Возрастные особенности голосовой функции. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Возрастные особенности голосовой функции.

2017-11-27 466
Возрастные особенности голосовой функции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА

Нарушения высоты Голоса Нарушения тембра голоса Нарушения силы голоса
Монотонный Хриплый Афония
Тремолирующий Грубый Иссякающий
Немодулированный Гортанно-резкий «квакающий» Слабый
Низкий голос Глухой Писклявый Слишком громкий
  Металлический Назализованный  

3. Психологический аспект учитывает влияние расстройства голоса на коммуникативную функцию речи ребенка, на особенности его личности. Наблюдается снижение коммуникативной функции речи в связи с трудностями общения при отсутствии или нарушении голоса. Например, исследование О.В. Орловой психологических особенностей лиц со спастической дисфонией позволило выделить 3 группы лиц в зависимости от фиксации на дефекте:

1. Не обращают внимания на нарушение речи, переживают свои возможности, завышенная самооценка (интроверты, необщительны).

2. Правильное отношение к своему голосу. В меру переживают свое состояние, адекватно оценивают нарушение, стремятся преодолеть.

3. Болезненно переживают, переоценивают свое заболевание, страх перед речью, трудно в лечении.

АНКЕТА ПО ОПИСАНИЮ СУБЪЕКТИВНЫХ КАЧЕСТВ ГОЛОСА В ПЕРИОД ЕГО НАРУШЕНИЯ

1. Пол

2. Возраст

3. Специальность

4. Стаж работы по специальности

5. Какие ощущения возникали у Вас при нарушении голоса? (першение, боль, охриплость, потеря голоса, быстрая истощаемость, изменение высоты голоса, другое)

6. Как часто возникают у Вас подобные состояния?

7. В каких случаях данные ощущения проявляются наиболее ярко? (речь, пение, шепот, молчание, другое).

8. На Ваш взгляд, каковы причины подобных изменений?

9. К каким средствам Вы прибегаете для улучшения качеств голоса для решения возникших проблем?

АНКЕТА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ГОЛОСОВЕДЕНИЕМ.

Уделите несколько минут, чтобы ответить на следующие вопросы. При ответе оценивайте не сегодняшний день, а Вашу общую ситуацию и настроение.

Утверждения Никогда Время от времени Часто
1. Я не простужен(а), но у меня часто возникает хрипота.      
2. Я чувствую утомление после длительного разговора.      
3. Я ощущаю чувство «Комка в горле».      
4. У меня возникает необходимость откашляться.      
5. Я перестал(а) попадать в ноты при пении      
6. Я беспокоюсь, не простужен(а) ли я.      
7. У меня возникает чувство сухости во рту и горле.      
8. Я не могу говорить громко, как другие.      
9. Из-за трудностей с голосом я становлюсь менее общительным(ой).      
10. Мой голос иссякает во время разговора.      
11. Я курю или длительное время нахожусь в задымленном помещении.      
12. Я пью больше черный чай, кофе, алкоголь, чем воду, соки, другие чаи.      
13. Мне приходиться говорить в холодных, пыльных или шумных помещениях.      
14. Я чувствую себя утомленным(ой) и вялым(ой).      

В случае положительных ответов на указанный ряд вопросов следует обратится к врачу – фониатру и при необходимости пройти курс фонопедических занятий.

Скрининг-тест

· Ваш голос стал охрипшим или грубым.

· Вам постоянно приходится прокашливаться, перед тем как заговорить или в течение разговора.

· Ваш голос слабый и невыразительный, и требуются большие усилия во время разговора.

· Диапазон Вашего голоса сузился.

· Люди постоянно спрашивают Вас, не простудились ли Вы, тогда как вы здоровы.

· Вы чувствуете боль при глотании.

· Вас беспокоит затруднение прохождения пищи или жидкости при глотании.

· Вы курите более 5 лет.

· Вы чувствуете напряжение или боль при голосообразовании.

· Периодически или постоянно Вы «теряете голос».

