Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-11-27 | 906 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Курс «Основы теории литературы» в системе университетского обучения студента-журналиста. Задачи курса: знакомство с теорией литературы, его структурой, с системой понятий, терминологией, научными подходами к художественному произведению и литературному процессу. Необходимость овладения принципами анализа произведения в его художественной целостности для научной, редакторской, критической деятельности и работе в СМИ специалиста-журналиста.
Теория литературы - филологическая наука о сущности, происхождении и развитии художественной словесности как вида искусства. Место теории литературы в структуре (системе) гуманитарного знания. Ее взаимодействие с лингвистикой, риторикой, искусствознанием, эстетикой, культурологией, общественной историей, а также с социологией, психологией, религиоведением, семиотикой. Проблема точности знания и трудности терминологии в теории литературы. Историческая изменяемость литературоведческой терминологии и неоднозначное истолкование терминов в различных научных школах.
Теория литературы - дисциплина, которая систематизирует понятия о специфике художественной литературы, об особенностях ее содержания и формы в их историческом развитии, о целостности художественного произведения и его функционировании, о литературном процессе.
Поэтика в составе теории литературы как наука об изобразительно-выразительных средствах и о строении литературных произведений: общая поэтика (исследование языка литературно-художественного высказывания и принципов «литературности» текста в их звуковом, словесном, образном строении, «механизма» их порождения), историческая поэтика (рассмотрение эволюции поэтических форм в связи с эволюцией художественного сознания), частная или функциональная поэтика (описание организации элементов отдельного художественного произведения как целостной системы). Их отличие от нормативной поэтики и риторики. Соотношение теории и истории литературы.
|
Методологические проблемы литературоведения, обусловленные предметом его изучения: понимание специфической природы, генезиса, закономерностей исторического развития и общественного значения художественной словесности как вида искусства. Истоки литературоведческой методологии в истории мировой эстетики и литературной критики.
Различие между методологией науки и методиками анализа литературных явлений. Разнообразие научных направлений и школ в современной науке о литературе; влияние на нее лингвистики, семиотики, психоанализа, кибернетики. Традиционные и нетрадиционные подходы к литературно-художественным произведениям. Методы и приемы анализа литературного произведения. Анализ художественной литературы методами других гуманитарных наук (социологии, культурологии, истории, психологии, лингвистики) и его недостаточность для целостного объяснения литературного произведения как феномена художественности. Системность и историзм - основополагающие принципы литературоведения. Соотношение детерминизма и имманентности в изучении литературных явлений.
Тема 2. Происхождение искусства
Опорные понятия: Происхождение искусства. Виды искусства. Искусство в системе культуры. Специфика искусства и его предмет. Художественный образ. Место литературы в ряду других искусств. Предмет теории литературы. Литературная критика как синтез науки, искусства и публицистики.
Искусство - особая сфера человеческой культуры. Три значения слова «искусство» в русском языке, их истоки. Искусство как художественное творчество («художество») - специфически созидательная деятельность, удовлетворяющая эстетическим потребностям людей. Эстетические категории и система основных понятий науки о литературе. Эстетическое совершенство (красота) произведений прикладных и изящных искусств, специфика красоты в каждом виде искусства.
|
Декоративно-прикладные искусства, совмещающие практические (утилитарные) и эстетические цели.
Изящные искусства - относительно самостоятельная сфере духовной культуры, специфическая форма самосознания человечества и художественного освоения им действительности.
Образная природа искусства. Термин «образ» в философии, психологии, лингвистике, искусствознании. Двойственная природа художественного образа как формально-содержательной категории, отражающей эстетические свойства мира в их конкретно-чувственном многообразии. Единство «предметного» и «идеального» в художественном образе как универсальное свойство всех видов изящных искусств (живописи, музыки, скульптуры, пантомимы, литературы и других). «Самодостаточность» образов искусства в отличие от других видов образности, имеющих вспомогательное значение иллюстрации (научной, рекламной, публицистической) и фактографии (мемуарной, документальной).
Своеобразие коммуникативной функции искусства; художественное произведение как «диалог с каждым, стоящим перед ним человеком» (Гегель). Внутреннее родство акта творчества и восприятия. Значение искусства, обогащающего опыт конкретно-чувственного общения личности с миром, для развития его миросозерцания и целостного нравственного самоопределения.
