Темы семинарских и практических занятий — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Темы семинарских и практических занятий

2017-11-27 117
Темы семинарских и практических занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ

ТОРГОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

____________________________________________________________________

 

 

Философия

 

Методические указания по проведению практических, семинарских занятий для студентов дневной и заочной формы обучения специальностей 080507 «Менеджмент организации», 080301 «Коммерция(торговое дело)», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

Новосибирск 2011

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ

ТОРГОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

____________________________________________________________________

 

Утверждаю

Зам.директора по УВР

____________ М.А.Апсите

 

Философия

 

Методические указания по проведению практических, семинарских занятий для студентов дневной и заочной формы обучения специальностей 080507 «Менеджмент организации», 080301 «Коммерция(торговое дело)», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

Новосибирск 2011

 

 

Кафедра общегуманитарных дисциплин

Философия: Методические указания по проведению практических и семинарских занятий для студентов очной и заочной формы обучения специальностей 080507 «Менеджмент организации», 080301 «Коммерция (торговое дело)», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

Составитель: к.ф.н., доцент Сваровская Е.Б. – Новосибирск: НФ ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2011. – 59 стр.

 

Рецензент: Чельцова М.Г., к.п.н., доцент

 

Методические указания рекомендованы к изданию кафедрой учетно-экономических дисциплин, протокол от «19» марта 2010г. № 6.

 

Утверждены учебно-методическим советом НФ ГОУ ВПО «РГТЭУ», протокол от «12» мая 2010г. № 5.

 

 

 

Содержание

1. Цели и задачи дисциплины....................................................................... 4

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины................... 5

4. Темы рефератов........................................................................................ 47

5. Самостоятельная работа студентов....................................................... 50

6. Итоговый контроль................................................................................. 54

7. Список литература................................................................................... 56


1. Цели и задачи дисциплины

 

Студенты должны овладеть знаниями в области философии и выработать навыки интеллектуальной деятельности, которые позволят им всесторонне подходить к анализу и разрешению проблем будущей профессиональной деятельности, исходя из накопленного исторического опыта человечества, выработанных методологических принципов и понимания безусловной ценности человеческой личности.

Задачи дисциплины заключаются в том, чтобы дать студентам всесторонние знания о генезисе философии, отношении ее к религии и мифологии, о развитии ее предмета, функций, категориального аппарата, о соотношении научной, религиозной и мифологической картин мира; об историческом развитии философии, основных этапах, специфике философских учений. Показать своеобразие философии, ее место в историческом развитии духовной культуры. Дать понимание взаимоотношения материального и духовного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе, обществу и другим людям и специфики глобальных проблем современности.

Развить у студентов самостоятельность мышления при решении проблем формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, нравственных и правовых норм общежития. Сформировать навыки методологических подходов при столкновении с многообразием представлений о формах человеческого знания, соотношении знания и заблуждений, знания и веры, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в человеческой деятельности.

Способствовать приобретению студентами практических навыков понимания роли науки в развитии цивилизации, взаимодействия науки и техники и связанных с ними социальных и этических проблем, ценности научной рациональности и ее исторических типов, умения использовать знание структуры, форм и методов научного познания. Привить студентам навыки использования философских принципов и категориального аппарата в анализе научных и социально-политических проблем современности.

Дисциплина «Философия» закладывает мировоззренческие и методологические основы культуры мышления студента. Исходя из этих соображений, она должна открывать цикл социальных и управленческих дисциплин. Вместе с тем философия предполагает умение студента осуществлять рефлексию, вырабатывать обобщенную картину мира, что предполагает определенные навыки интеллектуальной деятельности и знакомство с содержательными аспектами научных теорий. Поэтому изучению философии должны предшествовать такие дисциплины как «Логика», «История», «Современные концепции естествознания».

Изучение курса «Философия» рекомендуется на 2-ом или 3-ем курсах при очной форме обучения.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать историю становления философии, так как смысл и значение философских проблем раскрываются полностью в генезисе их историко-философского развития; уметь вычленять логику становления философских идей и их влияние на социально-духовные процессы в обществе; понимать смысл философии как квинтэссенции духовной жизни мыслящего человечества; знать категориальный аппарат философии, понимать смысл мировоззренческой и методологической функции философии; знать основные философские проблемы бытия, познания, развития, социальной структуры и динамики общества; ориентироваться в вопросах развития человеческой личности, ее основных ценностей и путей реализации человеческого предназначения.