При наличии хотя бы одного из ниже описанных признаков Вам необходимо проконсультироваться и лечиться у оториноларинголога-фониатра.

Тест на определение качества жизни, связанного с голосом

Для того, чтобы определить насколько хорошо работает ваш голосовой аппарат, мы предлагаем ответить на вопросы теста, разработанного центром здоровья Мичиганского университета (США)

Инструкции

Вам предлагается ответить на 10 вопросов, касающихся голосовых проблем. Для того, чтобы ответы были достоверными, необходимо подумать, как часто Вы сталкиваетесь с подобными проблемами и насколько они кажутся Вам серьезными.

Оценка серьезности проблемы осуществляется по 5 бальной шкале, где 5 баллов отражают наибольшее из всех возможных вариантов.

1 балл — я не имею никаких проблем

2 балла — проблемы единичны

3 балла — проблемы существуют, но их не так много

4 балла — частые проблемы

5 баллов — проблемы постоянно

Пожалуйста, оцените каждое утверждение в баллах, поместив в соответствующую им графу галочку V или крестик x.

№ п/п Из-за состояния моего голоса… Оценка состояния в баллах
         
1. …мне сложно говорить громко и я боюсь быть не услышанным в шумной обстановке          
2. …при разговоре мне не хватает дыхания и возникает потребность чаще делать вдох          
3. …каждый раз, когда заговариваю, я не знаю точно, будет ли мой голос звучным          
4. …я обеспокоен, расстроен          
5. …я в депрессии          
6. …при разговоре по телефону меня очень плохо слышно          
7. …я имею проблемы в профессиональной сфере          
8. …я избегаю появляться в обществе          
9. …я должен повторять ранее сказанное, чтобы окружающие меня расслышали          
10. …я стал меньше говорить          

Клиническое обследование

Общий осмотр области головы и гортани – нет ли послеоперационных шрамов (после различных вмешательств на щитовидной железе, удаления новообразований в области шеи, трахеотомии). Кроме того, оценивается состояние шейных лимфоузлов, окружающих гортань структур (подъязычная кость, щитовидный и перстеневидный хрящи) – путем пальпации оценивается подвижность, наличие отеков.

Первое представление о состоянии гортани дает непрямая ларингоскопия – осмотр при помощи зеркала (ларингоскопа). Ларингоскопия выявляет анатомические изменения или воспалительные заболевания. Ларингоскопия показывает положение голосовых связок при дыхании и фонации, а потому может обнаружить всякие отступления от нормы в их движениях, а также патологические процессы во всех отделах гортани (воспалительные заболевания и др.).

При помощи электронного стробоскопа можно наблюдать характер колебаний голосовых складок более детально и оценить наличие или отсутствие фонаторных колебаний голосовых складок, равномерность и синхронность колебаний по амплитуде и частоте, особенности смыкания – полное или частичное, форму голосовой щели при смыкании и пр. Вместе с тем, условия исследования все же не соответствуют естественному голосообразованию, и колебания голосовых складок не измеряются, а лишь определяются на глаз.

Ларингоскопия, стробоскопия гортани, будучи инструментальными методами, являются недостаточно объективными, т.к. зависят от уровня подготовки диагноста. Более информативными являются видеоларингоскопия, видеоларингостробоскопия. Есть возможность получения изображения гортани на экрани монитора в увеличенном виде, документировать состояние гортани для последующего обсуждения с коллегами и пациентами.

Дополнительно – для оценки состояния структур и функции гортани могут использоваться такие методы, как:

Рентгенография и томография отражают точную картину гортани в какой-то момент ее работы, не раскрывая характера движений голосовых складок. Различные рентгеновские исследования применяются преимущественно для диагностики опухолей, изменений в состоянии хрящей.

Электромиография главным образом регистрирует функцию наружных мышц гортани. Для изучения колебаний голосовых складок необходимо вводить игольчатый электрод в толщу мышцы, что вряд ли применимо в повседневной практике.

