Причины, которые могут привести к дискредитации усилий в области профилактики зависимости от психоактивных веществ. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Причины, которые могут привести к дискредитации усилий в области профилактики зависимости от психоактивных веществ.

2017-11-27 163
Причины, которые могут привести к дискредитации усилий в области профилактики зависимости от психоактивных веществ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Причины, которые могут привести к дискредитации усилий в области профилактики зависимости от психоактивных веществ.

Цели и задачи профилактики зависимости от психоактивных вешеств.

Первичная профилактика наркомании и алкоголизма имеет це­лью предотвратить возникновение нарушения или болезни, пре­дупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто несколькими пу­тями: а) развитие и усиление мотивации на позитивные измене­ния в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с кото­рой он взаимодействует; б) направление процесса осознания ин­дивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных про­явлений своей личности, окружающей его среды; в) усиление адап­тационных факторов или факторов стрессорезистентности, ресур­сов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни; г) воздействие на факторы риска наркотизации с целью их умень­шения; д) развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самоосознанием, поведением, изменением, развитием); е) развитие социально-поддерживающего процесса.

Первичная профилактика является наиболее массовой, не­специфической, использующей преимущественно педагогичес­кие, психологические и социальные влияния. Ее воздействия на­правлены на общую популяцию детей, подростков и молодых людей.

В результате первичной профилактики предполагается достичь полного избегания патологических исходов, редуцирование чис­ла лиц, у которых может быть начат патологический процесс, что определяет ее наибольшую эффективность. Она влияет прежде всего на формирование здоровья путем замены одних развиваю­щихся процессов на другие. Сформировав активный, функцио­нальный, адаптивный жизненный стиль человека, можно укре­пить его здоровье и предупредить развитие болезни. Данный вид профилактики способен охватить наибольшее число людей, влиять на население в целом, иметь наиболее эффективные ре­зультаты.

Главная цель вторичной профилактики — изменение дезадап-тивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Поведение риска может быть вызвано характеристиками инди­вида, имеющего те или иные предиспозиции личностных, пове­денческих и других расстройств; характеристиками среды, воз­действующей на индивида; специфическими комбинациями сре-довых и поведенческих характеристик.

При этом среда рассматривается в качестве носителя такого доминирующего фактора, как стресс (любое требование среды является стрессом; в случае поведения риска стрессовое давление среды, ее сопротивление резко увеличивается как реакция на это поведение), а само поведение индивида — как фактор риска нар­комании или алкоголизма.

Вторичная профилактика алкоголизма и наркомании осуще­ствляется с применением различных стратегий.

Третичная профилактика наркомании и алкоголизма направ­лена на восстановление личности и ее эффективного функциони­рования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направле­ние третичной профилактики — снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов полностью отказаться от них.

Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем пер­вичной и вторичной, так как эффект от превентивного воздей­ствия определяется необходимостью замены патологических зве­ньев поведения индивида на здоровые. Данный вид профилакти­ки основан на медицинском воздействии, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Он требует индивиду­ального подхода и направлен на предупреждение перехода сфор­мированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье — обязательное условие прове­дения третичной профилактики.

Механизм действия

На ЦНС психоактивные вещества оказывают разнообразное влияние на любом уровне функционирования ЦНС: молекулярном, клеточном, системном, синаптическом. В целом, любое такое влияние сопровождается изменением обмена веществ на том уровне, на котором происходит это влияние.

В организм психоактивные вещества могут попадать самыми разными путями, распространённые способы -

· перорально, через пищеварительную систему,

· парентерально — внутримышечно или внутривенно,

· через слизистые, в том числе интраназально (через носоглотку путём вдыхания измельчённого вещества),

· через лёгкие, путём курения или вдыхания паров.

Психоактивное вещество проходит сложный путь в организме, в зависимости от способа принятия может перерабатываться организмом в производные, и, проходя черезгематоэнцефалический барьер, воздействует на передачу нейронами нервных импульсов, например, через баланс нейромедиаторов в мозге, изменяя таким образом работу нервной системы.

