Вопрос 48. Межличностные отношения — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Вопрос 48. Межличностные отношения

2017-11-27 287
Вопрос 48. Межличностные отношения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Межли́чностные (челове́ческие) отноше́ния — совокупность взаимодействиймежду индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу. Человеческие отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а такжеязыкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических,политических и т. д.).

Человеческие отношения фундаментальны для индивидуального интеллектуального развития, так как благодаря им образуются как малые и простые общества (такие каксело), так и крупные и сложные (как мегалополис). Человеческие отношения подразумевают связь как минимум между двумя индивидами.

]Классификация межличностных отношений

  • Первичные отношения: те, что устанавливаются между людьми как сами по себе необходимые.
  • Вторичные отношения: те, что зарождаются в необходимости помощи или какой-либо функции, которую одно лицо выполняет в отношении другого.

Под личностью понимают устойчивую систему социально-значимых черт, характеризую­щих индивида как члена того или иного общества. Личность — это продукт общественного раз­вития и включения индивидов в систему социальных отношений путем активной предметной дея­тельности и общения.

Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окру­жающими его людьми. Такие взаимосвязи с одним человеком, группой (большой или малой) назы­ваются межличностными отношениями. Они могут быть классифицированы по различным основа­ниям.

1. Официальные и неофициальные. Официальными называют отношения, которые складываются между людьми в силу их должностного положения (например, учитель — ученик, директор школы — учитель, Президент РФ — глава Правительства РФ и т.д.). Такие отношения строятся на основе официально утвержденных правил и норм (например, на основе Устава образовательного учрежде­ния, Конституции РФ и др.), с соблюдением каких-либо формальностей. Отношения, которые возни­кают между людьми в связи с их совместной работой, также могут называться деловыми.

2. Неофициальные отношения (их часто называют личными отношениями) не регулируются нор­мами права, для них не существует соответствующей юридической основы. Они складываются меж­ду людьми вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами.

В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к дру­гому человеку. Чувства колеблются между двумя полюсами — симпатией (внутреннее расположе­ние, привлекательность человека) и антипатией (внутреннее недовольство человеком, неудовлетво­ренность его поведением). Человек воспринимает другого человека прежде всего на основе внешнего облика, а потом уже, складывая свои впечатления от его слов, поступков и черт характера, формиру­ет общее впечатление о нем. Следовательно, в основе восприятия любой личности лежит взаимо­связь характера, поведения и внешнего облика человека.

Ученые-психологи выделяют несколько факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести:

1) неумение различать намерения и мотивы действия людей;

2) неумение понимать состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними;

3) наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у человека задолго
до первого знакомства (например: «А что он может мне сказать такого, что я не знаю?..»);

4) наличие стереотипов, в соответствии с которыми все люди заранее относятся к определенной
категории (например: «Все мальчишки грубияны», «Все девчонки не умеют держать язык за зуба­
ми»);

5) стремление делать преждевременные заключения о личности человека задолго до того, как о
нем получена достаточная и исчерпывающая информация;

6) отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление пола­
гаться только на собственное мнение.

Нормальные отношения между людьми складываются при наличии желания и потребности со­чувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека.

Самой широкой формой межличностных отношений является знакомство. В определенных ус­ловиях знакомство перерастает в более тесные межличностные отношения — дружбу и любовь. Дружбой можно назвать положительные межличностные взаимоотношения, основанные на взаим­ной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

Любовь — высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными пере­живаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали, сопровождаемое готовностью сделать все возможное для благополучия любимого человека.

Вопрос 2 и 3. Мотивация

Проявление мотива – есть сигнал о необходимости действий с целью удовлетворения потребности.

Потребность – внутренний дефицит, который активизирует поведение. Потребность является необходимым звеном в процессе самосохранения и развития организма и личности.