В последнее время находит все большее применение новый метод исследования голосового аппарата — глоттография. Глоттограф был сконструирован французским физиологом Ф. Фабром в 1957 г. Принцип работы прибора основан на изменении сопротивления токов ультравысокой частоты, подаваемых на гортань. Проходя через гортань, ток изменяет свою силу в соответствии с колебаниями голосовых складок. Смыкание понижает сопротивление, размыкание — усиливает. Изменения силы тока фиксируются на экране осциллографа в виде кривой (глоттограммы). Таким образом, на глоттограмме наблюдаются фазы колебаний голосовых складок в форме их электрического аналога. Данный метод позволяет наблюдать колебания голосовых складок в процессе естественной фонации, не причиняя болезненных или неприятных ощущений испытуемому. Метод Ф. Фабра применяют физиологи, врачи, вокальные педагоги, лингвисты, логопеды. Глоттография объективно оценивает динамические изменения голосового аппарата в процессе коррекционно-восстановительного обучения и по завершении его.

В нашей стране метод Фабра широко применялся лингвистами (Жинкин Н. И., Отрашенков Ю.М., Хромов Л.Н., 1968) для выделения основного тона в потоке речи. Фониатры и вокальные педагоги (Дмитриев Л. Б., Чаплин В.Л., 1970) исследовали данным методом работу голосовой щели у певцов в момент пения музыкальной фразы. Они выявили, что длительность фазы раскрытия и смыкания голосовых складок зависит от регистрового звучания голоса, а также от способа голосоведения.

Лавровов Е.В. (1974) были проведены исследования функции голосовой щели при произнесении гласного [а] голосом средней громкости при патологии голоса. При расшифровке глоттограмм учитывался характер полученной кривой, выраженность фаз колебательного цикла и относительная длительность каждой фазы движений голосовых складок.

Глоттографическая кривая у людей со здоровым голосовым аппаратом имела четко выраженную периодичность; по циклам кривой можно было судить о равномерных колебательных движениях голосовых складок, фазы их раскрытия были чуть больше фаз закрытия, а максимального раскрытия примерно равнялись фазам контакта.

У пациентов с выраженной голосовой патологией различной природы обнаруживалась неоднородность циклов кривой с дополнительными зубцами в фазах, преобладанием фаз раскрытия и максимального раскрытия над фазами закрытия и контакта голосовых складок. В тяжелых случаях нарушения голоса периодичность отсутствовала, и фазы колебаний не определялись.

Логопедическое обследование

Аудитивная оценка голоса.

При определении характерных особенностей голоса особое вниманиме обращается на:

- его интенсивность – сильный, нормальный, слабый, иссякающий

- характер голособразования и атаку голоса – твердая, мягкая, придыхательная

- тональность звучания – низкий, нормальный, высокий, фальцет

- тембр – чистый, хриплый, напряженный, дрожащий, глухой, назализованный.

Логопед изучает качество звучания измененного голоса – охриплость, падение силы, звучности, напряжение наружных мышц шеи, появление рефлекторного кашля, прорывов звучного голоса или, наоборот, полное его выпадение, тип дыхания. По характеру звучания голоса опытный логопед может определить этиологию и механизмы нарушения.

Исследование проводят с использованием различного речевого материала:

- изолированных звуков, слогов, слов, предложений

- вопросно-ответной формы речи

- чтения ритмизированных и произаических текстов.

Обследование детей требует особого подхода. Дошкольники и даже младшие школьники обычно не осознают нарушений своего голоса, они как бы «не слышат» себя и никаких жалоб не предъявляют, ничего определенного о развитии своего дефекта рассказать не могут. Не всегда нарушенный голос ребенка замечают родители и педагоги.

Зависимость голоса человека от его эмоционального состояния не требует доказательств, поэтому и о голосе ребенка можно получить наиболее полное представление только при условии хорошего контакта с ним, его доверия к логопеду и заинтересованности в занятиях. Многократные и разнообразные по форме приемы обследования позволяют выявить картину функционального состояния голосового аппарата.