[править]Толерантность

Чем выше толерантность употребляющего к веществу, тем большие дозы ему необходимы для получения ожидаемого эффекта. Обычно толерантность вырабатывается при приёме вещества и со временем уходит на спад. Быстро толерантность формируется у кофеина и опиатов. Чем чаще и больше вещества употребляется — тем быстрее растёт толерантность.

Своеобразной толерантностью обладают классические психоделики (ЛСД, псилоцибин, мескалин) — при приеме одного из этих веществ толерантность возрастает очень быстро, буквально через несколько часов после начала действия, но полностью спадает приблизительно за неделю. Более того, для психоделиков характерна кросстолерантность; к примеру, прием псилоцибина на следующий день после приема ЛСД, в зависимости от индивидуальной восприимчивости и количества вещества, либо вообще не даст никакого эффекта, либо эффект будет значительно снижен и непродолжителен. Кросстолерантность психоделиков также полностью исчезает приблизительно за одну неделю.

Отмечают, что у некоторых веществ, например, у сальвинорина, природного диссоциатива, содержащегося в мексиканском шалфее Salvia divinorum, может отмечаться обратная толерантность, означающая феномен того, что при длительном употреблении для достижения одного и того же эффекта требуется меньшее количество вещества.

Стадии алкоголизма.

 

Первая стадия. Постоянное навязчивое стремление к опьянению, прием обязательно опьяняющих доз алкоголя. Психологическая зависимость от спиртного. Немного выпив, алкоголик не может уже остановиться, пока не напьется. Эта особенность сохраняется на всю оставшуюся жизнь. Повышается переносимость алкоголя. В этот период болезни физическая зависимость от алкоголя только формируется.К сожалению, в это время люди крайне редко обращаются за медицинской помощью.

Вторая стадия. Развивается похмельный абстинентный синдром. На следующий день после выпивки возникает непреодолимое желание выпить (опохмелиться) для облегчения состояния. Прием спиртного снимает на несколько часов признаки абстиненции, но они возвращаются с еще большей силой. Возникает порочный круг и больной часто попадает в запой. Все это характеризует физическую зависимость от алкоголя. Опохмеление может быть отставленным, но все чаще происходит утром. Постепенно происходит повышение устойчивости к алкоголю и изменение состояния опьянения. Опьяняющая доза алкоголя вырастает многократно. Исчезает защитный рвотный рефлекс. Утрачивается количественный и ситуационный контроль за употреблением алкоголя.

Третья стадия. Похмелье становится все более тяжелым и сопровождается не только вегетативными и соматическими проявлениями, но психопатологическими расстройствами. Больной постоянно опохмеляется по утрам. Обнаруживаются признаки алкогольной деградации личности. В этой стадии влечение к алкоголю становится труднопреодолимым и проявляется в компульсивной форме. Устойчивость к алкоголю снижается. В этой стадии часто спиртное принимается практически постоянно небольшими дозами на протяжении всего дня. При этом больной может не впадать в сильное опьянение. Резко меняются личностные характеристики, наступает деградация личности.

8. Кпинико-психологическая характеристика формирования за­висимости от содержащих олиоиды наркотиков.

Опиаты относятся к классу наркотических анальгетиков. Они включают обширную группу фармакологических препаратов, получаемых из различных разновидностей снотворного мака (Papaver somniferum) и других его сортов, а также синтетическим путем.
Действующим началом опия являются алкалоиды, составляющие около 25 %. Наркотическим действием обладает фенантреновая группа алкалоидов, от количества которых и зависят наркогенные свойства разных сортов мака.

К наркотикам опийной (морфинной) группы относятся следующие препараты:
* натуральные —опий-сырец, подсохший млечный сок снотворного мака (в перерасчете на абсолютно сухое вещество содержит 10—11 % морфина и 1 % кодеина); омнопон (пантопон) — смесь гидрохлоридов алкалоидов опия, из которых 50 % составляет морфин; чистые алкалоиды опия (морфин, кодеин, другие алкалоиды фенантреновой группы); маковая соломка (зрелые, высушенные, освобожденные от семян, разломанные коробочки с остатком плодоножек; используется в сухом виде, в виде отваров или после специальной химической обработки);
* синтетические — промедол (тримеперидин), метадон, лидол;
* полусинтетические — героин (диацетилморфин); их получают путем химического видоиз-
менения молекулы морфина.

