Сущность процесса обуч.. Единство образоват-ой, воспит-ой и развивающей ф-ий обуч.. Логика учебного процесса. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Сущность процесса обуч.. Единство образоват-ой, воспит-ой и развивающей ф-ий обуч.. Логика учебного процесса.

2017-11-27 135
Сущность процесса обуч.. Единство образоват-ой, воспит-ой и развивающей ф-ий обуч.. Логика учебного процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обучение — самый важный и надежный способ получения систематического образования.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в созна­нии ребенка реальной действи­тельности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляю­щая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьни­ками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельнос­ти. Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познава­тельной деятельности школьников. Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механиче­ской "передаче" знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащиеся): преподавание и учение. Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педаго­гического процесса.

Единство ф-ий. Образовательная функция связана с расширением объема, развивающая — со структурным усложнением, а воспитательная — с формированием отношений. Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике.

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, за­кономерности, теории, обобщенную картину мира. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и про­лагало путь к освоению последующего. Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном опе­рировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как спе­циальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков. Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т.е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в ре­зультате упражнений, которые варьируют условия учебной дея­тельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и мето­дов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не все­гда в нужном направлении, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно по­нятых задач воспитания на том или ином этапе развития обще­ства. Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функ­ции обучения является формирование мотивов учебной деятель­ности, изначально определяющих ее успешность. Развивающая функция. Так же как воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно постав­ленное обучение всегда разви­вает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербаль­ных процессов нагляднее других выражает общее развитие уче­ника. развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.

Логика учебного процесса. В традиционной практике обучения утвердилась и стала фак­тически универсальной логика обучения от восприятия конкрет­ных предметов и явлений к образованию представлений и от обобщения конкретных представлений к понятиям. Эта логика, закономерная для обучения в начальных классах, используется и при организации обучения подростков и старших школьников. Между тем и в теории и на практике убедительно доказана не­обходимость применять в обучении как индуктивно-аналитиче­скую, так и дедуктивно-синтетическую логику учебного процес­са в их тесном взаимодействии. Суть этого решения заключается в том, что почти одновременно с восприятием конкретных пред­метов и явлений вводятся те научные понятия и принципы, бла­годаря которым становится более глубоким и содержательным восприятие конкретного материала. Это не противоречит прин­ципиальной схеме познания: от живого созерцания к абстракт­ному мышлению и от него к практике, которая определяет струк­туру процесса усвоения знаний.

Чувственное познание ("живое созерцание"). В основе чувст­венного познания лежат первичные познавательные процессы: ощущение и восприятие.

Восприятие — процесс отражения в сознании человека пред­метов или явлений при их непосредственном воздействии на ор­ганы чувств. В отличие от ощущений, в которых отражаются лишь отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. На восприятие информации в процессе обучения оказывают влияние многие факторы, в частности частота передачи инфор­мации, скорость (темп), психическое состояние обучаемого, день недели, часы занятий и др. Содержание восприятия зависит и от поставленной перед учеником задачи, от мотивов его деятельно­сти и установок, а также эмоций, которые могут изменять содер­жание восприятия.