Аудитивная оценка голоса проводится в беседах с детьми в непринужденной обстановке, во время наблюдений за ними в режимные моменты или в играх со сверстниками и, конечно, при целенаправленном обследовании. Принимая во внимание тесную связь голосовой и психической функций, следует учитывать настроение детей, знать особенности их обычного поведения. Если ребенок вял, плаксив, обследование в такой момент проводить не стоит.

Экспериментальные задания предлагаются ребенку в игровой форме, которая должна соответствовать его возрастным возможностям и интересам. Выполняя их, дети демонстрируют звучание голоса при произнесении гласных, слогов, слов, отдельных предложений, в свободном рассказе, при повторении стихотворений, во время участия в организованных инсценировках. Речевой материал для выявления состояния голоса должен содержать максимальный набор гласных, сонорных и звонких согласных звуков.

В.И. Филимонова (1990) предложила методику исследования состояния голоса дошкольников:

1. Проверка акустических характеристик голоса (высоты, окраски звука) и интонации при произнесении как изолированных гласных, согласных, так и их сочетаний.

Изолированные гласные предлагаются в следующей последовательности: [а, о, у, э, и]. Именно при такой последовательности увеличивается плотность смыкания голосовых складок (на [а] охриплость может не появиться, а на [и] – появится). Кроме того, увеличивается возвратный импеданс – соотношение надскладочного и подскладочного давления воздушной струи.

Изучение особенностей произнесения звуков происходит в условиях их многократного звучания (например, укачивания куклы «а-а-а» и т.п.), во время которого легко выявляется интонационная характеристика голоса:

[а] – проверяется при выполнении ребенком инструкции: «Как нужно укачивать куклу!». В случае если он не может самостоятельно выполнить задание, логопед показывает необходимые движения и произносит «а-а-а», затем просит ребенка повторить их;

[о] – в ответ на инструкцию: «Покажи, как стонет человек, у которого что-нибудь болит»;

[у] – при выполнении задания: «Покажи, как звучит самолет в воздухе»;

[э] – при повторении вслед за логопедом коротких слов эй, это, эхо;

[и-а] – в ответ на просьбу: «Покажи, как кричит маленький ослик».

Аналогичным способом проверяются характеристики голоса при выполнении следующих инструкций – «Покажи,

как рычит собака, если ей что-нибудь не нравится» – [р];

как звенит комар – [з];

как жужжит жук весной – [ж];

как лает собака, когда не подпускает чужих к дому – [ав];

как вздыхает старенькая бабушка – [ох];

как мычит корова – [му];

как мычит теленок, который потерял маму –(жалобно) [ме];

как пищат мышки (тихо) [пи];

как мурлычет взрослый кот – [мурр];

как мяукает маленький котенок – [мяу];

как кричит петушок –[ку-ка-ре-ку];

как тикают часики –[тик-так].

В каждом случае, когда ребенок затрудняется в выполнении задания, логопед показывает ему образец.

2. Произнесение слов, обозначающих название той или иной предметной картинки. При выборе картинок учитывается максимальный набор в их названиях гласных и сонорных: мак, малина, мыло, машина, лимон, дом, самолет, юла, лиса, мел.

3. Повторение за логопедом коротких фраз типа: Мама мыла Милу. Мила любила молоко. Нина ела малину. Мама купила лимон.

4. Произнесение тех же фраз с различной интонацией – утвердительной, вопросительной и восклицательной.

5. Произнесение тех же фраз с вопросительной интонацией с логическим ударением на разных словах. Например: Мама мыла Милу? Мама мыла Милу? Мама мыла Милу?

6. Чтение наизусть коротких стихотворений:

Мама мыла Милу мылом, Мыла Мила мишку мылом,

Мила мыло не любила. Мила мыло уронила,

Уронила Мила мыло, Уронила Мила мыло,

В мыльной пене утопила. Мишку Мила не домыла.