Студент должен владеть навыками культуры философского мышления, целенаправленно использовать богатый арсенал философских методов и процедур научно-теоретической деятельности; уметь производить конкретно-исторических анализ социальных процессов; решать свои непосредственные профессиональные задачи с учетом самоценности человеческой личности; видеть перспективу развития человечества и пути разрешения конфликтных ситуаций.

Методические указания

При подготовке данной темы следует обратить особое внимание на понимание сути философии. В различных учебниках дается разное определение философии. Если суммировать многообразие воззрений на философию, то основная полемика разворачивается вокруг следующего вопроса: «Философия – это наука или нечто отличное от науки?».

По форме своего построения, по способу обоснования своих положений, по логике доказательства выводов философия отвечает всем стандартам научного знания. Вместе с тем философские рассуждения наполнены ценностными выражениями, затрагивающими проблему смысла человеческого существования, счастья, надежды, веры, любви. Если наука стремится избавиться от всевозможных ценностных представлений, уповая на беспристрастную объективность, то философия изначально питает пристрастие к человеческой субъективности, рассматривает мир через призму человеческого «Я». Получается, что философия – не наука, она больше, чем наука. Философия стремится постичь суть человеческого бытия путем бесконечного вопрошания людьми мира, путем придания ему личностной теплоты, превращения Вселенной в наш дом. В этом смысле можно согласиться с немецким романтиком Новалисом, что философия – «это ностальгия повсюду быть дома». Аксиологическая (ценностная) тональность философии позволяет ей стать основой мировоззрения, ибо масштабом обобщенных воззрений на мир является сам человек, а сама природа ценностного освоения бытия предполагает тесное единение научного познания с внерациональными формами постижения Универсума. Такое понимание философии порождает различные варианты основного вопроса философии. Это может быть отношение бытия и сознания (Ф. Энгельс). Это может быть поиск ответа на следующие четыре вопроса: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? (И. Кант). Он может быть сформулирован и в более драматичной, почти трагической, форме: «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она этого не стоит – значит ответить на основной вопрос философии» (А. Камю).

Как и любая дисциплина, философия имеет свой предмет. Им является всеобщее в системе «мир – человек». Так как в истории философии выделялись различные аспекты этого отношения, то это приводило к развитию и углублению предмета философии.

Философия раскрывает и конкретизирует свою сущность с помощью различных функций. Следует основное внимание обратить на мировоззренческую и методологическую функции. Характеристика остальных функций философии подробно раскрыта в рекомендованной литературе.

Контрольные вопросы

1. Что такое философия? Можно сказать, что философия больше, чем наука и что под этим понимается?

2. Как соотносятся философия и мировоззрение?

3. Что является предметом философии?

4. В чем смысл основного вопроса философии?

5. Охарактеризуйте основные функции философии.

6. Зачем нужна философия современному специалисту?

Методические указания

В античной философии важно уловить софийный характер философствования. Пифагор, Сократ, Платон видят в философии любомудрствование, где достигается удивительное единство человеческого духа, постигающего сущностное соразмерностью благу. Само благо является своеобразным синтезом истины, добра и красоты. Этим достигается единение человеческого духа, постигающего целостное бытие.

Следует обратить внимание на основные этапы развития древнегреческой философии. Первый этап связан с деятельностью так называемых досократиков, т. е. мыслителей, творивших до Сократа. Их в большей мере занимает Космос, мироздание. Они считали, что существуют общие законы космоса, которым подчиняется все сущее и существующее, включая человека. Эту мысль четко выразил в своем Логосе Гераклит. Софисты порывают с космологической традицией и объявляют человека мерой всех вещей (Протагор). Человек берется за точку отсчета оценки всего происходящего, он задает масштаб измерения мира. Однако эта продуктивная идея была самими же софистами доведена до абсурда, когда мнение каждого объявлялось истинным. Гений Сократа позволил ему сохранить основную мысль софистов – человек центр Вселенной – и уйти одновременно от релятивизма и субъективизма тех же софистов. Человеческое сознание есть не только выражение субъективных устремлений человека, но и носитель знания, содержание которого не зависит от людей. Это интерсубъективное содержание знания позволяет людям осуществлять познание мира и общение между ними. Однако откуда в сознании человека появляется нечто им не созданное, но задающее смысл всему наличному? Вот загадка, над которой мучительно размышлял Сократ. Он весь в сомнениях, прислушивается к внутреннему голосу, который нашептывает от имени Божества.