Для управления процессом восприятия существенным является факт его зависимости от особенностей личности ученика, его интересов, мировоззрения, убеждений и направленности в целом. Зависимость восприятия от прошлого опыта и содержания всей психической жизни человека, от особенностей его личности на­зывается апперцепцией. Абстрактное мышление (понимание, осмысление, обобщение). Восприятие теснейшим образом связано с мышлением, с пони­манием сущности воспринимаемых предметов и явлений. Понимание сообщаемой информации осуществляется через ус­тановление первичных, в значительной мере обобщенных связей и отношений между предметами, явлениями и процессами, вы­явление их состава, назначения, причин и источников функцио­нирования. В основе понимания лежит установление связей ме­жду новым материалом и ранее изученным. Осмысление изучаемой информации требует задействования общеучебных умений и навыков, опирающихся на такие приемы умственной деятельности, в основе которых лежат сложные мыс­лительные операции: анализ и синтез, сравнение и сопоставле­ние, классификация и систематизация и др. Осмысление учебного материала сопровождается формированием у учащихся опреде­ленных отношений к нему, понимания его социального, в том числе практического, значения и личностной значимости. Обобщение характеризуется выделением и систематизацией об­щих существенных признаков предметов и явлений. Оперирование научными понятиями на этапе обобщения знаний приводит к установлению связей между ними, к форми­рованию суждений. А сопоставление суждений приводит к умо­заключениям, к самостоятельным выводам и доказательствам. Обобщение завершает (в основном) обучение. Применение знаний (практика). Закрепление предпола­гает повторное осмысление и неоднократное воспроизведение изучаемого с целью введения нового материала в структуру лич­ного опыта ученика. Оно естественно требует задействования механизмов памяти. Эффективность закрепления, т.е. ценность, прочность и действенность знаний, проверяется практикой. Применение знаний может осуществляться в различных фор­мах и видах деятельности в зависимости от специфики содержа­ния изучаемого материала. Это могут быть упражнения в учеб­ных целях, выполнение лабораторных работ, исследовательских заданий, работа на пришкольном участке, в цехе на производст­ве и т.п.

 

13. Дидактические законы, закономерности и принципы обучения. Классификация принципов обучения

Общие закономерности:

1. Закономерность цели обучения зависит от уровня и темпов развития общества; потребностей и возможностей общества; уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

2.Закономерность содержания обучения зависит от общественных потребностей, целей обучения, темпов социального и научно-технического прогресса, возрастных возможностей школьников, уровня развития теории и практики обучения, материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

3. Закономерность качества обучения зависит от продуктивности предыдущего этапа и достигнутых входе него результатов

4. Закономерности методов обучения зависят от знаний и навыков в применении методов; цели обучения; содержания обучения; возраста учащихся; обучаемости учащихся; материально-технического обеспечения; организации учебного процесса.

5.Закономерность управления обучением зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения; обоснованности корректирующих воздействий.

6.Закономерность стимулирования обучения зависит от внутренних и внешних мотивов обучения.

Конкретные закономерности обучения:

1) дидактические — результаты прямо пропорциональны продолжительности обучения и находятся 1 прямой зависимости от осознания целей обучения (продуктивность усвоения обратно пропорциональна количеству материала и сложности);

2) гносеологические — продуктивность прямо пропорциональна объему учебной деятельности, практическому применению,
умению учиться, умственное развитие прямо пропорциональному усвоению объема

взаимосвязанных знаний, опыта. Результаты обучения зависят от умения включать изучаемый предмет в связи с ранее осознанным и от регулярности и систематического выполнения домашних заданий;

3) психологические — продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу, учебным возможностям, количеству
тренировок, упражнений, интенсивности тренировки. Результативность деятельности зависит от уровня сформированности
навыков и умений.

Количество повторений оказывает сильное влияние на продуктивность обучения, процент сохранения заученного материала обратно пропорционален объему;

4) кибернетические — эффективность обратно пропорциональна частоте; качество знаний зависит от эффективности контроля. Качество обучения прямо пропорционально качеству управления процессом обучения. Эффективность управления прямо пропорциональна количеству и качеству управляющей информации;

5) социологические — развитие индивида обусловлено развитием других индивидов, с которыми он находится в общении; продуктивность обучения зависит от интенсивности познавательных контактов; эффективность образования зависит от уровня интеллектуальной среды, интенсивности взаимообучения, она повышается в условиях познавательной направленности, вызванной соревнованиями;

6) организационные — эффективность зависит от организации учебного процесса, потребности учиться, формирования познавательных интересов; результаты обратно пропорциональны отношению учащегося к учебной трудоспособности учащегося и учителя.

