Выплаты на питание, жилье, топливо. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Выплаты на питание, жилье, топливо.

2017-11-27 130
Выплаты на питание, жилье, топливо. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В фонд потребления входят, но не включаются в состав средств, направляемых на потребление: затраты на командировочные расходы, надбавки к зарплате взамен суточных работникам, направляемым для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, стоимость спецодежды, спецпитания, выплаты за счет средств фонда социальной защиты, включая пособия по временной нетрудоспособности, по беременности, по уходу за ребенком, пенсии, возмещение причиненного ущерба, а также расходы за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Выплаты работнику дополнительной заработной платы производятся в сроки, определенные действующим законодательством.

Вознаграждение по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, за вычетом средств, направляемых на потребление. Размер вознаграждения устанавливается по нормативу, определяемому как соотношение 12-ти месячных окладов к сумме указанной прибыли за предшествующий календарный год. Периодичность выплаты вознаграждения определяется предприятием самостоятельно.

В качестве источников вознаграждения за труд на предприятии создаются фонды социальной поддержки и развития, фонд развития производства, резервный фонд. Эти фонды создаются для распределения доходов и дивидендов между работающими с целью повышения их заинтересованности.

47,Издержки производства. Себестоимость: понятие и классификация

Длительный период времени в нашей стране был распространен один единственный термин - себестоимость продукции. С переводом экономики на рыночные рельсы в экономической лексике широкое распространение получил термин "издержки". Оценивая значимость данного термина, следует отметить, что это не просто механическое внедрение западного показателя в российскую практику, но и реальная необходимость его использования в условиях рыночной экономики.
Начиная любое дело, необходимо помнить "золотое правило" экономики: доходы должны превысить все совокупные издержки. Совокупные издержки могут изменяться из-за объектов производства, временного периода, стратегии бизнеса.
Издержки - денежное выражение затрат, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности.
В современной экономической литературе издержки подразделяются на постоянные и переменные.
В России, на практике, издержки подразделяются на издержки производства (издержки всех производственных форм) и издержки обращения (издержки сбытовых, торгово-посреднических фирм). Однако, если фирма занимается производством продукции и ее реализацией через дистрибьюторскую систему, то правильнее было бы учитывать отдельно издержки производства и издержки по сбыту продукции.

Практически по всех странах законодательством регулируются затраты относимые на издержки. Это связано с особенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты фирмы по источникам их возмещения.
В России таким регулятором выступает Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в их стоимость.
Общая величина затрат, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), называется себестоимостью.
Себестоимость продукции является одним из важнейших обобщающих показателей деятельности фирмы, отражающих эффективность производства.
Себестоимость продукции нормируется по ряду включаемых в ее состав элементов. Так, до 1995 г. нормировалась выплата за счет себестоимости заработной платы. Сегодня нормируются издержки на рекламу, на командировочные расходы, представительские расходы. Себестоимость продукции является нормируемой и регулируемой государством величиной.
Таким образом, себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других элементов затрат на ее производство и реализацию.

48,Характеристика калькуляционных статей

В системе управления себестоимостью продукции на предприятиях применяются различные видщ калькуляций себестоимости продукции. По времени составления они подразделяются на предварительные и последующие. К предварительным относятся прогнозная, проектная, пла­новая, сметная и нормативная калькуляции, составляе­мые до процессов изготовления продукции, выполнения работ и оказания услуг. Кпоследующим относится факти­ческая калькуляция, составленная после изготовления продукции.

Прогнозная калькуляция составляется на основе про­гнозных норм и нормативов для характеристики предпола­гаемых затрат на выпуск продукции (работ, услуг) в не­скольких вариантах. Наилучший из них служит основой для составления проектных, плановых, сметных и норматив­ных калькуляций.

Проектная калькуляция предназначается для экономи­ческого обоснования нового строительства, расширения и реконструкции действующих предприятий, производств и цехов, модернизации оборудования, выпуска новых видов Изделий, разработки новых технологических процессов, внедрения изобретений и рационализаторских предложе­ний. Она составляется исходя из сравнительно узкого кру­га данных для расчета себестоимости продукции: произво­дительность оборудования, выпуск продукции, удельные

нормы расхода материальных ресурсов, прогнозные цены, сметная стоимость основных фондов, проектируемая чис­ленность работающих. Этими условиями определяется но­менклатура элементов себестоимости и способы их исчис­ления.