 

Маланья-болтунья Марину и Милу

Болтала, выбалтывала, Малина манила,

Да не выболтала. Марине и Миле

Малина мила.

Ла-ла-ла Лу-лу-лу Ул-ул-ул

Мила пол мела. Слава взял пилу. Михаил уснул.

7. Инсценирование сказок с целью проверки умения детей передавать голосовыми реакциями характер персонажей и интонационно оформлять собственную речь. Можно использовать русские народные сказки «Три медведя», «Волк и козлята», сказку В. Сутеева «Кто сказал мяу?» и др. Между детьми распределяются роли: они в соответствии с сюжетной последовательностью рассказывают сказку, при этом каждый должен имитировать голос персонажа.

Очень важные сведения о состоянии голоса ребенка и о владении им интонацией дают наблюдения за его поведением и во время собственно логопедических занятий, и в среде сверстников – в процессе игр, на прогулках, в различные режимные моменты, т. е. в любой непринужденной ситуации и в беседах на различные доступные ребенку темы.

При достаточно большом количестве известных в настоящее время инструментальных и объективных методов исследования, аудитивный метод оценки голоса по-прежнему остается главным и ведущим. Тренированное ухо специалиста способно улавливать малейшие оттенки нарушенного голоса, по которым ставится диагноз, часто более точный, чем при клиническом обследовании.

Кроме оценки собственно голоса логопед также проводит:

Изучение дыхания

- тип дыхания (ключичный, грудной, брюшной) – при наблюдении в процессе общения. Тип фонационного дыхания выявляли по преобладающим движениям различных участников грудной клетки (верхнее-, средне- или нижнереберное дыхание) во время звучания голоса. При затруднении визуального определения клали кисти рук последовательно на верхние, средние и нижние отделы грудной клетки. Также обращается внимание, в какой фазе – вдоха или выдоха – проговариваются слова, отмечалась продолжительность ротового выдоха.

- координированность вдоха и выдоха

- их характер (через нос или рот, частоту вдохов)

- распределение силы выдыхаемого воздуха во время речи

Для оценки фонационного дыхания, выносливости голоса определяется время максимальной фонации. Этот простой и легко выполнимый тест позволяет судить о состоянии голосовой щели. Известно, что продолжительность тона зависит, с одной стороны, от дыхания, а с другой – от тонуса голосовых складок. Время нормальной фонации – от 15 секунд. Уменьшение времени фонации свидетельствует о снижении тонуса голосовых складок, несформированности дыхательной опоры.

Определение времени максимальной фонации проводилось следующим образом: испытуемому предлагалось после вдоха длительно и без напряжения фонировать гласные на удобном для него уровне громкости и высоты. Измерение проводилось при помощи электронного секундомера последовательно для гласных «а», «о», «и». Результат оценивался по средним данным.

Изучение речевого слуха (Е.Л. Черкасова – электрон. хрестоматия):

1. восприятие ритмов и темпов

2. различение звукокомплексов, слогов по таким акустическим характеристикам, как громкость, высота, длительность (фонетический слух)

- хлопнуть в ладоши, услышав тихие гласные звуки, и «спрятаться», если услышишь громкие звуки,

- движения руки, соответствующие понижению или понижению голоса учителя-логопеда,

3. развитие интонационного слуха заключается в различении и воспроизведении:

- речевого темпа: выполнение быстрых и медленных движений в соответствии с меняющимся темпом произнесения слов учителем-логопедом,

- тембра речевых звучаний: определение тембра мужского, женского и детского голосов,

4. фонематический слух

Обследование строение артикуляционного аппарата и его моторик и. Описывается состояние губ, зубов, языка, твердого и мягкого неба, наличие или отсутствие напряжения, истощаемость движений, объем, изменение темпа и плавности, появление синкинезий. Для обследования двигательной функции артикуляционного аппарата используются общеизвестные логопедические пробы. На этих же заданиях проверяется умение найти предложению позу (по речевой инструкции, по подражанию, перед зеркалом) и умение удержать заданную позу. При отсутствии анатомо-физиологических нарушений отмечается, что артикуляционный аппарат в норме.

