Субъекты рынка, рыночный механизм и функции рынка — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Субъекты рынка, рыночный механизм и функции рынка

2017-11-27 243
Субъекты рынка, рыночный механизм и функции рынка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В любой форме организации хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений.

Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домохозяйства, фирмы, государство.

Домохозяйство (домашнее хозяйство) имеет следующие признаки:

1) это экономическая единица, объединяющая лиц, живущих под одной крышей и принимающих (или вынужденных принимать) общие финансовые решения;

2) это основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики;

3) это собственники и поставщики экономических ресурсов (труд, земля, капитал), самостоятельно принимающие решения об их продаже;

4) полученные от продажи экономических ресурсов деньги расходуются на удовлетворение личных потребностей.

Целью домашнего хозяйства как потребителя является максимизация полезности от потребления приобретаемых товаров и услуг.

Фирма (предприятие) имеет следующие признаки:

1) это экономическая единица, покупающая экономические ресурсы для производства товаров и услуг;

2) это основная структурная единица, функционирующая в сфере производства товаров и услуг и обеспечивающая их поступление на рынки потребительских благ;

3) фирма является полновластным пользователем купленных экономических ресурсов (факторов производства);

4) при создании фирмы предполагается вложение собственного или заемного капитала, а доход от его использования расходуется на расширение производственной деятельности.

Целью фирмы является максимизация прибыли от продажи произведенных товаров и услуг на рынках потребительских благ.

Государство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые осуществляют функции государственного регулирования экономики, социальной политики и внешнеэкономической деятельности.

Целью государства является максимизация общественного благосостояния.

Принципиальная схема взаимодействия субъектов рынка в смешанной экономике представлена на рис. 4.

 

Рис. 4. Схема взаимодействия субъектов рынка

(потоки ресурсов, расходов и доходов)

 

Между двумя секторами экономики (сектором производства и сектором потребления), которые представлены на схеме фирмами и домохозяйствами соответственно, совершаются обменные операции на рынках экономических ресурсов и рынках товаров. Результатом взаимодействия являются два замкнутых потока – поток ресурсов и товаров (внутренний поток) и встречный ему поток денег в виде расходов и доходов (внешний поток).

Домашние хозяйства, предлагая на рынке ресурсов имеющиеся у них в собственности экономические ресурсы, получают взамен факторные доходы – заработную плату, процент, ренту (арендную плату), прибыль. Полученные факторные доходы направляются на потребительские расходы (покупку товаров и услуг на рынках товаров).

Фирмы (предприятия) на рынках ресурсов осуществляют расходы на покупки необходимых для производства товаров экономических ресурсов, после этого производят товары и услуги и поставляют их на рынки товаров. Деньги, полученные от продажи товаров, становятся выручкой предприятий, то есть доходом.

Взаимосвязь государства с домохозяйствами и фирмами осуществляется через рынки ресурсов и рынки товаров. На рынках ресурсов государство берет главным образом рабочую силу, обеспечивая обратное движение в виде расходов на заработную плату. На рынках товаров государство приобретает в основном инвестиционные товары и вооружение, то есть осуществляет государственные расходы.

Государство в лице различных организаций взаимодействует с домохозяйствами через налоги, которые оно получает с индивидуальных доходов граждан, со своей стороны обеспечивая им социальную защиту в виде пенсий, пособий, стипендий и т.д. Фирмы уплачивают государству налоги, получая взамен дотации, инвестирование различных проектов и кредиты, выделяемые государственной финансовой системой.

Таким образом, субъекты экономики образуют экономическую систему, если они связаны между собой хозяйственными отношениями, экономически зависят друг от друга и взаимодействуют друг с другом.

Суть воспроизводства заключается в том, что и предприятия, и домохозяйства постоянное получают из кругооборота как материальные средства для своего существования и развития, так и деньги, необходимые для их приобретения на рынке.

Следует выделить наиболее важные стороны этого процесса:

1. Потоки денег и экономических благ в ходе кругооборота всегда должны быть равны по величине (сбалансированы) и противоположны по направлению (каждый субъект экономики уплачивает за экономическое благо сумму, равную его рыночной цене).

2. Расходы одного субъекта экономики (например, домохозяйства) являются доходами другого субъекта экономики (например, предприятия). Следовательно, бюджеты субъектов экономики взаимосвязаны, а сама макроэкономика как система носит замкнутый характер. В связи с этим народнохозяйственный кругооборот определяют и как совокупность бюджетов экономических субъектов в их взаимосвязи.

