Режим молчания /режим ограничения речи — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Режим молчания /режим ограничения речи

2017-11-27 388
Режим молчания /режим ограничения речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2 точки зрения о целесообразности и продолжительности его использования:

1. Г. Гутцман, А.Т. Рябченко и др. пропагандируют режим молчания как первоначальный этап. Д.К. Вильсон указывает, что голосовой режим молчания целесообразно назначать при выраженных изменениях ларингеального тона, гиперфункции гортани, перенапряжении голоса, отеке и гиперемии голосовых складок. Краткий период покоя голоса может привести к нормализации или заметному улучшению.

2. Ю.С. Василенко и др. – считают такой режим неоправданным: большинство пациентов пытаются продолжать говорить, а, т.к. нормальная фонация не удается, создается психотравмирующая ситуация, способствующая дальнейшему закреплению патологического механизма фонации. Бродниц утверждает, что полный голосовой покой может привести к мышечной атрофии.

О.С. Орлова: режим молчания (ограничительно-голосовой режим) способствует ослаблению патологических связей, что обеспечивает успешное формирование нового голосового стереотипа.

Рациональная психотерапия заключается в выработке адекватного отношения больного к собственному нарушению голоса, убеждению его в возможности успеха при систематическом и упорном труде. Цель психотерапии – сознательное, активное, волевое включение ребенка/взрослого в процесс восстановления голоса. Психотерапия способствует перевоспитанию личности ребенка в целом, стимуляции и активизации ее на преодоление трудностей и на борьбу за скорейшее выздоровление. Психотерапия предполагает индивидуальный подход к ребенку/взрослому с учетом его возраста, течения заболевания, особенностей личности ребенка, характера нарушения его речи и голоса.

Основными средствами рациональной психотерапии являются: беседа, убеждение, отвлечение, вселение уверенности в успех лечения и тренировок.

Важно установить контакт на основе беседы, в ходе которой выявляются жалобы ребенка, составляется представление о круге его интересов, привязанностях, наклонностях, отношении к дефекту. Объясняя механизм нарушения (в доступной форме), следует устранить тягостное представление о болезни и наметить пути выхода из болезненного состояния. Хорошо использовать магнитофонные записи детей после курса восстановления, личные встречи с ними.

Человека важно убедить в обратимости нарушения голоса, вселить в него бодрость, надежду на успех и одновременно настроить на активное включение в коррекционный процесс, ибо абсолютно недостаточно механического выполнения упражнений.

Для взрослых прогноз восстановления должен быть реалистическим. Следует заранее предупредить, что в некоторых случаях функция голосового аппарата не полностью восстанавливается, а голос не всегда достигает нормы. Но обязательно увеличивается его сила, звучность, исчезает утомляемость при речевой нагрузке, нормализуется дыхание.

Для отвлечения от болезненной фиксации используются различные игровые ситуации, технические средства, работа над дыханием, артикуляционной моторикой и др. Особое значение придается поощрению, т.к. большинство детей и подростков болезненно переживают свои неудачи, имеют заниженный уровень притязаний.

Так с помощью рациональной (разъяснительной) психотерапии можно добиться адекватного отношения к собственному голосу (важно исключить как недооценку голосового нарушения, так и его переоценку). Психотерапевтическая направленность осуществляется на протяжении всего восстановительного обучения.

Также используется обучение методам саморегуляции, в частности аутогенной тренировке (АТ). Эти занятия позволяют:

· путем самовнушения достичь состояния релаксации, мышечного расслабления – преодоление мышечного напряжения дыхательной и фонаторной мускулатуры закрепляет правильный механизм фонации

· сделать детей и подростков более резистентными (устойчивыми) в отношении психотравмирующих ситуаций, т.е. предотвратить рецидивы.

АТ особенно полезен при гипертонусных дисфониях, узелках и полипах голосовых складок, психогенных афониях. Может использоваться и в др. случаях нарушений голоса у лиц эмоционально-возбудимых, неуравновешенных, раздражительных.

Литература по использованию АТ:

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: заикание. М., 2003.

2. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995.

Расслабляющие упражнения снимают напряжение с мышц гортани и конечностей (электрон. хрестоматия). На начальном этапе фонопедической работы проводятся релаксационные упражнения для снятия общего напряжения и напряжения мышц, участвующих в процессе голосообразования. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, который лежит в основе оптимальной фонации. Голос звучит лучше, если во время фонации деятельность мышц синергистов и антагонистов тщательно сбалансирована, что позволяет избежать как гипер-, так и гипотензии мышц. Напряженное положение головы, скованность лицевой мускулатуры влияют на положение гортани и затрудняют таким образом процесс свободного звукообразования.

