Вопрос 18 Психологическая характеристика воли. Произвольная и волевая регуляция. Критерии и функции воли. Строение волевого процесса. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Вопрос 18 Психологическая характеристика воли. Произвольная и волевая регуляция. Критерии и функции воли. Строение волевого процесса.

2017-11-27 1167
Вопрос 18 Психологическая характеристика воли. Произвольная и волевая регуляция. Критерии и функции воли. Строение волевого процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воля человека определяет его целенаправленные действия, поступ­ки, которые связаны с преодолением различных труд­ностей и препятствий. Волевым уси­лием называют особое состояние нервно-психиче­ского напряжения, которое мобилизирует все силы человека (физические, интеллектуальные, мораль­ные). В целом волевые процессы выполняют три основные функции:

1) побудительная функция (заставляет начать действие, преодолевая препятствия).

2) стабилизирующая функция (направлена на поддержание активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех).

3) тормозная функция (оттормаживание других мотивов и желаний и поведения, несогласующихся с главными целями деятельности).

Объективным показателем воли человека можно счи­тать ту величину препятствий, которую человек спосо­бен преодолеть.

Произвольное поведение, осуществляемое по сильному устойчивому мотиву, не нуждается в во­левой регуляции. М еханизмов волевых действий включается, когда у субъекта отсут­ствует заинтересованность, когда он должен подчи­ниться внешним требованиям, исходящим от самой деятельности или условий ее выполнения. Волевые механизмы разворачиваются там, где субъект дей­ствует по необходимости, а не по непосредственному желанию.

Структура волевого процесса:

1) объективная сторона - предметное представ­ление;

2) субъективная - элемент чувства (голод), т. е. эта побудительная причина воли.

У. Джемс описывает проблему свободы воли сле­дующим образом:

1) воли нет, то есть только поведение;

2) если есть, то субъект сам определяет свое поведе­ние - личностная активность (духовное «я»). Он выделил два класса актов:

1) автоматические; 2) преднамеренные, осознаваемые (волевые).

Схема волевого акта, по У. Джемсу: идея, представление цели — конкретизация в идею движения — двигательный акт. Всякая идея имеет тенденцию автоматически перетекать в действие.

Современные представления о воле сводятся к следующей формулировке: воля - психический процесс, сформировавшийся при социальной жизни. Выготский трактует ее как селекцию между мотивами. Волевая регуляция необхо­дима человеку для преодоления слабости, она мотивиру­ет конкуренцию, помогает преодолевать препятствия.

Выготский проводит иерархию поведения: 1) импульсивное, непроизвольное; 2) произвольное (осознание предшествует действию); 3) волевое.

Произвольное действие у субъекта проявляется, если у него уже есть потребность действовать, воле­вое же - когда такой необходимости еще нет.

Известный психолог С. Л. Рубинштейн выделил следующие основные стадии волевого процесса:

1. возникновение побуждения, зарождение цели действия (может быть одномоментным или развернутым во времени);

2. обдумывание (выбор способов, вариантов) - стадия обсуждения и борьбы мотивов;

3. принятие решения

4. осуществление действия (исполнение принятого решения);

5. стадия оценки результата.

Рубинштейн подчеркивал, что волевое действие - сознательное целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоя­щую перед ним цель, подчиняя свои импульсы осознанному контролю. Все воле­вые процессы своей основой имеют эмоциональный характер, включающий интеллектуальные процессы.

Волевая регуляция в ее развитых формах - это подключение непосредственно не зна­чимого, но обязательного для исполнения действия к смысловой сфере личности, превращение заданного действия в личное, соединение требуемого поведе­ния с нравственными мотивами и ценностями (взаимосвязь мотивационно-смысловой сферы человека с его волевым поведением).

Существенными признаками волевого действия являются: усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия в процессе и в результате его выполнения. Волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Для волевого действия необходимо наличие продуманного плана их осуществления.

Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения.

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Развитие волевой регуляции: 1) это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, 2) обретение человеком контроля над своим поведением, 3) выработка волевых качеств личности.