Плановая калькуляция составляется на основе прогноз­ных, допустимых прогрессивных норм и экономических нор­мативов на год и по кварталам и представляет собой зада­ние предприятию и его подразделениям по предельной ве­личине затрат на производство соответствующих видов продукции, работ и услуг.

Сметная калькуляция является разновидностью пла­новой калькуляции. Она составляется на изделия и работы, выполняемые в разовом порядке. Сметная калькуляция ис­пользуется для установления цен, расчетов с заказчиками и обоснования затрат на изготовление продукции.

Нормативная калькуляция — это расчет себестоимос­ти на основе действующих на начало месяца норм и норма­тивов затрат. В отличие от плановой нормативная кальку­ляция выражает уровень себестоимости на момент ее со­ставления. Она использует нормы и нормативы затрат, от­ражающие достигнутый уровень техники, технологии, орга­низации производства и труда.

Нормативная калькуляция используется для управле­ния, контроля и анализа производственных процессов, ис­числения фактической себестоимости продукции, выявле­ния отклонений от действующих норм затрат, причин, ви­новников и мест их возникновения, оценки эффективности внедренных организационно-технических мероприятий.

Фактическая калькуляция — это расчет фактической себестоимости изготовленной продукции. Она составляется по данным бухгалтерского учета затрат по калькуляцион­ным статьям расходов, предусмотренных планом. В ней от­ражаются также расходы и потери, не предусмотренные плановой калькуляцией.

Фактическая калькуляция отражает сложившийся уро­вень себестоимости по отдельным видам расходов, служит средством контроля за уровнем себестоимости продукции, позволяет оценить прогрессивность прогнозных и действу­ющих норм расхода ресурсов предприятия и эффективность использования самих ресурсов, а также является важней­шим источником информации для планирования и экономи­ческого анализа.

В системе управления себестоимостью продукции на предприятиях применяются различные видщ калькуляций себестоимости продукции. По времени составления они подразделяются на предварительные и последующие. К предварительным относятся прогнозная, проектная, пла­новая, сметная и нормативная калькуляции, составляе­мые до процессов изготовления продукции, выполнения работ и оказания услуг. Кпоследующим относится факти­ческая калькуляция, составленная после изготовления продукции.

Прогнозная калькуляция составляется на основе про­гнозных норм и нормативов для характеристики предпола­гаемых затрат на выпуск продукции (работ, услуг) в не­скольких вариантах. Наилучший из них служит основой для составления проектных, плановых, сметных и норматив­ных калькуляций.

Проектная калькуляция предназначается для экономи­ческого обоснования нового строительства, расширения и реконструкции действующих предприятий, производств и цехов, модернизации оборудования, выпуска новых видов Изделий, разработки новых технологических процессов, внедрения изобретений и рационализаторских предложе­ний. Она составляется исходя из сравнительно узкого кру­га данных для расчета себестоимости продукции: произво­дительность оборудования, выпуск продукции, удельные

нормы расхода материальных ресурсов, прогнозные цены, сметная стоимость основных фондов, проектируемая чис­ленность работающих. Этими условиями определяется но­менклатура элементов себестоимости и способы их исчис­ления.

Плановая калькуляция составляется на основе прогноз­ных, допустимых прогрессивных норм и экономических нор­мативов на год и по кварталам и представляет собой зада­ние предприятию и его подразделениям по предельной ве­личине затрат на производство соответствующих видов продукции, работ и услуг.

Сметная калькуляция является разновидностью пла­новой калькуляции. Она составляется на изделия и работы, выполняемые в разовом порядке. Сметная калькуляция ис­пользуется для установления цен, расчетов с заказчиками и обоснования затрат на изготовление продукции.