Обучающиеся должны научиться достигать полного телесного расслабления, регулировать тонус собственного тела, осознанно избавляться от излишнего напряжения. Для этого используются задания на восприятие напряжения в теле и регуляцию тонуса. Всем лицам с нарушениями голоса рекомендуются упражнения, направленные на сознательное расслабление мышц, участвующих и голосообразовании, уменьшение напряжения артикуляционной мускулатуры.

Для тренировки применяются позы: сидя или полулежа в кресле с высокой спинкой, при этом спина опирается на спинку кресла, ноги слегка разведены в коленях, руки лежат вдоль бедер на сиденье кресла ладонями вниз или на бедрах, глаза закрыты. «Поза кучера на дрожках»: сидя на стуле ближе к краю, ноги разведены в коленах и находятся под прямым углом, руки на бедрах, кисти свисают, голова немного опущена вперед, спина округлена, глаза закрыты. Обучающийся концентрируется на названной группе мышц и воспринимает различные ощущения в фазе напряжения и расслабления. По условному сигналу (например, стоп) он максимально напрягает названную группу мышц или ослабляет напряжение, напряжение должно удерживаться 5 – 7 секунд, для – «стоп» не более 5 секунд. Фаза расслабления должна длиться около 30 секунд. Учитель-логопед вербально поддерживает процесс как в фазе напряжения, так и в фазе расслабления.

Упражнения на напряжение и расслабление каждый группы мышц:

- Руки и кисти:

Сжать одну кисть в кулак – расслабить.

Сжать другую кисть в кулак – расслабить.

Обе кисти сжать в кулак – расслабить.

Обе руки согнуть в лотке и напрячь – расслабить.

вытянуть руки и надавить на предплечья – расслабить.

- Лицо, шея, плечи и верхняя часть спины:

Наморщить лоб – расслабить.

Сморщить нос и плотно сомкнуть глаза – расслабить.

Сжать зубы, широко открыть рот – расслабить.

Язык прижать к небу – расслабить.

Сжать губы – расслабить.

Подбородок прижать к груди – расслабить.

Поднять плечи – расслабить.

- Грудь, живот и нижняя часть спины:

Глубоко вдохнуть, задержать на мгновение дыхание – расслабиться и выдохнуть.

Вытянуть живот – расслабить.

Втянуть живот – расслабить.

- Ноги:

Напрячь бедра – расслабить.

Ступни и пальцы сжать вниз – расслабить.

Ступни потянуть вверх – расслабить. Наслаждаться расслаблением.

Возвращение из состояния расслабления: счет в обратном порядке от 4 до 1, в это время обучающийся должен подвигать сначала ступнями и ногами. Затем кистями и руками, наконец, головой и шеей и открыть глаза.

Для мышц, участвующих в голосообразовании, применяется следующий комплекс релаксационных упражнений (напряжение должно удерживаться 5 – 7 секунд, для «стоп» - не более 5 секунд; фаза расслабления должна длиться около 30 секунд):

- плотно сжать челюсти, затем раскрыть рот, расслабиться;

- показать зубы, как при улыбке, сделать гримасу, расслабиться;

- упереться языком в зубы, оттянуть язык назад, как можно дальше, расслабиться;

- напрячь и закруглить губы, произнося «о», расслабиться;

- посчитать до 10 с нормальной громкостью, еще раз – вдвое тише, расслабиться;

- посчитать до 10 очень тихо, посчитать шепотом, расслабиться.

Упражнения с использованием воображения:

- Расслабить речевую мускулатуру и вообразить, что вы: громко считаете; тихо считаете; пересказываете алфавит.

- Сохраняя речевую мускулатуру расслабленной, вообразите, что вы: три раза громко произносите свое имя; три раза тихо произносите свое имя; три раза громко называете свой адрес; три раза тихо называете свой адрес; три раза громко произносите название своего города; три раза тихо произносите название своего города.

После выполнения каждого из упражнений с использованием воображения необходимо было рассказать, в каких мышцах чествуется напряжение. Упражнения следует повторять до тех пор, пока не исчезнет напряжение мышц, как при вокализации, так и при воображаемом произнесении.

