпе около 40 событий в мин. Основной результат заключался в том, что все испытуемые сразу, легко и без ошибок решали эту задачу.

Затем проверялось предположение о возможности периферической селекции благодаря движениям глаз наблюдателя. Не исключено, что испытуемый, воспринимая фрагмент релевантной игры посредством фовеального зрения, автоматически отсеивает большую часть нерелевантной стимуляции, попадающей на периферию сетчатки. Поскольку в опытах первой серии испытуемый свободно перемещал взор по всему изображению, предположение о селекции такого рода выглядело правдоподобным. В опытах второй серии испытуемым запрещали двигать глазами: они должны были, отслеживая одну из игр, постоянно фиксировать метку в центре экрана. Неестественность, отличие лабораторной ситуации от обычных условий зрительного восприятия в этих опытах были тем самым намеренно усилены. Но оказалось, что даже в этих условиях испытуемые успешно справляются с задачей.

По мнению У. Найссера, результаты экспериментов с наложением изображений говорят о том, что селекция релевантной зрительной информации происходит независимо от гипотетических механизмов фильтрации. Избирательность — один из аспектов восприятия, обеспечиваемый предвосхищением необходимой информации и непрерывной настройкой перцептивной схемы, обслуживающей решение данной задачи. Главным условием селективной настройки схемы в вышеописанных опытах, вероятно, является восприятие информации о движении как наиболее специфицирующей ход и события релевантной игры. Это предположение проверили в эксперименте с варьированием сходства наложенных изображений. В обоих видеосюжетах три игрока быстро двигались по комнате и перебрасывали друг другу мяч с частотой около 30 раз в мин. Видеозаписи при одном условии снимались в полностью идентичных ситуациях (одни и те же, одинаково одетые люди, в том же помещении, с тем же мячом), а при другом — вводилось специальное отличие: футболки игроков на первой видеозаписи были темные, а на второй — светлые. Отслеживая начинавшуюся чуть раньше релевантную игру, испытуемый нажимал на кнопку в ответ на каждый бросок мяча в этой игре. Показатель продуктивности решения задачи составил для условия "полной идентичности" 0.67, а для условия "различия в одежде" - 0.87. В контрольных опытах, когда показывали только одну игру, он был равен 0.96. У.Найссер интерпретирует эти данные как подтверждающие гипотезу о решающей роли предвосхищения кинетической информации в селекции релевантной игры. События другой игры не замечаются вообще. В то же время он не исключает того, что некоторые нерелевантные стимулы могут запустить процесс своего восприятия и как следствие будут осознаваться испытуемым. Сюда относится прежде всего стимуляция, вызывающая ориентировочные ответы (громкий звук, вспышка и т.п.). Такие механизмы могут быть врождены или сформированы в процессе длительной практики.

Вопрос 44. Определения, виды и функции воображения. Связи воображения с другими познавательными процессами. Развитие воображения.

Воображение – это мысленное идеальное преобразование реальности и представления о ней.

Воображение можно рассмотреть:

· Как условие активности самого субъекта.

· Как продукт активности субъекта.

Воображение есть у того, что хоть что-то делает с настоящим. У кого нет, значит нет такой потребности.

Воображение необходимо в случаях:

· Когда прошлый опыт препятствует познанию настоящего, когда у человека нет готового алгоритма действий. Когда стереотипы поведения не работают в конкректной ситуации. Когда внимание, направленное на личную ситуацию не обеспечивает ее.

· Когда реальность раскрывается в своих новых возможностях.

Воображение можно рассматривать в 2 аспектах:

· В аспекте универсальности процессов.

· В аспекте уникальности воображения, это не просто преобразование а творческое преобразование. Нечто неповторимое в своих актах.

С этой точки зрения воображение – это оперирование уникальными перцептами, их обработка. Образ, единица воображения, – обобщенный. Это или символ или понятие. И тогда воображение будет способом представления построения реальности.

С точки зрения Веккера психическое время обладает следующими свойствами:

1. Психические процессы могут задавать прошлое, тогда как в реальном времени это сложно. Психическое время обратимо, а физическое – нет.

2. Психическое время многолинейно, т.е. один и тот же психический феномен можно развернуть в разных направлениях.

3. Психическое время цельно, в некотором случае одновременно.

Воображение- психический процесс симметричный памяти относительно точки настоящего.

