Вопрос 25 Гуманистические теории личности — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Вопрос 25 Гуманистические теории личности

2017-11-27 2841
Вопрос 25 Гуманистические теории личности 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Гуманистическая психология - ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы, прежде всего, на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название „третьей силы“. К данному направлению могут быть отнесены: А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Г. Олпорт, Э.Фромм, Ф. Бэррон, Р. Мэй и др. (рассмотрим подробно Маслоу, Роджерса и Франкла).

Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:

1. Человек целостен;

2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;

3. Главной психологической реальностью являются переживания человека;

4. Человеческая жизнь — единый процесс;

5. Человек открыт к самореализации;

6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

Теория А. Маслоу.

Абрахам Гарольд Маслоу (1908 – 1970) – самый выдающийся представитель гуманистической теории личности.

Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию.

Экзистенциальность – это специфическое осознание уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что каждый человек ответственен за то кто он есть, и кем становится. Они отвергают влияние на человека наследственных факторов и среды.

Наиболее важная концепция, которую гуманисты взяли из экзистенции – это концепция становления – человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления.

Также, в гуманистической психологии принято считать, что единственная существующая реальность – это реальность субъективная или личная, но никак не объективная. Этот подход называется – феноменологическое направление или направление «здесь-и-сейчас».

Основные понятия теории А. Маслоу:

1. Главный тезис теории Маслоу – каждого человека нужно изучать, как единое целое (в протест бихевиористам).

2. Человек не принадлежит к животному миру и поэтому проводить эксперименты на животных не имеет никакого смысла для понимания природы человека.

3. Природа человека в сущности хороша, или по крайней мере – нейтральна (в противовес Фрейду, который не верил в добродетель человека в принципе и считал, что у человечества плохой прогноз на будущее, т.к. неконролируемое бессознательное погубит человека и окружающих).

4. Творческий потенциал человека – неотъемлемая часть его природы, присутствующая от рождения. Считал, что потере творчества в человеке способствует окультуривание и высшее образование (!). При этом утверждал, что творчество всё-равно есть в каждом в той или иной мере.

5. Гуманистическая психология – это психология здоровых людей. Маслоу сознательно сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке (в противовес Фрейду, который занимался в основном патологией и создал направление психологии для ненормальных). Он считал, что изучение больных, увечных и нездоровых даст в результате только «увечную» психологию. Для создания универсальной психологической науки считал необходимым изучать самоактуализирующихся психически здоровых людей.

Маслоу разработал теорию мотивации. Считал, что люди мотивированы для поиска личных целей, что делает их жизнь осмысленной. Полное отсутствие желаний у человека либо невозможно, либо крайне недолговечно. Человеку всегда что-то нужно и это норма. Он разделил все потребности человека на 2 группы: врожденные и инстинктоидные. Все потребности находятся в иерархической системе:

 

Суть это пирамиды потребностей: пока не будут удовлетворены потребности более низкого уровня, не реализуются потребности более высоко уровня. Пример: голодному человеку, которому угрожает опасность не придет в голову желание развития социальных контактов и целенаправленная работа по самоактуализации своей личности.

В дополнение к своей иерархии мотивов, Маслоу выделил 2 глобальные категории мотивов:

1. Дефицитарные мотивы(Д-мотивы) – это чуть выше первого уровня пирамиды. Цель – удовлетворение дефицитарных состояний – голода, холода, опасности. Являются стойкими детерминантами поведения. Пять критериев Д-мотивов:

- Их отсутствие вызывает болезнь (голод)

- Их присутствие предотвращает болезнь (правильное питание)

- Их восстановление излечивает болезнь (поесть вовремя)

- При определенных сложных, свободно выбираемых условиях, человек предпочтет удовлетворить их (голодающий возьмет пищу, а не умную книгу)

- Они неактивны или функционально отсутсуют у здорового человека

2. Мотивы роста (Б-мотивы, метапотребности) – имеют отдаленные цели, направленные на раскрытие своего потенциала (самоактуализацию). Они должны обогащать, расширять жизненный опыт человека, его кругозор. Б-мотивы реализуются только после удовлетворения Д-мотивов. Имеют биологические корни и должны удовлетворяться на равне с Д-мотивами. Маслоу выделял следующие метапотрбности: целостность, совершенство, завершение, закон, активность, богатство, простота, красота, доброта, уникальность, ненапряженность, игра, истина, честь, реальность, самонадеянность. В случае если метапотребность неудовлетворяется, то возникает метапатология.

