Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.

2017-11-27 839
Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На кривой безразличия зона замещения находится между точками пересечения кривой безразличия и бюджетной линией с включением отрезка b-c (рис. 15). Взаимная замена благ Х и Y имеет смысл только в пределах зоны замещения. Вне ее замена исключается.

Предельной нормой замещения благом X блага Y называют количество блага Y, которое должно быть сокращено «в обмен» на увеличение количества блага X на единицу, с тем, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался прежним:

Предельную норму замещения можно вычислить следующим образом:

Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия смещается влево вниз (см. рис. 14).

В этом случае точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями (A - B) показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода (рис. 17).

Эта линия, названная Дж. Хиксом «доход-потребление», в американской литературе получила название линией уровня жизни. Если кривая «доход-потребление» - луч, выходящий из начала координат под углом 45°, это значит, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага Х, и блага У. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой.

Кривая Энгеля показывает соотношение между денежным доходом покупателя и количеством приобретённого товара X. Она похожа на кривые спроса тем, что показывает соотношение между важным фактором, влияющим на спрос, и количеством покупаемых товаров. Кривые Энгеля также характеризуют эластичность покупок товара на изменения дохода покупателя.

 

Рис. 17. Линия «доход-потребление»

 

Кривая «цена-потребление» - кривая, связывающая все точки равновесия потребителя при изменениях в ценах.

Предположим, что наш потребитель выбрал некоторый наилучший с его точки зрения набор товаров, доступный при данном уровне дохода. Однако цены не остаются неизменны­ми. Посмотрим, что произойдет в том случае, когда цена на один из товаров снизится, а цены остальных товаров и доход потребителя останутся неизменными.

Поскольку цены остальных товаров, входящих в набор, ос­таются неизменными, они становятся дороже относительно того единственного товара, цена на который упала. Разумно предпо­ложить, что наш потребитель будет стремиться замещать от­носительно подорожавшие товары относительно подешевев­шим. Иными словами, снижение цены некоторого товара вы­зовет рост величины спроса на этот товар со стороны индиви­дуального потребителя вследствие его относительного удешев­ления. Значит, под эффектом замещения понимается та часть прироста величины спроса на подешевевший то­вар, которая образовалась вследствие замены более до­рогостоящих благ менее дорогостоящими.

Изменение величины спроса может быть связано с воздей­ствием изменения цены на величину реального дохода. Про­исходит это в случае, когда цена на один из товаров набора опять-таки снизилась. Потребитель будет по-прежнему способен приобрести товарный набор, который ему кажется наилучшим, но у него останется некоторая сумма денег. Это равносильно реальному увеличению дохода, как если бы он стал получать эту сумму дополнительно («эффект дохода»). Воз­никает вопрос, как истратит наш потребитель эту дополнитель­ную сумму? Самый общий ответ состоит в том, что он истратит ее на покупку большего количества так назы­ваемых «нормальных товаров» (т. е. товаров, спрос на которые растет при росте доходов).

Существует интересное исключение из закона спроса, свя­занное с так называемым «товаром Гиффена». Суть этого фе­номена в том, что при определенных обстоятельствах эффект дохода перевешивает эффект замещения, а следовательно (во­преки закону спроса), величина спроса растет при росте цены. Считается, что этот эффект открыл английский экономист Ро­берт Гиффен (1837—1910), наблюдая за бюджетами беднейших семей Англии и Ирландии. «Как заметил Р. Гиффен, повыше­ние цены на хлеб проделывает такую большую брешь в бюд­жете беднейших рабочих семей и настолько увеличивает пре­дельную полезность денег для них, что они вынуждены сокра­щать потребление мяса и наиболее дорогих мучных продуктов питания; поскольку хлеб продолжает оставаться самым деше­вым продуктом питания, который они в состоянии купить и станут покупать, они потребляют его при этом не меньше, а больше».

Товар Гиффена – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

Свойство товаров или услуг удовлетворять потребности лишь в комплексе друг с другом называется взаимодополняемостью благ. Взаимодополняемыми (комплементарными) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и прокатный стан, компьютер и программное обеспечение.