Мотивы могут быть:

- первичными – врожденные мотивы, основанные на биологических потребностях;

- стимулирующие – врожденные потребности к стимуляции и информации;

- вторичные – мотивы, основанные на приобретенных потребностях, драйвах и целях.

Драйв – психологическое выражение внутренних потребностей или целей, представляющих ценность для человека: голод, жажда, стремление к успеху и т.д.

Драйвы встречаются трех видов:

- эпизодические, возникающие в отдельных случаях;

- негомеостатические, относительно независимые от состояния потребностей тела;

- стимулирующие, основанные на потребности в исследовании, манипуляции, любопытстве и стимуляции.

Многие мотивированные действия начинаются с потребности (внутреннего дефицита). Потребности обуславливают драйв (возбужденное мотивационное состояние). Теория возбуждения предполагает, что люди предпочитают поддерживать удобный для них уровень возбуждения. Драйв в свою очередь активизирует реакцию (действие или серию действий), предназначенную для достижения цели.

Цель, которая удовлетворяет первоначальную потребность, заканчивает мотивационную последовательность. По Д. Куну [5] простая модель мотивации представляется следующим образом: потребность – драйв – реакция – цель – снижение потребности.

Потребность от драйва отличается силой их проявления. Отсюда следует, что мотивация характеризует динамику поведения, т.е. то, что инициирует деятельность, поддерживает и направляет ее.

Мотивация посредством стимулов – это действия, направленные на активизацию или снижение мотивов.

Действия могут выполняться объектом самостоятельно или исходить извне. Мотивация – это не результат, это попытка, так как объект обладал свободой воли, может ее принять или не принять.

Мотивированное поведение может усиливаться за счет использования как внешнего стимула, так и внутренних потребностей. “Притяжение” цели называется ее побудительной ценностью, которая основана не только на ее привлекательности, но и способности удовлетворять потребность. Некоторые цели настолько желанны, что мотивируют поведение в отсутствие внутренней потребности. Другие цели имеют настолько низкую побудительную ценность, что человек их отвергает, если они и удовлетворяют внутреннюю потребность. Но во многих случаях действия человека активизированы и внутренними потребностями и внешними побуждениями. Сильная потребность может превратить не очень привлекательное побуждение в желаемую цель.

Усиление мотивации означает создание таких условий, в которых возрастает энергия активизированных мотивов (рис. 1 и 2).

 

Мотивация – комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека.
Мотив – побуждение любого происхождения.
Мотив – основная тема, лейтмотив жизни.

 

Рисунок 1 – Структура мотивации

Мотивация
Система мотивов определенного человека
Система действий по активизации мотивов определенного человека.

 

Рисунок 2 – Содержание мотивации

Вопрос 39 и 44.

Чтобы управлять, необходимо знать и владеть инструментарием управления в условиях правовой деятельности. Управление организационными структурами следует осуществлять по соответствующим правилам, требованиям, и чем совершеннее менеджер овладеет искусством их использования, тем эффективнее будет менеджмент.

Знание и умение пользоваться им дают невероятно большие конкурентные преимущества в любой сфере деятельности: производственной, коммерческой, политической и т.д.

Менеджер должен понимать, и умело использовать в своей практической деятельности по управлению то, что право закрепляет деятельность управляющего в обязательных для исполнения предписаниях, выполняющих функции регуляторов и защиты.

Менеджер должен понимать, что объектом управления и правового регулирования являются разнообразные общественные отношения, вся разновидность которых объединяется в следующие группы:

- социально – психологические (мотивационные);

- финансово – экономические;

- технико – технологические;

- организационно – управленческие;

- административно – правовые.

Совокупность этих отношений и является объектом управленческого воздействия в любой производственно – хозяйственной деятельности.

Поэтому огромное значение имеет умение менеджера ориентироваться в различных ситуациях и принимать верные решения, учитывая бесконтрольность некоторых отношений, необходимость достижения требуемого результата и соблюдения норм и правил.