Опий известен человечеству с древнейших времен.
Возникновение и распространение морфинной наркомании относятся к более позднему периоду истории. Ее связывают с введением в медицинскую практику подкожных инъекций и особенно шприца Праваца.
В 1871 г. появилась первая работа K.Laehr "О злоупотреблении инъекциями морфина", в которой проводится сравнение между морфинизмом и алкоголизмом.
В 1874 г. английский химик K.R.Wright синтезировал из морфина героин, который, так же как и морфин, вначале применялся в качестве лечебного средства, а затем в первые десятилетия XX в. стало известно, что его наркотическое действие во много раз превышает
действие морфина.
Наркогенные свойства кодеина стали широко известны лишь в
30-х годах XX столетия, хотя первое упоминание о возможности привыкания к кодеину появилось в 1905 г.

Наркотический эффект вышеперечисленных препаратов опия различается только по клиническим проявлениям абстинентного синдрома и темпам формирования наркомании. Во всех случаях речь идет о морфиноподобном эффекте и поэтому злоупотребление различными препаратами опия часто называют морфинным типом наркомании.
Морфинизм и опийная наркомания являются наиболее распространенными и наиболее изученными формами наркомании.
Препараты опия используются путем курения, вдыхания, их принимают
внутрь, вводят парентерально. Такие препараты, как морфий, омнопон, промедол, а также кустарные препараты, приготовленные из химически обработанной маковой соломки, вводят преимущественно внутривенно.
Героин вводят внутривенно или употребляют путем вдыхания.
Кодеин употребляют внутрь.

Часто наркоманы начинают наркотизацию с вдыхания
героина, а в дальнейшем переходят на его внутривенное введение. Но иногда больные сразу начинают применять наркотики внутривенно.
Наиболее наркогенным препаратом является героин. Считают, что его
наркогенный эффект в 4—5 раз выше морфинного.
Некоторые самодельные препараты, приготовленные из химически обработанной маковой соломки или опия-сырца, дают героиноподобный эффект.

9. Клинико-психологическая характеристика формирования за­висимости от наркотиков, содержащих каннабинолы.

Каннабинол – основное наркотическое вещество конопли. Как и остальные наркотические составляющие конопли (а их известно более 60-ти), он вызывает различные психические расстройства.
В зависимости от способа приготовления конопли в ней может содержаться от 5 до 12% каннабинола. Однако это вовсе не означает, что употребление конопли с сушеных верхушек (5% каннабинола) может быть менее вредно, нежели из ее цветков (8-12% каннабинола). Многие молодые люди, употребляющие коноплю, а чаще всего это именно молодые люди, смогут назвать некоторые субъективные различия в эффекте, но действие на организм каннабинол оказывает одинаковое и в том, и в другое случае. И действие это негативное и необратимое.

Клинические проявления

Большинство отмечают головную боль, тошноту и другие неприятные симптомы после первого употребления конопли. По большей части это форма зависимости встречается с среде подростков, где чувство коллективизма очень выражено, поэтому многие пробуют во второй раз. Так и начинается зависимость.
Типичные эффекты второй и последующих доз – учащенное сердцебиение, наплывы мыслей, искажение восприятия окружающего мира (тусклые или яркие краски и др.), а после – раздражительность и сниженное настроение. Именно поэтому многие курят снова и снова.

Отдаленные последствия

Поскольку каннабинол накапливается в областях мозга, отвечающих за эмоции и память, именно эти последствия вскоре настигают человека, употребляющего коноплю. Человек буквально глупеет, не может выражать мысли. Также при длительном потреблении могут случаться психозы.

10. Клинико-психологическая характеристика формирования за­висимости от симуляторов.

Для всех психостимуляторов, применяющихся с целью достижения эйфории, характерно симпатомиметическое действие. В связи с этим отравление психостимуляторами, в частности кокаином, характеризуются острым возбуждением, тахикардией с последующим развитием больших судорожных припадков, поражением почек.