Однако не у каждого есть свой даймонион, да и божественное в душе слабо поддается философской рефлексии, поэтому Платон надындивидуальный слой человеческого сознания выносит в царство идей (эйдосов). Платоновские эйдосы начинают противостоять миру вещей как образцы. Складывается система объективного идеализма, благодаря которой порознь находятся сущности и то, сущностью чего они являются. Этот разрыв четко зафиксировал Аристотель и сформулировал ряд возражений в адрес своего учителя. Стагирит пытается соединять два мира. Он не хочет смириться с тем, что сущность предмета отрывается от самого предмета. Так возникает понятие формы (минимально общее, которое почти сливается с единичным, но все же не сливается с ним до неразличимости). Однако в конечном итоге форма Аристотеля стала поразительно походить на эйдосы Платона и тому есть веская причина: оба они под сущностью понимали нечто вечное, неизменное, равное самому себе. Для них предметом философии являлись сверхчувственные, неподвижные и вечные сущности, отличные от предмета естествознания (физики) и математики. Мир сверхчувственного отнес к области теологии. И хотя Аристотель отнес три из четырех своих основоположений (причин) к божественному учению, одновременно они сохранились в качестве предмета философии. Аристотель стремится придать философии научный характер, но не отказывается от предельных притязаний своей метафизики, включая в нее помимо материальной причины также формальную, действующую и целевую. Тем самым Стагирит сохраняет в своей философии софийную направленность.


Контрольные вопросы

1. Что такое апейрон Анаксимандра?

2. Что такое Логос Гераклита?

3. Какой вклад сделал Гераклит в становление диалектики?

4. Что понимали под числом пифагорейцы?

5. Какой вклад в развитие философии внесли элеаты?

6. Какой вклад в развитие философии внесли софисты?

7. Какими характеристиками обладает атом Демокрита?

8. Какие виды эйдосов выделяет Платон?

9. Как Платон трактует учение о душе и познании?

10. Что такое форма Аристотеля?

11. Какие возражения выдвигал Аристотель в адрес Платона?

12. Преодолел ли Аристотель «недостатки» философии Платона?

 

Методические указания

Новое время знаменует собой появление капиталистического способа производства, заинтересованного в развитии науки и техники как условия получения прибыли. В этот период проходит научная революция, начиная с публикации Н. Коперником в 1543 году трактата «Об обращении небесных сфер» и кончая «Математическими началами натуральной философии» И. Ньютона, опубликованными в 1687 году. За те сто пятьдесят лет, которые отделяют Коперника от Ньютона, меняется не только образ мира (отказ от концепции Птоломея), изменяется отношение между наукой и обществом, наукой и философией. Успехи науки (особенно астрономии) оказали свое влияние на философию – она все более начинает принимать образ науки.

Одним из первых на этот путь вступил Ф. Бэкон. Он пересмотрел всю историю науки и обнаружил очень слабое ее влияние на повседневную жизнь. «Наука должна и может изменить условия человеческой жизни, – заявляет Бэкон. – Это – инструмент, сконструированный человеком в целях достижения всеобщего братства и прогресса» (Цит. по: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. – СПб., 1996. – С. 161–162). После этих слов становится понятным, что Бэкон хочет построить философию по канонам науки. Раз наука обратилась к поиску знаний, способных решить повседневные задачи, то и философия замышляется им как метод получения практических знаний. Таким методом становится индукция. Соответственно, его философия открывает эмпирическое направление. Однако было бы ошибкой считать, что Бэкон всего лишь сориентировал философию на разработку методов научного познания. Замысел его носит более фундаментальный характер. Он пытается вдохнуть новую жизнь в метафизическую традицию античных мыслителей. Его индукция призвана познать все множество (конечное!) сущностей (форм). Он следует установке Платона и Аристотеля, что предметом философии являются вечные и неизменные сущности. Им Бэкон придает сверхнаучный характер, ибо в его классификации наук особое место занимает практическая магия. Вместе с тем он порывает с платоново-аристотелевской традицией отрывать сущности от их субстрата. Бэкон берет в неразрывном единстве сущность (форму) с самим предметом или явлением (натурами). Правда, для этого он жертвует целевой причиной, что сужает область философии. Напрашивается вывод, что Бэкон закладывает основы эпистемного (научного) образа философии. Из любомудрствования она превращается в методологию научного познания.