Лица с узелками голосовых складок и хроническим ларингитом пользуются твердой голосовой атакой. При твердой голосовой атаке возникает излишнее напряжение мышц голосового аппарата. Поэтому предлагаются релаксационные упражнения на восприятие чрезмерного напряжения. Это позволяет в дальнейшем осознанно от него избавляться. Данные задания необходимо выполнять дважды с 5-секундным перерывом.

1. Слегка напрячь мышцы шеи на 5-10 с, концентрируя внимание на ощущении этого напряжения.

2. Наморщить лоб, поднять брови на 5-10 с, концентрируя внимание на ощущении напряжения в области лба.

3. Сильно нахмуриться на 5-10 с, концентрируя внимание на ощущении напряжения между глазами.

4. Плотно сомкнуть веки на 5-10 с, концентрируя внимание на на ощущении напряжении в них.

5. На 5-10 с сжать зубы. Обратить внимание на то, как напряжение распространяется от челюсти к вискам.

6. Широко улыбнутся и показать зубы в течение 5 с. Обратить внимание на напряжение в щеках.

7. Втянуть губы дудочкой и дуть в течение 10 с. Обратить внимание на напряжение в губах.

8. Прижать язык к передним нижним зубам на 10 с, обращая внимание на напряжение в языке.

9. Оттянуть язык назад на 10 с. Напряжение должно возникнуть в языке, на дне полости рта и шее.

10. Медленно, аккуратно и тщательно произнести буквы алфавита от А до Ж с напряжением в языке, губах, челюстях, глотке, грудной клетке. Отметить, что при расслаблении напряжение исчезает.

11. Снова произнести буквы алфавита от А до Ж, но уже небрежно и вполголоса. Отметить, что напряжение возникает в тех же областях, но в гораздо меньшей степени.

12. Медленно тихим голосом произнести буквы алфавита от А до Ж, без движения губ, так, чтобы едва было слышно. Отметить, что напряжение почти или полностью отсутствует.

Необходимо обращать внимание на то, чтобы мышечные системы, не задействованные в конкретных упражнениях, оставались расслабленными.

Литература

1. Гигиена голоса педагога: Метод. рек. для студентов пед. ин-тов / Сост. Ф.Г. Тагирова. Казань, 1988.

2. Дмитриев Л.Б., Л.М. Телеляева, С.Л. Таптапова, И. И. Ермакова Фониатрия и фонопедия. М., 1990.

3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. М., 2003.

4. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. М., 2007. (электр. хрестоматия)

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба позволяет добиться легких, свободных и четких движений органов артикуляции, особенно важно развитие внутриглоточной артикуляции: правильное положение мягкого неба существенно влияет на качество голоса. Цель артикуляционной гимнастики – выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования. Необходимо, с одной стороны, освободить артикуляционные мышцы отнапряженности, скованности или, наоборот, от вялости, слабости, паретичности. Каждое артикуляционное движение проводится четко, плавно и неторопливо перед зеркалом, с соблюдением определенного ритма (под счет).

Примерные артикуляционные упражнения (Е.А. Алмазова – электр. хрестоматия)

I. Движения языка: 1) высовывание языка; 2) повороты языка вправо-влево; 3) облизывание кончиком языка верхней и нижней губы; 4) укладывание языка за верхнюю и нижнюю губу; 5) щелкание языком; 6) укрепление кончика и корня языка при произнесении звуков т и к.

II. Движения губ: 1) вытягивание губ вперед трубочкой; 2) складывание губ кружочком; 3) растягивание губ в стороны (улыбка); 4) укрепление губ при произнесении звука пппп (беззвучно).

III. Движение челюстей: 1) открывание и закрывание рта; 2) опускание нижней челюсти; 3) имитация жевания (в процессе жевания происходит энергичное сокращение мускулов гортани, глотки, нёба, языка, губ).

IV. Движения мягкого нёба: 1) покашливание; 2) зевота; 3) глотание капель воды; 4) произнесение гласного звука а на твердой атаке перед зеркалом, под счет (внимание ребенка фиксируется на умении поднять и удержать в таком положении нёбную занавеску).

О.С. Орлова: особое внимание уделяется артикуляции гласных звуков по схеме: беззвучная артикуляция – шепот – озвучивание артикулемы. Задания усложняются при последовательном переключении от одного артикуляционного уклада к другому:

· Сначала попарное произнесение звуков: а – о, а – э, а – и, а – у

· Затем трезвучия: а – о – у, а – э – и, а – и – у, а – у – о

· Далее весь ряд гласных звуков: а – о – у – э – и, а – э – у – и – о…

Артикуляционные упражнения используются не только на подготовительном этапе, но и на других, в том числе – автоматизации и закрепления голосовых навыков с применением различной степени сложности стихов, пословиц, скороговорок.

