Профилактика рецидивов. Концептуатьные модели. Противорецидивная терапия. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Профилактика рецидивов. Концептуатьные модели. Противорецидивная терапия.

2017-11-27 218
Профилактика рецидивов. Концептуатьные модели. Противорецидивная терапия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рецидив — возврат к употреблению наркотиков, алкоголя или других психоактивных веществ после периода воздержания, со­провождающийся восстановлением симптомов зависимости.

Различают рецидив и срыв, под которым понимается отдель­ный случай употребления наркотика или психоактивного вещества.

Главной задачей лечения и реабилитации зависимых от алко­голя и наркотиков является не только помощь пациенту в прекращении употребления этих веществ, но и обеспечение стабильно­сти изменений образа жизни на продолжительное время. Эта точ­ка зрения обусловлена рядом теоретических и практических ис­следований, посвященных поиску детерминант рецидива и разра­ботке терапевтических программ, которые должны помочь паци­ентам противостоять срывам и рецидивам.

Определены психологические принципы преодоления зависи­мости от наркотиков, при нарушении которых возникает срыв и развивается рецидив болезни.

1-й принцип. Саморегуляция. Риск срыва уменьшается в со­ответствии с повышением возможности пациента самому регули­ровать мысли, чувства, воспоминания, жизненно важные реше­ния и процесс развития его личности и поведения.

2-й принцип. Интеграция. Риск срыва уменьшается в соот­ветствии с повышением уровня осознания, понимания и оценки жизненных ситуаций и событий, а также использования страте­гий избегания риска возвращения к наркотизации.

3-й принцип. Понимание. Риск срыва уменьшается в соот­ветствии с процессом понимания основных факторов, которые его вызывают.

4-й принцип. Развитие. Риск срыва уменьшается при посто­янном развитии ресурсов личности и стресс-преодолевающего по­ведения.

5-й принцип. Социальная поддержка. Риск срыва уменьша­ется при постоянной активности, направленной на построение социально-поддерживающей сети и развитие навыков восприя­тия и использования социальной поддержки.

6-й принцип. Социальная компетентность. Риск срыва умень­шается при постоянном повышении знаний об окружающей со­циальной среде, развитии навыков эмпатии и аффилиации.

7-й принцип. Самоэффективность. Риск срыва уменьшается при постоянном развитии стратегий эффективного поведения и понимания себя как эффективной личности.

Рассмотрим некоторые модели рецидива, на основе которых разрабатываются базисные подходы к их предотвращению.

Для профилактики рецидива проводится следующая работа:

1) обучение навыкам копинг-поведения (когнитивно-поведен­ческое развитие);

2) когнитивное переконструирование. Рассмотрение срыва как опыта; как процесса обучения тому, чтобы не совершать подоб­ных ошибок в будущем; как примера для понимания того, как изменить свое мышление, систему оценок, управление эмоциями и поведением;

3) работа со стратегиями самоконтроля и достижение сбалан­сированного образа жизни. При этом пациент должен быть ответ­ствен за формирование сбалансированного образа жизни и само­контроля. Кроме того, ему необходима «обратная связь» — возможность объективно взглянуть на себя «со стороны». Конечная цель этого процесса — осознать возможность выбора, повысить чувства уверенности в себе и самоэффективности.

С точки зрения проблемы самоконтроля ситуация высокого рис­ка рецидива может развиваться следующим образом.

Неустойчивость мотивационного статуса, несоответствие сти­ля жизни требованиям сбалансированности постепенно перехо­дит в желание потворствовать своим слабостям. На этом фоне воз­растают потребности и актуализируется влечение к наркотику. Однако оно не осознается, так как включаются защитные меха­низмы рационализации «ничего страшного не произойдет», «за­чем нужна такая мерзкая жизнь без удовольствий», «я и так слиш­ком много сделал, я заслужил это» и т.д., вытеснения, отрица­ния. Решение и поступок, связанный с возобновлением наркоти­зации, кажутся легкими и незначительными. В этот момент возни­кает ситуация высокого риска.

На этапе неустойчивого равновесия требуется сфор­мировать комбинацию установок на стабильный жизненный стиль, жизненное равновесие с элементами позитивной зависимости (бег, занятия спортом, работа, медитация, уход за телом, интеллекту­альный и эстетический рост и т.д.).

На этапе формирования желания потворствовать своим слабостям необходимо сформировать позитивные желания (например, творческой деятельности, занятий искусст­вом, эстетического и физического самосовершенствования).

На этапе актуализации влечения нужно интенсивно тренировать копинг-навыки преодоления влечения, техники кон­троля за своим эмоциональным и психическим состоянием.

На этапе формирования решения может быть исполь­зована техника матрицы принятия решения, представляющая со­бой запрограммированный в воображении рецидив и рассмотре­ние его последствий. Ситуация возникновения срыва и рецидива может быть проговорена или проиграна в ролевой игре с целью осознания того, что же действительно происходит и что может случиться дальше.