В том же духе понимал философию Р. Декарт – основатель рационализма философии Нового времени. Он внес несомненный вклад в разработку проблемы конструктивных способностей человеческого ума. Без его врожденных идей трудно представить появление кантовского априоризма. Примирение декартовского дуализма посредством Бога позволило по-новому взглянуть на соотношение мира идей и мира вещей.

Последующее преодоление декартовского дуализма пантеизмом Б. Спинозы привело к отождествлению Абсолюта с субстанцией. Обозначилась возможность найти ответы на все мучащие философов вопросы и открыть все тайны бытия посредством постижения субстанции (Бога-природы). Казалось, еще одно усилие и воплотится в жизнь мечта Бэкона о победе всесильной науки. К тому же французские просветители объявили образование своеобразным архимедовым рычагом преобразования социальных порядков.

Однако не все столь безоблачно было в эпистемном царстве философии. Дж. Беркли, воспользовавшись успехами науки в области физиологии и психологии, неожиданно поставил философию на грань катастрофы. Перспектива превращения всех знаний в комплекс ощущений грозила такой субъективацией картины мира (солипсизмом), которая даже софистам не снилась. Мыслители стали осознавать, что сведение философии до роли только научной методологии может породить иллюзию неограниченных возможностей науки. Одним из первых на это обстоятельство обратил внимание И. Кант.

Контрольные вопросы

1. Какую роль сыграла наука в судьбе философии Нового времени?

2. Что такое идолы в философии Ф. Бэкона?

3. Что понимал Бэкон под формами?

4. Какой метод познания доминирует в философии Бэкона?

5. В чем отличие и в чем сходство философии Бэкона и философии Аристотеля?

6. В чем заключается рационализм философии Р. Декарта?

7. Какие правила метода Декарта вы знаете?

8. Каким образом Декарт приходит к дуализму?

9. Какую роль играет Бог в философии Декарта?

10. Какой основной лозунг можно начертать на знамени эмпиризма и, соответственно, рационализма?

 

Тема 2.4. Немецкая классическая философия

1. Трансцендентальная философия И. Канта.

2. Система и метод философии Г. В. Ф. Гегеля.

Литература: основная [2 (Глава 8), 5 (Глава 6)]; дополнительная [10 (Глава 2.6), 13 (Лекция № 3), 20 (Глава 7), 25 (Т.4. От романтизма до наших дней. Часть II)].

 

Методические указания

Основной труд И. Канта «Критика чистого разума» направлен на выявление границ науки. Наука имеет дело с опытом, который оформляется благодаря априорным формам чувственности. Сами по себе чувственные данные слепы. Чтобы чувственные данные стали знаниями, они должны соединиться с априорными категориями рассудка. Сами по себе эти категории пусты, поэтому их нельзя рассматривать на манер декартовских врожденных идей. Сфера науки, по Канту, – это область деятельности рассудка. Однако есть еще человеческий разум. Разум поставляет принципы (стремление к целокупности знания) и идеи (понятия, которым в созерцании не может быть представлен никакой предмет). Разум рождает идеи свободы, души, Бога. Попытка определить реальность этих идей средствами науки приводит к антиномиям. По всем законам логики противоречие – свидетельство ложности утверждения и оно должно быть изгнано из научного оборота. Изгнать-то можно, но эти идеи являются не пустыми фикциями, а выражают важнейшие моменты человеческого существования. В этой ситуации Кант находит остроумный выход – переводит решение проблемы в область практического разума. Есть такие проблемы, заявляет Кант, которые неподвластны логике науки и могут быть разрешены лишь в сфере нравственности. Именно в области морали обретают истинностное выражение идеи свободы, бессмертия души и божественного существования. Несмотря на весь агностицизм Канта, нельзя отрицать, что он пытается оспорить правомерность сведения философии к науке («...мы не можем признать, что метафизика как наука действительно существует»), так как многие мировоззренческие проблемы не могут быть разрешены средствами науки. И хотя нередко Канта причисляют к родоначальникам позитивизма, в действительности он остро почувствовал ущербность эпистемного образа философии.