Законы: •

• результативности

• ассимиляции

• интенсивности

• тренировки

• взаимосвязанности

Принципы обучения — это основные положения, на которые нужно опираться при преподавании основ науки. Основной источник, приведший к формулированию принципов, — практика обучения, опыт и находки учителей, которые затем стали распространяться, осмысливаться, обобщаться. Основные принципыобучения — это:

1)наглядность обучения;

2)сознательность и активность учащихся в обучении; 3)научность обучения;

4)учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

5)прочность усвоения знаний, связь теории с практикой. Наглядность, как и созерцание, понимается широко и предполагает вовлечение в познание всех (или разных) органов чувств. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении — это целенаправленное активное восприятие изучаемых явлений, их осмысление, творческая переработка и применение. Сознательность усвоения является важнейшим условием
запоминания. Сущность принципа посильности и доступности обучения — изучаемый материал по уровню трудности был
доступен, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения. Это необходимо, так как обучение учитывает уровень
развития учащихся и одновременно содействует его повышению («развивающее обучение»). Принцип научности — опора на
науку как источник системы фактов, понятий и закономерностей, изучаемых в школе по соответствующим предметам. Принцип
учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся во многом обусловливает действенность и результативность всех
остальных. Основная цель: обучая всех, нужно научить каждого. Принципсистематичности и последовательности: необходимо
идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, от общего к частному. Материал считается усвоенным, если у человека об-
разовалась система ассоциаций, связей между новым и старым. Мозг работает эффективнее, если получает нагрузку небольшими
порциями, но систематически и регулярно. Принцип прочности усвоения знаний — это такое усвоение знаний, когда они ста-
новятся достоянием учащихся, т.е. учащиеся всегда могут пользоваться ими как в учебных, так и в практических целях. Для
реализации принципа прочности j>co6oe значение имеет отделение главного от второстепенного, от деталей.

 

 

14. Сущность содержания образования:

Содержание образовании — это система научных знаний и практических умений, которыми необходимо овладеть обучающимися и которые способствуют развитию их умственных и творческих способностей.

Исходя из рассмотренных факторов в педагогике разработана система научных требований к определению и совершенствованию содержания школьного образования. Согласно этим требованиям, по И. В. Харламову, содержание образования должно:

- на всех этапах способствовать формированию всесторонне и гармонично развитой личности;

- строиться на научной основе, раскрывать сущность общественной жизни, способствовать формированию гражданской позиции;

- соответствовать логике и системе, свойственной той или иной науке;

- строиться на взаимосвязи между отдельными предметами; находить отражение связь теории с практикой;

- соответствовать возрастным возможностям учащихся;

- общее образование в школе сочетаться с техническим и трудовым обучением, способствовать профессиональной ориентации. 2. Принципы и критерии отбора базового содержания образования.

Содержание обучения в средней общеобразовательной школе определяется государственной стратегией развития
образования. При этом прослеживаются два аспекта: национальный и общечеловеческий. Общими критериями, ~~

Гуманизация содержания образования — многомерное направление, предполагающее оптимальное соотношение естественных и гуманитарных дисциплин, наполнение точных наук «очеловеченными» знаниями. Это развитие об­разовательных систем с учетом признания одной из приоритетных ценностей — личности педагога и учащихся, гармонизация их интересов, взаимоотношений и условий для их развития и саморазвития.

Традиционная система образования: знание — центристская система Такое обучение плохо учитывает механизмы саморазвития личности, развития его познавательной активности.

Гуманизация требует развитие идей сотрудничества и сотворчества; предполагает дифференциацию и индивидуализацию обучения, эстетическое развитие личности, формирует оптимистический взгляд на проблемы жизни человека, сохраняя свою самоценность и самобытность.

В базовом образовании системообразующая роль принадлежит гуманитарному и естественно-математическому образованию.

Содержание образования конкретизируется с помощью учебных планов и программ. Учебный план -это нормативный документ, включающий: структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул; перечень изучаемых предметов; распределение перечня предметов по годам обучения; деление предметов на обязательные и факультативные; недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.

Виды учебных планов:

- базисный;

- типовой;

- учебный план школы.

 

Базисный учебный план - это часть государственного образовательного стандарта. Он предусматривает следующие пункты: продолжительность обучения; перечень предметов; недельную нагрузку; максимальную обязательную нагрузку; нагрузку учителя; вариативный компонент, учитывающий национальные и региональные особенности школы.

Типовой учебный план создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.

Учебный план школы составляется на основе базисного и типового планов и содержит: перечень обязательных предметов; обязательные предметы по выбору; факультативные предметы; распределение предметов по годам обучения; недельное и годовое количество времени, отводимое на прохождение каждого предмета.

