Понятие об интеллекте, его природа — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Понятие об интеллекте, его природа

2017-11-27 283
Понятие об интеллекте, его природа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При изучении творческого мышления психологами была выделена относительно обособленная психическая функция – интеллект. Он тесно взаимосвязан со всеми познавательными функциями человека, но рассматривается как отдельная функция. Интеллект основывается на памяти, внимании, скорости протекания психических процессов, развитию понимания языка, способности к логическому мышлению, находчивости и пр.

Три наиболее распространенных подхода к понятиюинтеллект.

1. Биологический подход рассматривает интеллект как способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации.

2. Педагогический подход говорит об интеллекте как о способности к обучаемости.

3. Структурный подход рассматривает интеллект как способность адаптации средств к цели, т. е. интеллект с точки зрения структурного подхода является совокупностью тех или иных способностей.

Психолог Л. Терстоун исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

1) счетную способность – умение считать, производить арифметические операции;

2) вербальную (словесную) способность – речевую гибкость и одаренность, т. е. умение быстро подбирать слова, максимально точно выражающие мысль;

3) вербальное восприятие – легкость в понимании устной и письменной речи;

4) пространственную ориентацию – возможность без затруднений представить, как будет выглядеть в пространстве в различных ракурсах тот или иной предмет;

5) память;

6) способность к рассуждению;

7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Согласно представлениям Гилфорда умственные операциимогут быть классифицированы по следующим признакам:

1) по характеру: оценивание, синтез, анализ, запоминание, познание;

2) по продукту: единица, класс, отношение, система, трансформация, рассуждение;

3) по содержанию: действие с материальными объектами, символами, семантические операции, поведение.

В психологии не существует общепринятого определения этого термина, поскольку не существует и общепринятой теории интеллекта. Психологи до сих пор спорят о его природе. В настоящее время существует множество теорий интеллекта.

 

Структура интеллекта, его уровни. Факторы интеллектуального развития

Структура интеллекта по Х. Айзенку — модель интеллекта; выделяются такие элементы, как

- скорость интеллектуальных операций,

- настойчивость,

- склонность к проверке ошибок,

на основе выраженности которых определяется уровень IQ.

Структура интеллекта по Х. Гарднеру — модель интеллекта cостоит из независимых друг от друга модулей: формально-лингвистический, пространственный, логико-математический, музыкальный, двигательный, межличностный, внутриличностный;

Структура интеллекта по Р. Стернбергу — классификация, в которой выделяется три вида мыслительных процессов:

- вербальный интеллект, который характеризуется запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное;

- способность решать проблемы;

- практический интеллект как умение добиваться поставленных целей.

Уровни интеллекта

Конкретный, или практический, интеллект помогает нам решать повседневные проблемы и ориентироваться в наших взаимоотношениях с различными предметами. В связи с этим Йенсен относит к первому уровню интеллекта так называемые ассоциативные способности, позволяющие использовать определенные навыки или знания и вообще информацию, хранящуюся в памяти. Что касается абстрактного интеллекта, то с его помощью мы оперируем словами и понятиями, и Йенсен относит его ко второму уровню интеллекта - уровню когнитивных способностей. По мнению Йенсена, соотношение между этими двумя уровнями у каждого человека определяется наследственными факторами.

Факторы интеллектуального развития

Генетические факторы. Тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от родителей.

Факторы, возникающие во время беременности. Сильные нарушения физического и психического равновесия у матери в это время могут оказывать влияние на реализацию генетического потенциала ребенка.

Факторы окружающей среды. Психической стимуляции интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых.

Число детей в семье. Чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллекта

Социальное положение семьи.

Влияние школы. Личностные качества ребенка. Темперамент и характер ребенка играют важную роль в том, как будут налаживаться его отношения в школе. Личностные качества родителей. Родителям детей с высоким уровнем интеллекта и творческих способностей обычно свойственно положительное отношение к жизни.

Общее понятие о воле

Что представляет собой воля человека?
Воляэто способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей. В психической деятельности воля выполняет две взаимосвязанные функции: активизирующую и тормозящую. Она представляет собой форму не только умения чего-либо добиться, но и умения отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля обеспечивает переход от познания и переживаний человека к практической деятельности, к изменению действительности в связи с потребностями, интересами человека. С помощью воли человек организует деятельность и управляет своим поведением. Воля проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью.

Особенности воли:
- сознательная целеустремленность. Чтобы что-то выполнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение;
- связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал;

- связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.

Физиологические основы воли. Воля имеет условно рефлекторную природу. На основе временной нервной связи складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь создает условия целенаправленности поведения.
Рефлекторная природа волевой регуляцииповедения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости, который может быть вызван не только действующим в данный момент раздражителем, но и образуется на основе ранее полученных воздействий.

 

Волевой акт, его структура

Волевое действие – это внутренняя побудительная сила, сформированная не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем, самоубеждением. Воля воспитуема.

Структура волевого действия:

1) постановка целевой задачи и появление стремления к ее достижению;

2) осознание путей к достижению цели;

3) возникновение мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов, итогом которой является выбор решения;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.