При опьянении стимуляторами возникает выраженное двигательное и интеллектуальное возбуждение, повышается настроение, бессистемная суетливость, разговорчивость. Начинающему употреблять психостимуляторы такое состояние контролировать трудно. Ему безразлично, с кем говорить, и он навязчиво обращается с разговорами к окружающим. После нескольких интоксикаций бессмысленная суетливость проходит, у больных появляется желание заниматься какой-либо творческой или интеллектуальной деятельностью, причём не свойственной им ранее. В опьянении больные выглядят очень характерно: бледное лицо, расширенные зрачки, сухие губы. Объективно отмечается тахикардия, гипертензия, порывистость движений, лёгкое нарушение координации, мелкий тремор пальцев рук.

Хроническая эфедроновая интоксикация

На начальном этапе употребление эфедрона носит эпизодический характер. Однако положительный эмоциональный фон, свойственный интоксикации стимуляторами, способствует быстрому формированию психической зависимости, которая развивается после 2-3 инъекции при внутривенном введении. С появлением психической зависимости наступает быстрое изменение формы потребления и рост толерантности. Вырабатывается своеобразный ритм интоксикации. Разовая доза концентрированного эфедрона не нарастает, так как увеличение привычной дозы приводит к ухудшению состояния: появляется дрожь в теле, озноб, покалывание в руках и ногах, боли в затылке, повышение артериального давления. Приём учащается, поскольку эйфорическая фаза укорачивается с 6 до 4 часов и заканчивается вялостью, упадком сил, сердцебиением, сухостью во рту, влечением к повторному приёму эфедрона. Поэтому приём становится 2-3 суточный, реже 5 –суточный с интервалом 3-5 часов без перерыва на сон. Суточная доза наркотика увеличивается в 6-10 раз. Через 2 – 3 суток влечение к эфедрону постепенно снижается и возникает постинтоксикационное состояние. При этом наблюдается апатия, резь в глазах, тошнота, головокружение, неспособность к физическим и психическим нагрузкам, бессонница. Спустя 3 – 6 дней после последней интоксикации резко нарастает влечение к эфедрону. Его отсутствие вызывает тягостное чувство неудовлетворённости, психический дискомфорт. Продуктивная умственная работа становится невозможной. Мысли возвращаются к наркотизации. С приёмом эфедрона состояние нормализуется. Больные легко и быстро выполняют работу, которая до опьянения казалась сложной. В процессе заболевания резко меняется характер опьянения. На спаде интоксикации нарастают явления общей слабости, разбитости в теле, вялости в мышцах, головная боль, нарушения сна и аппетита. В этом состоянии начинает появляться тревожность, подозрительность, вздрагивания всем телом. Наступают стойкие нарушения сна.

Во второй стадии заболевания разовая толерантность наркотика возрастает в 5-6 раз, а суточная – в 50 – 60. Отмечается «хрупкость» эйфории, которая исчезает от внешних воздействий. Выражена абстиненция. Для неё характерны раздражительность, грубость, злобность, подозрительность, безотчётная тревога, бессонница, выраженное компульсивное влечение. Спустя 12-24 часа вспыльчивость, взрывчатость, грубость несколько ослабевают и на первый план выходят апатия, вялость, сниженное настроение. Периодичность злоупотребления становится более чёткой. Эфедрон принимается непрерывно 3-6 дней, после чего следует короткий перерыв в 2 – 5 дней. С течением заболевания светлые промежутки укорачиваются, а периоды интоксикации удлиняются до 10 – 15 дней. Вместо эйфории появляется взбудораженность, пугливость, страх. Прилива сил не происходит. Нарастает физическая усталость, вялость, апатия, стойкая бессонница. Вне интоксикации больные выглядят также очень характерно: узкие зрачки, сухость во рту, повышенное артериальное давление, учащенный пульс, потливость. Язык становится ярко малинового цвета, «лакированный», его мышцы подёргиваются.