Во время речи смена положений языка, губ, нёба при различных артикулемах должна проходить достаточно быстро, четко и согласованно. Эти качества определяют ясное произношение, или дикцию. Для совершенствования артикуляционно-резонаторной системы отрабатывается произнесение различных согласных звуков по схеме:

- Произнесение слоговых рядов из однотипных согласных звуков:

- Прямой открытый слог: ба – бо – бу – бэ – би

- Закрытый слог: баб – боб – буб – бэб – биб

- Слоги со стечением согласных: бра – бро – бру – брэ – бри

- Слоги со стечением согласных близких фонетических групп: млра – млро – млру…

С усложнением:

· Произнесение слогов равноударно

· С перемещением ударения на 1, 2 и т.д. слоги: МА – мо – му – мэ – ми, ма – МО – му – мэ – ми…

· С ускорением темпа

На этапе автоматизации в работу включаются простые и сложные скороговорки, стихотворения (произнесение пословиц, поговорок, скороговорок одной артикуляцией, на шепоте и громко): Мам, мам, молока бы нам.

Мед в лесу медведь нашел. – Мало меду, много пчел.

Речевой материал:

1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей /под общ. ред. Г. В. Чиркиной. М., 2005. ( электр. хрестоматия)

2. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. М., 1984.

3. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М., 1966.

Параллельно осваивается гигиенический и вибрационный самомассаж лица и шеи, который действует успокаивающе, снимает мышечную усталость, придает бодрость.

Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется гигиеническиймассаж. Производится поглаживание или разминание кончиками пальцев:

а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы,

б) от переносицы к околоушной впадине,

в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно,

г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.

Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука м (и др. соноров). Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица.

Мимическая гимнастика: вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц.

“Жевательный метод” Фрешельса (1943) – сочетание жевательных движений с одновременной подачей звука: способствует снятию излишней напряженности мускулатуры. Участвующей в голособразовании.

Постановка фонационного дыхания (электр. хрестоматия).

Диафрагмальный тип дыхания формирует дыхательную опору для голоса, создает достаточное подскладочное давление для оптимального режима работы голосовых складок, удлиняет речевой выдох. Голосоподача в последующем координируется с данным типом дыхания.

Развитие голоса включает овладение оптимальным механизмом дыхания. От этого во многом зависит красота, сила и выносливость голоса. Физиологами доказано, что наиболее продуктивный для речи и пения – костно-абдоминальный (реберно-брюшной) тип дыхания с активным участием мышц живота и диафрагмы. Это обеспечивает хороший забор воздуха и экономный плавный выдох, важный для речи и пения. Так создается дыхательная опора. Правильное использование дыхания заключается не в том, чтобы набирать большое количество воздуха и легкие, а в том, чтобы не тратить его без необходимости в процессе речи. Поэтому вдыхать воздух необходимо только тогда, когда по смыслу допускается пауза.

Овладение костно-абдоминальным типом дыхания является необходимым условием устранения ошибок фонационного дыхания и развития полноценного голоса. Воспитание дыхания происходит за счет совершенствования произвольного компонента управления дыхательными движениями. В результате систематического выполнения упражнений они становятся автоматизированными, что приводит к изменению характера и ритма дыхания. Целью упражнений являлось овладение костно-абдоминальным типом дыхания для организации во время речи спокойного и глубокого дыхания, обеспечивающего оптимальное звучание.

Для решения данной цели используются следующие комплексы:

- упражнения на восприятие дыхания;

- на тренировку носового дыхания;

- на овладение костно-абдоминальным типом дыхания и на воспитание дыхательной опоры;

- фонационные дыхательные упражнения.

Вначале выполняются статические упражнения в медленном темпе, что позволяет выработать правильные кинестезии дыхательных движений. Основная задача педагога при проведении тренировок – объяснить обучающимся, “как выполнить” и “что почувствовать”. Для правильного звучания голоса необходим длительный выдох с сохранением определенного уровня подскладкового и ротового давления и так называемая “опора дыхания”. Под опорой дыхания понимается сознательное сохранение выдыхательной установки, которая достигается правильной осанкой, напряженностью мышц брюшного пресса, ощущением свободы в области ротоглоточной полости и грудной клетки, что обеспечивает оптимальное резонирование и звучание.

