Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-11-27 | 2126 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Мышление относительно поздно стало предметом экспериментального исследования. Первые опыты были проведены представителями Вюрцбургской психологической школы (К. Бюлер, Н. Ах). Под влиянием экспериментальных исследований мышление рассматривается как умственное действие, в котором можно выделить ряд мыслительных процессов (планирование, проектирование, предсказывание, оценивание, понимание, умозаключение) и мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
2.1. Эксперименты Вюрцбургской школы.
Представители этой школы впервые подвергли экспериментальному исследованию мышление. Они ввели в психологию следующие методики:
- Методика предъявления задач
- Метод систематического экспериментального самонаблюдения Н. Аха (преобразовали интроспекцию В.Вундта).
- Метод двойной стимуляции (впоследствии его в модифицированном виде использовал Л.С. Выготский[2])
Представители Вюрцбургской школы экспериментальным путем установили:
1. Выдвинули положение, что ощущения и наглядные представления выполняют в мышлении лишь вспомогательную, побочную роль.
2. Выдвинули теорию без-образной или ненаглядной мысли. Без-образное мышление – это мышление свободное от чувственных элементов, т.е. у человека могут возникать мысли без возникновения в сознании каких-либо образов (они это заметили в экспериментах на систематическую интроспекцию).
3. Выделили в содержании мышления особые состояния сознания, знания ненаблюдаемого типа, особые акты сознания (сознание правил, сознание отношение, мысли-интенции).
4. Дали описание процесса решения творческих задач (Зельц), центральным звеном которого является – «антиципирующая схема» - она направляет и контролирует ход мысленного процесса до тех пор, пока не будет заполнена содержащаяся в ней «брешь».
|
Недостатки исследований этой школы в том, что они не связывали мышление и речь. Их много критикуют. Однако, многие их эксперименты лежат в основе современных исследований. Наибольшее распространение получил метод двойной стимуляции. Сейчас под понятием метода двойной стимуляции принято рассматривать целый ряд методик, основанных на принципе знакового опосредования. Рассмотрим подробно модификацию Выготского-Сахарова (см. сноску).
Методика двойной стимуляции Выготского-Сахарова:
Впервые этот метод был использован Выготским и Сахаровым для изучения образования понятий. Суть метода заключается в том, что исследование ВПФ осуществляется с помощью 2х рядов стимулов, каждый из которых играет особую роль по отношению к деятельности испытуемого. Один ряд стимулов выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, а другой ряд – функцию знаков, с помощью которых эта деятельность организуется.
Единицей наглядно-образного мышления является перцептивный образ с составляющими его типичными признаками для явлений и объектов действительности. Сам процесс развития мышления состоит в постоянном изменении, коррекции и осознании признаков, составляющих перцептивный образ. Единицей анализа речевого мышления является значение слова. Результатом (концом) эксперимента является получение истинного понятия, но в процессе его формирования человек, обычно, проходит несколько других стадий знаменующихся формированием других обобщений: синкретическое обобщение – основанием для объединения является сходное субъективное впечатление; комплекс – обобщение строится на объективных признаках, но все же не является истинным, т.к. признаки-основания для обобщения не распространяются на всю группу: цепной комплекс – сравнение по цепочке, ориентация на признаки последнего явления, ядерный комплекс - основанием для обобщения является выделенный образец, коллекция – ориентировка на различия а не на сходство, собирается по принципу дополнительности. В случае получения истинного понятия обобщение отличается: фиксированной системой объективных признаков, общие признаки могут быть заданы списком и иметь иерархическую структуру, а также истинные понятия всегда существуют в системе других понятий. Также имеется переходный вид обобщения – псевдопонятия, когда выбранная группа, класс не отличаются по объему от группы истинного понятия, но выделенные признаки не соответствуют истинным, а происходят из комплексного объединения.
|
1.2. Экспериментальное исследование мышление в гештальт-психологии.
Представители гештальт-психологии – М. Вертгеймер, В. Келер, К Коффка, К. Дункер.
Их основной метод в исследовании мышления – «Метод рассуждения вслух».
Вегтгеймер занимался экспериментальным исследованием творческого мышления. Совместно со своим учеником К. Дункером, экспериментально установили: мышление — это процесс, который посредством инсайта, понимания проблемной ситуации приводит к адекватным действиям. Ими выделяются следующие стадии решения задачи:
· постижение проблемной ситуации как целой, несущей в себе конфликт;
· проникновение в конфликтные условия проблемной ситуации;
· принятие функционального решения;
· реализация функционального решения (того, что действительно нужно для реализации).
Вопрос 35
Мышление и речь. Язык и речь. Виды и функции речи. Проблема эгоцентрической речи в исследованиях Л.С. Выготского и Ж.Пиаже.
Мышление и речь.
Мышление – познавательная функция, запускается проблемной ситуацией, человек д\б замотивирован на решение мыслительной задачи.
Речь – есть некоторая знаковая система (звук, иероглиф, число и т.д.)
И мышление, и речь есть, и у человека, и у животного. В чем отличие:
1. У человека мышление и речь связанны. У животного они развиваются параллельно и некогда не пересекаются.
2. Речь животных только для общения внутри вида (носит биологический характер).
3. Речь у человека имеет культурный характер. Передача опыта, знаний, традиций.