Злоупотребление эфедроном приводит к выраженному психическому снижению, быстрому соматическому разрушению. Для больных характерны грубые эмоции, черствость, раздражительность, подозрительность, значительные нарушения волевой сферы. Больные не способны к сколько-нибудь длительным волевым усилиям. У них изменена иерархия мотивов. Поведение подчиняется стремлению немедленно удовлетворить любые желания. Выражены нарушения интеллектуальной сферы и памяти. Третьей стадии не возникают. Больные часто погибают в результате внезапной смерти из-за нарушений сердечного ритма, кровоизлияний в мозг и важнейшие органы жизнеобеспечения организма.

Аддиктивное поведение.

 

Aддикция (зависимость) — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определенной деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но ныне применяется и к нехимическим (поведенческим) зависимостям[1], таким, как игромания, шопоголизм, психогенное переедание, гиперрелигиозностьи т. п.[2][3][4][5]

В медицинском смысле, зависимость — навязчивая потребность в использовании привычных стимулов, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами[6]. Рост толерантности — это привыкание ко все большей величине стимула.

Классификация

Разными авторами аддикции относятся к обсессивно-компульсивным расстройствам[9], расстройствам продуктивного спектра[10], сопоставляются с сумеречным расстройством сознания[11] и т. д. Рядом авторов усматривается стойкая (до 60 %) коморбидность аддиктивных растройств как между собой, так и с иными психическими растройствами (аффективными, обсессивно-компульсивными и т. д.)[8].

В целом, аддикции условно можно разделить на «химические» (субстанциональные) — называемые также физической зависимостью и поведенческие зависимости (несубстанциональные, психологические)[12][13].

Поведенческая аддикция в психологии — состояние сознания человека, характеризующееся привязанностью к определенной деятельности, неспособность самостоятельно ее прекратить.

[править]Изучение явления

Аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания. Изучением этого явления занимаются клиническая психология и социология[14].

Есть приемлемые обществом формы аддикции[15]: духовные практики, медитации, влюблённость, творчество, трудоголизм, экстремальный спорт, а также социально опасные:переедание, токсикомания, наркозависимость и другие. В отдельных случаях аддикции могут преднамеренно развиваться (например, изучаются факторы познавательной аддикции у интеллектуально одарённых подростков[16]).

12. Концептуальные модели профилактики зависимости от пси­хоактивных веществ.

Концептуальная модель первичной профилактики зависимос­ти от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ ба­зируется на решении представленных выше целей профилактики зависимости от психоактивных веществ.

Она предусматривает развитие ресурсов личности человека и социальной среды и предполагает внедрение целого ряда про­филактических программ для детей, подростков, молодежи, а также для родителей, учителей и специалистов в области про­филактики.4

Вторичная профилактика наркомании и алкоголизма, как пра­вило, проводится с детьми и подростками, проявляющими пове­дение риска употребления психоактивных веществ или уже упо­требляющими их, но еще не имеющими сформированного забо­левания или статуса больного. Обычно контингент вторичной про­филактики имеет выраженные поведенческие расстройства или, по крайней мере, симптомокомплекс, проявляющийся рядом по­веденческих отклонений, связанных с употреблением психоак­тивных веществ. Этиология этих расстройств может быть различна. Иногда их причиной является врожденная или приобретенная психическая патология (и тогда эти расстройства могут прояв­ляться достаточно рано — в 6 —7 лет) либо психосоциальная дез­адаптация, связанная с нарушенным воспитанием, проблемами в семье, психическими травмами или насилием, перенесенным в детстве и подростковом возрасте (тогда эти расстройства могут проявиться в более старшем возрасте — пубертате). В любом слу­чае они могут по-разному протекать и иметь характер девиантно-го и делинквентного поведения или выражаться каким-либо иным образом.

Важно одно: как правило, они никогда не бывают моносимп-томными и не могут рассматриваться как проблема сугубо нарко­логическая. Скорее всего в рамках вторичной профилактики нар­комании и алкоголизма мы сталкиваемся с психолого-психиат­рическими проблемами развития ребенка и подростка.