Иной подход к философии у Гегеля. Он согласен с Кантом, что существующая метафизика не может претендовать на научный характер. Нужна совершенно иная философия, которая бы сняла недостатки предшествующей метафизики. Основной из них, по Гегелю, заключается в том, что прежняя метафизика искала конечные сущности, вечные определенности мысли. Это всего лишь проявление рассудочного мышления. Рассудочное есть лишь первая сторона логического. Второй стороной логического является диалектическое или отрицательно-разумное. А третьей – спекулятивное или положительно-разумное. Так Гегелем формулируется диалектика как «имманентный переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограничены, т. е. содержат отрицания самих себя». В свою очередь, «спекулятивное или положительно-разумное, постигает единство определений в их противоположности, то утвердительное, которое содержится в их разрешении и переходе». Стержнем своей философии Гегель считает логику. Сначала он эту логику представляет как стихию чистого мышления, затем отчуждает её в природу, а потом она уже шествует в стихии духа. Так оформляется гегелевский панлогизм. В конечном итоге самодвижение духа венчается философией, как «мыслящей себя идеей». Если прояснить смысл гегелевской философии, то она сводится к законченной системе теоретических определений, т. е. к науке.

Контрольные вопросы

1. В чем априоризм Канта?

2. Каково различие рассудка и разума у Канта?

3. В чем суть коперниковского переворота Канта в философии?

4. Что такое феномен и ноумен в философии Канта?

5. В чем причина возникновения антиномий?

6. Каким образом в структуре практического разума разрешает Кант антиномии?

7. Что такое абсолютная идея Гегеля?

8. Что такое триада у Гегеля?

9. Какова система философии Гегеля?

10. Покажите этапы развития объективного и абсолютного духа.

11. Как представлял себе Гегель исторический прогресс?

12. В чем противоречие между системой и методом в философии Гегеля?

13. В чем проявляется панлогизм философии Гегеля?

 

Методические указания

При рассмотрении философии марксизма надо обратить внимание на раннего Маркса, когда он рассматривал проблемы отчуждения и реализацию человеком своей родовой сущности. Сравнить либерально-демократическое воззрение Маркса на коммунистическое общество и политэкономическую модель построения коммунистической формации. Обратить внимание на то, что марксистская концепция материалистического объяснения истории не в полной мере учитывала роль духовного фактора. Следует показать, что многие идеи марксизма были порождены образом капитализма XIX века и не смогли учесть удивительную приспособляемость этого способа производства к изменяющимся историческим реалиям. Исторические судьбы марксизма по-прежнему остаются одной из дискуссионных тем.

Если вернуться к европейской философии, то после Гегеля она пошла по пути пересмотра важнейших положений классической философии. Если гегелевская философия зиждется на уверенности в разумности мира, то уже А. Шопенгауэр начинает сомневаться в этом. Его воля к жизни носит в природе инстинктивный характер (иррациональный), а в человеческом поведении она обретает рассудочный характер, становясь сгустком вожделений. Единственное что остается человеку – это парализовать волю к жизни. Жизнь – страдание, история – слепой случай, прогресс – иллюзия, таков неутешительный вывод Шопенгауэра.

В чем-то ему вторит С. Кьеркегор, хотя истоки его рассуждений иные. Он выступает от лица единичного, который важнее рода. Во всем природном мире царит необходимость, в человеческой жизни – свобода. Человек – это экзистенция (существование), обреченная на выбор и страшащаяся этого выбора. Если страх характеризует отношение человека к миру, то отношение к самому себе – отчаяние. Отчаяние – это вина человека, внутренне не принимающего самого себя. Отчаяние – вечное умирание без конца. От этого изнуряющего состояния не может избавить даже Бог, «поскольку Бог помогает лишь так, как это может сделать свобода». Страх, отчаяние, вина становятся в философии Кьеркегора способами проявления сокровенного Я. Если в классической философии судящей инстанцией является разум, то у датского мыслителя эта функция переходит к эмоциям. Все более сказывается недоверие разуму. Эта тенденция еще более проявилась в философии жизни (Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей и др.). Следует обратить внимание на волю к власти Ницше, на возвеличивание им биологического начала в человеке, на его устремленности к некоему сверхчеловеку, способному придать духовное содержание тому обществу, где Бог умер. Это направление на первый план выдвигает понятие жизни, противоположное омертвляющим процедурам научного мышления, неспособного уловить подлинный аромат реальных процессов.

