Глава 1. Регулярное стилевое направление в садово-парковом искусстве — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Глава 1. Регулярное стилевое направление в садово-парковом искусстве

2017-11-27 1580
Глава 1. Регулярное стилевое направление в садово-парковом искусстве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Раздел I ИСТОРИЯ ЛАНДШАФТНОГО (САДОВО-ПАРКОВОГО) ИСКУССТВА 6

лава 1. Регулярное стилевое направ­ление в садово-парковом искусстве 7

§ 1. Садово-парковое искусство Древнего мира 7

§ 2. Сады средневековья 15

§ 3. Итальянские сады эпохи Возрождения 20

§ 4. Садово-парковое искусство Франции XVII в 25

§ 5. Регулярные сады России 32

 

Глава 2. Пейзажное стилевое направ­ление в садово-парковом искусстве 51

§ 6. Садово-парковое искусство Китая и Японии 51

§ 7. Пейзажные парки Европы XVIII-начала XIX в. 58

§ 8. Русские пейзажные парки 64

 

Глава 3. Ландшафтное искусство вто­рой половины XIX - начала XX в. 77

 

Глава 4. Ландшафтное искусство СССР 83

 

Глава 5. Современное ландшафтное искусство за рубежом 88

 

Раздел II. ТЕОРИЯ ЛАНДШАФТ­НОГО ИСКУССТВА И КОМПОЗИЦИ­ОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 93

 

Глава 6. Физико-географическое райо­нирование СССР. Понятие о ландшафте и его взаимосвязи с ландшафт­ным искусством 93

 

Глава 7. Объемно-пространственная структура объектов ландшафтного ис­кусства и ее связь с компонентами естественного ландшафта 100

§ 9. Типы пространственной структуры 101

§ 10. Соотношение типов прост­ранственной структуры 105

§ 11. Композиции открытых прост­ранств (полян и партеров) 108

§ 12. Рельеф 11б

§ 13. Вода 126

§14.Растительность 135

 

Глава 8. Средства ландшафтной ком­позиции 155

§ 15. Пространственные формы в ландшафтном искусстве, их свойства и соотношения 155

§ 16. Цвет 158

§ 17. Освещенность (светотеневые отношения) 165

§ 18. Перспектива 169

§19. Единство и соподчиненность 174

 

Глава 9. Композиция паркового пей­зажа 182

§ 20. Взаимосвязь ландшафтного искусства с пейзажной жи­вописью 182

§ 21. Композиция пейзажных кар­тин 186

§ 22. Пейзажное разнообразие 197

 

Глава 10. Предпроектная оценка объ­ектов ландшафтного искусства 206

 

Приложение 217

Список литературы 222


ВВЕДЕНИЕ

В планах народнохозяйственного развития нашей страны, направленныхна неуклонное повышение мате­риального и культурного уровня жиз­ни народа, важное место занимает решение задач по улучшению градо­строительства и благоустройства го­родов и поселков, развитию сети спортивных и лечебно-курортных уч­реждений, охране окружающей сре­ды, сохранению и восстановлению памятников истории и культуры, по­вышению культурного обслуживания советских граждан. Необходимость решения этих задач отражена в ре­шениях XXVII съезда Коммунисти­ческой партии и сформулирована в важнейших партийно-правительст­венных документах.

Так, «Основными направлениями экономического и социального раз­вития СССР на 1986-1990 годы инапериод до 2000 года» планируется рекультивировать около 660 тыс. га земель; продолжить создание и улуч­шить благоустройство зеленых зон городов и поселков, расширить сеть заповедников, национальных парков, заказников и других охраняемых природных территорий; повысить ка­чество архитектурных и градострои­тельных решений; улучшить благо­устройство городов, их озеленение и санитарно-техническое состояние; продолжить развитие сети санаторно-курортных учреждений; удовлет­ворить духовные потребности совет­ских людей. В новой редакции Про­граммы КПСС говорится: «Более вы­сокие требования будут предъявлять­ся к архитектуре, эстетическому оформлению и благоустройству го­родских и сельских поселений».