Третичная профилактика зависимости от алкоголя и наркоти­ков, как уже указывалось выше, — это реабилитация, т.е. дей­ствия, направленные на формирование и повышение мотивации индивида, на достижение позитивных изменений в своей жизни, прекращение употребления психоактивных веществ, а также на повышение адаптации индивида, прекратившего употреблять наркотики, и на профилактику рецидивов. В то же время это дей­ствия, направленные на снижение вреда от употребления нарко­тиков у тех лиц, которые по каким-либо причинам не имеют сфор­мированной мотивации на прекращение их употребления.

Одним из важнейших условий эффективной терапии и реаби­литации больных наркоманией и алкоголизмом является включе-; ние их в терапевтическую среду, примерами которой могут слу- I жить терапевтические сообщества (ТС), 12-шаговая терапевтичес­кая модель, системная резидентная семейная реабилитация. Дан­ная модель основывается на компонентах нескольких различных моделей терапии средой приближающихся к понятию терапевти- ' ческого сообщества, но имеющих свои особенности, изложенные в конкретных принципах.

Прежде всего следует подчеркнуть, что терапевтическая среда, о которой идет речь, является психологически и социально поддер­живающей средой, необходимым элементом и психосоциальным условием интернализации норм здоровой среды, фокусирующейся не на болезни, а на восстановлении. Эта среда важна для взаимодей- ' ствия с зависимым от наркотика человеком не как с пассивным объектом терапии, заботы, подавления или манипулирования, а как с активным участником процесса, несущим полную ответственность за собственное выздоровление. Это является идеологией и условием эффективной терапии. Важный аспект реабилитации, который пре­дусматривается в условиях терапевтической среды, — реинтеграция: потребителей наркотиков в первичную социальную систему, суще­ствующую на основе ценностных ориентации и норм здорового об­щества, но отражающую и актуальные потребности больных, помо­гающую их удовлетворению и решению насущных проблем. Это пер­вый шаг в восстановлении коммуникации и реинтеграции, постро­ении здорового жизненного стиля.

 

Можно.

Снижать привлекательность употребления психоактивных веществ. Важно в одном из первых ознакомительных разговоров с пациентом выяснить, в чем для него проявляются преимущества и недостатки употребления психоактивных веществ. Большинство пациентов скажут, что удовлетворение и позитивное воздействие уже давно в прошлом, и что на самом деле они сталкиваются только с недостатками. Тем не менее, снижение или прекращение употребления психоактивных веществ кажется на данной стадии невозможным. Вследствие тревоги из-за ожидаемых последствий, незнания того, как жить без ПАВ, страха конфронтации с непосредственным социальным окружением, чувства вины и т.д. Употребление ПАВ на данный момент необходимо, чтобы в какой-то степени справиться с этими чувствами, и, следовательно, является большим преимуществом.

Подчеркивать личную ответственность. Ответственность — это то, что страдающий зависимостью человек не брал на себя в течение длительного времени. Все вокруг несут ответственность за его нынешнюю ситуацию, и он считает себя жертвой, не оказывающей сопротивления. Терапевт повторяет то, что говорит пациент; таким образом пациент часто сам начинает осознавать, насколько серьезна ситуация и постепенно приходит в себя.

Поддерживать поиск альтернативных вариантов поведения. В течение длительного времени потребители ПАВ не были по-настоящему озабочены поиском альтернативы своему нынешнему существованию. Да и к чему? Такое пассивное поведение является самой сутью роли жертвы.

Разъяснять задачи. Когда пациент приходит к терапевту, у него обычно заготовлена целая история, основанная на том, что, по его мнению, хочет услышать терапевт. Пациент обычно перечисляет множество проблем. Важно выяснить, какие проблемы основные, и вместе с пациентом сформулировать задачи, которые ему по силам. Формулирование задач — одна из наиболее сложных целей терапевта. Цели должны быть специфическими, измеримыми, приемлемыми, реалистичными для пациента и относящимися к определенному периоду времени.