2. Теория К. Роджерса.

Карл Рэнсом Роджерс (1902 – 1987) – представитель гуманистической психологии, родоначальник феноменологического направления психологии. Создал клиент-центрированную терапию (недирективная психотерапия). Практиковал более 30 лет.

Роджерс считал, что самая сокровенная сущность человека ориентирована на движение вперед к определенным целям. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием раздираемым силами, вне его контроля.

Роджерс резко расходился с Фрейдом в том, что считал естественным развитием людей – «конструктивную реализацию» врожденных возможностей, а не жизнь движимую побуждениями Ид.

Основные положения его теории:

1. Человек познает себя наблюдая и оценивая свой опыт. По Роджерсу, я это не конечное образование, а процесс. Исходя из этого Роджерс строит свою теорию о том, что люди не просто способны к личностному росту, а это является для них преобладающей тенденцией.

2. Я-идеальное - набор представлений, качеств, которыми индивид очень хотел бы обладать или тот образ, которому он хотел бы соответствовать. Если между Я-реальным и Я-идеальным разрыв, то человек неудовлетворен.

3. Тенденция к самоактуализации - стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма. Она врожденная (как семя стремиться стать деревом, так и человека стремится стать…)

4. Соответствие и несоответствие - Роджерс не делит людей на больных и здоровых и т.п. Он говорит о способности воспринимать свою реальную ситуацию - конгруэнтность. Маленькие дети - пример конгруэнтности.

5. Полноценно функционирующая личность:

а) открытость переживаниям; б) проживание в настоящий момент; в) вера во внутренние побуждения и интуитивную оценку.
Клиент-центрированная психотерапия:

Клиент-центрированная психотеорапия или недирективная психотерапия. Ее основные правила:

- не давая прямых советов клиенту и избегая одновременно всяких оценок его поведения, путем глубокого эмпатического контакта с ни, актуализировать все творческие потенции клиента и довести его до самостоятельного решения своих проблем;

- цель психотерапевта здесь – согласование между собой «реального Я» клиента (какой я есть в моих представлениях) и «идеального Я» клиента (каким хочу быть).

Теория В. Франкла

Виктор Франкл (1905 – 1997) – представитель гуманистической психологии. Создал свой направление психотерапии – логотерапия.

Основные положения его теории:

1. Считал, что основная движущая сила развития личности – это поиски смысла. При отсутствии смысла возникает экзистенциальный вакуум, проявляющийся как невроз. Помочь клиенту возможно только инициировав его собственную активность.

2. Цель психотерапевта – помочь пациенту обрести смысл своего существования, что возможно только при активном включении человека в поток жизни.

Логотерапия (от греч. logos — слово и therapeia — забота, уход, лечение) — теория и практика психотерапии. Исходит из того, что основным двигателем поведения и развития личности является стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает у человека состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, выступающие причиной т. н. ноогенных неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни.

Практика логотерапии направлена на то, чтобы помочь человеку обрести утраченный им смысл без навязывания ему терапевтом своих смыслов. Для этого используется метод сократического диалога. Уникальный смысл жизни или выполняющие ту же функцию обобщенные ценности могут быть найдены пациентом в одной из трех сфер: - творчества, - переживания, - сознательно принимаемого отношения к тем обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

Т. о., смысл можно найти в любых обстоятельствах и ситуациях: человеческая жизнь никогда его не утрачивает.
Одним из главных источников смысла в практике логотерапии выступает религиозная вера. Вместе с тем религия не является единственно возможным источником смысла. Проблема смысла жизни может успешно решаться как верующими, так и неверующими людьми.