Реализация всех этих задач нераз­рывно связана с озеленением насе­ленных мест, которое является об­ширной разветвленной системой хо­зяйственной деятельности. В функ­ции озеленения входят проектирова­ние, строительство, формирование и эксплуатация озелененных террито­рий различныхкатегорий, включаю­щих:

- систему озелененных террито­рий города - общегородские и рай­онные парки, сады микрорайонов, участки в жилых массивах, улицы, бульвары, скверы и др.;

- загородные рекреационные тер­ритории - зеленые зоны, лесопарки, зоны и базы отдыха;

- внегородские территории раз­личного профиля: парки - памят­ники истории садово-паркового ис­кусства (или исторические парки), парки лечебно-курортных учрежде­ний, национальные парки.

Помимо этого озеленение связано с такой областью деятельности, как районная планировка и ландшафтная организация обширных террито­рий регионального масштаба (на­пример, Нечерноземье, Прибалтика, Черноморское побережье Кавказа и т. д.). Все эти территории, каждая по-своему, требуют определенной прост­ранственной организации, решения своих композиционных и эстетиче­ских задач.

Эти задачи и призвано решать ландшафтное искусство.

Ландшафтное искусство - это один из видов искусства, существую­щий наравне с остальными (жи­вописью, скульптурой, музыкой) и соответственно представляющий со­бой «особую форму общественного сознания и человеческой деятельно­сти, в котором органически сочетается художественное (образное) по­знание жизни с творчеством по За­конам красоты» (Словарь по эстетике. М., Политиздат, 1964).

В сферу деятельности ландшафт­ного искусства входит объемно-пространственная организация раз­личных территорий с помощью ком­понентов природного ландшафта, архитектурных и инженерных соору­жений. Одна из важнейших задач ландшафтного искусства - форми­рование здоровой и эстетической пол­ноценной среды для жизни человека. В этом смысле ландшафтное искус­ство сходится с ландшафтной архи­тектурой. Но вместе с этим оно пред­ставляет собой «определенный ка­чественный уровень ландшафтной архитектуры» (Кохно Б.И. Памятники истории совет­ского государства. Л., Знание, 1986, с. 3).

Ландшафтное искусство выросло из садово-паркового, которое было направлено на создание садов и пар­ков. С середины XIX в. в результа­те роста и развития городов, вызван­ных развитием капитализма, появи­лись новые категории озелененных территорий - скверы, бульвары, об­щественные парки, лесопарки и на­циональные парки. Эти новые объек­ты по своим функциям существенно отличались от традиционных садов и парков и требовали своего простран­ственного и художественного реше­ния. При их строительстве мастера опирались на традиции садово-паркового искусства, вместе с этим формировались планировочные приемы, отвечающие новым требованиям вре­мени.

Таким образом, садово-парковое искусство - это не только этап в раз­витии ландшафтного искусства, но и фундамент, опираясь на который ландшафтное искусство продолжает свое развитие.

В состав основополагающих задач ландшафтного искусства входит со­здание объектов высокого эстетического уровня, благоприятных по сво­им микроклиматическим и санитарно-гигиеническим свойствам, функ­циональных, т.е. отвечающих своему назначению.

Специфика ландшафтного искус­ства заключается в том, что основ­ным материалом, с которым оно ра­ботает, является природа: рельеф с его геопластическими возможностя­ми, вода в спокойном состоянии и движении, растительность, непре­рывно меняющая свой облик, климат. Соединение природных материалов в целостную композицию, несущую определенный художественный об­раз, составляет суть ландшафтного искусства.

Ландшафтное искусство вместе с архитектурой и градостроительством относится к группе пространствен­ных видов искусства и призвано орга­низовывать пространственную среду с помощью природного материала. Формирование пространства в ланд­шафтном искусстве подчиняется эко­логическим, функциональным и эсте­тическим требованиям.

Экология в ландшафтном искус­стве имеет двоякий характер: эколо­гия человека и экология растений.

В первом случае необходимо фор­мирование комфортной среды для че­ловека (включающей температуру и влажность воздуха, ветровой ре­жим, инсоляцию), во втором - обес­печение благоприятных условий для произрастания растений. Так, в жар­ком климате для человека необхо­димо создать тень и прохладу, обес­печить полив растений. Поэтому в южных садах и парках преобладают закрытые озелененные пространства с разнообразными водными устрой­ствами. В северных широтах, наобо­рот, нужны открытые, освещенные солнцем пространства, достаточно прогреваемые и защищенные от не­благоприятных северных ветров.

Функциональные требования на­правлены главным образом на орга­низацию самых разнообразных ви­дов полноценного отдыха населения.