Взаимодополняемость может быть абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага (лыжи и крепления к ним) и относительной (чай и сахар, автомобиль и бензин).

Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если 2 продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Свойство благ удовлетворять потребности за счет друг друга называется взаимозаменяемостью благ. Взаимозаменяемыми (товарами- субститутами) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: уголь, газ и нефть; металл и пластмассы.

Взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, а может быть относительной (чай и кофе, маргарин и масло).

Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот.

Таким образом, если 2 продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.

Заключительный тестовый контроль:

1. Излишек потребителя – это сумма денег:

1. которая не нужна потребителю

2. которую государство забирает у потребителя с помощью налогов

@3. которую выигрывает потребитель из-за разницы между ценой, которую он готов уплатить, и рыночной ценой

4. которую потребитель желает отдать тем фирмам-производителям, у которых наиболее высококачественная продукция

5. отражающая стоимость рабочей силы

2. Эффект дохода имеет место в следующем случае:

1. объем покупок некоторых товаров сокращается по мере увеличения доходов людей

2. если доходы людей падают, они покупают меньше данного продукта

@3. удешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше данного товара, не сокращая объема приобретения других товаров.

4. по мере того, как доходы людей растут, они сберегают увеличивающуюся часть дохода.

5. во всех перечисленных случаях

3. Ситуация, в которой необходимо произвести выбор одной из двух взаимоисключающих возможностей:

1. оптимальное решение

2. поиск эффективности

3. определение результата

@4. альтернативный выбор

5. нет правильного ответа

4. Потребительское поведение – это:

1. совокупный спрос населения

2. удовлетворенный спрос населения

3. активное поведение потребителей на рынке

4. желание потребителей

@5. процесс формирования спроса со стороны отдельного покупателя на разные блага

5. Главным ограничением для любого потребителя является:

1. его желание

@2. размер его дохода

3. поведение производителя

4. поведение других потребителей

5. наличие и величина ресурсов

6. Полезность блага – это:

1. инструмент повышения спроса на благо

2. инструмент снижения спроса на благо

3. количество блага

@4. его способность удовлетворять какую-либо потребность, приносить человеку удовлетворение

5. стоимость блага

7. Потребительский выбор:

1. удовлетворение потребности покупателя

@2. оптимальный выбор, обеспечивающий достижение потребителем наибольшей полезности в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода)

3. сумма предельных полезностей

4. способность удовлетворять какую-либо потребность, приносить человеку удовлетворение

5. добавочная полезность, удовлетворяющая спрос

8. Под эффектом замещения понимается:

1. замена одного товара менее дорогостоящим товаром

2. изменение структуры спроса у потребителя

3. замена предельной полезности суммарной полезностью сумма предельных полезностей

@4. та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась вследствие замены более дорогостоящих благ менее дорогостоящими

5. нет правильных ответов

9. Бюджетная линия – это линия графически отображающая:

@1. наборы товаров, которые потребитель может приобрести при данном доходе и данных ценах

2. объем спроса потребителя

3. доходы потребителя

4. цены на товар

5. наборы товаров, которые потребитель может приобрести при данном доходе

10. Кривая безразличия – это:

1. кривая, отражающая все возможные комбинации наборов благ

@2. кривая, отражающая все возможные комбинации наборов благ, одинаково предпочтительные для потребителя

3. линия, графически отображающая поведение потребителя

4. правильно 1, 2

5. нет правильных ответов

11. Закон убывающей предельной полезности иллюстрирует следующий перечень значений предельной полезности:

@1. 200, 150, 100, 50

2. 200, 150, 150, 150

3. 200, 300, 400, 500

4. 200, 200, 200, 200

5. 200, 250, 270, 280

12. Вести себя рационально на рынке товаров и услуг — это:

1.выбор способа достижения наибольшей выгоды для удовлетворения потребностей индивида

2. экономические интересы людей

@3. стремление достичь максимального результата при ограниченных доходах

4. стремление максимально удовлетворить свои потребности

5. способ извлечения дохода

13. Если потребитель выбирает комбинацию товаров, представленную точкой, лежащей на плоскости, ограниченной бюджетной линией, то он:

@1. максимизирует полезность

2. желает купить больше товаров, чем позволяет ему бюджет

3. не полностью использует свой бюджет

4. находится в положении потребительского равенства

5. ни один из ответов не является верным

14. В условиях рынка потребности людей выступают:

1. в форме платежеспособного спроса

@2. в форме платежеспособного спроса – потребностей, обеспеченных денежными ресурсами

3. в виде активного поведения на рынке

4. в форме платежеспособного спроса, обеспеченного ресурсами

5. в форме дохода потребителя

15. Главной целью производства товаров и услуг является:

1. увеличение налоговых поступлений

2. обеспечение полной занятости населения

3. использование полезных ископаемых

@4. удовлетворение потребностей населения

5. достижение социальной справедливости

16. Десятая конфета не доставляет такого удовольствия, как первая. Это пример:

1. закона спроса

@2. эффекта убывания предельной полезности

3. альтернативной стоимости

4. зависимости между спросом и предложением

5. дефицита

17. Комплиментарные товары – это:

@1. взаимодополняющие товары

2. взаимозаменяемые товары

3. дифференцированные товары

4. производимые одновременно

5. нет правильного ответа

18. Товары субституты – это:

1. взаимодополняющие товары

@2. взаимозаменяемые товары

3. дифференцированные товары

4. производимые одновременно

5. нет правильного ответа

19. Снижение цены одного товара при неизменности цен остальных товаров:

1. увеличивает номинальный доход потребителя

2. увеличивает и номинальный, и реальный доход потребителя

3. никак не влияет ни на реальный, ни на номинальный доход потребителя

@4. увеличивает реальный доход потребителя при неизменном номинальном доходе

5. уменьшает реальный доход потребителя

20. Точки пересечения бюджетной линии с осями координат характеризуются тем, что:

1. находясь в них, потребитель тратит не весь свой доход

@2. находясь в них, потребитель тратит весь свой доход на один из товаров

3. находясь в них, потребитель вообще ничего не тратит

4. их положение не зависит от цен товаров

5. потребитель тратит доход на стоимость единицы товара

 

Упражнения:

1. Проверка уровня усвоения знаний основных терминов и понятий:

Каждому понятию, приведенному в группе «А», подберите соответствующее определение из группы «Б».

Группа «А» Группа «Б»
1. Постулат о рациональности а. Предположение о том, что большее количе­ство товара имеет большую полезность для потребителя.
2. Постулат о наличии потребительских предпочтений б. Множество наборов товаров, имеющих для потребителя одинаковую совокуп­ную полезность.
3. Постулат о ненасыщаемости в. Зависимость между объемом спроса на товар и уровнем дохода потребителей.
4. Совокупная полезность г. Степень удовлетворения потребностей при приобретении определенного набора товаров.
5. Предельная норма замены д. Множество наборов товаров, которые мо­жет приобрести потребитель при определен­ном уровне дохода и ценах на рынке.
6. Функция совокупной полезности е. Предположение о том, что потребитель, рас­полагая фиксированным доходом, стремится максимизировать совокупную полезность от потребления набора товаров.
7. Кривая безразличия ж. Множество наборов товаров, каждый из ко­торых является оптимальным для соответст­вующего уровня дохода потребителей.
8. Бюджетная линия з. Количество товара Х, от которого потребитель может отказаться, чтобы получить еще одну единицу товара У, оставаясь при этом на дан­ной кривой безразличия.
9. Кривая «доход- потребление» и. Предполагается, что из любых двух набо­ров товаров потребитель может выбрать товар с большей совокупной полезностью.
10. Кривая «цена- потребление» к. Функция, ставящая в соответствие каждому набору товаров определенное число, характе­ризующее совокупную полезность от его потребления.
11. Кривая Энгеля л. Множество наборов товаров, каждый из ко­торых является оптимальным для соответст­вующего значения изменяющейся цены това­ра.

3. Потребитель имеет доход в 8 у.е. Цена товара А равна 1 у.е., а цена товара В – 0,5 у.е. Выберите комбинацию товаров, находящуюся на бюджетной линии.