Помимо терапии специфических ноогенных неврозов в логотерапии разработаны также метод парадоксальной интенции — для лечения фобий и навязчивых состояний и метод дерефлексии — для лечения сексуальных неврозов. Эти методы основываются на постулируемых логотерапией фундаментальных онтологических характеристиках человека: способности к самоотстранению и самотрансценденции. Вопрос 26 Самосознание: определение, критерии, уровни развития.

1. Определение.

Самосознание – это осознание человеком себя, как индивидуальности.

Сознание человека м.б. направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта (это самопознание) – моё тело, поведение, потребности, чувства, характер и само сознание (интроспекция, рефлексия). Рефлексия – это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры. В этом смысле рефлексия есть метод философии, а диалектика — рефлексия разума.

Другими словами, самосознание - осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа. Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе производственных отношений, своих общих интересов и идеалов. В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет своё место в круговороте природных и общественных событий. Самосознание тесно связано с рефлексией, где оно поднимается на уровень теоретического мышления. Самосознание формируется на определённой ступени развития личности под влиянием образа жизни, который требует от человека самоконтроля собственных поступков и действий, принятия полной ответственности за них. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, самосознание по самому существу носит глубоко общественный характер.

А.Н. Леонтьев различал:

- Знание о себе (познание себя) – не является самосознанием, т.к. «знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве; в неосознаваемых чувственных формах, вероятно, существуют и у животных»

- Осознание себя. К осознанию ведет представление (выражение) знания в знаково-опосредованной и социально-нормированной форме. Процесс осознания целиком включен в совместную деятельность, в рамках которой с целью общения индивидуальный опты выражается в значения, благодаря чему субъект и может осознать его.

Т.о. самосознание – это один из уровней (процессов и результатов) познания человеком самого себя как индивидуальности, в т.ч. своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам.

Самосознание ¹ Я-концепция

Я-концепция – это развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а). осознание своих физических, интеллектуальных, характеорилогических и пр. свойств; б). самооценку; в). субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. (Термин ввел У. Джемс)

Самосознание частично включает содержание Я-концепции, которая выступает более-менее устойчивой частью самосознания, но только в той степени, в которой Я-концепция осознается. Самосознание включает в себя не только стабильное знание, но и процесс+результат непрерывного (перцептивного и умственного) мониторинга состояний и деятельности субъекта.

Ряд авторов выделяет 3 компонента самосознания:

1. самопознание 2. самооценка 3. саморегуляция.

Критерии.

Критерии самосознания:

1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической и социальной среды);

2) осознание своей активности («Я управляю собой»);

3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить четыре уровня:

1. Непосредственно-чувственный уровень – самоощущение, самопереживание психосамотических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики. В результате достигается простейшая самоидентификация личности.

2. Целостно-образный, личностный уровень – осознание себя как деятельного начала. Проявляется как самопереживание, самоактуализация, поддержание аутоидентичности своего «Я».

3. Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень – осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия.

4. Целенаправленно-деятельный уровень – своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.

Уровни развития.

Л.С. Выготский. Развитие самосознания включает примерно те же стадии, что и развитие высших психических функций (как в онтогенетическом, так и в историческом аспектах); к нему применяется та же логика:

- сначала другие люди познают и осознают свойства и состояния данного субъекта;

- ориентировка на внутренние свойства и состояния ребенка включается взрослыми в содержание совокупной и совместной деятельности;

- затем субъект в ответ на внешние вызовы пытается выразить себя на том языке, на котором с ним общаются;

- по мере усвоения знаковых средств самовыражения он становится способным обратить усвоенные средства самовыражения на себя и для себя;

- таким образом, прежде чем самосознание становится индивидуальным фактом, оно уже существует как факт для других;

- в свою очередь, диалогическая природа сознания сохраняется и в его индивидуальной форме.