Нормативная калькуляция — это расчет себестоимос­ти на основе действующих на начало месяца норм и норма­тивов затрат. В отличие от плановой нормативная кальку­ляция выражает уровень себестоимости на момент ее со­ставления. Она использует нормы и нормативы затрат, от­ражающие достигнутый уровень техники, технологии, орга­низации производства и труда.

Нормативная калькуляция используется для управле­ния, контроля и анализа производственных процессов, ис­числения фактической себестоимости продукции, выявле­ния отклонений от действующих норм затрат, причин, ви­новников и мест их возникновения, оценки эффективности внедренных организационно-технических мероприятий.

Фактическая калькуляция — это расчет фактической себестоимости изготовленной продукции. Она составляется по данным бухгалтерского учета затрат по калькуляцион­ным статьям расходов, предусмотренных планом. В ней от­ражаются также расходы и потери, не предусмотренные плановой калькуляцией.

Фактическая калькуляция отражает сложившийся уро­вень себестоимости по отдельным видам расходов, служит средством контроля за уровнем себестоимости продукции, позволяет оценить прогрессивность прогнозных и действу­ющих норм расхода ресурсов предприятия и эффективность использования самих ресурсов, а также является важней­шим источником информации для планирования и экономи­ческого анализа.

В системе управления себестоимостью продукции на предприятиях применяются различные видщ калькуляций себестоимости продукции. По времени составления они подразделяются на предварительные и последующие. К предварительным относятся прогнозная, проектная, пла­новая, сметная и нормативная калькуляции, составляе­мые до процессов изготовления продукции, выполнения работ и оказания услуг. Кпоследующим относится факти­ческая калькуляция, составленная после изготовления продукции.

Прогнозная калькуляция составляется на основе про­гнозных норм и нормативов для характеристики предпола­гаемых затрат на выпуск продукции (работ, услуг) в не­скольких вариантах. Наилучший из них служит основой для составления проектных, плановых, сметных и норматив­ных калькуляций.

Проектная калькуляция предназначается для экономи­ческого обоснования нового строительства, расширения и реконструкции действующих предприятий, производств и цехов, модернизации оборудования, выпуска новых видов Изделий, разработки новых технологических процессов, внедрения изобретений и рационализаторских предложе­ний. Она составляется исходя из сравнительно узкого кру­га данных для расчета себестоимости продукции: произво­дительность оборудования, выпуск продукции, удельные

нормы расхода материальных ресурсов, прогнозные цены, сметная стоимость основных фондов, проектируемая чис­ленность работающих. Этими условиями определяется но­менклатура элементов себестоимости и способы их исчис­ления.

Плановая калькуляция составляется на основе прогноз­ных, допустимых прогрессивных норм и экономических нор­мативов на год и по кварталам и представляет собой зада­ние предприятию и его подразделениям по предельной ве­личине затрат на производство соответствующих видов продукции, работ и услуг.

Сметная калькуляция является разновидностью пла­новой калькуляции. Она составляется на изделия и работы, выполняемые в разовом порядке. Сметная калькуляция ис­пользуется для установления цен, расчетов с заказчиками и обоснования затрат на изготовление продукции.

Нормативная калькуляция — это расчет себестоимос­ти на основе действующих на начало месяца норм и норма­тивов затрат. В отличие от плановой нормативная кальку­ляция выражает уровень себестоимости на момент ее со­ставления. Она использует нормы и нормативы затрат, от­ражающие достигнутый уровень техники, технологии, орга­низации производства и труда.

Нормативная калькуляция используется для управле­ния, контроля и анализа производственных процессов, ис­числения фактической себестоимости продукции, выявле­ния отклонений от действующих норм затрат, причин, ви­новников и мест их возникновения, оценки эффективности внедренных организационно-технических мероприятий.

Фактическая калькуляция — это расчет фактической себестоимости изготовленной продукции. Она составляется по данным бухгалтерского учета затрат по калькуляцион­ным статьям расходов, предусмотренных планом. В ней от­ражаются также расходы и потери, не предусмотренные плановой калькуляцией.