В этом ему помогут основные положения Конституции РФ, гражданского, договорного, трудового, финансового, административного, предпринимательского корпоративного права, гражданского и арбитражного процессов как того требует деловая жизнь, должностные инструкции и положения. Он должен знать требования к делопроизводству и к документированию, предъявляемые законодательством.

Менеджер должен предвидеть не только положительный, но и возможный отрицательный результат своей деятельности – возможность банкротства. Поэтому, планируя свою деятельность, он должен позаботиться о безопасности личной собственности, работников предприятия, учредителей.

Менеджер должен знать с кем он будет вступать в деловые отношения, и по каким правилам осуществлять партнерские отношения. Поэтому ему необходимо изучить организационно – правовые формы хозяйствующих субъектов, сущность коммерческих и некоммерческих организаций.

Он должен понимать, что источниками доходов являются объекты управления: интеллектуальный, структурный и потребительский капитал, т.е. синтез кадрового потенциала, особенности структуры организации и хороших деловых отношений с потребителями продукции и внешними структурами – контролирующими органами.

Эти три составляющие части являются источниками прибыли, и должны быть под пристальным вниманием регулирования в деятельности менеджера.

Эта деятельность должна отражаться в виде внутрифирменных положений, договоров и правовых документов. При этом менеджеру необходимо правильно организовывать работу по правовому обеспечению хозяйственной деятельности.

Соблюдение норм трудового права – обязанность менеджера. Он должен уметь организовывать эффективную работу и стимулирование труда с использованием системы мотиваций и поощрений. Кроме того, руководить сбором, анализом и внедрением рациональных предложений по совершенствованию производства и управления. Находить подходы эффективного взаимодействия внутренних подразделений организации на основе разработки соответствующих положений.

Задача, которую необходимо решать менеджеру – это уметь эффективно хозяйствовать, а значит постоянно минимизировать производственные затраты.

Не менее важная задача, связанная с оптимальным регулированием деятельности организации с внешней средой – налогообложение, и в ее решении менеджеру надо знать законодательство и методику налогообложения, выбирать наиболее безопасный вариант оптимизации налогообложения.

Менеджеру необходимо уметь общаться, разрешать споры, достигать договоренности и закреплять их в договорах, застраховывать себя от заключения недействительных договоров, иметь гарантии выполнения договора. Выполнение этих условий позволяет иметь благоприятные финансовые результаты и стабильную работу организации.

Очень важно, чтобы менеджер умел правильно оценивать степень риска и принимать рисковые решения. Для этого он должен быть хорошо подготовлен, уметь планировать, прогнозировать, управлять развитием ситуации, что снижает степень риска.

Таким образом, совокупность черт, характеристик делового поведения, и связанного с ним способа мышления менеджера, можно обобщить в систему психологических и управленческих ресурсов определяющих стиль современного руководителя:

Компетентность – широкий уровень знаний, психологические способности, позволяющие непрерывно поддерживать профессиональную компетентность на высоком уровне.

Деловитость – активность, инициативность, предприимчивость.

Работоспособность – потенциальная возможность эффективно выполнять работу в течение длительного периода. С этой чертой связана характеристика – организованность, которая влияет на успешность человеческой деятельности через исполнительность, пунктуальность, способность быстро принимать решения, умение координировать действия и процессы, сохранять контроль над ходом ведения дел, оперативно реагировать на ситуационные изменения.

Деловая ответственность – готовность выполнять свои обязанности и отчитываться за результаты управления.

Готовность к рискам – готовность оценивать риски, сопутствующие деятельности.

Системное мышление – предполагает поиск и выбор совокупности связей и отношений между работниками и ресурсами для обеспечения достижения целей управления. И чем сильнее выражена способность к системному мышлению, тем эффективнее достижение результата.

Использование знаний, умений, накопленного опыта, правовых норм в практической деятельности в сочетании с необходимыми навыками, чертами, создадут условия для успешной и эффективной деятельности менеджера.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.