Литература

1. Гигиена голоса педагога: Метод. рек. для студентов пед. ин-тов / Сост. Ф.Г. Тагирова. Казань, 1988.

2. Дмитриев Л.Б., Л.М. Телеляева, С.Л. Таптапова, И. И. Ермакова Фониатрия и фонопедия. М., 1990.

3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. М., 2003.

4. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. М., 2007. (электр. хрестоматия)

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба позволяет добиться легких, свободных и четких движений органов артикуляции, особенно важно развитие внутриглоточной артикуляции: правильное положение мягкого неба существенно влияет на качество голоса. Цель артикуляционной гимнастики – выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования. Необходимо, с одной стороны, освободить артикуляционные мышцы отнапряженности, скованности или, наоборот, от вялости, слабости, паретичности. Каждое артикуляционное движение проводится четко, плавно и неторопливо перед зеркалом, с соблюдением определенного ритма (под счет).

Примерные артикуляционные упражнения (Е.А. Алмазова – электр. хрестоматия)

I. Движения языка: 1) высовывание языка; 2) повороты языка вправо-влево; 3) облизывание кончиком языка верхней и нижней губы; 4) укладывание языка за верхнюю и нижнюю губу; 5) щелкание языком; 6) укрепление кончика и корня языка при произнесении звуков т и к.

II. Движения губ: 1) вытягивание губ вперед трубочкой; 2) складывание губ кружочком; 3) растягивание губ в стороны (улыбка); 4) укрепление губ при произнесении звука пппп (беззвучно).

III. Движение челюстей: 1) открывание и закрывание рта; 2) опускание нижней челюсти; 3) имитация жевания (в процессе жевания происходит энергичное сокращение мускулов гортани, глотки, нёба, языка, губ).

IV. Движения мягкого нёба: 1) покашливание; 2) зевота; 3) глотание капель воды; 4) произнесение гласного звука а на твердой атаке перед зеркалом, под счет (внимание ребенка фиксируется на умении поднять и удержать в таком положении нёбную занавеску).

О.С. Орлова: особое внимание уделяется артикуляции гласных звуков по схеме: беззвучная артикуляция – шепот – озвучивание артикулемы. Задания усложняются при последовательном переключении от одного артикуляционного уклада к другому:

· Сначала попарное произнесение звуков: а – о, а – э, а – и, а – у

· Затем трезвучия: а – о – у, а – э – и, а – и – у, а – у – о

· Далее весь ряд гласных звуков: а – о – у – э – и, а – э – у – и – о…

Артикуляционные упражнения используются не только на подготовительном этапе, но и на других, в том числе – автоматизации и закрепления голосовых навыков с применением различной степени сложности стихов, пословиц, скороговорок.

Во время речи смена положений языка, губ, нёба при различных артикулемах должна проходить достаточно быстро, четко и согласованно. Эти качества определяют ясное произношение, или дикцию. Для совершенствования артикуляционно-резонаторной системы отрабатывается произнесение различных согласных звуков по схеме:

- Произнесение слоговых рядов из однотипных согласных звуков:

- Прямой открытый слог: ба – бо – бу – бэ – би

- Закрытый слог: баб – боб – буб – бэб – биб

- Слоги со стечением согласных: бра – бро – бру – брэ – бри

- Слоги со стечением согласных близких фонетических групп: млра – млро – млру…

С усложнением:

· Произнесение слогов равноударно

· С перемещением ударения на 1, 2 и т.д. слоги: МА – мо – му – мэ – ми, ма – МО – му – мэ – ми…

· С ускорением темпа

На этапе автоматизации в работу включаются простые и сложные скороговорки, стихотворения (произнесение пословиц, поговорок, скороговорок одной артикуляцией, на шепоте и громко): Мам, мам, молока бы нам.

Мед в лесу медведь нашел. – Мало меду, много пчел.