Цели могут быть определены во всех областях: касаться эмоциональных и психологических проблем, например: «Я хочу научиться считать свои чувства важными» или «Я хочу научиться говорить о своих чувствах тревоги и вины»; релаксации: «Я хочу научиться, как можно лучше засыпать»; информационные: «Я хочу получить информацию о том, какие будут физические последствия, если я перестану употреблять наркотики»; жизни: «Я хочу осмыслить все свои практические проблемы и поставить в известность об этой ситуации семью и друзей»; рецидива: «Я хочу знать, какие мне нужны навыки, чтобы продолжать не употреблять психоактивные вещества».

Демонстрировать эмпатию (сочувствие). Если терапевт с очевидностью придерживается эмпатического подхода, то пациент чувствует, что его принимают, и его самоэффективность возрастает. Взаимодействие между пациентом и терапевтом будет более успешным, так как сопротивление будет меньше. Пациент с большей вероятностью сообщит информацию, из-за которой он иначе испытывал бы стыд и чувство вины. Эмпатия в отношениях генерирует большее количество материала для работы, из которого могут извлечь пользу и пациент, и терапевт.

Поддерживать обратную связь. Нельзя проявлять обратную связь, не продумав ее. Люди очень болезненно воспринимают неприятную информацию о своем поведении. Однако, когда в отношениях терапевта и пациента важную роль играют принятие и эмпатия, проявление обратной связи служит подтверждением правильности понимания. Если постоянно повторять сказанное пациентом и спрашивать, правильно ли вы его поняли, пациент захочет услышать что-нибудь о своем поведении, отношении и проблемах. В данном случае будут актуализированы скрытые ожидания пациента.

Нельзя.

Осуждать пациента. В жизни пациента многое уже произошло до того, как он пришел за помощью. Социальное окружение уже серьезно осудило его. Много негативных для него событий произошло в семье, на работе, в отношениях с друзьями, в финансо вой и юридической областях. Пациент наверняка переживает чувство вины, стыда и беспомощности, даже если демонстрирует прямо противоположное поведение (это — защитные поведенческие стратегии). Вот почему очень важно, чтобы терапевт не занимал по отношению к пациенту осуждающей позиции. Задача терапевта — не судить поведение пациента, а помочь вызвать изменения. Самая важная задача для терапевта — избавиться от сопротивления и добиться полной откровенности со стороны пациента.

Обвинять пациента.

Оспаривать мнение пациента.

Подвергать сомнению, противостоять точке зрения пациента.

Вешать на пациента «ярлык».

Неверно оценивать роль психоактивных веществ для пациента. Если эта роль для пациента не проясняется, в ходе лечения из-за этого может возникнуть серьезное непонимание. Терапевт и пациент должны быть в достаточной степени ориентированы относительно серьезности злоупотребления психоактивных веществ и степени зависимости.

Неадекватно направлять. Избыточная директивность ведет к сопротивлению. Недостаточная директивность может создать у пациента ощущение, что у терапевта слишком мало опыта и знаний. Таким образом, постоянная переоценка темпа работы, степени директивности и оценка прогресса терапии является крайне важной.

Большое внимание в мотивационном консультировании уделяется также процедуре приема. Первый контакт с терапевтом для пациента является разведывательным. Он очень важен для выбора между возможностью существования мотивации на изменение по ходу процедуры и продолжением употребления ПАВ. Если контакт происходит по телефону, то пациент вслушивается в голос на другом конце провода — дружелюбный, заинтересованный, резкий, торопливый, незаинтересованный.

За первым контактом следует процедура приема. В это время происходит своеобразная «подстройка» терапевта и пациента и определяются рабочие отношения. Важно собрать всю информацию, чтобы определить, как следует использовать и проводить терапию.

Сбор информации — это не только выполнение терапевтом активной роли. Именно все навыки терапевта по интервьюированию «запускают» процесс мотивации. Помимо сбора информации не следует забывать о том, что ее следует также и давать. На раннем этапе процесса необходимо осуществлять синхронизацию «спроса и предложения», чтобы избежать возможного непонимания и разочарований.