Происхождение искусства из первобытного синкретического творчества. Его связь с ритуалом, магией, мифологией (их общность и различия в принципах образного освоения действительности). Роль мифологем в развитии художественной образности. Искусство как создание новых («культурных») мифов. Искусство и игра (Аристотель, Ф.Шиллер, Й. Хейзинга об игровом начале в искусстве). Искусство и пограничные сферы духовной культуры, их взаимовлияние. Дидактическое и религиозное искусство. Документ в искусстве. Историческое изменение функций искусства по мере его становления и развития. Искусство как отражение общественной жизни и средоточие гуманистической культуры, выражение «глубочайших человеческих интересов» (Гегель). Жизнь художественных произведений в веках.
|
Виды искусства, их классификация. Экспрессивные и пластические начала в фактуре художественного образа, их смысловое значение. Взаимонезаменимость и самоценность видов искусства. Место художественной литературы в их ряду. Трактат Лессинга о границах живописи и поэзии.
Тема 3. Художественный образ. Образ и знак
Образ и знак, модель, схема. Подвижность границ между ними. Образ - представление - понятие.
Специфический обобщающий и ценностный смысл художественного образа. Его целостность. Понятие художественности (совершенства) как специфического свойства произведения искусства.
Роль творческой фантазии автора в создании художественного образа. Первичная условность и экспрессивность образов искусства, обращенных к личному эмоциональному воображению и рассчитанных на «сотворчество» читателя, зрителя, слушателя.
Тема 4. Литература как вид искусства
Художественная литература - искусство слова. Своеобразие ее «материала».
Эстетические свойства звучащего слова; его «музыкальность». Интонационная экспрессивность и ритмичность художественной речи как факторы эстетического впечатления. «Магия слов».
Знаковость слова, его «невещественность» (Лессинг). Отсутствие наглядности и конкретно-чувственной достоверности в словесном изображении. Преодоление знаковости слова в художественной речи; ее обращенность к «внутреннему оку» (Н. Гоголь) читателя. Ассоциативность словесного образа. Трудности перевода литературных произведений на другие национальные языки.
Литература как временное искусство, воспроизводящее явления жизни в их развитии. Изобразительно-экспрессивные и познавательные возможности речи. Ее способность воссоздавать как «внесловесную» действительность, так и речевую деятельность людей, как внешние стороны жизни человека, так и его духовный мир (чувства, раздумья, переживания мировоззренческого характера в их смысловой конкретности). Воспроизведение устных и письменных высказываний, мыслительных процессов - уникальное свойство искусства слова. Воссоздание словом вымышленной «художественной реальности», «внутреннего мира» (Д. Лихачев) произведения как средоточия образного его смысла.
|
Литература как отражение действительности, форма ее художественного познания, осмысления, оценки, претворения. Аристотель о поэзии как искусстве «мимесиса», подражающем не тому, что было, но что «возможно». Универсальный охват жизни в ее динамике, общественных и частных конфликтах, связанных с ними событий и поступков, целостных человеческих характеров и обстоятельств в литературе. Своеобразие подхода писателя к действительности: распознавание общих свойств жизни в ее конкретно-чувственных, индивидуальных проявлениях, интерес к реалиям человеческой жизни в их характерности. Отличие художественного обобщающе-целостного и ценностного осмысления жизни от научного, абстрактного знания. Соотношение понятий «прототип», «тип», «художественный характер», «персонаж», «герой», «образ». Аналитичность и проблемность литературы, ценностный смысл ее образов. Интеллектуально-духовное богатство литературы.
Особенности творческого процесса в искусстве слова: «игра рассудка и воображения» (И. Кант), «мышление образами» и создание «второго», вымышленного мира; «муки слова».
Отражение в творчестве писателя особенностей его личности, таланта и миросозерцания. Эстетические, религиозные, социологические, философские взгляды писателя, его нравственные искания как источник его произведений. Противоречия творческого процесса и их преодоление. Творческая рефлексия художника и замысел произведения.
Восприятие литературно-художественного произведения читателем посредством «эстетического созерцания» и сопереживания. Событие «встречи» читателя и автора (М. Бахтин) - способ освоения произведения как художественной ценности. Роль литературной критики в процессе восприятия художественного произведения.
Фольклор и литература - две самостоятельные области словесного творчества. Коллективное и индивидуальное авторство в фольклоре. Взаимовлияния фольклора и литературы. История литературы и фольклора в контексте истории культуры.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!