Перечень контрольных вопросов к экзамену по «Основам градостроительства». — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Перечень контрольных вопросов к экзамену по «Основам градостроительства».

2017-11-27 301
Перечень контрольных вопросов к экзамену по «Основам градостроительства». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Перечень контрольных вопросов к экзамену по «Основам градостроительства».

Осень 2013 г.

 

  1. Возникновение и распространение городских форм расселения.

Возникновение и распространение городских форм расселения и городского образа

жизни следует рассматривать в контексте общего исторического процесса развития

человечества. Распространение сельского хозяйства вело к оседлости, появлению постоянных

поселений, возникновению первых государств (рис. 1). Первые крупные поселения - города

возникли более 5 тыс. лет назад в относительно густонаселенных сельскохозяйственных

районах Месопотамии и в долине р. Нил, а позднее — в долинах Инда (Западная Индия) и

Хуанхэ (Северный Китай). Уже к I тысячелетию до н. э. население наиболее крупных городов древних государств в

годы их подъема достигало 100 - 250 тыс. и более.

Города оказали серьезное влияние на жизнь средневекового общества, способствуя

развитию производства и транспорта, распространению товарно-денежных отношений,

укреплению государств. К XV в. самыми большими городами в Европе были Париж (275 тыс.

жителей), Милан и Брюгге (по 125 тыс.), Прага (95 тыс.), Новгород (50 тыс.), Лондон (45 тыс.),

Псков (35 тыс.), Москва (30 тыс.).

Бурный рост городов начался только в связи с быстрым промышленным развитием

Европы и был очевидным его следствием. На рубеже XVIII и XIX вв. крупнейшим городом

мира стал Лондон с населением 865 тыс., в Париже насчитывалось 550 тыс. жителей, в Москве

в 1812 г. — 251 тыс., в Петербурге — 300 тыс.

В начале XXI в. на Земле проживает 6,1 миллиардов людей, из них более 3 миллиардов

в городах (рис. 3). К 2030 г. население планеты, как предполагают специалисты, увеличится

еще на 2 миллиарда.

Глобальный исторический процесс развития человечества, неразрывно связан с

процессом возникновения, расцвета и упадка городов – сосредоточения культурной жизни,

цивилизации. Сам термин цивилизация во многих языках связан с понятиями город,

горожанин, гражданин и т.д.

Понятие города. Классификации населенных пунктов.

 

город – относительно крупное поселение, обладающее многообразием социально-экономических функций, с высокой плотностью населения, занятого в неаграрных сферах деятельности.

Классификации населенных пунктов: По населению:- малый – до 50 тыс. чел.

- средний – 50-100

- большой – 100-250

- крупный – 250-500

- крупнейший – более500

По административному значеннию:- столичные

- центры субъектов РФ

- местные центры

По народо-хозяйственному профилю:-промышленные

- курортные

- транспортные

- научные

- многопрофильные

Также существуют классификации по природно-климатическому фактору, по времени

возникновения, по темпу роста и т.п.

 

 

Урбанизация, основные виды миграции населения. Субурбанизация.

 

урбанизация – процесс пространственной концентрации населения в

городах, сопровождающийся распространением городского образа жизни.

Урбанизация сопровождается: - ростом экономического и научного потенциала;

- изменениями профессиональной структуры общества;

- ростом потребностей общества;

- освоением значительных пространств;

- ростом экологических проблем и др.

два вида миграций населения:

1)маятниковая миграция – перемещение населения из пригорода в город (на работу или

учебу) и обратно.

2)безвозвратная миграция – переселение людей в более крупные населенные пункты (из

села в город).

Процесс противоположный урбанизации - дезурбанизация (деконцентрация населения). Ложная урбанизация – концентрация населения в городе без изменения его образа

жизни.

субурбанизация – процесс разуплотнения перенаселенных городских

центров и расселение горожан в пригородные зоны крупного города.

сезонная субурбанизация - п роцесс, связанный с летним

переселением горожан в пригород.

Причины возникновения субурбанизации - дискомфортные условия проживания в

крупнейших городах, развитие транспортных систем, рост уровня автомобилизации и

подвижности населения.

1.Урбанизм: система расселения состоит из городов численностью 30-170 тыс. чел.,

каждый из которых формируется на основе крупного промышленного предприятия.

2. Дезурбанизм: понятие города исчезнет, система расселения представляет собой

сплошные сетеобразные структуры, границы между городом и деревней стираются

(концепция линейных городов).