4. Мышление у животного оно имеет индивидуальный характер
5. Мышление у человека – и индивидуальный характер и общественный характер.
|
У человека изначально мышление и речь не связанны, но затем возникает речевое мышление – это происходит в эгоцентрической речи.
Язык и речь.
Язык – система знаков, служащая средством осуществления человеческого общения и мышления. Одним из естественных проявлений языка выступает речь как звукословесное общение.
Речевое общение осуществляется по законам данного языка (русского, английского и т.д.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Т.о., речь и язык составляют единство. Речь осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и др.) речь изменяет и совершенствует язык.
Речь и язык современного человека – результат длительного исторического развития. Ребенок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в речи. Благодаря речи (особенно письменной ее форме) осуществляется историческая преемственность человеческого опыта. Вне речи невозможно овладение человека знаниями, формирование сознания. Будучи средством выражения мыслей людей в процессе их общения, речь становится основным механизмом их мышления.
Высшее абстрактно-понятийное мышление невозможно без речи. Мышление дискурсивное – это опосредованное прошлым опытом речевое мышление человека. Речевая деятельность необходима для развития мышления. Включаясь в процесс восприятия, речь делает восприятие более обобщенным и дифференцированным. Вербализация запоминаемого материала – улучшает процесс усвоения новой информации. Существенную роль речь играет также и в воображении – помогает осознать свои эмоции, регулировать свое поведение.
Лексическая единица языка – слово. В слове различают:
- содержание слова (несколько типов значений)
- внешнюю форму слова: определенную совокупность звуков (в устной слышимой речи), систему зрительно воспринимаемых знаков (в письменной речи) и артикуляционных образов (в произносимой речи).
|
Слова делятся на слоги – произносимые единицы речи. В каждом слове, одни слоги произносятся более громко, чем другие - это интонация речи. Тот же механизм и при произнесении предложений – громче/тише, ударения, паузы, мелодика, темп речи – всё это дает интонационную окраску. Интонация нужна для улучшения понимания речи.
Акт речевого общения включает взаимосвязанные между собой процессы – произнесение речи, ее восприятие и понимание.
Виды и функции речи.
Речь делят на виды по разным основаниям и благодаря этому подчеркивают разные стороны речевой деятельности.
Виды речи
Основание для классификации | Вид речи | Описание вида речи |
В зависимости от выявленности речевой деятельности | Внутренняя | Беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления. Является производной формой внешней (звуковой) речи. |
Внешняя | Звуковая речь человека. | |
Структура внешней речи по форме реализации | Устная | Внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Может быть: диалогической и монологической. |
Письменная | Речь, реализуемая по форме, доступной для зрительного восприятия. Это также и мимико-жестовая речь глухонемых. Здесь есть специфика используемых средств: 1. в письменной речи используется графический код (письменность). Графический код – это алфавит. 2. существуют отличия в языковой организации (лексика, грамматика, знаки препинания) 3. существуют языковые формы принятые в письменной речи, но необязательные в устной. Человек овладевает с 7-8 лет. | |
Структура внешней речи по форме проявления | Продуктивная (Активная) | Это открытое активное говорение, речепроизнесение, описание чего-либо. |
Экспрессивная | Это активное устное или письменное высказывание. Начинается с общего замысла, проходит этап внутренней речи и выражается в форме высказывания (устного или письменного). Например: лозунг, стих, реплика. | |
Рецептивная (Пассивная) | Это фоновое слушание, чтение. Например, студент на лекции. | |
Импрессивная | Это одновременное восприятие и понимание речи. Устная – выражается в слуховом восприятии звуков, как речи; Письменная - в зрительном восприятии текста. | |
Развитие речи у детей | Автономная | Один из ранних этапов развития детской речи. Это по большей части результат искажения детьми слов взрослых или слогов, иногда повторяемых дважды. |
Эгоцентрическая | Это речь для себя, повторение действий и переживаний ребенком вслух. Выгосткий считает ее основой внутренней речи. | |
В зависимости от ведущего анализатора | Слышимая | Та речь, которую мы слышим |
Произносимая | Та речь, которую произносим | |
Видимая | Та речь которую видим (текст, жесты глухонемых) | |
Осязательная | Речь, воспринимаемая органами осязания (азбука слепых для чтения – азбука Брайля) |
Функции речи:
|
1. Коммуникативная функция речи. Осуществляет процесс общения между людьми. В ней принято различать:
a. Функцию сообщения. Делят на:
i. Указательная или индикативная функция – при сообщении человек указывает на какой-либо предмет
ii. Предикативная или функция высказывания – челок высказывает свои суждении по какому-либо вопросу
b. Функцию побуждения - в этом случае речь направлена на то, чтобы вызвать у собеседника определенные поступки, мысли чувства, желания. Делят на:
i. Эмоционально-выразительная функция речи – побудительная сила речи зависит от ее выразительности, экспрессивности
ii. Функция выразительных движения – мимика, жесты, образность языка
2. Интеллектуальная функция речи. Здесь речь становится средством выражения мыслей, их образования и развития. Выделяют:
a. Семантическую функцию речи или сигнификтивную - речь, как средство и форма выражения мыслей, благодаря обозначению предметов, явлений, действий, качество и т.д.
b. Функция анализа и синтеза – речь становится средством анализа и синтеза, сравнения и обобщения предметов и явлений. Усваивая язык как общественно-фиксированную знаковую систему, человек овладевает неразрывно связанными с ним логическими формами и операциями мышления.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!