27. Реабилитация при зависимости от наркотиков: цели и задачи. Стратегия и тактика работы психолога в реабилитационных про­граммах.

Хусниева Раиля

ФИЛОСОФИЯ Терапевтических Общин:

"Мы здесь потому, что от себя, в конце концов, не убежать. До тех пор, пока человек противостоит себе в глазах и сердцах других людей, он движется. Пока он доверяет им свои секреты, он чувствует себя в безопасности. В страхе быть познанным он не сможет познать ни себя, ни кого-либо другого; он останется в одиночестве. Где еще, как не в нашем окружении можем мы найти такое зеркало? Здесь и вместе с другими человек может, наконец, отчетливо увидеть самого себя. И не в качестве воображаемого великана, не как карлика собственных страхов, но как человека, часть целого, с собственной долей в общих намерениях. На этой почве он может пустить корни и расти. Не в одиночку, как перед смертью, но чутким к себе и другим".

 

Ричард Бово

 

Терапевтическая Община

Это свободная от наркотиков и насилия среда, где резидент учится преодолевать жизненный стресс, не имея возможности к деструктивному поведению. Это происходит шаг за шагом. Первый шаг заключается в том, чтобы привыкнуть к правильному круглосуточному режиму, взять на себя ответственность за выполнение различных поручений. Затем резидент учится справляться со своими эмоциями при контакте с членами персонала общины - со страхом, с гневом и со скрытой болью. Он (она) противостоит поведению собственного "имиджа", защитному механизму, с помощью которого избегает болезненных эмоций. Резидент учится понимать свой страх перед отверженностью и менять негативные самоконцепции (я не имею права на существование; я не имею права быть счастливым; я не достаточно хороший) на позитивные (я имею право на существование, право быть счастливым; я не идеален, но достаточно хороший). Посредством участия в инструктивной терапевтической программе резидент учится эмоциональной проработке прошлого, что позволяет рисковать в настоящем и обрести позитивный взгляд на будущее.

 

ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ЛЕЧЕНИЯ:

Основная задача лечения в ТО заключается не только в возвращении наркомана к жизни без зависимости от наркотиков и других саморазрушающих злоупотреблений. Это не только устранение поведения с негативным симптомом. Задача также в том, чтобы изменить образ жизни на позитивный, научить резидента справляться со стрессами конструктивным образом, переменить негативную самоконцепцию на позитивную, научиться поддерживать полноценные интимные отношения с другими людьми, и последнее, но немаловажное, - научиться радоваться жизни.

 

Цель лечения в ТО выходит за пределы лечения индивидуума; поведение индивидуума рассматривается в качестве симптома скрытых проблем. Эти проблемы проявляются только после прекращения употребления наркотиков. В ТО индивидуума учат заново поверить в себя и других. Конечная цель не нейтральна, а позитивна. Резидента ТО учат реагировать на стресс и конфликты конструктивно. Его учат видеть разницу между обращением за помощью и беспомощностью. Лечение в ТО сосредоточено на социальном, интеллектуальном, физическом и творческом развитии резидента. Важным в этом процессе является то, что резидент учится понимать ограниченность своих возможностей, понимать, что он не великан и не карлик, и что это нормально.

 

Конечная цель лечения в свободной от наркотиков ТО - устранение проблем наркомании - вряд ли ожидаема обществом. Тем не менее, подразумеваемая философия лечения заключается в том, что человек, злоупотреблявший ранее наркотиками, должен сменить негативную самоконцепцию на позитивную, научиться преодолевать стресс позитивным образом и радоваться жизни, чтобы минимализировать опасность рецидива прошлого саморазрушительного поведения.

 

КОНЦЕПЦИИ ТО

1. Позитивная и негативная мотивировка.

Если внешние факторы оказываются настоящим бременем для наркомана, он может попросить принять его в лечебный центр. Это можно назвать негативной мотивировкой. Прием в лечебный центр можно считать первым, необходимым шагом к лечению, шагом, который дается нелегко. Прекращение употребления - всего лишь первый шаг лечения. Позитивная мотивировка "желание никогда больше не возвращаться к употреблению наркотика" обычно появляется не раньше чем через несколько месяцев лечения.

Выбор

Чтобы прийти в ТО, наркоман должен сделать выбор. Выбор между употреблением и поступлением в ТО. Выбор свободен и резидент в любой момент может уйти. До поступления обычно с человеком проводит беседу член персонала, другие, и в том числе несколько резидентов общины, присутствуют при ней. Перед собеседованием резидента могут посадить на видное место перед стендом, на котором описана философия ТО. Новичка спрашивают, почему он хотел прекратить употребление наркотика. Собеседование является психологической подготовкой к шагу, который собирается сделать наркоман, вступая в культуру, почти полностью ориентированную на изменение его жизненных ценностей, принципов, привычек и имиджа.