 

4. Первоначальное уравнение бюджетной линии pх ∙ x + pу ∙ у = i было трансформировано в результате увеличения цен блага х– в 2 раза, блага у – в 8 раз. При этом доход потребителя возрос в 4 раза. Запи­сать новое уравнение бюджетного ограничения.

 

5. Каков экономический смысл кривой безразличия? Что означает форма и положение кривой, т. е. ее отрицательный наклон и выпуклость по отношению к началу координат?

 

6. Допустим, потребитель имеет доход 200 тыс. руб. в год и весь он должен быть израсходован на покупку двух товаров:

Товара X ценой 4 тыс. руб. за единицу и товара У ценой 5 тыс. руб. за единицу.

Задание:

а) нарисовать бюджетную линию;

б) как расположится бюджетная линия, если доход потребителя возрастет до 240 тыс. руб. в год;

в) как расположится бюджетная линия при доходе 200 тыс. руб. в год, но при снижении цены товара X до 2 тыс. руб.

 

5. Бюджетная линия господина Сидорова пересекает одну из его кривых безразличия в точках с координатами:

и

 

Определите бюджет господина Сидорова, если известно, что цена блага У равна 10 д.е.

 

6. На рисунке показана одна из кривых безразличия некоторого потребителя и его бюджетная линия:

 

 

а) каков доход потребителя, если цена товара «X» 500 руб. за штуку.

б) как изменится положение бюджетной линии, если цена товара «X» составит 1000 руб. за шт.

 

 

7. Допустим, потребитель имеет доход (I) 20000 руб.

8. На рисунке показаны две бюджетные линии и соответствующие им кривые без­различия.

Задание:

а) построить функцию и линию спроса товара «X» по цене;

б) зависит ли положение данной линии спроса от цены товара «У», и дохода потребителя?

 

Темы рефератов:

1. Рациональность потребителя и свобода выбора.

2. Эффект замещения и эффект дохода.

3. Теория предельной полезности. История разработки теории, ее ключевая идея.

4. Потребительское равновесие как основа поведения рационального потребителя.

5. Бюджетная линия и кривая безразличия и их связь с уровнем жизни человека.

 

Тема 5. Производство и издержки в рыночной экономике.

Ценообразование.

Основные изучаемые вопросы:

1. Понятие издержек производства.

2. Бухгалтерские и альтернативные издержки.

3. Постоянные, переменные и валовые издержки.

4. Средние и предельные издержки.

5. Бухгалтерская, экономическая и нормальная прибыль.

6. Износ и амортизация.

7. Долгосрочные издержки и эффект масштаба производства.

8. Трансакционные издержки.

9. Три закона производительности.

10. Факторы производства и виды доходов.

11. Изокванта, изокоста.

 

Мотивационная характеристика темы:

На основании маркетинговых исследований менеджеры производственных фирм определяют условия производства то­варов (услуг), которые будут поставляться на рынок. Значи­тельное внимание при этом уделяют предстоящим затратам.

Затраты производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности, называют­ся издержками производства.

Основные категории и понятия

Понятие издержек производства. Классификация издержек по критерию отношений собственности: внешние и внутренние.

Издержки производства в краткосрочном и долговременном периодах. Классификация издержек по критерию их зависимости от объема выпуска на постоянные, переменные и общие издержки производства. Средние и предельные издержки. Графики соответствующих издержек производства. Издержки в долгосрочном периоде. Издержки производства и законы возрастающей, постоянной и убывающей производительности. Эффект масштаба производства. Предельные издержки, предельная производительность, предельный продукт. Изокванта, изокоста

Три закона производительности (отдачи): возрастающей, постоянной и убывающей.

Валовой доход и предпринимательский доход. Бухгалтерская, экономическая и нормальная прибыль. Ценообразование.

Цели.

Общая цель: изучить понятия издержек производства и ценообразования.