Из замкнутости макроэкономики как системы следует так называемая аксиома кругооборота. Она заключается в том, что величина обращающихся в народном хозяйстве потоков экономических благ неизменна на всех этапах своего движения. Данное заключение касается сферы производства, распределения и потребления, частично обмена.

В соответствии с макроэкономической теорией Д. Кейнса, моделью народнохозяйственного кругооборота выделяется четыре вида рынков:

Рынок благ – объединяет все товары и услуги. Продавцом выступает предприятие, покупателям – домохозяйство.

Рынок денег – продавцом выступает государство, покупателем – предприятие, домохозяйство и государство.

Рынок труда – продавцом выступают домохозяйства, покупателем – предприятия и государство.

Рынок ценных бумаг – продавцом выступают государство, предприятия, покупателем – государство, предприятия и домохозяйства.

Объединить указанные рынки в макрорынок можно с помощью пяти обязательных макроэкономических связей:

1. Предприятия и домохозяйства выплачивают государству налоги.

2. Государство осуществляет дотации предприятиям и трансферты домохозяйствам.

3. Предприятия часть прибыли превращают в инвестиции (будущее предложение), а домохозяйства – в сбережения (будущий спрос).

4. Государство часть бюджета направляет на финансирование общественного (нерыночного) сектора.

5. Государство находится в кредитных отношениях с “заграницей”.

Рассмотрим закрытую модель кругооборота с участием государства (рис. 2).

 

Рис. 5. Закрытая модель кругооборота с участием государства

 

Государственное вмешательство в экономику имеет место в трех случаях:

· сбор налогов и осуществление социальных выплат-трансфертов (T);

· закупки на рынке благ (G);

· регулирование количества денег в обращении.

Разница между чистыми налогами и государственными расходами представляет сбережения государства:

- сбережения государства;

T – налоги;

G – закупки на рынке благ.

Если сбережения () отрицательные, то возникает государственный долг (дефицит государственного бюджета), который покрывается путем государственных займов на денежном рынке (займ у Центрального банка) или рынке ценных бумаг (государственные облигации).

В закрытой модели кругооборота уравнение макроэкономических субъектов можно представить следующим образом:

1. Домохозяйства -

2. Фирмы -

3. Государство -

Условия равновесия:

Y – национальный доход;

C – расходы на потребление (развитие);

S – сбережения домохозяйств (разница между доходами и потребительскими расходами);

I – расходы на инвестиции.

 

Рыночный механизм включает в себя три основных элемента: 1) цены потребительских благ и экономических ресурсов; 2) спрос на товар и его предложение; 3) конкуренцию.

Установление цен на экономические ресурсы служит ориентиром для производителя товара при определении объемов производства и выбора технологии. Цены на произведенные товары и услуги предопределяют то, кем при данном уровне доходов будет потреблен произведенный продукт.

Спрос на товар – это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая тем количеством товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах.

Предложение товара – это количество товаров, имеющееся в продаже по данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия, при которой обеспечивается равновесие производства и потребления.

Конкуренция в рыночных отношениях существует как между производителями товара за наиболее выгодные условия производства и сбыта продуктов, так и между покупателями товара за возможность приобрести необходимый товар (особенно в условиях дефицита). Характер конкуренции может быть различным, это существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Рынок осуществляет следующие важнейшие функции:

1) ценообразующая или функция саморегулирования товарного производства. Постоянные колебания цен вокруг цены равновесия под воздействием изменений спроса и предложения указывают на рост или снижение спроса на товар, это побуждает производителя увеличивать или уменьшать объемы выпуска товаров;

2) регулирующую. Рынок устанавливает основные пропорции в хозяйстве на микро-и макроуровне за счет расширения или сужения спроса и предложения. С помощью регулирующей функции происходит распределение экономических ресурсов по отраслям производства. В тех отраслях, где наблюдается повышение цен, происходит оживление производства, поскольку сюда стремятся владельцы факторов производства, затем, когда произойдет превышение предложения товара над спросом на них, начнется обратный процесс – начнут снижаться рыночные цены и произойдет отток экономических ресурсов;

3) стимулирующую. Побуждает производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению более высокой прибыли за счет снижения издержек и внедрения нововведений.Если отдельный товаропроизводитель будет использовать достижения научно-технического прогресса, совершенствовать технологию, экономить ресурсы, то это позволит уменьшить затраты на производство товара и получить дополнительную прибыль;