Человек в ходе деятельности вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, дисциплинированность, смелость, инициативность, мужество, самостоятельность.

Развитие воли в онтогенезе. Познавательные процессы: воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем - в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии - планирования и управления сложными комплексами движений. Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.

 

 


Вопрос 19 Воля и принятие решений в неопределенной ситуации. Типы решимости личности (У. Джеймс). Модель поведения человека в ситуации риска (Д.Атукинсон).

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, направленного на преодоление трудностей препятствий при достижении цели.

В целом волевые процессы выполняют три основные функции:

1) побудительная функция (заставляет начать действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия).

2) стабилизирующая функция (направлена на поддержание активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех).

3) тормозная функция (оттормаживание других мотивов и желаний и поведения, несогласующихся с главными целями деятельности).

В основе волевого поведения лежит сложный психологический механизм. Он включает в себя специфические и общие компоненты. Общим является опосредствованность поведения внутренним интеллектуальным планом (ВИП), выполняющим функцию сознательной регуляции деятельности. При этом ВИП направлен на поиск тех действий, которые при данных конкретных условиях могут привести к достижению поставленной цели. Однако такая форма регуляции еще не характеризует собственно волевое поведение. Специфичным для него является наличие ВИП, организующего все имеющиеся у человека в данный момент побуждения в направлении такой их иерархизации, при которой ведущим мотивом становится сознательно поставленная цель.

Волевой акт включает в себя борьбу разнонаправленных мотивационных тенденций. Если в этой борьбе берут верх непосредственные побуждения, деятельность осуществляется помимо ее волевой регуляции. В отличие от этого волевое поведение предполагает наличие таких психических процессов, посредством которых человек усиливает мотивационные тенденции, идущие от сознательно поставленной цели, и подавляет др. Решающая роль в этом процессе принадлежит мысленному построению будущей ситуации. В этом случае человек отчетливо представляет себе положительные последствия тех действий, которые он совершит, следуя сознательно поставленной цели, и отрицат. последствия действий, продиктованных непосредственным желанием. Если в результате такого предвидения будущих последствий возникнут положительные эмоции, связанные с достижением сознательно поставленной цели, и они окажутся сильнее имеющихся у человека переживаний, порождаемых непосредственным побеждением, то эти переживания и выступят в качестве дополнительной мотивации, обеспечивающей перевес побуждения со стороны сознательно поставленной цели. Т. о., активность в ВИП выступает как условие, порождающее новые мотивационные тенденции. Именно в ВИП настоящая ситуация, отражаясь в свете будущей, обретает иной смысл, что и определяет завершение борьбы мотивов и принятие решения в пользу волевого поступка, а в тех случаях, когда человек намечает и способы достижения поставленной цели, - и создание намерения.

Объективным показателем воли человека можно счи­тать ту величину препятствий, которую человек спосо­бен преодолеть.

Принимая решение в ситуации борьбы мотивов, человек проявляет решительность.

У. Джемс выделял несколько типов решимости.

1) Тип разумной решимости (наиболее перспективный тип). Проявляется тогда, когда противодействующие мотивы начинают понемногу угасать, человек постепенно из нескольких вариантов действия выбирает один, наиболее разумный.

2) Человек не может выбрать, какой вариант действия наиболее разумный (выбор из плохих и очень плохих вариантов). Человек выжидает момента, когда ситуация «укажет» на вариант действия.

3) Человек не может принять решение (плохие и очень плохие варианты), но выжидание невозможно (колебание и нерешительность слишком затянулись), (лучше сделать хоть что-то).

4) Случай нравственного перерождения личности, пробуждения совести. Человек из безответственного состояния переходит в состояние собранности и решимости. В данном случае прекращение внутреннего колебания происходит из-за изменения шкалы ценностей.

5) Человек не может найти разумное основание тому решению, которое принимает. Ему кажется, что решение правильное. Он усиливает мотив с помощью воли. Функции разума здесь выполняет воля


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.