Решение эстетических задач под­чинено социальным требованиям об­щества: каждая общественная фор­мация имеласвои идеалы, которые находили образное выражение в са­дах и парках. Вместе с тем эстетика парковой среды носит более широкий характер, направленный на форми­рование пространствасредствамигармонизации.

Таким образом, ландшафтное ис­кусство тесно связано как с биологи­ческими науками (экологией, дендро­логией, почвоведением и др.), так и с архитектурой, опирающейся на ин­женерные науки, В своем развитии от садов древности до наших дней оно накопило немало классических примеров, которые актуальны и в на­ше время. Поэтому изучение теории композиции ландшафтного искус­ства немыслимо без предшествующе­го опыта паркостроения.

В настоящем учебнике курс ланд­шафтного искусства включает два раздела: I. История ландшафтного искусства.II. Теория ландшафтного искусстваи основы проектирова­ния.

В первом разделе кратко излага­ются ход формирования садов и пар­ков и развитиеих композиционных приемов с учетом социальных и при­родных условий.

Второй раздел посвящен теорети­ческим вопросам ландшафтного ис­кусства и основам композиционного проектирования объектов озелене­ния. Сюда вошли положения геогра­фического ландшафтоведения и его связи с ландшафтным искусством. Освещены узловые вопросы теории композиции и объемно-пространст­венной структуры паркового ланд­шафта. Изложены принципы исполь­зования средств гармонизации прост­ранства. Рассмотрены приемы по­строения пейзажных композиций с учетом классических традиций и сов­ременных тенденций. Даны методиче­ские основы предпроектной оценки территорий.


РАЗДЕЛ 1


 

 

ИСТОРИЯ

ЛАНДШАФТНОГО

(САДОВО-ПАРКОВОГО)

ИСКУССТВА

 

 


 

Сады и парки формировалисьнапротяжении нескольких тысячелетий. Их развитие шло одновременно с другими видами искусства - архи­тектурой, живописью, скульптурой, а также с литературой, подчиняясь требованиям социальногострояи,приспосабливаясь к природе. В садово-парковом искусстве (поскольку основные приемы сформиро­вались в ходе исторического развития садов и парков, в тексте помимо термина «ландшафт­ное искусство» используется традиционно принятый термин «садово-парковое искусст­во») находили свое воплощение достижения расте­ниеводства (декоративного садовод­ства, селекции, интродукции), архитектурного и инженерного мастерст­ва (строительства, ирригации и др.). Эти находки закреплялись в виде различных приемов, которые систе­матизировались, канонизировались, возводились в ранг эстетических и технологических принципов.

В каждую историческую эпоху в соответствии с ее эстетическими уста­новками и техническими возможно­стями складывался свой комплекс принципов и приемов, который и оп­ределял облик парков, их стиль. При этом сформировались два основных стилевых направления - регулярное и пейзажное.

Для регулярного стилевого на­правления характерны геометриче­ская сетка плана (включающая прямолинейную трассировку дорог, гео­метрическую форму партеров и цвет­ников, симметричное оформление композиционной оси и пр.), архи­тектур но обработанный, террасиро­ванный рельеф, подчеркнутое доми­нирование главного здания, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев и кустарников иих стрижка. В этугруппу входят древние сады Востока, Греции и Рима, сады сред­невековья и эпохи Возрождения, французские регулярные парки XVII в ., сады и парки России конца XVII-первой половины XVIII в.

Пейзажное стилевое направление в отличие от регулярного отобра­жает и подчеркивает красоту есте­ственной природы. Оно характеризу­ется свободной сеткой плана, извили­стыми дорогами, естественным рель­ефом, свободными контурами водое­мов, лужаек, полян, свободнорастущими деревьями с живописными формами крон. К этому стилевому на­правлению относятся сады Китая и Японии, пейзажные парки Европы XVIII в. и России XVIII – начала XIX в., садово-парковое искусство Европы, Америки, России XIX-XX вв. Это подразделение несколько условно, так как а парках одного на­правления часто присутствуют при­емы другого. Для парков нашего сто­летия, включая и современные, ха­рактерно почти равноправное уча­стие приемов обоих направлений.

В пределах этих стилевых направлений, несмотря на общность комп­лекса планировочных и композицион­ных черт, формируются парки, суще­ственно различающиеся между со­бой. Они имеют характерные черты, соответствующие определенной исто­рической эпохе, экономике, природ­ным условиям, эстетическим воззре­ниям общества - словом, всему то­му, что формирует стиль эпохи и со­ответственностиль в садово-парковом искусстве.