Иерархия градостроительной документации в РФ.

 

Система расселения.

♦ II – V вв. расселение представлено городищами (поселения, обнесенные частоколом),

имеющими вокруг себя сельскохозяйственные угодья.

 

♦ VI – IX вв. Происходит выделение городов-центров княжеской власти, которые

стремятся к подчинению окружающей их территории.

 

 

♦ IX – XII вв. Формируется л инейная система расселения.

В раннефеодальный период складывается линейная или водно-коммуникационная система

расселения. Наиболее известная система формировалась вдоль пути «из варяг в греки».

 

♦ XII - XV вв. Формируется кольцевая (оборонно-стратегическая) система

расселения.

В период феодальной раздробленности возникают самостоятельные княжеские

государства. Центры кольцевых систем – Новгород, Суздаль, Москва и др.

♦ XV - XIX вв. Формируется звездчатая система расселения.

Постепенно складывается каркас системы расселения на радиальных транспортных

направлениях от основных центров (первоначально Москва, в начале XVIII в. – Санкт-

Петербург, а также Киев, Казань). В Западной Сибири центрами расселения становятся

Тюмень, Тобольск, Томск.

Быт труд

Отдых

В настоящее время принцип функционального зонирования закреплен в градостроительном законодательстве и применяется в градостроительной практике.

Определение: функциональные зоны - зоны, для которых документами

территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

Поясное зонирование.

Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Планировочная организация селитебной территории, основные задачи. Система обслуживания населения.

Планировочная организация микрорайона Планировочное решение микрорайона зависит от целого комплекса факторов: положение в городе, природно-климатические условия, рельеф и его ориентация, социально-экономическая и демографическая ситуация и др.

Микрорайон в функционально-планировочном и композиционном решении должен

рассматриваться как составная часть общего замысла пространственной организации жилого района или всего города. В микрорайоне также принято выделять несколько ступеней или уровней организации застройки.

Основной целью планировочной организации микрорайона является создание комфортной и безопасной среды проживания. Отсюда следует ряд задач: формирование

выразительного образа, создание полноценной системы обслуживания, разведение

пешеходного и транспортного движения, защита дворовых пространств от шума, озеленение территории и др.

В микрорайонах предусматривают систему пешеходных путей, состоящую из основных

пешеходных дорог и подходов к зданиям. Эта система должна связывать по кратчайшим

расстояниям жилые группы с остановками общественного транспорта, общественными

центрами, местами хранения автомобилей и другими объектами массового тяготения.

Основные пешеходные дороги стараются обособить от улиц и проездов.

Система транспортного обслуживания играет важную роль в органичном соединении

основных функциональных зон микрорайона и состоит из разветвленной сети проездов и

подъездов к домам, школам, детским садам, общественным центрам. Элементы улично-

дорожной сети в микрорайоне подразделяются на категории: жилые улицы (по наружному

контуру красных линий), проезды, пешеходные дороги, прогулочные и велосипедные дорожки.

Систему проездов проектируют таким образом, чтобы исключить транзитное движение.

С целью ограничения грузового движения гаражи и магазины размещаются по периферии

микрорайона вблизи общегородских улиц. Система внутренних проездов может

проектироваться по тупиковой, кольцевой, петельной и смешанной схемам.

Вертикальное зонирование

Концентрация функций и процессов в городских центрах приводит к их смешению и

пространственному распределению (разведению) по вертикали. Часто городское пространство представляет собой ≪слоеный пирог≫ из различных функций. В этих условиях уже невозможно говорить о четком территориальном обособлении функций и ≪традиционном≫ (плоскостном) функциональном зонировании.

Класификация

Производственную зону города составляют городские промышленные районы, которые формируются на основе организации производственных связей между предприятиями, вспомогательных и обслуживающих объектов, инженерных сооружений.

Для большинства крупнейших промышленных городов, прошедших значительный путь

развития, характерно формирование промышленных поясов, которые сложились в условиях бурного развития промышленности. Размещение промышленных предприятий в городе часто диктовалось существующей системой железных дорог.

Многие промышленные предприятия являются источниками вредных выбросов и

негативно влияют на состояние окружающей среды. Размещение промышленных предприятий в структуре города зависит от степени их экологической опасности.

Планировочная и функциональная организация промышленного района.

В основе промышленных районов выделяются промышленные узлы, формирующиеся на

основе объединения и кооперирования предприятий. Как правило, промышленные районы

имеют четкую регулярную планировочную структуру, чаще всего это квартальная система.