3 формы:

1. экстраполяция- перенесение элементов прошлого опыта на ожидаемое будущее событие

2. антиципация- предвосхищение в форме предвидения, построение представления ожидаемого будущего

3. прогнозирование,- активное мысленное предвосхищение будущего на основе практической и теоретической исследовательской деятельности.

Виды воображения.

1. перцептивное воображение- процесс преобразования индивидуально конкретных образов;

2. воссоздающее воображение- воссоздание объекта по описанию, схеме, образу=нетворческое воображение

3. создающее=творческое, связанное с созданием нового объекта, новой теории, стиля или жанра в искусстве или поведении.

Перцептивное воображение можно считать натуральной формой, оно в минимальной степени является преобразованием и лишь воспроизводит характеристики реальных объектов воссоздающее воображение с одной стороны воспроизводит характеристики реальных объектов, с другой стороны оно все-таки оторвано от самого объекта, осуществляется вне непосредственного контакта с ним. Воспроизводящее воображение Рибо, выготский считал памятью. Творческое воображение не сводится исключительно к новизне, новизна в нем часто это неожиданный результат. Новизна- критерий в изобре м воображении. Воображение в интеллектуальном порядке соответствует воле в порядке движения. Воля- возможность управлять движениями. Воображение по рибо- возможность управлять представлениями, воображение не просто строит представление, создает понятную познавательную картину мира.

Два этапа развития:

1. период самобытности или приготовления. То детство-юность включительно = период первичной социализации в этот период постепенно включается деятельность рассудка. Завершается период кризисом, который совпадает обычно с формированием организма человека. Рассудок вступает в противоречие с эмо компонентом воображения. Возникает онтогонизм субъективного и объективного, устойчивости и неустойчивости ума.

2. период окончательной сформированности, где воображение оказывается подчиненным рассудку. При этом творчество либо угасает или становится рациональным.

Развитие воображения по Выготскому:

Выгодский обращается к фактом, установленным детской психологией. Ребенок получает удовольствие от реального удовлетворения потребностей, галлюцинаторное его не устраивает. Выготский указывает: первичное сознание напрямую связано с реальностью, реальными потребностями и не отрыв от реальности, а развитие речи у ребенка является основой развития воображения. Выготский обращается к Блейдру. Именно речь позволяет ребенку представлять себе нечто, тот предмет, который ребенок еще не видел. Речь-инструмент мысленного преобразования представлений. В дальнейшем воображение развивается в контексте социальной деятельности ребенка, в школе, где необходимо размышлять, представлять. Чем шире становится целесообразная социальная деятельность, тем более воображение приобретает творческие черты.

Развитие воображения по Выготскому направлено на действительность в соответствии с действительными потребностями организма опосредствовано общением и социальной деятельностью.

Связь воображения с познавательными процессами.

И воображение, и восприятие дают образ, но они отличны. По Найсеру восприятие связано с процессом переработки непрерывного потока информации. Образы воображения возникают при остановке, при отсрочке этой переработки.

В основе восприятия по Гибсону лежит перцепция светового потока, благодаря чему становятся доступны внешние стороны объекта, но и воображение позволяет воспринимать внешность того, что не существует, потому нужны индикаторы, позволяющее различить имеет ли место восприятие или воображение. Таких индикаторов как минимум 2:

1. приспособительные движения. Перцепция отображает состояние среды, а глаз по этому совершает установочные движения. При воображении таких движений нет;

2. Образ воображения актуален не сам по себе, а в связи с чем-то другим. Воображение необходимо для рационального познания, для символического понятийного освоения мира. При восприятии возникают перцепты, а при воображении- слова, категории, символы, обобщения и т.п. Воображение создает средства представления мира. Такое понимание воображения отдает процесс рациональности, и в истоке своем мышление и воображение неразрывно связаны.

Функция памяти: воспроизведение образов, воображения- преобразование образов. Память возвращает сознание к опыту, воображение отрывает сознание от него. Функции памяти разрываются в направлении максимально точного воспроизведения образов, но для этого должна возникнуть соответствующая сознательная установка., если ее нет, воспроизведение будет стихийным, будет содержать множество неточностей, искажений, здесь воспроизведение еще не отделилось от воображения. На процесс здесь действуют сиюминутные малоосознанные потребности, влечения при минимальной активности со стороны субъекта. Воображение в собственном смысле возникает тогда, когда течение образов перестает быть непроизвольным, когда воображение перестает быть формой искажения.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.