Рассматривая стиль в садово-парковом и ландшафтном искусстве в целом с позиций марксистско-ленинской эстетики, его можно охаракте­ризовать не просто как набор регу­лярных или пейзажных приемов, а как такую их совокупность, которая формирует физиономический облик объекта в соответствии с природ­ными, социально-историческими и даже национальными особенностями.

 


Египет

Древний Египет как самостоятель­ное государство был основан в конце IV тысячелетия до н. э. Его террито­риальные границы приурочены к долине р. Нил, несущей свои воды с юга на север и впадающей в Сре­диземное море. Здесь естествен­но произрастали в основном тамариксы и финиковые пальмы, а вдоль берегов Нила - тростники, папи­русы, лотосы. Жаркий и засушли­вый климат с горячими ветрами, поч­ти полным отсутствием осадков иск­лючал возможность существования древесно-кустарниковой раститель­ности на сколько-нибудь значитель­ных площадях. Древними египтяна­ми была создана развитая иррига­ционная система с каналами, обеспе­чивающими водой поля, и гидротех­ническими устройствами, защи­щающими города и поселения от на­воднений во время разлива реки.

Из ценного строительного матери­ала, которым был богат Древний Египет, – гранита, известняка, пес­чаника и др. возводились великолеп­ные дворцы, долговечные храмовые комплексы и пирамиды, частично со­хранившиеся и до наших дней.

История Древнего Египта, в том числе и его история архитектуры и градостроительства, делится на несколько периодов:

Древнее царство – 3200-2400 гг. до н.э.,столица - Мемфис. Среднее царство XXII-XVIII вв. до н.э.. объединение Египта после двухвекового перерыва, обусловленного война­ми и раздробленностью, столица - Фивы. Затем наступил двухвековой перерыв (XVIII-XVII вв.), связанный с нашествием гиксосов. Новое царство - XVI-XI вв. до н. э. и позднее время - с Х в. до 332 г. н.э. т.е. до завоевания Египта Александром Маке­донским, который основал новую столицу - Александрию.

Период существования Древнего царства ха­рактеризуется строительством пирамид. Среднего-мощным ирригационным строительст­вом и сооружением Фаюмского водохрани­лища с обширной оросительной системой. Новое царство - наиболее яркий период раз­вития египетского государства, для которого характерно строительство храмовых комплек­сов.

За три тысячелетия существова­ния египетского государства вместе с развитием градостроительства, ар­хитектуры и растениеводства форми­ровалось и садовое искусство. Са­ды создавали при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление го­родов, которые имели прямолиней­нуюсетку плана. Город «...видимый с внешних валов или стен, произво­дил впечатление цветущего оазиса, из зелени которого выступали обели­ски и монументальные пилоны хра­мов» [11, с. 16]. Валы и стены защи­щали город не только от вражеских нашествий, но и от наводнений во время разлива Нила. Улицы, ориентированные на дворцы и храмы, иг­рали роль парадных дорог для про­цессий и имели значительную ши­рину (до 40 м). рассчитанную на дви­жение большого числа людей. По обеим сторонам располагались ряды пальм. При подходе к храму дороги часто украшали фигурами сфинксов, иногда в сочетании с пальмами. Использование такого приема дава­ло ритмическое чередование стволов, затененных участков дороги, скульп­турных изображений.

На территории храмового комплек­са эта дорога становилась продоль­ной композиционной осью, являю­щейся одновременно и осью симмет­рии архитектурной композиции. На нее как бы нанизывались простран­ства и объемы, которые по мере про­движения последовательно изме­нялись в размерах в сторону увели­чения или уменьшения.

В самом комплексе постоянная смена впечатлений достигалась за счет ритмического чередования от­крытых, освещенных солнцем внут­ренних дворцов с темными простран­ствами интерьеров храма, его колон­ных залов и последовательного из­менения их размеров при движении. - Геометрическая сетка планов горо­дов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное ис­пользование принципа симметрии определили характер египетского са­да, который сформировался как ре­гулярный с четко выраженной глав­ной осью.