Речевой материал:

1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей /под общ. ред. Г. В. Чиркиной. М., 2005. ( электр. хрестоматия)

2. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. М., 1984.

3. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М., 1966.

Параллельно осваивается гигиенический и вибрационный самомассаж лица и шеи, который действует успокаивающе, снимает мышечную усталость, придает бодрость.

Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется гигиеническиймассаж. Производится поглаживание или разминание кончиками пальцев:

а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы,

б) от переносицы к околоушной впадине,

в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно,

г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.

Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука м (и др. соноров). Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица.

Мимическая гимнастика: вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц.

“Жевательный метод” Фрешельса (1943) – сочетание жевательных движений с одновременной подачей звука: способствует снятию излишней напряженности мускулатуры. Участвующей в голособразовании.

Постановка фонационного дыхания (электр. хрестоматия).

Диафрагмальный тип дыхания формирует дыхательную опору для голоса, создает достаточное подскладочное давление для оптимального режима работы голосовых складок, удлиняет речевой выдох. Голосоподача в последующем координируется с данным типом дыхания.

Развитие голоса включает овладение оптимальным механизмом дыхания. От этого во многом зависит красота, сила и выносливость голоса. Физиологами доказано, что наиболее продуктивный для речи и пения – костно-абдоминальный (реберно-брюшной) тип дыхания с активным участием мышц живота и диафрагмы. Это обеспечивает хороший забор воздуха и экономный плавный выдох, важный для речи и пения. Так создается дыхательная опора. Правильное использование дыхания заключается не в том, чтобы набирать большое количество воздуха и легкие, а в том, чтобы не тратить его без необходимости в процессе речи. Поэтому вдыхать воздух необходимо только тогда, когда по смыслу допускается пауза.

Овладение костно-абдоминальным типом дыхания является необходимым условием устранения ошибок фонационного дыхания и развития полноценного голоса. Воспитание дыхания происходит за счет совершенствования произвольного компонента управления дыхательными движениями. В результате систематического выполнения упражнений они становятся автоматизированными, что приводит к изменению характера и ритма дыхания. Целью упражнений являлось овладение костно-абдоминальным типом дыхания для организации во время речи спокойного и глубокого дыхания, обеспечивающего оптимальное звучание.

Для решения данной цели используются следующие комплексы:

- упражнения на восприятие дыхания;

- на тренировку носового дыхания;

- на овладение костно-абдоминальным типом дыхания и на воспитание дыхательной опоры;

- фонационные дыхательные упражнения.

Вначале выполняются статические упражнения в медленном темпе, что позволяет выработать правильные кинестезии дыхательных движений. Основная задача педагога при проведении тренировок – объяснить обучающимся, “как выполнить” и “что почувствовать”. Для правильного звучания голоса необходим длительный выдох с сохранением определенного уровня подскладкового и ротового давления и так называемая “опора дыхания”. Под опорой дыхания понимается сознательное сохранение выдыхательной установки, которая достигается правильной осанкой, напряженностью мышц брюшного пресса, ощущением свободы в области ротоглоточной полости и грудной клетки, что обеспечивает оптимальное резонирование и звучание.

Для повышения эффективности тренировки дыхания могут использоваться тренажеры "Triflo-2" и "Voldyne 5000", которые позволяют использовать биологическую обратную связь, обеспечивающую зрительный контроль. Суть биологической обратной связи (БОС) заключается в использовании различных приборов, позволяющих получить визуальную, тактильную или слуховую информацию о физиологической активности, оценить ее результат и при необходимости его скорректировать.

Для тренировки вдоха через рот и постановки нижне-реберного дыхания используется тренажер "Triflo-2". Цветные, двигающиеся шарики вызывают у детей положительные эмоции, и повышали интерес к занятиям. На начальном этапе предлагается удержать один шар у верхнего края цилиндра определенное время (1-5 с). Потом усложняют задачу, ставя цель поднять два, а затем три шара последовательно. На следующем этапе плавно поднимают и опускают шары под счет. Для подключения зрительного контроля выполняют упражнения перед зеркалом.