Для повышения эффективности тренировки дыхания могут использоваться тренажеры "Triflo-2" и "Voldyne 5000", которые позволяют использовать биологическую обратную связь, обеспечивающую зрительный контроль. Суть биологической обратной связи (БОС) заключается в использовании различных приборов, позволяющих получить визуальную, тактильную или слуховую информацию о физиологической активности, оценить ее результат и при необходимости его скорректировать.

Для тренировки вдоха через рот и постановки нижне-реберного дыхания используется тренажер "Triflo-2". Цветные, двигающиеся шарики вызывают у детей положительные эмоции, и повышали интерес к занятиям. На начальном этапе предлагается удержать один шар у верхнего края цилиндра определенное время (1-5 с). Потом усложняют задачу, ставя цель поднять два, а затем три шара последовательно. На следующем этапе плавно поднимают и опускают шары под счет. Для подключения зрительного контроля выполняют упражнения перед зеркалом.

Аппарат " Triflo II " позволяет в более короткие сроки сформировать у детей кинестетическое ощущение дыхательных движений, дифференцировать ротовой вдох и выдох, автоматизировать ротовое и носовое дыхание, создать предпосылки удержания паузы, ритмизировать дыхательные движения. После тренировок у пациентов увеличивается глубина вдоха, координируется вдох и выдох, развивается губная мускулатура. Использование данного аппарата позволяет заинтересовать детей, вызвать у них интерес и положительную мотивацию к занятиям с логопедом.

Комплекс дыхательной гимнастики можно проводить с " ингалятором Фролова ". Тренажер дыхательный индивидуальный ТДИ-01 (ингалатор Фролова) предназначен для выполнения дыхательных упражнений с целью лечения хронических заболеваний, не поддающихся лечению химическими препаратами и другими средствами, для профилактики, повышения резервов организма и лечения стрессов. В аппарат заливается вода (до 20 мл.). Дыхание выполняется через воду с гидравлическим сопротивлением на вдохе и на выдохе. В процессе дыхательной тренировки образуется воздушная смесь с пониженным содержанием кислорода и повышенным содержанием углекислого газа. Дыхание диафрагмальное. Вдох выполняется активно 1-2 секунды, выдох - замедленный, постепенно удлиняется в зависимости от возможности организма. Тренировки дыхания выполняются ежедневно от 15 до 30 минут (по инструкции), желательно в вечернее время. При дыхании через сопротивление пациент рефлекторно регулирует свое дыхание, выдох становится длиннее вдоха, что необходимо для постановки голоса.

Применение БОС имеет психотерапевтическое значение. Тренировка могла проходить в форме игры, делая занятия эмоциональными. Приборы определяют объем воздуха, вдыхаемый пациентом во время выполнения упражнений, повышают самоконтроль, дают возможность варьировать дыхательные упражнения. Пациент мог в динамике оценить начальные возможности и результаты тренировок. Занятия с тренажером сокращают сроки коррекции дыхания до двух недель.

По овладению навыками спокойного и глубокого дыхания (ровного ритмичного) переходят (через 5 – 7 дней занятий) к его закреплению во время двигательной активности.

Динамические дыхательные упражнения направлены на координацию фонации и дыхания, движения и речи. Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, шеи. Они подготавливают обучающихся к интенсивным голосовым нагрузкам. Основная цель тренировки достигается за счет изменения темпа, частоты, характера выполнения упражнений. Для снятия напряжения следует выполнять медленные и плавные движения.

О.С. Орлова выделила факторы, влияющие на нагрузку, которые следует учитывать при проведении тренировок с целью предупреждения мышечного утомления и излишней их напряженности.

Факторы, влияющие на нагрузку Увеличение нагрузки Уменьшение нагрузки
Исходное положение Стоя. Смещение центра тяжести вверх. Лежа, сидя. Смещение центра тяжести вниз.
Число участвующих в упражнении мышечных групп Максимальное число крупных мышечных групп Ограниченное число мышечных групп
Степень и характер мышечного напряжения Оказание активного сопротивления движению, использование отягощения (гантели, эластичная резина и пр.) Исключение отягощения движений
Амплитуда движений Полная Ограниченная
Сложность упражнений Увеличение сложных упражнений Увеличение простых упражнений
Число повторений Увеличивается Уменьшается
Темп выполнения Быстрый и средний Средний и медленный
Продолжительность пауз отдыха Укороченные паузы отдыха Продолжительные паузы