В качестве примера приводится план еги­петского сада площадью 1 га. Сад имеет квад­ратную форму, обнесен стеной. Вход отмечен пилотами и является началом оси, замыкаю­щейся домом, расположенным в глубине са­да. Композиционная ось - крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осевой дороге размещены четыре прямоуголь­ных бассейна и две беседки. По периметру - рядовые посадки. Рассмотренный сад - об­разец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружаю­щих отдельные участки - входную площадку, перголу, водоемы, посадки.

Сад давал тень и прохладу, обе­спечивал плодами и цветами, здесь же находились священные расте­ния - лотос, папирус и др. В расти­тельном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты - инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из тра­вянистых были распространены гвоз­дики, васильки, маки.

Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние ре­лигиозных, утилитарных и эстетиче­ских функций.

В целом в Древнем Египте сфор­мировалось садовое искусство с чет­кими композиционно-планировочны­ми канонами:

- регулярным планом, включаю­щим осевое построение композиции и использование симметрии;

- формированием замкнутых композиций;

- наличием водоемов как неотъ­емлемой, а часто и главной части сада;

- использованием ритма как ком­позиционного приема;

- применением аллейных и рядо­вых посадок;

- использованием экзотов в ас­сортименте древесных растений.

 

 

Ассиро-Вавилония

Государства Двуречья находились на территории долины рек Тигр и Евфрат, впадающих в Персидский залив. Освоение междуречья шло с юга, где климат аналогичен египет­скому, на север, от плодородных лес­совых земель в сторону полупустын­ных горных районов с более прохлад­ным климатом. Так, к северу от Ва­вилона в зимний период шли холод­ные дожди, а еще севернее - снег. Местами в этих районах произраста­ли леса.

Междоусобные опустошительные войны не способствовали сохране­нию памятников культуры госу­дарств Двуречья. Однако в короткие периоды затишья, когда государ­ства объединялись под властью од­ного из них, строились города, двор­цы, храмы, создавались сады. В пе­строй истории Двуречья выделяется период расцвета государств Ассирии и Вавилонии, именуемый как Ассиро-Вавилонская культура (VIII-VIIвв. до н. э.).

Основным строительным материа­лом был сырцовый кирпич - матери­ал крайне непрочный, что также яви­лось причиной быстрого исчезнове­ния памятников архитектуры.

Города Двуречья имели округлую в плане, позднее прямоугольную фор­му и были окружены кольцом крепо­стных стен, иногда двойным или трой­ным. По занимаемой площади города были меньше, чем в Египте, застрой­ка плотнее. В архитектурных комп­лексах развитие композиции проис­ходило не по продольной осп, приме­нялось поперечное развертывание пространства. Характерно также строительство на террасах, точнее, на искусственных насыпных плат­формах, возвышающихся над по­верхностью улиц. По этому принципу сооружались храмы-зиккураты в ви­де ступенчатых башен, представляю­щих собой ряд убывающих, как бы поставленных одна на другую плат­форм, квадратных или прямоуголь­ных в плане. Верхняя платформа завершалась архитектурным со­оружением, собственно храмом. Вы­ступающие части нижних платформ иногда озеленяли: по периметру высаживали растения в специаль­но устроенные ямы, наполненные ра­стительной землей. Особой извест­ностью пользовались «висячие сады» Семирамиды, созданные во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н. э.), которые расширил и возобно­вил Навуходоносор-II.

На основании археологических материалов учеными представлены гипотетические вари­анты садив Семирамиды. Согласно этим данным, сады (точнее - сад) представляли собой ряд возвышающихся террас - отсюда, веро­ятно, и множественное число «садов», при­нятое в древних описаниях.

Сад примыкал к северо-восточному углу городских стен, а своей южной частью выходил к дворцовым покоям. Он был устроен в виде четырех ступенчатых, сужающихся кверху террас (по некоторым исследованиям число террас было больше). Нижняя размером 45х40 м имела высоту 8 м, вторая – 40х30х13 м, размеры двух других террас неизвестны. Это садовое сооружение достигало уровня городской сте­ны. Слой земли на первых двух террасах со­ставлял 2м, на следующих - 1 м. На ниж­них террасах росли деревья, на верхних - кустарники и цветы. Террасы поддерживались массивными столбами, на которых были уло­жены каменные плиты, залитые свинцом, за­тем - слой тростника, пропитанный биту­мом, и, наконец, двойной слой кирпичей. Под сводами располагались царские покои. Все террасы соединялись между собой лестницами, располагавшимися по оси сада. С верхней площадки открывались виды на город и до­лину Евфрата.

