Вопрос 7 Понятие высших психических функций, их строение и развитие. Понятие интериоризации (Выготский). — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Вопрос 7 Понятие высших психических функций, их строение и развитие. Понятие интериоризации (Выготский).

2017-11-27 1337
Вопрос 7 Понятие высших психических функций, их строение и развитие. Понятие интериоризации (Выготский). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Высшие психические функции — теоретическое понятие, введенное Л.С. Выготский, психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны. По его представлениям, психические явления могут быть „натуральными“, детерминированными преимущественно генетическим фактором, и „высшими“, надстроенными над первыми, которые всецело формируется под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными „психологическими орудиями“, знаками, возникшими в результате длительного общественно–исторического развития человечества

Знаки (или стимулы-средства) – это психическое орудие, которое изменяет сознание оперирующего ими субъекта. Знак - это любой условный символ, имеющий определённое значение. Знаки не изобретаются детьми, а приобретаются ими в общении со взрослыми. Универсальным знаком является слово. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихологический процесс, и лишь затем — как внутренний, интрапсихологический. При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация. В онтогенезе наблюдается следующие стадии интериоризации:

1 - взрослый действует словом на ребёнка, побуждая его что-то сделать.

2 -ребёнок перенимает от взрослого обращения и начинает воздействовать словом на взрослого.

Знаки, являясь продуктом общественного развития, несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растёт ребёнок. Дети усваивают знаки в процессе общения и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, осуществляется становление таких собственно человеческих психических процессов, как логическое мышление, воля, речь.

3 -ребёнок начинает воздействовать словом на самого себя (появляется эгоцентрическая речь).

Таким образом, знак появляется в начале во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внутренний план, план сознания.

Предполагая, что существуют натуральные и высшие, т. е. культурно-обусловленные, психические Знаки, являясь продуктом общественного развития, несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растёт ребёнок. Дети усваивают знаки в процессе общения и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, осуществляется становление таких собственно человеческих психических процессов, как логическое мышление, воля, речь.

Высшие психические функции человека отличаются от низших психических функций, следующим:

  • Произвольны. Произвольность – умение управлять своими психологическими процессами. Например, произвольная память, человек осознает цель и он осознает, что необходимо что-то запомнить для достижения этой цели.
  • Осознанность. Например, человек заучивает что-то необходимое для него, т.к. понимает что у него есть память.
  • Опосредованность и опосредствованность. Опосредованность, человек рассуждает тем самым помогает себе решить задачу. Опосредствованность, применение какого-либо средства, например, узелок «на память».
  • Системность. Чтобы произвольно управлять своей памятью, необходимо управлять своим вниманием.
  • Социальность по происхождению.

 

Многие ВПФ путем развития вышли из НПФ. Низшие психические функции изначально находятся на периферии. В определенном возрасте НПФ выходят в центр, находятся там некоторый отрезок времени и затем «преобразившись» в ВПФ опять уходят на периферию, но уже качественно другие с характеристиками, которые описаны выше.

(Из лекций: За счет чего идет трансформация НПФ-ВПФ, Выготский предлагает опосредованную «вещь» и ее являются культурные средства. Психология Выготского – это психология сознания. Изучалась она на деструктивных процессах (повреждениях мозговых структур)).

Развитие – способ существования личности.(Существо приговоренное к развитию). У Фрейда развитие идет до полового созревания. У Юнга развитие есть всегда, и в юношестве, и в пожилом возрасте.

По Выготскому Развитие это саморазвитие. Вектор внутри себя. Развитие связано с:

- появлением нового качества;

- это качество более высокого уровня.

Новое качество повышает уровень развития человека. Развиваться может только человек.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.