Функциональное зонирование производственной зоны:

1 – промышленные предприятия; 2 – научные учреждения; 3 – административно-технические

центры; 4 – предприятия городского транспорта; 5 – коммунальные предприятия;

6 – склады; 7 – озеленение

38. Использование пригородной зоны. Принципы планировочной организации пригородной зоны.

 

пригородная зона – окружающие город территории, формирование и развитие которых подчиняется его интересам.

Средняя ширина пригородной зоны может быть принята для городов с населением 1 млн

чел. – 35-50 км, 0,5-1 млн чел. – 25-30 км, менее 0,5 млн чел. – 20-25 км.

Основные функции пригородной зоны:

· Организация отдыха населения;

· Сохранение экологического равновесия (в масштабах района расселения);

· Обеспечение города природными ресурсами (вода, продукты питания, строительные

материалы и т.п.);

· Размещение промышленных, коммунальных, инженерных и транспортных объектов

(сортировочные станции, порты, кладбища, ТЭЦ, склады, аэропорты и др.);

· Территориальный резерв развития города.

Зонирование и планировка пригородной зоны предполагает сбалансированное сочетание всех перечисленных функций с учетом природных условий.

Пригородные зоны крупнейших городов обычно делят на три поясных зоны. Первый

пояс, расположенный ближе к городу, шириной до 10 км,выполняет защитную и санитарную функцию. Вторая поясная зона используется для дачного строительства, размещения рекреационных и спортивных объектов (лесопарки, спортивные парки и т.п.), сельскохозяйственных угодий. Третий (внешний) пояс используется для размещения объектов длительного отдыха (баз отдыха, профилакториев, детских лагерей и т.п.) сельскохозяйственных предприятий и угодий.

 

 

39. Виды внешнего транспорта. Зона внешнего транспорта в структуре городского плана.

Определение: внешний транспорт обслуживает пригородные, местные и дальние

перевозки пассажиров и грузов, связывает населенные пункты в единую систему расселения.

Виды внешнего транспорта:

· железнодорожный;

· автомобильный;

· воздушный;

· водный (речной, морской).

Любая транспортная система характеризуется наличием: каналов передачи

(коммуникационные линии, автомагистрали, морские пути, авиакоридоры) и пунктов приема и отправки или вводно-выводных устройств (вокзалы, аэропорты, речные порты).

Сооружения внешнего транспорта могут занимать значительные по площади территории

(до 15% территории города) и имеют специфические особенности размещения в структуре

города.

Железнодорожный транспорт.

Полотно железной дороги (особенно при прокладке в выямке или на насыпи) расчленяет

городскую ткань, препятствует автотранспортному и пешеходному движению, накладывает ограничение на использование городских территорий (санитарно-защитная зона - 100 м).

Полосы отвода железной дороги могут рассматриваться как территориальный резерв для

реконструкции (расширения и прокладки новых) транспортных коммуникаций – наземного

метро, автомагистралей и др.

Воздушный транспорт

Из-за шумового воздействия аэропорты размещаются, как правило, на удалении от

жилья (5-10 км в зависимости от класса аэропорта). Аэровокзалы (наземное обслуживание пассажиров, регистрация на рейс и пр.) в зависимости от положения в структуре города разделяются на центральные, эксцентричные и периферийные.

Водный транспорт

Речной и морской, функционирование ограничено сезонностью и конфигурацией рек,

грузовые порты занимают значительные территории, в крупных исторических городах часто препятствуют выходу центра к реке.

Автомобильный транспорт

Наиболее динамично развивающийся в настоящее время вид внешнего транспорта,

характеризуется вариативностью, внесезонностью, маневренностью, скоростью. В перспективе - формирование единой системы скоростных автомагистралей.

В структуре города скоростные автомагистрали и многоуровневые развязки могут

занимать значительные территории.

Скоростные автомагистрали стараются трассировать в обход городов или по касательной

к ним, с тем чтобы избежать транзита автотранспорта и расчленения тела города магистралями.

Перспективными видами внешнего транспорта считаются: трубопроводный, подвесной

(монорельсовый, струнный), на магнитной, воздушной подушке и др.

Внеуличный, надземный транспорт (монорельсовый, струнный, подвесной)

 

  1. Городской транспорт (функция, виды). Транспортная инфраструктура города.