Аппарат " Triflo II " позволяет в более короткие сроки сформировать у детей кинестетическое ощущение дыхательных движений, дифференцировать ротовой вдох и выдох, автоматизировать ротовое и носовое дыхание, создать предпосылки удержания паузы, ритмизировать дыхательные движения. После тренировок у пациентов увеличивается глубина вдоха, координируется вдох и выдох, развивается губная мускулатура. Использование данного аппарата позволяет заинтересовать детей, вызвать у них интерес и положительную мотивацию к занятиям с логопедом.

Комплекс дыхательной гимнастики можно проводить с " ингалятором Фролова ". Тренажер дыхательный индивидуальный ТДИ-01 (ингалатор Фролова) предназначен для выполнения дыхательных упражнений с целью лечения хронических заболеваний, не поддающихся лечению химическими препаратами и другими средствами, для профилактики, повышения резервов организма и лечения стрессов. В аппарат заливается вода (до 20 мл.). Дыхание выполняется через воду с гидравлическим сопротивлением на вдохе и на выдохе. В процессе дыхательной тренировки образуется воздушная смесь с пониженным содержанием кислорода и повышенным содержанием углекислого газа. Дыхание диафрагмальное. Вдох выполняется активно 1-2 секунды, выдох - замедленный, постепенно удлиняется в зависимости от возможности организма. Тренировки дыхания выполняются ежедневно от 15 до 30 минут (по инструкции), желательно в вечернее время. При дыхании через сопротивление пациент рефлекторно регулирует свое дыхание, выдох становится длиннее вдоха, что необходимо для постановки голоса.

Применение БОС имеет психотерапевтическое значение. Тренировка могла проходить в форме игры, делая занятия эмоциональными. Приборы определяют объем воздуха, вдыхаемый пациентом во время выполнения упражнений, повышают самоконтроль, дают возможность варьировать дыхательные упражнения. Пациент мог в динамике оценить начальные возможности и результаты тренировок. Занятия с тренажером сокращают сроки коррекции дыхания до двух недель.

По овладению навыками спокойного и глубокого дыхания (ровного ритмичного) переходят (через 5 – 7 дней занятий) к его закреплению во время двигательной активности.

Динамические дыхательные упражнения направлены на координацию фонации и дыхания, движения и речи. Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, шеи. Они подготавливают обучающихся к интенсивным голосовым нагрузкам. Основная цель тренировки достигается за счет изменения темпа, частоты, характера выполнения упражнений. Для снятия напряжения следует выполнять медленные и плавные движения.

О.С. Орлова выделила факторы, влияющие на нагрузку, которые следует учитывать при проведении тренировок с целью предупреждения мышечного утомления и излишней их напряженности.

Факторы, влияющие на нагрузку Увеличение нагрузки Уменьшение нагрузки
Исходное положение Стоя. Смещение центра тяжести вверх. Лежа, сидя. Смещение центра тяжести вниз.
Число участвующих в упражнении мышечных групп Максимальное число крупных мышечных групп Ограниченное число мышечных групп
Степень и характер мышечного напряжения Оказание активного сопротивления движению, использование отягощения (гантели, эластичная резина и пр.) Исключение отягощения движений
Амплитуда движений Полная Ограниченная
Сложность упражнений Увеличение сложных упражнений Увеличение простых упражнений
Число повторений Увеличивается Уменьшается
Темп выполнения Быстрый и средний Средний и медленный
Продолжительность пауз отдыха Укороченные паузы отдыха Продолжительные паузы

Для автоматизации и закрепления правильных механизмов дыхания подбираются упражнения, приближенные к естественным условиям жизни человека: ходьба, подъем по лестнице, выполнение физических нагрузок. Т.к. дыхание подчинено одновременно и произвольному и непроизвольному воздействию, то выполнение динамических упражнений совершенствует произвольный компонен


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.343 с.