4) дифференцирующую. Те фирмы, чьи издержки на производство товара ниже установившейся рыночной цены, получают доходы и становятся богаче, упрочивая тем самым свое положение в данном сегменте рынка. Те фирмы, которые терпят убытки, становятся банкротами и вынуждены уйти с рынка данного товара. Расслоение (дифференциация) доходов участников рыночных отношений является объективным результатом действия механизма цен;

5) санирующую. Рыночный механизм является жесткой системой и с помощью конкуренции очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, оставляя наиболее предприимчивых и эффективных. В связи с этим непрерывно повышается средний уровень устойчивости экономики страны;

6) посредническую. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика товара. В то же время продавцу товара предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя;

7) информационную. Через постоянно меняющиеся цены и процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Модели рыночной экономики.

Американская - «либеральная модель капитализма»:

· малый удельный вес государственной собственности и минимальная регулирующая роль государства;

· всемирное поощрение предпринимательства (80 % новых рабочих мест создается за счет малого предпринимательства);

· резкая дифференциация на богатых и бедных;

· приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

Японская модель:

· высокий уровень государственного воздействия на основные направления экономики;

· составления планов развития экономики;

· незначительное различие в уровне заработной платы между главной фирмы и служащим.

· социальная направленность модели.

Немецкая модель:

· высокий уровень государственного воздействия на экономику;

· прогнозирование основных макроэкономических показателей;

· различие в уровне заработной платы (23-кратное) между главной фирмы и служащим.

Шведская модель:

· социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения;

· государство активно вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены;

· высокий удельный вес государственного сектора.

Южнокорейская модель:

· широко используется планирование экономического развития (с 1962 г. разрабатываются 5-летние планы);

· длительное время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой сфере;

· регулирование внешнеэкономической сферы направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта.

Все рынки связаны между собой. Изменения условий продаж-покупок на одном рынке отзываются эхом на всех других рынках.

В конкурентной борьбе побеждает тот, кто:

- более информирован;

- способен предвидеть развитие событий на рынке;

- умеет строить свою коммерческую стратегию.

Сегмент рынка – это часть рынка, группа потребителей продуктов, услуг, предприятий, имеющих общие признаки.

Сегментация рынка – это разделение потребителей товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования (географические, демографические, психографические сегменты).

Заключительный тестовый контроль:

1. Взаимодействие продавцов и покупателей в экономических системах, основанных на рыночных принципах происходит на:

@1. рынках факторов производства и на рынках товаров и услуг

2. рынках производителей товаров и услуг

3. основе обоюдного согласия продавца и покупателя

4. на основе желания иметь товары и услуги

5. нет правильных ответов

2. В узком смысле рынок – это:

1. место торговли

2. место встречи субъектов экономических отношений

3. оптимальный механизм согласования и регулирования действий участников производства

@4. отношения купли-продажи, различающиеся по ряду признаков и возникающие в рамках данной экономической системы

5. возможность повысить доходы участников экономических отношений

3. Если предприятие на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта благодаря его новизне, то это:

1. монополистическая конкуренция

2.олигополия

3. закрытая монополия

@4. открытая монополия

5. чистая конкуренция

4. В условиях чистой монополии предприятие:

1. соглашается с рыночной ценой равновесия

2. частично контролирует цены

3. проводит политику лидерства в ценах

@4. полностью контролирует цены

5. контролирует цены по основным видам товаров

5. Примером естественной монополии является:

@1. нефтедобывающее предприятие

2. частный медицинский диагностический центр

3. метрополитен

4. сеть магазинов

5. сеть рынков сельхозпродукции

6. Фирме-монополисту присуще:

@1. фирма выпускает товар, не имеющий заменителей

2. фирма выпускает товар, имеющий заменителей

3. фирма сама устанавливает цену на продаваемый товар

4. выпуск товара фирмой-монополистом равен объему выпуска всей отрасли

5. все ответы верны

7. Об отсутствии конкуренции в отрасли свидетельствует:

1. уровень прибыли ниже нормального для данной экономики

@2. невозможность другим фирмам «войти» в данную отрасль

3. более низкий отраслевой уровень оплаты труда, чем в среднем по стране

4. неспособность фирм данной отрасли к расширению производства

5. отсутствие мотивов к снижению издержек

8. Ситуация на рынке, когда существуют лишь два производителя данного товара:

1. монопсония

@2. дуополия

3. автономия

4. дуопсония

5. монополия

9. Рынок, на котором выступает один покупатель товара и много продавцов:

1. олигопсония

2. монополия

@3. монопсония

4. олигополия

5. монополия

10. Характерной чертой монополии в отличие от конкурентной фирмы является стремление:

1. максимизировать прибыль

2. увеличить количество производимой продукции и повышать на нее цену

@3. снижать объем производимой продукции и повышать на нее цену

4. наиболее полно удовлетворить потребности покупателей в данном виде продукции

5. снижать издержки

11. Монополистическая конкуренция — это рыночная структура, при которой:

1. много фирм, каждой из которых принадлежит незначительная доля рынка

2. несколько фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка

3. единственный продавец определенных товаров и услуг

@4. фирмы продают дифференцированный продукт и обладают огра­ниченным контролем над ценой

5. фирмы вступают в сговор с целью повышения цены на выпуска­емую продукцию

12. Наиболее эффективное распределение ресурсов потенциально способна обеспечивать:

1. монополия

2. монополистическая конкуренция

@3. совершенная конкуренция

4. олигополия

5. несовершенная конкуренция

13. Картель – это:

1. разновидность монополии, когда каждой из фирм принадлежит незначительная доля рынка

@2. разновидность олигополии, когда имеет место сговор форм, ориентирующихся на долгосрочное монополистическое равновесие

3. когда фирмы продают дифференцированный продукт и обладают огра­ниченным контролем над ценой

4. когда формируется рынок совершенной конкуренции

5. когда фирма выпускает товар, имеющий заменители

14. Неценовая конкуренции основана на:

@1. потребительских свойствах товаров

2. дифференциации товаров

3. стимулировании спроса за счет снижения цены товара

4. стимулировании предложения

5. все ответы правильные

15. Ценовая конкуренции основана на:

1. потребительских свойствах товаров

2. дифференциации товаров

@3. стимулировании спроса за счет снижения цены товара

4. стимулировании предложения

5. все ответы правильные

16. Признаки несовершенной конкуренции:

1. значительная доля рынка сосредоточена у отдельных производителей

2. наличие барьеров проникновения

3. неоднородность продуктов

4. несовершенство рыночной информации

@5. все ответы правильные

17. Движущей силой рыночной экономики является:

1. доходы граждан

2. численность населения

3. факторы производства

@4. потребности населения

5. технологии

18. Товар – это:

1. вещь, обладающая потребительской стоимостью

@2. вещь, обмениваемая на другую вещь или деньги

3. вещь, являющаяся продуктом человеческого труда

4. благо, не являющееся продуктом труда, но полезное человеку

5. нет правильных ответов

19. Конкуренция – это:

1. движущая сила рынка

2. борьба производителей за получение наивысшей прибыли

3. борьба потребителей за право покупать товары по более низкой цене

@4. правильно 1, 2 и 3

5. нет правильных ответов

20. Распространение сведений, порочащих товары конкурента, это элемент:

1. свободной конкуренции

2. несовершенной конкуренции

@3. недобросовестной конкуренции

4. неценовой конкуренции

5. все ответы верны

 

Упражнения:

1. Сотруднику фирмы предстоит деловая поездка в соседний город. До места назначения можно добраться двумя способами - самолетом либо поездом. Стоимость билета: на самолете  100 у.е., на поезд  - 30 у.е. Время нахождения в пути: на самолете  2 ч, на - поезде  15 ч.

Какой вид транспорта предпочтет использовать руководство фирмы для своего сотрудника, если его средняя доходность оценивается в 5 у.е. в час? (Поездка осуществляется в рабочее время, и возможность полноценной работы в пути исключена.)

Каково соотношение альтернативных стоимостей поездки на самолете и поезде?

а) 0,42;

б) 1;

в) 0,8;

г) 2.

 

2. Студент учится в университете, получая стипендию 600 руб., но мог бы работать торговым представителем и получать зарплату 10 тыс. руб. Какова величина упущенной выгоды?:

а) 10000 руб.;

б) 600 руб.;

в) 9400 руб.;

г) 10600 руб.

 

Темы рефератов:

1. Становление и функционирование рыночного механизма в экономике России.

2. Роль и значение конкуренции для развития экономики России.

3. Особенности монополизма в экономике России.

4. Антимонопольное регулирование в экономике России.

5. Здравоохранение России на пути к рынку медицинских услуг.

6. Исторический процесс формирования и развития рынка.

7. Модели рыночной экономики: американская, японская, немецкая, шведская и пр.

8. Социально-ориентированная модель рыночных связей и отношений.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.145 с.