 

Пешеходное движение

Система пешеходных связей в совокупности с транспортной инфраструктурой составляет

единую коммуникационную, транспортно-пешеходную систему города.

Организации пешеходного движения уделяют особое внимание:

- в малых городах, в которых основная часть передвижений осуществляется пешком;

- в центрах крупных и крупнейших городов, где фокусируется общественная жизнь и

концентрируются значительные по размеру пешеходные потоки;

- в жилых районах, в пределах которых осуществляются основная часть культурно-

бытовых пешеходных передвижений, а также подавляющая часть передвижений

несамодеятельной группы населения (пенсионеры, дети).

Требования безопасности обуславливают необходимость изоляции друг от друга

пешеходных и транспортных передвижений в городе, т. е. разведения пешеходных и

транспортных потоков.

Существует 3 приема разведения пешеходных и транспортных потоков:

1. Временной (разведение

по времени: светофор,

регулировщик).

 

2. По вертикали

(подземные, надземные

переходы, транспортные

путепроводы,

пешеходные платформы

и т.п.).

 

3. Планировочный или

градостроительный

(разведение потоков в

плане с минимальным

пересечением).

 

 

Организация системы пешеходного движения в городе

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).

Деятельности (ИСОГД) - систематизированный свод документированных сведений о

развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального

строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности

сведений (ранее использовался термин – градостроительный кадастр).

Целью ведения ИСОГД является обеспечение органов власти и местного самоуправления, физических и юридических лиц сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

ИСОГД включают в себя:

· сведения о градостроительной документации, геодезических и картографических

материалах, природных и техногенных условиях (инженерные изыскания);

· сведения об изъятии и о резервировании земельных участков для государственных или

муниципальных нужд (сервитуты);

· дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и др.

Дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках открываются на

каждый земельный участок. В дело о застроенном или подлежащем застройке земельном

участке помещаются:

  • · градостроительный план земельного участка;
  • · результаты инженерных изысканий;
  • · проектная документация;
  • · заключение государственной экспертизы;
  • · разрешение на строительство;
  • · акт приемки объекта капитального строительства;
  • · разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;
  • · иные документы и материалы.

Сведения ИСОГД являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений

ограниченного доступа. Ведение ИСОГД осуществляется органами местного самоуправления путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений. Документирование ИСОГД осуществляется на бумажных и электронных носителях.

 

Составил: Ерохин Г.П.

 

Перечень контрольных вопросов к экзамену по «Основам градостроительства».

Осень 2013 г.

 

  1. Возникновение и распространение городских форм расселения.

Возникновение и распространение городских форм расселения и городского образа

жизни следует рассматривать в контексте общего исторического процесса развития

человечества. Распространение сельского хозяйства вело к оседлости, появлению постоянных

поселений, возникновению первых государств (рис. 1). Первые крупные поселения - города

возникли более 5 тыс. лет назад в относительно густонаселенных сельскохозяйственных

районах Месопотамии и в долине р. Нил, а позднее — в долинах Инда (Западная Индия) и

Хуанхэ (Северный Китай). Уже к I тысячелетию до н. э. население наиболее крупных городов древних государств в

годы их подъема достигало 100 - 250 тыс. и более.

Города оказали серьезное влияние на жизнь средневекового общества, способствуя

развитию производства и транспорта, распространению товарно-денежных отношений,

укреплению государств. К XV в. самыми большими городами в Европе были Париж (275 тыс.

жителей), Милан и Брюгге (по 125 тыс.), Прага (95 тыс.), Новгород (50 тыс.), Лондон (45 тыс.),

Псков (35 тыс.), Москва (30 тыс.).

Бурный рост городов начался только в связи с быстрым промышленным развитием

Европы и был очевидным его следствием. На рубеже XVIII и XIX вв. крупнейшим городом

мира стал Лондон с населением 865 тыс., в Париже насчитывалось 550 тыс. жителей, в Москве

в 1812 г. — 251 тыс., в Петербурге — 300 тыс.

В начале XXI в. на Земле проживает 6,1 миллиардов людей, из них более 3 миллиардов

в городах (рис. 3). К 2030 г. население планеты, как предполагают специалисты, увеличится

еще на 2 миллиарда.

Глобальный исторический процесс развития человечества, неразрывно связан с

процессом возникновения, расцвета и упадка городов – сосредоточения культурной жизни,

цивилизации. Сам термин цивилизация во многих языках связан с понятиями город,

горожанин, гражданин и т.д.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.