Наркоман может помочь себе, помогая другим

Являясь ролевой моделью для новичков, резидент укрепляет свое позитивное поведение. Он нуждается в поддержке сверстников: "Ты можешь делать это один, но ты не сможешь сделать это один".

Принятая ответственность

Резидента убеждают в том, что он несет ответственность за свои действия. В конце концов он сам отвечает за свою наркоманию. Никто другой, а он сам взял шприц в руки. В ТО резидента заставляют осознать свой поведенческий импульс, объясняют последствия его действий и говорят, что он отвечает за себя и за общество.

Поддерживание свободной от наркотиков и насилия окружающей среды

Наркоман поступает в общину при соблюдении нескольких кардинальных правил: не употреблять наркотики, алкоголь и другие влияющие на деятельность мозга вещества; не проявлять насилия и не угрожать им. Резиденту запрещены поступки с применением насилия или под действием наркотиков и алкоголя. Свободный от наркотиков курс лечения направлен на решение проблем, являющихся причиной злоупотребления, и может быть эффективным только после прекращения приема стимулирующих веществ.

Наркомания - симптом скрытых проблем

Наркомания считается результатом некоей проблемы. Она может возникнуть как попытка решить проблему, но со времени сама превращается в проблему. Когда симптом наркотического поведения устранен, резидент учится обнаруживать назначение своей наркомании, учится находить то, что причиняло боль или страх боли, то, что требует анестезии.

Обязательное активное участие в терапевтической программе

Программа не может быть пройдена пассивным образом. Наркоман должен встать в общине на активную позицию; это принцип "расти или уходи". Терапевтическая программа является принципиально одинаковой для каждого. Резидент не может отказаться от участия в каких бы то ни было групповых действиях. После того, как резидент научился понимать программу, ее смысл интернализируется и он начинает чувствовать себя ответственным за соблюдение норм, правил и задач ТО. Поступая таким образом, резидент сам становится ролевой моделью для новичков-резидентов. Описанные выше концепции - наиболее важные из тех, которые используются в ТО для наркоманов. Часто они являются не явно выраженной частью философии программы.

Созависимость.

Созависимость — патологическое состояние, характеризующееся глубокой поглощённостью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека. Чаще всего термин употребляется по отношению к родственникам и близким алкоголиков, наркоманов и других людей с какими-либо зависимостями, но далеко не ограничивается ими.[1]

Особенности

Созависимый человек, позволив поведению другого человека влиять на него, становится полностью поглощен тем, чтобы контролировать действия этого другого человека, и таким образом регулировать собственное состояние.

Для состояния созависимости типично:[1]

· заблуждение, отрицание, самообман;

· компульсивные действия;

· «замороженные» чувства;

· низкая самооценка, ненависть к себе, чувство вины;

· подавляемый гнев, неконтролируемая агрессия;

· давление и контроль за другим человеком, навязчивая помощь;

· сосредоточенность на других, игнорирование своих потребностей, психосоматические заболевания;

· проблемы общения, проблемы в интимной жизни, замкнутость, депрессивное поведение, суицидальные мысли

· Социальные модели

В социальной психологии выделяется несколько ролей созависимых людей. Известна модель «Треугольник Карпмана (англ.)русск.»[2][3], в которой выделяют:

· роль «спасителя»;

· роль «преследователя»;

· роль «жертвы».

Расширяя понятие созависимости, можно сказать, что созависимыми являются:

1) лица, находящиеся в браке или близких отношениях с больным химической зависимостью;

2) лица, имеющие одного или обоих родителей, больных химической зависимостью;

3) лица, выросшие в эмоционально-репрессивных семьях.

По данным Е. Емельяновой, для детей, выросших в созависимых семьях, характерно:

1. Сверхответственность

2. Наполнены страхом, не уверены в себе.

3. пытаются подчинить себе других, манипулируя

4.

Жизнь созависимых протекает так, как будто и не воспринимается всеми чувствами (эмоциональная обнубиляция). У них как бы утрачены навыки распознаваниям и понимания своих чувств (алекситимия). Они полностью поглощены удовлетворением желаний других людей. Кроме того, они привыкли к искажению чувств. Чувствуя боль и отчаяние, такие женщины могут ходить с постоянной улыбкой на губах (синдром Моны Лизы), демонстрируя классический пример двойного послания своему окружению.

В психологическом консультировании такие клиенты – частные гости.

В психологию, как и в другие «помогающие» специальности, идут люди с предрасположенностью к созависимости. Ситуация, когда молодой специалист с созависимостью встречается с эмоциональной зависимостью клиента имеет свои преимущества на страдии установления контакта. Такие женщины быстро находят общий язык. Так, психолог требует основательной проработки, осознавания своей созависимости.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.