 

 

Конкретные цели:

Знать Уметь
1. Основные термины и понятия по теме “Производство и издержки в рыночной экономике. Ценообразование”. 1. Объяснить понятие издержек производства, их виды и ценообразование. 2. Оперировать основными терминами и понятиями по теме “Производство и издержки в рыночной экономике. Ценообразование”.

Контрольные вопросы и задания для определения исходного уровня знаний:

1. Поясните сущность понятий бухгалтерских и альтернатив­ных издержек. Какую роль каждое из них играет в деятель­ности российских предприятий?

2. Охарактеризуйте понятия постоянных, переменных и вало­вых издержек.

3. Объясните понятия износа и амортизации. Какой вид изно­са (моральный или физический) определяет современную ситуацию на отечественных предприятиях?

4. Что такое экономия и дезэкономия на масштабах производ­ства?

5. Как связана структура отрасли и характер отраслевой кри­вой долгосрочных издержек?

6. Какую роль играют естественные монополии в экономике России?

7. Что означает оптимальный размер предприятия?

8. Что такое трансакционные издержки и какова их величина?

9. Чем определяются оптимальные размеры фирмы? Где про­ходит граница ее эффективности?

 

Базовый контроль знаний:

1. Экономическая прибыль равна разности между:

1. бухгалтерской и нормальной прибылью

2. валовым доходом и общими издержками

@3. валовым доходом и внешними издержками

4. внешними и внутренними издержками

5. нет правильного ответа

2. Постоянными издержками для фирмы являются издержки, которые фиксированы относительно:

1. технологии

@2.объема выпускаемой продукции

3. времени

4. минимальной зарплаты

5. качества выпускаемой продукции

3.Изокванта – это:

1. одинаковый объем выпуска продукции при использовании разных ресурсов

@2. альтернативные способы получения одного и того же объема продукции при помощи использования разных комбинаций ресурсов

3. комбинация равных издержек

4. равенства спроса и предложения

5. устойчивое равновесие производителя

4. Неявные (внутренние) издержки – это:

@1. издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю

2. заработная плата рабочих

3. затраты на комплектующие

4. правильно 1 и 2

5. нет правильного ответа

5. К переменным издержкам в краткосрочном периоде можно отнести:

1. страховые взносы фирмы

@2. расходы на приобретение сырья

3. процент на взятый фирмой кредит

4. амортизационные отчисления

5. все ответы верны

6. Изокоста - это линия, которая указывает:

@1. множество всех комбинаций факторов производства, которые могли бы быть приобрете­ны предприятием при определенной сумме расходов

2. множество комбинаций цен на ресурсы

3. множество всех комбинаций ресурсов, которые могут быть использованы в производстве одного продукта

4. множество всех комбинаций ресурсов, которые могут быть использованы в производстве двух и более продуктов

5. нет правильного ответа

7. Если общество стремится минимизировать издержки и максимизировать отдачу от ограниченных производственных ресурсов, то экономической целью является:

1. достижение полной занятости

2. поддержание экономического роста

3. экономическая безопасность

@4. экономическая эффективность

5. снижение уровня инфляции

8. Неявные затраты – это:

1. затраты, изменяющиеся с изменением объема производства

@2. стоимость затраченных ресурсов, являющихся собственностью фирмы

3. бухгалтерские затраты

4. затраты, не изменяющиеся с изменением объема производства

5. стоимость приобретенных ресурсов

9. В долгосрочном периоде:

1. переменные издержки растут быстрее, чем постоянные

2. все издержки являются постоянными.

3. все издержки выступают как неявные

4. постоянные издержки растут быстрее, чем переменные

@5. все издержки являются переменными

10. Производственная функция показывает:

1. максимальное количество продукта, которое можно получить, используя различные сочетания ресурсов

2. наиболее выгодный для фирмы выпуск приданных ценах на ресурсы

3. какие затраты нужно осуществить на тот или иной объем выпуска

@4. минимальное количество продукции, которое можно получить, используя данное сочетание ресурсов

5. максимальное количество продукта, которое можно получить при максимальном количестве ресурсов

 

Упражнение 1.

Заполните таблицу, внося недостающие цифры (ТР- общий продукт, МР- предельный продукт, АР – средний продукт).


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.