Должны учитываться объективные (возраст и стаж наркотизации, личностные особенности пациента), а также субъективные факторы: чувство безнадежности и беспомощности; снижение чувства собственного достоинства и заниженная самооценка; вина и стыд; отсутствие ощущения социальной безопасности.

План терапии должен составляться вместе с пациентом. Он включает в себя несколько стадий.

1. Список терапевтических задач должен охватывать все сферы внимания, т.е. те сферы, в которых пациент отмечает наличие хотя бы одной проблемы. Например: потребление психоактивных веществ, взаимоотношения, работа, социальное окружение, образование, эмоции и т.д.

2. В каждой сфере внимания должны быть сформулированы основные цели. На более поздней стадии эти цели формулируются как специфичные, измеримые, приемлемые, реалистичные и относящиеся к определенному периоду времени.

3. После того как сформулированы сферы внимания и цели, совместно с пациентом исследуются возможности активного изменения. Эта стадия называется стадией планирования. Тот факт, что процесс терапии происходит по стадиям, дает пациенту возможность спокойно обдумать процесс, не рассчитывая на немедленный результат. Тем временем терапевт и пациент работают над установлением хороших рабочих взаимоотношений.

4. Осуществление плана происходит шаг за шагом. Принимаются совместные решения о том, в каком направлении и в какой сфере внимания следует осуществлять работу. Становится понятным, в чем заключается вклад пациента и конкретные интервенции консультанта.

5. Оценка составляет важную часть всего процесса. Подробно исследуется активный вклад консультанта и пациента.

Хороший план терапии необходим для определения наличия прогресса, успеха или стагнации. Постоянное информирование и стимулирование пациента и, при необходимости, функциональные советы будут обеспечивать взаимную эффективность.

Благодаря поощрению пациента к принятию на себя как можно большей ответственности, может возрастать уверенность в своей компетентности. Активное участие в процессе позволяет мотивации усиливаться.

Мотивапионная терапия.

http://rnpcpavlodar.kz/cms/images/stories/monografiya/lutchaya_praktika_4h-2.pdf

 

стр 300-307

22. Мотивация в первичной, вторичной и третичной профилак­тике зависимости.

http://www.narkotiki.ru/datadepot/narkology01/2002_08_05.pdf

Созависимость.

Созависимость — патологическое состояние, характеризующееся глубокой поглощённостью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека. Чаще всего термин употребляется по отношению к родственникам и близким алкоголиков, наркоманов и других людей с какими-либо зависимостями, но далеко не ограничивается ими.[1]

Особенности

Созависимый человек, позволив поведению другого человека влиять на него, становится полностью поглощен тем, чтобы контролировать действия этого другого человека, и таким образом регулировать собственное состояние.

Для состояния созависимости типично:[1]

· заблуждение, отрицание, самообман;

· компульсивные действия;

· «замороженные» чувства;

· низкая самооценка, ненависть к себе, чувство вины;

· подавляемый гнев, неконтролируемая агрессия;

· давление и контроль за другим человеком, навязчивая помощь;

· сосредоточенность на других, игнорирование своих потребностей, психосоматические заболевания;

· проблемы общения, проблемы в интимной жизни, замкнутость, депрессивное поведение, суицидальные мысли

· Социальные модели

В социальной психологии выделяется несколько ролей созависимых людей. Известна модель «Треугольник Карпмана (англ.)русск.»[2][3], в которой выделяют:

· роль «спасителя»;

· роль «преследователя»;

· роль «жертвы».

Расширяя понятие созависимости, можно сказать, что созависимыми являются:

1) лица, находящиеся в браке или близких отношениях с больным химической зависимостью;

2) лица, имеющие одного или обоих родителей, больных химической зависимостью;

3) лица, выросшие в эмоционально-репрессивных семьях.

По данным Е. Емельяновой, для детей, выросших в созависимых семьях, характерно:

1. Сверхответственность

2. Наполнены страхом, не уверены в себе.

3. пытаются подчинить себе других, манипулируя

4.

Жизнь созависимых протекает так, как будто и не воспринимается всеми чувствами (эмоциональная обнубиляция). У них как бы утрачены навыки распознаваниям и понимания своих чувств (алексити


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.