Учебный план — уровню теоретических представлений;

Учебная программа — уровню учебного предмета; учебная литература — уровню учебного материала. Учебные планы — нормативные документы, направляющие деятельность школы.

Учебный план общеобразовательной школы — это документ, содержащий перечень изучаемых в нем предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет.

В практике современной общеобразовательной школы реализуются Базисный учебный план РФ, примерные типовые федеральные и региональные учебные планы и учебный план конкретной школы.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта. Утверждается Государственной Думой РФ

Примерный федеральный учебный план утверждается Министерством общего и профессионального образования, Представляет государственную норму общего среднего

образования, которое устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся

Региональный базисный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе государственного базисного учебного плана. Носит рекомендательный характер и утверждается Министерством общего и профессионального образования.

Учебный план общеобразовательной школы — это документ, содержащий перечень изучаемых в нем предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет.

В практике современной общеобразовательной школы реализуются Базисный учебный план РФ, примерные типовые федеральные и региональные учебные планы и учебный план конкретной школы.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта. Утверждается Государственной Думой РФ

Примерный федеральный учебный план утверждается Министерством общего и профессионального образования. Представ­ляет государственную норму общего среднего образования, которое устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся Региональный базисный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе государственного базисного учебного плана. Носит рекомендательный характер и утверждается Министерством общего и

профессионального образования. Учебный план школы разрабатывается на основе Государственного базисного и регионального учебных планов на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы. В настоящее время в российских школах используются два вида учебных программ: типовые и рабочие школьные программы.

Типовые программы определяют базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных идей, общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения, специфических для конкретного учебного предмета. Утверждаются Министерством общего и профессионального образования РФ и носят рекомендательный характер. Служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ.

Учебная программа состоит из объяснительной записки (определяет целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета); содержания образования (учебного материала, требований к знаниям, умениям, навыкам); методических указаний.

4. Государственный стандарт общего образования (учебный план, учебные программы, учебники, учебно — методическая литература и др.

Стандартизация образования вызвана необходимостью создания единого образовательного пространства в стране, что позволит обеспе­чить единый уровень общего образования для всех детей, обучающихся в различных типах общеобразовательных учреждений (как государственных, муниципальных, так и негосударственных, частных). Стандартизация обеспечит вхождение России в систему мировой культуры, что требует при формировании общего образования учета достижений международной образовательной практики.

Таким образом, образовательный стандарт — это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, средства обучения и контроля.

Образовательные стандарты получили конституционное закрепление (ст. 43). Закон РФ об образовании выделяет: федеральный, национально-региональный и местный школьный стандарты (ст. 7). Государственные образовательные стандарты обновляются, разрабатываются раз в 10 лет, утверждаются в установленном порядке Правительством. В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки; требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания; максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения. Стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает владение базовыми понятиями (умение узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знания; давать им определения; раскрывать их содержание, объем; устанавливать межпонятийные связи с выше-, ниже-, рядом стоящими понятиями; давать практическую интерпретацию по­нятия); знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ наук, истории, методологии, проблем и прогнозов; умение применять научные знания на практике при решении познавательных и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации; наличие собственных суждений в области теории и практики данной образовательной области; знание основные проблемы (социальные, политические, экономические, экологические, нравственные, производственные, национальные, международные, культурные, семейные и др.), общества (России) и понимания своей роли в их решении, владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности. Введение государственного стандарта гарантирует достижение каждого уровня базовой подготовки.

 

16. Понятие «средства обучения». Классификация средств обучения.

Средства обучения — это совокупность предметов, которые заключают в себе учебную информацию и предназначены для формирования у учащихся знаний, умений и навыков, управления их познавательной и 1ктической деятельностью, гармоничного развития.

В правильно организованном учебном процессе педагог должен предоставить учащимся возможность чувственного восприятия чаемых явлений и объектов, которые не всегда могут быть непосредственно воспроизведены.