Фактическая калькуляция отражает сложившийся уро­вень себестоимости по отдельным видам расходов, служит средством контроля за уровнем себестоимости продукции, позволяет оценить прогрессивность прогнозных и действу­ющих норм расхода ресурсов предприятия и эффективность использования самих ресурсов, а также является важней­шим источником информации для планирования и экономи­ческого анализа.

49,Сущность, цели и задачи управления предприятием

 

Существо любой деятельности может быть охарактеризовано конкретным перечнем составляющих ее работ или ее составными элементами. Содержание управления персоналом составляют:

 

- определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития предприятия, объема производства продукции, услуг;

 

- формирование численного и качественного состава кадров (система комплектования, расстановка);

 

- кадровая политика (взаимосвязь с внешним и внутренним рынком труда, высвобождение, перераспределение и переподготовка кадров);

 

- система общей и профессиональной подготовки кадров;

 

- адаптация работников на предприятии;

 

- оплата и стимулирование труда, система материальной и моральной заинтересованности;

 

- оценка деятельности и аттестация кадров, ориентация ее на поощрение и продвижение работников по результатам труда и ценности работника для предприятия;

 

- система развития кадров (подготовка и переподготовка, повышение гибкости в использовании на производстве, обеспечение профессионально-квалификационного роста через планирование рабочей (трудовой) карьеры;

 

- межличностные отношения между работниками, между работниками, администрацией и общественными организациями;

 

- деятельность многофункциональной кадровой службы как органа, ответственного за обеспечение предприятия рабочей силой и за надежную социальную защиту работника.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

 

Целями управления персоналом предприятия (организации) являются:

 

- повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях;

 

- повышение эффективности производства и труда, в частности достижение максимальной прибыли;

 

- обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.

 

Успешное выполнение поставленных целей требует решения таких задач, как:

 

- обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации;

 

- достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала;

 

- полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом;

 

- обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивированности, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;

 

- закрепление работника на предприятии, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала);

 

- обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижения и т.п.;

 

- согласование производственной и социальных задач (балансирование интересов предприятия и интересов работников, экономической и социальной эффективности);

 

- повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу.

 

Эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация поставленных целей во многом зависят от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми.

50,Основные функции управления

Цель — те конечные рубежи, на достижение которых через выполнение конкретных задач, функций направлена деятельность коллектива, подразделения. В ходе выполнения целей в процессе управления производством, достигается воздействие на коллективы подразделений, отдельных работников посредством реализации функции управления.

Основными функциями управления организацией являются:

§ организация;

§ нормирование;

§ планирование;

§ координация;

§ мотивация;

§ контроль;

§ регулирование.

Организация как функция управления находит свои проявление через организационные структуры, организационные процессы (функционирования, развития), организационные законы, организационную культуру.

Организация управления — это совокупность приемов, методов, рационального сочетания методов и звеньев управленческой системы и ее взаимосвязь с управлением объектов и другими управляющими системами во времени и в пространстве.

В этом значении организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для достижения целей (решение конкретных задач, установленных в период времени при минимальных затратах производственных ресурсов).

Функцию нормирования следует рассматривать, как процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количество и качество оценки развитых элементов, используемых в процессе производства и управления. Эта функция оказывает воздействие на поведение объекта четкими и строгими нормами, дисциплинирует разработку и реализацию производственных заданий, обеспечивая равномерный и ритмичный ход производства, его высокую эффективность. Рассчитываемые по этой функции календарно-плановые нормативы (производственные циклы, размеры партий) служат основой планирования, определяют продолжительность, порядок движения планов в процессе производства.

Функция планирования деятельности организации занимает центральное место среди всех функций, так как призвана строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ней целей, задач. Функция планирования предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ.

Функция координации деятельности организации осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия и цехов. Эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей, отдельных работников, занятых в процессе производства, со стороны линейных руководителей и функциональных служб.

Функция мотивации оказывает влияние на коллектив в форме побудительных мотивов к эффективному труду общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер.

Функция контроля проявляется в форме воздействия на коллектив людей посредством выявления, обобщения, учета, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения их до руководителей, подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений. Эта функция реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета, выявления отклонений от установленных показателей работы и анализа причин отклонений.