 

Контрольные вопросы

1. Как понимал К. Маркс родовую сущность человека на раннем этапе своего творчества?

2. Что такое отчуждение по Марксу?

3. Назовите основные положения историко-материалистической концепции Маркса.

4. Насколько современен Маркс в наше время?

5. Как развивается человеческий дух по О. Конту?

6. Каково предназначение философии с точки зрения классического позитивизма?

7. Что такое воля к жизни в философии А. Шопенгауэра?

8. Какими путями можно противостоять инстинкту воли к жизни?

9. В чем выражается нигилизм философии Ф. Ницше?

10. Перечислите основные положения философии жизни.

 

Методические указания

При изучении этой темы надо обратить внимание на возрождение софийного образа философии в трудах российских мыслителей. Уже в творчестве славянофилов идея всецелого разума возвращает философии целостность проявления всех способностей человеческого духа. Такой подход позволил русским философам добиться органического единства рационализма, религиозности, духовности, нравственности и глубинных эстетических переживаний. При всей полемике славянофилов с западниками следует помнить, что последние были далеки от простого копирования западного пути развития и отстаивали самобытный путь России. Особого внимания заслуживает устремленность русской философии к решению предельных вопросов человеческого бытия. Это четко проявляется в философических размышлениях П. Я. Чаадаева, в философии всеединства Вл. Соловьева, в философии свободы Н. А. Бердяева. Особого разговора заслуживает творчество Вл. Соловьева, который своими идеями (Софии, русской идеи, Мировой души, достижения царство Божия на Земле и т. д.) во многом определил судьбу русской философии XX века. Не стоит проходить мимо философских достижений двух выдающихся русских писателей – Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Достоевский велик своим даром провидения, ибо он поставил проблемы (подпольного человека, иррациональности человеческой природы, притягательности и одновременно обременительности свободы, трагичности человеческого существования по ту сторону добра и зла, самоуничтожающей сущности идеи коммунизма и т. д.), ставшие эпицентром судеб людей XX века. Л. Н. Толстой велик своей идеей непротивления злу насилием, сумев за ее религиозным содержанием, увидеть действенный социально-политический смысл.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое всецелый разум русской философии?

2. Можно ли считать, что русская философия берет свое начало от П. Я. Чаадаева?

3. Назовите основные идеи А. С. Хомякова и И. В. Киреевского.

4. Почему А. И. Герцена, В. Г. Белинского и других революционных демократов называли западниками?

5. Прав ли Бердяев в своем утверждении, что каждый роман Достоевского решает одну из философских проблем? Покажите это на примере творчества Достоевского.

6. Действительно ли идея непротивления злу насилием Л. Н. Толстого становится эффективным средством решения социально-политических проблем?

7. Историк русской философии В. В. Зеньковский считает, что в философии Вл. Соловьева Абсолют с трещиной. Прав ли Зеньковский и что он имел в виду?

8. Что такое три свободы и восьмой день творения в философии Н. А. Бердяева?

Тема 3. Бытие

Тема 4. Сознание

1. Генезис форм отражения в живой природе.

2. Загадка возникновения человека.

3. Структура сознания.

4. Сознание и бессознательное.

 

Литература: основная [1 (Глава IX), 2 (Часть II. Глава 3), 3 (Глава 2.1), 5 (Глава 11)]; дополнительная [9 (Очерки 1–2)].

 

Методические рекомендации

Фундаментальным принципом материи является отражение. Следует знать его определение и различные формы отражения в живой природе. Важно найти отличительные особенности психики животных применительно к их интеллекту, орудийной и языковой деятельности. Далее стоит остановиться на том качественном изменении психики животных, которое стало предпосылкой развития человеческого сознания. Важно показать роль труда и языка в формировании человеческого сознания. Студент должен знать структуру сознания. Отдельного внимания требует проблема бессознательного. Надо знать структуру человеческой психики по З. Фрейду. Желательно иметь представление об эволюции фрейдизма в творчестве А. Адлера, К. Г. Юнга, Э. Фромма.

Современная компьютерная технология затрагивает проблему моделирования человеческого сознания. Она носит дискуссионный характер и у студента есть возможность поразмышлять над специфическими особенностями человеческого и машинного сознания.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое сознание?

2. В чем отличие психики животных от сознания человека?

3. Какие факторы сыграли решающую роль в возникновении сознания?

4. Какова структура сознания?

5. Что такое самосознание?