Существуют различные классификации средств обучения. Наиболее распространенной является следующая: учебно-наглядные пособия, вербальные средства обучения, специальное оборудование, технические средства обучения (ТСО). Учебно-наглядные пособия — совокупность средств обучения, предназначенных для демонстрации учащимся и обеспечивающих представление у них конкретных образов предметов и явлений действительности. Могут предъявляться без помощи технических средств. По способу отображения изучаемого объекта делятся на натуральные (образцы объектов окружающей среды как «родного (гербарии, чучела, коллекция минералов), так и искусственного происхождения (детали, приборы и т.п.)); Вербальные (дают плоскостное и объемное изображение изучаемого объекта) и знаковые (схематические — черте-, схемы; символические — формулы, графики, диаграммы).

Эта группа средств обучения используется для иллюстрации, дополнения, детализации учебного материала, для акцентирования шания на отдельных положениях учебных вопросов, для обобщения и систематизации полученных знаний.

Вербальные (словесные) средства обучения — учебная и учебно-методическая литература, словари, инструкционные карты, практические материалы. Эти средства применяют для углубления знаний и умений учащихся, для самостоятельного изучения учебного материала, выполнения практических заданий.

Специальное оборудование — совокупность предметов, ориентирующих учащихся на практическую деятельность. К ним относятся орудия и средства труда, применяемые в профессиональной деятельности специалиста и используемые в учебных целях, лингафонные кабинеты, тренажеры, средства для проведения лабораторных и практических работ. Эту группу средств педагог использует а иллюстрации, доказательства теоретических положений, для формирования практических профессиональных умений. Технические средства обучения — технические устройства, с помощью которых предъявляются учебная информация и контролируется ее усвоение. Сами ТСО не содержат информации, она находится на носителях информации — слайдах, кинофильмах, дисках и [.

В современной образовательной системе широко применяются технические средства обучения.

Технические средства обучения - это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной информации.

К ним относятся:

· учебные кинофильмы;

· диафильмы;

· компьютеры;

· магнитофонные записи;

· грамзаписи;

· радиопередачи;

· телепередачи и т. д.

Технические средства обучения можно разделить на следующие виды:

· информационные;

· комбинированные;

· тренажеры;

· средства контроля знаний;

· аудиовизуальные средства.

Функции технических средств обучения:

- повышают эффективность и качество обучения;

- способствуют интенсивности учебного процесса;

- направляют и организуют восприятие учащихся;

- развивают у учащихся больший интерес к знаниям;

- помогают формированию мировоззрения, убеждений, нравственного облика учащегося; являются источником и мерой учебной информации;

- способствуют повышению эмоционального отношения учащихся к их учебной работе; способствуют проведению контроля и самоконтроля знаний.

Учебные кинофильмы - самое популярное из технических средств обучения. С его помощью можно продемонстрировать опыты различными веществами, показать действия сложных приборов и машин, насытить урок историческими материалами и хрониками и т. д.

Демонстрация учебных кинофильмов используется для различных дидактических целей: при объяснении нового материала или при закреплении знаний. В соответствии с этим определяется место показа кинофильма и методика всего учебного процесса. Диафильм представляет собой сочетание слова со статичным изображением. Это определенным образом смонтированная система диакадров, где монтаж обусловлен содержанием материала, учебной целью диафильма и его назначением. Компьютер - одно из самых современных технических средств обучения. Он позволяет управлять учебной деятельностью учащихся, помогает овладеть новыми знаниями, умениями и навыками. В настоящее время во всех школах проводится процесс компьютеризации, который позволит повысить эффективность обучения.

Магнитофонные записи широко используются во всех школах и представляют собой пособия, применяемые при изучении

иностранных языков, музыки, пения, литературы и т. д.

Эффективность использования технических средств обучения зависит от:

длительности их использования на уроке (частое использование технических средств обучения ведет к снижению интереса учащихся к учебному материалу, редкое использование создает эффект чрезвычайного события, отвлекает внимание учащихся.

 

17. Контроль, диагностика и мониторинг в оценке результатов обучения. Традиционные формы оценки контроля результатов обучения.

Диагностика обучения — обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей. Диагностика охватывает различные сферы — психологическую, педагогическую, дидактическую, управленческую и др.