Этот сад существенно отличался от еги­петского плоского замкнутого сада. Тем не менее наличие искусственных террас, их осевое построение и органичное включение сада в регулярную сетку плана города позволяют от­нести его к числу регулярных.

Идея создания садов на террасах, или «висячих садов», оказалась до­статочно плодотворной и нашла свое развитие в садах Персии, Италии, а в дальнейшем и России («верховые» сады Московского Кремля, конец XVII в.). Этот прием садового уст­ройства в измененных формах до­шел и до наших дней в виде садов на крышах.

Помимо рассмотренного неболь­шого сада имеются также скупые сведения об обширном парке, создан­ном ассирийским царем Саргоном II

В. VIII б, до н. э. близ г. Хорсабада, в котором произрастали деревья, вы­везенные из других стран, - кипари­сы, кедры, платаны, ивы, тополя, лавр, самшит, плодовые. Имеются также сведения об обширных парках, или лесах, предназначенных в ос­новном для охоты и прогулок верхом. Эти массивы считают прообразами современных лесопарков.

Античная Греция

Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова и многочисленные острова Эгейского моря. Климат средиземноморский, до­вольно жаркий, засушливый. Горные склоны были сплошь покрыты леса­ми, вырубленными в последующее время. Здесь произрастали несколь­ко видов дуба (включая и вечно­зеленые), сосны (приморская и итальянская), кипарис, кедр, вяз, тополь, инжир, гранат, маслина, лавр, мирт. В культурном наследии древних цивилизаций греко-римская или ан­тичная культура занимает особое место.

В истории культуры античной Греции раз­личают несколько периодов, или эпох: Крито-микенская (XX-XIII вв. до н. э.), Гомеров­ская (XII-VIII вв. до н. э.), Архаическая (VIII-VI вв. до н. э.), Классическая (V-IV вв. до н. э.) и Эллинистическая (III-I вв. до н. э.).

Греция Архаического периода представля­ла собой ряд полисов (городов-государств), из которых самым крупным были Афины. К VI в. до н. э. относятся и греческие поселения на Черном море - Ольвия, Херсонес, Феодосия, фанагория. Развивается каменное зодчество. В архитектуре разрабатывается четкая ор­дерная система. Ордер (order - порядок) представляет собой определенную совокуп­ность архитектурных элементов, цельную ху­дожественную систему сочетаний конструктив­ных и декоративных ч ас гей с определенным соотношением их размеров в сооружении. Он лег в основу конструкций архитектурных со­оружений, их гармонического строя и идейно-образного решения. В этот период формиру­ются дорический и ионический ордеры.

Классическая эпоха началась с греко-персидских войн, завершившихся созданием Афинской мирской державы. Политический строй - рабовладельческая республика. В 460 г. до н.э. к власти пришел Перикл, один из самых ярких и талантливых деятелей эпо­хи рабовладельческой демократии. Время его правления называют золотым веком Гре­ции. В этот небольшой промежуток времени культура достигла наивысшего расцвета- Го­рода заново восстанавливались и строились по регулярному плану. Создавались архи­тектурные комплексы, возводились храмы. До­рический и ионический ордеры достигли со­вершенства и дополнились новым - коринф­ским. Высокого уровня развития достигли искусство и ремесла. На Акрополе - горе, возвышающейся над Афинами, - Перикл по­строил Парфенон в честь богини Афины. Заме­чательное творение стало священным местом, национальным центром греческого государ­ства, его культуры.

Эллинистическая эпоха характеризуется образованием крупных греко-восточных мо­нархий. В IVв. до н.э. царь Македонии (Одно из северных государств Балканско­го полуострова) Алек­сандр Великий (Македонский) завоевал Пер­сию, Египет, средиземноморские страны. Пос­ле его смерти империя распалась на ряд го­сударств. В Эллинистический период развер­тывается строительство общественных соору­жений, стадионов, театров. Формируется тип жилого дома перистильного типа. Развива­ется благоустройство и озеленение городов.