 

 

Вопрос 27 Понятие образа-Я и Я-концепции. Проблема формирования самооценки.

1. Определения Образа-Я и Я-концепции.

Телесное выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к двум годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Формирование отношения к себе происходит в течение дошкольного возраста, считает себя «хорошим» или признает себя «неумехой»; в основном такие самооценки ребенка являются прямым отражением отношений к нему окружающих, прежде всего родителей, братьев, сестер. В школьном возрасте происходит существенное изменение «Я – образа» в зависимости от успехов/неудач в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников к ребенку.

Образ-Я – составляющая часть Я-концепции. В зависимости от того, на каком уровне – организма, социального индивида или личности – проявляется активность человека, выделяют:

1. Физический образ-Я (схема тела) – на уровне «организм-среда» - вызывается потребностью в физическом благополучии организма;

2. Социальные идентичности – на уровне социального индивида – половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая - связаны с потребностью человека в принадлежности к общности;

3. Дифференцирующий образ-Я – на уровне личности – характеризует знание о себе в сравнении с другими людьми и придает индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивает потребность в самоопределении и самореализации.

Последние 2 уровня (2,3) описываются В.В. Столиным как 2 составляющие Я-концепции:

1. «Присоединяющая» - обеспечивает объединение индивида с другими людьми

2. «Дифференцирующая» - способствует выделению индивида по сравнению с другими и создает основу для чувства собственной уникальности.

Выделяют также: - динамическое Я (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать)

- презентируемое Я («я-маска», каким я себя показываю другим)

- фантастическое Я

- триада хронологических Я (Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее).

 

Я-концепция – это развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая:

а). Осознание своих физических, интеллектуальных, характеорилогических и пр. свойств;

б). Самооценку;

в). субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Понятие Я-концепции родилось в 1950-е гг в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Определённое влияние на формирование этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э. Эриксон). Однако первые теоретические разработки в области Я-концепции бесспорно принадлежат У.Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я (Self) на взаимодействующие Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me).

Соотношение понятий Я-концепция и самосознание точно не определено. Часто они выступают, как синонимы. Вместе с тем, существует тенденция рассматривать Я-концепцию, как результат, итоговый продукт процессов самосознания. (по А.М. Прихожан).

Самосознание частично включает содержание Я-концепции, которая выступает более-менее устойчивой частью самосознания, но только в той степени, в которой Я-концепция осознается. Самосознание включает в себя не только стабильное знание, но и процесс+результат непрерывного (перцептивного и умственного) мониторинга состояний и деятельности субъекта.

Я-концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и выделяют в ней 3 структурных компонента:

1) когнитивный компонент — «образ Я» (англ. self-image), к которому относится содержание представлений о себе;

2) эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, др. словами, относят систему самооценок (англ. self-esteem);

3) поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе).

Я-концепция — целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. В литературе нет единой схемы описания сложного строения Я-концепции. Например: в рамках структуры Я-концепции К. Роджерса существует три основные модальности:

1) «реальное Я» — установки, связанные с тем, как индивид вос­принимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный ста­тус, т. е. с его представлениями о том, каков он на самом деле;

2) «зеркальное (социальное) Я» — установки, связанные с пред­ставлениями индивида о том, как его видят другие;

3) «идеальное Я» — установки, связанные с представлениями ин­дивида о том, каким он хотел бы стать.

Высокий показатель совпадения «реального Я» и «идеального Я» свидетельствует об относительно высокой самооценке и наоборот. При рождении обе подструктуры структуры «Я» полностью совпадают, и поэтому человек изначально добр и счастлив. Впос­ледствии, благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхожде­ния между «реальным Я» и «идеальным Я» могут приводить к искажен­ному восприятию реальности.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.