Диагностика (от греч. diagnosis — распознавание) — процесс распознавания; учение о принципах и методах постановки диагноза.

Образовательная диагностика — это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с це­лью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.

Диагностика образовательной деятельности ученика включает в себя контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений ученика, переопределений целей, уточнение образовательных программ, корректировку хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития событий.

В состав диагностики входят различные формы контроля, который означает выявление, измерение и оценивание знаний, уме­ний и навыков учеников. Выявление и измерение называют проверкой. Проверка имеет целью определение уровня и качества обученности ученика, объема его учебного труда, внутренних приращений.

Основой для оценивания являются результаты проверки. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педа­гога, письменные качественные характеристики, систематизированные по определенным параметрам аналитические данные. Оценка чаще всего завершается отметкой—условным обозначением в виде числа, буквы, кодовых сигналов. Функции оценки:

— мотивационная оценка поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует ее продолжение; —диагностическая; оценка указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика; —воспитательная; оценка формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника; —информационная; оценка свидетельствует о степени успешности ученика в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, —развитии способностей, личностных образовательных приращениях.

— Оценке подлежит, в первую очередь, уровень достижения учеником образовательных стандартов. По каждому учебному курсу существуют требования к уровню подготовки выпускников основной школы, которые представляют собой краткую характеристику минимально необходимых результатов, которые должны быть достигнуты. Планируемые результаты обучения характеризуют виды деятельности ученика по отношению к содержанию учебного курса. Например: «Вести диалог-расспрос, попеременно переходя с позиции сообщающего на позицию спрашивающего» (иностранный язык, 10-й класс) или «Использовать знание зарубежной литературы для сопоставления героев русской и зарубежной литератур» (литература, 10-й класс).

— Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.

— Оценка — часть образовательного процесса, в котором ученик выступает полноправным субъектом. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки С этой целью учитель всякий раз выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.

— Оценку необходимо отличать от отметки. Оценка — это процесс, деятельность или действие по оцениванию; отметка — результат этого процесса. Оценка выражается качественно, например, вербально («У тебя получилось найти второй способ решения задачи», «Ты—молодец!»), символически (переходной флаг, желтый кружок), эмоционально (улыбкой, одобрением, порицанием). Отметка же, как правило, выражается количественно {в пяти- или десятибалльной шкале; местом в рейтинге, процентами и т, п.).

—Традиционной является четырехбалльная система отметок:

—«5» —владеет в полной мере (отлично);

— «4»—владеет достаточно (хорошо);

—«3»—владеет недостаточно (удовлетворительно);

—«2»—не владеет (неудовлетворительно).

—Очевидно, что данная шкала не дает представления о полноте и многообразии образовательных результатов учеников. Многие учителя расширяют данную систему, вводя к баллам дополнительные знаки «+» и «—». В ряде школ, лицеев и гимназий применяются

— десяти-, двадцати-, стобальные шкалы.

—Роль оценки и отметки в обучении исследуется педагогами и психологами давно. Негативное влияние отметок (списывание, подсказка, зубрежка, шпаргалки и т.п.) приводит многих ученых к выводу о необходимости ликвидации отметок и развитии способов оценки (Ш.А. Амонашвили). В то же время безотметочное обучение уменьшает соревновательность, конкуренцию, ответственность. В некоторых западных странах плата за обучение существенно снижается, если учащийся желает обучаться без контроля и отметок.

В обучении применяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, повторный, периодический, итоговый.

—Предварительный контроль имеет диагностические задачи и осуществляется, как правило, в начале учебного года или перед изучением новых крупных разделов. Цель предварительного контроля — зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и навыки, связанные с предстоящей деятельностью. Предварительная диагностика уровня обученности учащегося важна для того, чтобы определить его приращение за определенный период времени. Оцениванию в данном случае может подлежать не сравнение образовательных достижений ученика с эталонами или стандартами, а сравнение его нынешнего уровня обученности с начальным, т. е. степень личностного приращения.

— Текущий контроль — это систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях. Желательно, чтобы текущий контроль происходил та каждом уроке. Возможные формы такого контроля: опрос учителя, вып


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.