Для садово-паркового искусства Древней Греции характерны следую­щие типы озелененных территорий:

Священные рощи - герооны. Они посвящались героям и носили мемо­риальный характер. Это лесные мас­сивы с источниками, скульптурами и архитектурными сооружениями. Поз­же в героонах стали устраивать па­мятные спортивные состязания, а в дальнейшем, оснащенные дорожка­ми, площадками, ипподромами, они превратились в спортивные парки. Дороги и площадки были обсажены рядами платанов, тополей и др.

Философские сады предназнача­лись для ученых бесед и занятий.

Зеленое оформление агор (город­ские площади, улицы) складывалось из рядовых посадок вдоль дорог и у сооружений.

Частновладельческие сады носили чисто утилитарный характер. В них широко использовались цветочные растения.

 


В целом озелененные территории Греции несли определенную функ­цию, размещение в них насаждений подчинялось этой функции, а из по­лезности и качества самого устрой­ства складывалось представление о его красоте.

Для дальнейшего развития садово-паркового искусства важны не толь­ко уже рассмотренные типы озеле­ненных территорий Греции,но и тео­ретические положения композиции и пространственное решение архитек­турных ансамблей античности.

В античной Греции была разрабо­тана система пропорций - принци­пы золотого сечения и модуля как со­отношения частей и целого, а также принципы равновесия, ритма и сим­метрии. Эти положения отражены не только в самих сооружениях, но и в их размещении - планировочном решении ансамблей.

Классическим образцом является ансамбль афинского Акрополя, расположенного на ска­листом холме и представляющего собой комп­лекс храмов. Различные размеры храмов и других архитектурных форм, их свободное размещение определили живописное начало в пространственной композиции. В таком рас­положении кроется определенная последова­тельность восприятия архитектурных объемов, их ракурса и пластики, ориентированная на линию движения торжественного шествия. "В ансамбле преобладают точки восприятия с угла, а весь Акрополь воспринимается посте­пенно, по мере раскрытия картин, каждая из которых включает только одно господствую­щее сооружение. Весь ансамбль согласуется с ландшафтом путем подчинения осей храмов рельефу или побережью. Использование всех этих принципов не утратило своей важности и в современном ландшафтном искусстве.

В 146 г. до н. э. Греция стала рим­ской провинцией. Однако греческая культура была воспринята античным Римом и стала фундаментом для его дальнейшего развития.

Древний Рим

Римское государство начав свою историю на Апеннинском полуост­рове, в последующие века превра­тилось в огромную рабовладельче­скую державу, простиравшуюся от Персидского залива на востоке до Атлантического океана на западе.

В истории Древнего Рима выделяют три эпохи. Эпоха царей (VIII-VI вв. до н. э.) ха­рактеризуется формированием рабовладельче­ского строя. Эпоха республики (VI-I вв. до н. э.) - Рим выделяется как город-государ­ство. Его территориальные завоевания завер­шились накоплением огромных богатств, позволивших широко развернуть строительство. Эпоха империи (I-V вв.н.э.) - определя­ется значение Рима как государственного центра. Разворачивается градостроительст­во-строительство ансамблей, общественных форумов, стадионов, театров, императорских дворцов, патрицианских вилл. Совершенству­ется композиционное решение архитектурных ансамблей. В конце III в. н.э. упадок рабов­ладельческой системы обусловил кризис импе­рии. В 410 г. н. э. Римская империя пала под ударами вестготов.

Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Древнего Рима достигло в период с I в. до н. э. до 1 в. н. э.

Климат Апеннинского полуострова средиземноморский, но более мягкий и менее засушливый, чем в Греции. Характерны обилие воды в виде рек и ручьев, гористый рельеф, наличие ценного строительного материала (мрамора и известняка) и широкий ассортимент древесно-кустарниковых и цветочных растений. Здесь произрастают различные виды сосен, дубов, кипарис, платан, землянич­ное дерево, тополь, каштан съедоб­ный, гранат, маслина, плодовые. Имеются виды, хорошо поддающиеся стрижке,-буксус, лавр. мирт.Изцветочных - лилии, левкои, ирисы, тюльпаны, нарциссы, фиалки, гвоз­дики и др.

К I в. н. э. сформировались сле­дующие типы садов.

Священные рощи были связаны с религиозным культом. Так же как у греков, они имели источник, неболь­шой храм, часовню или алтарь.

Городские общественные сады. устраивались при общественных со­оружениях (театрах, термах) на пло­щадях и были различных размеров. Сады с источниками или бассейнами имели аллеи и оформлялись рядо­выми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, ук­рашались скульптурой.