Функция регулирования деятельности организации непосредственно сочетается с функциями контроля и координации. В результате воздействия внешней и внутренней среды на производственный процесс происходит отклонение от заданных параметров производственного процесса, выявленных в ходе контроля и оперативного уч

 

 

51,методы управления

Методы управления – это совокупность способов, приемов, с помощью которых осуществляется воздействие на объект управления, выполняются разнообразные функции управления организацией. Существуют следующие основные виды методов управления:

· экономические;

· организационно-распорядительные;

· правовые;

· социально-психологические методы управления.

Экономические методы управления представляют собой совокупность стоимостных инструментов воздействия на управляемый объект в целях обеспечения наибольшей экономической эффективности деятельности организации с наименьшими затратами. Они включают:

· планирование экономических результатов деятельности как способ установления целей, пропорций развития, сроков выполнения тех или иных задач;

· материальное стимулирование в форме заработной платы, премий, а также санкций за несоответствующее качество или количество труда;

· нормирование экономических показателей деятельности предприятия как базу для планирования, материального стимулирования и контроля;

· контроль экономических показателей деятельности как метод сбора аналитической информации.

Организационно-распорядительные методы управления представляют собой совокупность приемов и средств прямого (административного) воздействия на объект управления для выполнения закрепленных за ним функций. Организационно-распорядительные методы управления подразделяются на две группы: методы организационного и распорядительного воздействия.

Организационное воздействие проявляется в формах:

· организационного регламентирования,

· организационного нормирования

· организационного инструктирования.

 

Распорядительное воздействие направляется на контроль и регулирование деятельности посредством приказов, распоряжений, постановлений и указаний.

Правовые методы управления – это совокупность способов воздействия субъекта управления на объект управления посредством правовых норм, правовых отношений и правовых актов.

Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность приемов и способов социального и психологического воздействия на коллектив и отдельные личности для повышения их трудовой и творческой активности.

В систему социально-психологических методов входят:

· методы социального воздействия,

· методы управления коллективной деятельностью работников,

· методы управления индивидуальным поведением работника.

 

К методам социального воздействия относятся: общие собрания работников, участие в работе общественных советов и т. п.

К методам управления коллективной деятельностью работников относятся: формирование структуры коллектива, обмен передовым опытом работы, ведение рейтингов, проведение конкурсов, торжественных собраний, вечеров и т. п.

К методам управления индивидуальным поведением работника относятся: стимулирование личной инициативы, личный пример руководителя, уважительное отношение к подчиненному, выдвижение работника в резерв на вышестоящую должность, передача подчиненным отдельных прав руководства и т. п.

Научить тому, как именно нужно управлять, невозможно, но создать твердую основу для развития собственной концепции менеджера является делом, которое на сегодняшний момент превалирует над всеми остальными задачами управленческой теории. Было бы глупо, если бы теоретик или даже самый великий практик менеджмента стал утверждать, что управлять нужно так-то, и ни в коем случае не иным образом.

Не удивительно, что методика управления особенно популярна была советские годы, ведь цели и задачи у всех были почти одни и те же и определялись они одним, единым руководством. И сегодня многие практики требуют от аналитиков конкретных рецептов, спрашивают, что именно нужно сделать и как осуществить. Частично ответ на этот вопрос можно дать, и сделать это представляется возможным лишь благодаря советской теории управления, которая определила и классифицировала методы управления на основе средств и способов воздействия на объект управления. Основным средством управления здесь выступает власть, как некая данность, а не процесс. Власть же имеет свои источники, основными из которых являются материальные и денежные ресурсы, легитимное право на управление, а также личностные харизматические характеристики лидера. Примерно так классифицировал организационную власть М. Вебер. С помощью этих источников субъект управления имеет возможность воздействовать на исполнителей для достижения поставленных целей, причем каждый из них взаимно дополняет друг друга, поскольку отдельное их использование абсурдно. Другими словами, на одной стабильной выплате заработной платы организация "далеко не уедет". То же самое можно сказать касательно использования других форм воздействия, если они имеют место превалировать в организации как доминирующий способ управления.