6. Как З. Фрейд представлял человеческую психику?

7. Что понимал под коллективным бессознательным К. Г. Юнг?

8. Назовите некоторые бессознательные потребности по Э. Фромму.

 

Тема 5. Познание

1. Познание как философская проблема.

2. Многообразие форм духовно-практического освоения мира.

3. Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Их формы.

4. Проблема истины. Объективность истины. Диалектика относительной и абсолютной истины. Конкретность истины.

5. Теоретический и эмпирический уровни научного познания.

 

Литература: основная [1 (Раздел III), 2 (Часть II. Глава 6), 3 (Глава 2.2), 5 (Глава 12)]; дополнительная [21 (Глава 1), 29 (Глава 2)].

Методические рекомендации

Следуетчетко понимать философское содержание проблемы познания, заключающееся в противостоянии объекта и субъекта познания и многообразных трудностях получения знания. Эти сложности обусловлены не только сложностью и многомерностью объективного мира, но и спецификой субъективного отражения действительности человеком.

Центральная проблема гносеологии заключается в вопросе: как человек, пронизанный субъективными переживаниями и личностными впечатлениями, может получить объективное знание? Здесь окажутся весьма уместными историко-философские знания о становлении гносеологии.

Существует многообразие духовно-практического освоения мира. Надо различать мифологическое, нравственное, эстетическое, научное и другие формы освоения мира. При выделении ступеней познания следует обратить внимание на специфику каждой из них.

Так как познавательный процесс разворачивается в отношении незнание-знание, то встает проблема истины. Следует подчеркнуть гносеологический статус истины. В истории философии имели место несколько концепций истины. Надо их охарактеризовать и показать, что истинностные характеристики приложимы к отношению предмета познания, заданного человеческой практикой, к конструктивно построенным утверждениям теории. Человек имеет дело не с миром самим по себе, а с действительностью, опосредованной практической общественно-исторической деятельностью и, соответственно, эту реальность он воспринимает через призму культурно-исторических смыслов своего опыта и теоретических конструкций науки. В таком случае объективность истины будет заключаться в ее интерсубъективности, а не в некой независимости содержания знания ни от человека, ни от человечества. При рассмотрении абсолютной и относительной истины нельзя абсолютную истину сводить к сумме относительных. Подумайте почему. Надо также помнить, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Однако это положение требует к себе диалектического подхода.

Особого внимания заслуживает проблема критерия истины. Одним из них является логическая непротиворечивость. Однако универсальным критерием истины является практика. Студент должен знать определение практики.

В научной деятельности выделяют эмпирический и теоретический уровни. Надо знать их основное различие. Следует также различать общелогические методы научного познания, а также формы и методы эмпирического и теоретического познания. Неверно полагать, что эмпирический и теоретический уровни научного познания являются простой аналогией чувственной и рациональной ступеням познания.

Отдельного разговора заслуживает социально-гуманитарное познание. Эта проблема носит дискуссионный характер и студенту стоит поразмышлять над ней, исходя из специфики будущей профессии.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается философское содержание проблемы познания?

2. Назовите рубежные этапы развития гносеологии.

3. Что такое трансцендентальный субъект в теории познания Канта?

4. Охарактеризуйте основные формы чувственного и рационального познания.

5. Какие виды интуиции вы знаете?

6. Как следует понимать объективную истину?

7. Какие виды концепций истины вы знаете?

8. Как следует понимать выражение: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна»?

9. Каковы отличительные черты эмпирического и теоретического уровнейнаучного познания?

10. Что такое практика и какова ее роль в познании?


Философия античности

Общая характеристика досократовской философии.

– Проанализируйте апории Зенона «Дихотомия», «Летящая стрела».

– Роль софистов в формировании философии.

– Этическая доктрина Сократа.

– Этические добродетели по Платону.

– Судьба древнегреческой философии после Аристотеля.

Прочитайте и кратко законспектируйте диалог Платона «Пир» (Платон. Сочинения в трех томах. Т. 2. – М., 1970).

Решите следующие тесты:

Тест № 1. Кто считается первым античным диалектиком?

а) Анаксимен; б) Пифагор; в) Сократ; г) Гераклит; д) Платон.

Тест № 2. Для кого из античных философов основным предметом философии стал человек?

а) Фалеса; б) Гераклита; в) Платона; г) Парменида; д) Сократа.

Тест


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.