Городские частновладельческие сады были незначительны и подчи­нялись планировке дома. В Древнем Риме сформировался атриумно-перистильныйтип жилого дома, в объ­еме которого находились внутренние дворы, окруженные колоннадой, оформленные скульптурой, кустар­никами, цветниками и снабженные водой. Размеры таких дворов были. различны: 9х20 (в доме Веттиев), 28х22 (в доме Фавна). Стены гале­рей, окружавших двор, были укра­шены росписями с изображением ра­стительных мотивов. Такие внутрен­ние дворы получили название сада-перистиля.

Сады при виллах и дворцах имели различное назначение -от чисто хо­зяйственногодо увеселительного. Последние устраивались на терраси­рованных склонах, украшались цве­тами, фонтанами, скульптурой, раз­личными архитектурными сооруже­ниями. Террасы соединялись с по­мощью лестниц, однако, как и в Гре­ции, лестницыещене имели компо­зиционного значения.

Элементы сада размещались слу­чайно.

На примереэтих объектов можно сделать вывод, что в садах Древ­него Рима сформировались как от­дельные приемы - перголы, аллеи, фигурная стрижка,так и целые са­довые композиции - сад-ксист и сад-ипподром.

Сад-ксист (плоский сад)имел вид партераи былсвязан с портиком дома.

Сад-ипподром заимствован из Гре­ции. В Риме он утратил свое назна­чение как место спортивных состя­заний, но сохранил форму прямо­угольника с одним закругленным концом. Сад-ипподром представляет собой плоское открытое простран­ство газона с цветами, обрамленное регулярными аллеями и стриженым кустарником. По периферии разме­щались фонтаны, беседки, цветники, древесно-кустарниковые компози­ции. Открытое пространство в цент­ре давало возможность для их обзо­ра.

Примеры таких садов приводятся в описаниях вилл Плиния-младшего.

Интересна также вилла «Тибуртина» им­ператора Адриана (117-138 гг. н. э.), рас­полагавшаяся близ Рима и занимавшая об­ширную территорию. Сад был устроен на кру­том террасированном склоне с перепадом высот 40 м и представлял собой своеобразный му­зей отдельных устройств и сооружений. Здесь имелись водоемы с гротами (нимфеи), бас­сейны, сад-ипподром, рощи - Академия, Ли-кей, сад Перикла и сад «Каноп» с водоемом и каналом. Около ипподрома на острове, ок­руженном каналом, имелся птичник. Здесь же размещался императорский дворец и Много­численные сооружения (библиотека, театр, ко­лоннады, портики), возведенные со свойствен­ным Риму размахом.

Композиционной связи между этими уст­ройствами не прослеживается.

В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характер­ны следующие черты:

- совершенствование приемов античной Греции и создание своих (фигурная стрижка, использование скульптуры в убранстве садов, пер-гол, аллей);- создание новых типов садов (общественные сады, сады-перистили, сады-ипподромы, сады при вил­лах);

- отсутствие композиционного единства в садах.

Традиции римского садово-пар­кового искусства нашли свое даль­нейшее развитие в итальянских са­дах эпохи Возрождения, а затем и в регулярных парках Европы.

 

 

САДЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

В конце IV в. блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой завершила свое суще­ствование, уступив место новой эпо­хе - феодализму. Период времени, насчитывающий тысячелетие ме­жду падением Рима (конец IV в.) и эпохой Возрождения в Италии (XIV в.), называется средними ве­ками, или эпохой средневековья.

Это было время формирования ев­ропейских государств, постоянных междоусобных войн и восстаний, время утверждения христианства. «Но одновременно в этих муках ро­ждалось новое человеческое обще­ство. В войнах и восстаниях, голоде и эпидемиях происходило уничтоже­ние рабства, смена его феодальным строем» (И. Николаев. Профессия архитекторам.. 1984, с. 145).

В истории архитектуры средневе­ковье делят на три периода: ранне-средневековый (IV-IX вв.), роман­ский (X-XII вв.), готический (ко­нец XII-XIV вв.). Смена архитек­турных стилей существенно не отра­жается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искус­ство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более дру­гих требующее для своего существо­вания мирной обстановки, приоста­навливает свое развитие. Оно суще­ствует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на тер­риториях, относительно защищенных от разрушения.

Монастырские сады. В них выра­щивали травянистые лекарст


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.