С другой стороны, методы управления базируются не только на источниках власти, но еще и на потребностях, нуждах, интересах и т. п. исполнителей. Более подробно эта проблема будет рассматриваться в разделе, посвященном мотивации деятельности.

Методы управления должны иметь двустороннюю направленность, учитывая не только стремления менеджеров, но и исполнителей. Поэтому обобщающим методом управления или, точнее, основой методов управления, должно стать постоянное изучение работников, тесная связь. Ведь считая всех исполнителей однообразными существами, руководитель погружает в серую массу и саму организацию. Каждый исполнитель имеет свои личностные особенности, и совокупность таких характеристик делает оригинальной каждое предприятие.

Еще один взгляд на методы управления сулит о том, что они являются средством проявления функций менеджмента, и главный вопрос заключается в том, как именно менеджер должен планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

 

52 Понятие организации и организационной структуры

· Организация - пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

· Организация обладает следующими общими признаками:
- определение ее характера кадрами и менеджером;
- объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно;
- сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера. Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте;
- определенная, зависящая от процесса гибкость, обеспечивающая функционирование системы в изменяющихся условиях;
- единство рабочих процессов и процессов управления, как результат разумного разделения труда.

· Организация - единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы.

· Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.

· Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано на:
- подпроцессы промышленного производства;
- изготавливаемые изделия;
- пространственные производственные условия.

· Организационная структура регулирует:
- разделение задач по отделениям и подразделениям;
- их компетентность в решении определенных проблем;
- общее взаимодействие этих элементов.

· Тем самым фирма создается как иерархическая структура.

· Основные законы рациональной организации:
- упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса;
- приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование «поля решения» и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи);
- обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за «процесс»);
- короткие пути управления;
- баланс стабильности и гибкости;
- способность к целеориентированной самоорганизации и активности;
- желательность стабильности циклически повторяемых действий.

· На организационную структуру влияют следующие факторы:
- размеры предприятия;
- применяемая технология;
- окружающая среда.

53, Виды организационных структур управления

Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.

Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи:
– линейные (административное подчинение);
– функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);
– межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:
– линейная;
– функциональная;
– линейно-функциональная;
– матричная;
– дивизиональная;
– множественная.

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство – простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток – высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.

Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления.

В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.

Линейно-функциональная структура – ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко.

Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного.

Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности, или географически.

Матричная структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один – линейный, другой – руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.

Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах – линейно-функциональная или матричная.

Эффективность управления фирмой во многом зависит от четкого разграничения компетентности отдельных служб (подразделений) управления, их ответственности и обеспечения в них нормальных рабочих взаимоотношений.

Поэтому скелет управления – его организационная структура – должен обрастать «мускулатурой управления». Этому способствуют следующие нормативные документы:
– положения об отделах и службах;
– должностные инструкции.

Первичным элементом структуры управления является служебная должность. Должностные инструкции обеспечивают четкое разграничение обязанностей и прав между сотрудниками фирмы. Они содержат:
– общую часть;
– основные задачи и обязанности;
– права;
– ответственность работника.

Обычно должностная инструкция является основой аттестации сотрудника по результатам его деятельности.

В мировой практике управления акционерной компанией присутствует, как правило, своеобразный надстроечный орган управления (надстройка над исполнительными органами – президентом, вице-президентом) – совет фирмы (наблюдательный совет, совет директоров). Уже во время поиска вкладчиков наипервейшим делом является создание такого Совета.

Считается, что важны все четыре составляющие успеха бизнеса:
– хороший состав управленцев;
– хороший план дела;
– хорошие вкладчики;
– хороший совет директоров.

Аппарат управления акционерной компанией включает линейную администрацию и весь персонал инженерно-технических работников, занятых в производственных подразделениях и службах. К линейному руководству предприятия относятся: директор, управляющий производством, начальники и мастера цехов. Директор в системе управления крупной фирмы относится к среднему звену управляющих и отвечает перед фирмой за успех производства.

 

 

54 Линейная структура управления

Линейная организационная структура относится к простейшему виду бюрократиче


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.