Для автоматизации и закрепления правильных механизмов дыхания подбираются упражнения, приближенные к естественным условиям жизни человека: ходьба, подъем по лестнице, выполнение физических нагрузок. Т.к. дыхание подчинено одновременно и произвольному и непроизвольному воздействию, то выполнение динамических упражнений совершенствует произвольный компонент регуляции дыхания. Многократно повторяемые упражнения становятся стереотипными и автоматизированными, в результате чего изменяется характер и ритм дыхания. Взамен поверхностного и частого дыхания формируется более спокойное и глубокое, которое обеспечивает оптимальное звучание.

При выполнении дыхательных упражнений важно соблюдать предложенную последовательность, так как задания дополняют друг друга. Работа должна быть тесно связана с упражнениями на нормализацию мышечного тонуса и восстановление осанки.

Упражнения на восприятие дыхания. Целью данных упражнений является осознание процесса дыхание, знакомство с ритмом дыхания, восприятие дыхательных движений благодаря концентрации внимания на различных областях тела. Усиление самоконтроля за дыханием создает базу для его изменения. Помимо этого происходит восприятие перенапряжений, которые затрудняют ход дыхания. Во время выполнения упражнений дыханием нельзя управлять осознанно или форсировать процесс. Каждое упражнение повторяется 4 – 5 раз.

- Исходное положение – сидя. Свободно сесть на табурет и положить руку на живот. Следить за движением живота и ритмом дыхания.

- Исходное положение – стоя свободно. Следить за движением живота и ритмом дыхания.

- Свободно выпрямившись, сидеть на табурете. Положить одну руку на грудную клетку, а другую на живот. Следить за дыхательными движениями, наблюдать, в какой области ощущается дыхание: грудь, область пупка, нижняя часть живота, бока, область лопаток, область почек, крестцово–поясничная область.

- Свободно выпрямившись, сидеть на табурете. Поочередно класть кисти рук тыльной стороной на различные участки спины: область талии, крестца поясницы. Можно ли почувствовать дыхательные движения под рукой?

- Изменение дыхания с помощью движения. Необходимо следить, чтобы не возникало перенапряжение. После выполнения каждого упражнения следить за дыханием.

А) Бег на месте, время от времени поднимать колени или касаться пятками ягодиц. Менять темп.

Б) Имитировать бег на лыжах или подъем по лестнице.

В) Прыжки в разном темпе и ритме.

Г) Присесть и обхватить лотки руками, потом подняться на цыпочки и вытянуть, обе руки вверх, снова выполнить приседание. Повторить упражнение.

Д) «Велосипед» во всех вариациях (сидя, лежа на спине), а также с интенсивным движением ступней; менять темп и направление.

Упражнения на тренировку носового дыхания направлены на воспитание навыка правильного вдоха. Отрабатывается спокойный короткий и бесшумный вдох. Продолжительность вдоха равна приблизительно двум секундам. Выдох в упражнениях медленный и плавный.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо следить, чтобы обучающийся не перебирал слишком много воздуха, так как этот приводит к перенапряжению всего организма. Использование правильного вдоха позволяет избежать излишней сухости в ротовой полости, которая приводит к неприятным субъективным ощущениям: чувству инородного тела в горле, навязчивым откашливаниям. Каждое упражнение выполняется 4 – 5 раз.

- Вдох короткий, спокойный, через нос, продолжительный выдох через нос.

- Вдох через одну ноздрю, продолжительный выдох через другую, и наоборот.

- Вдох через нос, на выдохе через нос выдыхать воздух маленькими порциями (толчками).

- Сделать вдох через правую ноздрю, затем, зажав ее, выдыхать через левую ноздрю, постукивая по ней кончиком пальца, и наоборот.

- Сделать вдох через одну ноздрю, выдох через другую маленькими порциями, и наоборот.

- Вдох через нос, на выдохе постукивать кончиками пальцев по крыльям носа.

- На вдохе через нос провести кончиками пальцев снизу вверх по крыльям. На выдохе упереть кончики указательных пальцев в крылья носа и совершать вращательные движения, как бы ввинчивая пальцы.

- Вдох через нос, продолжительный выдох через рот.

- Вдох через нос, вдох ртом. На выдохе поднести тыльную сторону ладони ко рту и ощутить теплую воздушную струю.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.