Психологическая коррекция и развитие как одно из основных направлений деятельности психолога. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Психологическая коррекция и развитие как одно из основных направлений деятельности психолога.

2017-11-27 672
Психологическая коррекция и развитие как одно из основных направлений деятельности психолога. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

психокоррекция – деятельность, направленная на реконструкцию психологических образований человека, его личностный рост, воссоздание гармоничных отношений с окружающей средой, ослабление действия психотравмирующих факторов, формирование качеств, необходимых для профессиональной деятельности, а также оптимизацию социально-психологического климата в коллективе.

В психотерапии как форме психологической помощи различают ее медицинское направление, охватывающее лечение психологическими средствами нервно-психических, психосоматических болезней и расстройств человека, и немедицинское, ориентированное на здорового человека и занимающееся преодолением его психологических трудностей, оказанием помощи в его личностном развитии.

Вопрос о разделении двух сфер психологической помо­щи – психологической коррекции и психотерапии – в настоящее время является достаточно дискуссионным. Как в пси­хокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности клиента и специалиста, оказывающе­го помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинако­вые требования; помощь оказывается в результате специфи­ческого взаимодействия между клиентом и специалистом.

По мнению Ю.Е. Алешиной, различие терминов «психо­коррекция» и «психотерапия» возникло не в связи с осо­бенностями работы, а с укоренившимся мнением, что пси­хотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование. Кроме того, термин «психотера­пия» (Psychotherapy) является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к ме­тодам работы, осуществляемым профессиональными пси­хологами. Существуют определенные трудности в разграни­чении на практике понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия».

По мнению Р.С. Немова, разница между понятиями «пси­хотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: пси­хотерапия – это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция – совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков поведения психически здорового человека.

Термин«коррекция» буквально означает «исправление». Психокоррекция – это система мероприятий, направлен­ных на исправление недостатков психики или поведения человека с помощью специальных средств психологическо­го воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие орга­нической основы и не представляющие собой такие устой­чивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Выделяют специфические чертыпсихокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

– Психокоррекция ориентирована на клинически здо­ровую личность людей, имеющих в повседневной жиз­ни психологические трудности, проблемы, жалобы не­вротического характера, а также на людей, чувствую­щих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития лич­ности.

– Коррекция ориентируется на здоровые стороны лич­ности независимо от степени нарушения.

– В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.

– Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной – до 15 встреч – помощи при консультировании и долгосроч­ной – до нескольких лет – помощи при психотера­пии).

– В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определен­ных ценностей клиенту.

– Психокоррекционные воздействия направлены на из­менение поведения и развитие личности клиента.

Основное отличие психокоррекции от воздействий, на­правленных на психологическое развитие человека, заклю­чается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сфор­мированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная зада­ча развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные пси­хологические качества.

Различие между психотерапией и психокоррекцией зак­лючается и в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными вида­ми соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые про­являются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами. Клиент – это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не спо­собен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.

Следует таким образом дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая – патопсихологом, дефектологом, психиатром и психоневрологом. Психолог осуществляет коррекцию нормального развития в случаях его временной задержки, социально-педагогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологическими и педагогическими причинами.

Психолог, занимающийся коррекцией, работает по схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное. Для определения необходимости оказания психологической помощи очень важны как субъективное ощущение психологического неблагополучия самим учащимся, так и обобщенные представления о норме психического здоровья, позволяющие с определенной долей вероятности определить наличие отклонений от нее у конкретного человека. Психическая норма – принятые в данном обществе на конкретном этапе его исторического развития определенные правила и требования к различным параметрам проявлений психической активности человека. Выделяют три уровня анализа этой категории:

нейропсихологический – делается вывод о мозговой организации исследуемого явления (здесь необходимы знания о функциональной организации мозга, об основных принципах локализации психических функций и локальных поражений мозга);

общепсихологический анализ содержания нормы психического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования психики;

возрастно-психологический уровень анализа позволяет конкретизировать полученные данные применительно к возрасту и индивидуализировать их в применении к конкретной личности.

В понимании нормы различают также следующие аспекты:

а) Норма как оптимальное состояние объекта. С этой точки зрения норма представляет наиболее устойчивое состояние объекта, более всего соответствующее определенным условиям и задачам его функционирования, обеспечивающее соответствие поведения человека социальным нормам.

б) Норма как исходное начало для сравнения и оценки. В данном случае формальный критерий, по которому происходит сравнение людей по определенным аспектам, выводится на основе статистической обработки результатов и анализа их распределения, полученных у большого количества людей. Однако чрезвычайно трудно охарактеризовать положение человека относительно нормы, если взять за основание для сравнения не один, а систему показателей. Получится, что «нормальных» людей будет меньшинство.

в) Норма как отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий). В соответствии с этим подходом нормальным будет приз­нан тот человек, у которого в результате обследования будет установлено отсутствие признаков, относимых к различного рода психическим отклонениям.

г) Норма как описательная характеристика необходимых положительных качеств личности (положительный логический критерий).

Укажем наиболее общие критерии, характеризующие норму психического здоровья:

– соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности, а также соразмерность и соответствие характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий;

– адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;

– способность к адаптации в микросоциальных отношениях;

– способность к самоуправлению собственным поведением, его изменению в зависимости от смены ситуаций, разумному планированию жизненных целей и поддержанию активности в их достижении;

– критический подход к обстоятельствам жизни, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи.

Другими словами, нормальный человек – это человек, соответствующий в главных своих психических проявлениях основным тенденциям половозрастного развития и социальным нормам конкретного общества. Отклонения от этой нормы могут иметь временный или постоянный характер, а также различную степень выраженности – от более «заостренных» отдельных черт характера (акцентуация) до различного рода невротических состояний и деформаций личности. Данные психологические особенности конкретного человека находят выражение в его поведении, отличающемся, как правило, от общепринятых взглядов.

В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа [9, С. 6-8].

ВИДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ.Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

– симптоматическую;

– каузальную.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) – вид психокоррекции, предполагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная) коррекция – вид психокоррекции, направленный на источ­ники и причины психических отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, одна­ко более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и пси­хологическую структуру нарушений.

2. По содержанию различают коррекцию:

– познавательной сферы;

– личности;

– аффективно-волевой сферы;

– поведенческих аспектов;

– межличностных отношений: внутригрупповых взаимоотношений (семейных, суп­ружеских, коллективных) и детско-родительских отношений.

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию:

а) индивидуальную;

б) групповую:

– в закрытой естественной группе (семья, класс, со­трудники и т.д.);

– в открытой группе для клиентов со сходными про­блемами;

– смешанную форму (индивидуально-групповую).

4.По наличию программ:

– программированную;

– импровизированную.

5. По характеру управления корригирующими воздействи­ями:

– директивную;

– недирективную.

6. По продолжительности:

– сверхкороткую (сверхбыструю);

– короткую (быструю);

– длительную;

– сверхдлительную.

Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных про­блем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.

Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.

Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в цен­тре внимания – личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект раз­вивается медленно и носит стойкий характер.

Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути пе­реживаний. Эффект развивается постепенно, носит длитель­ный характер.

7. По масштабу решаемых задач различают психокор­рекцию:

– общую;

– частную;

– специальную.

Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмо­циональную нагрузки в соответствии с возрастными и ин­дивидуальными возможностями, оптимизирующими процес­сы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.

Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адапти­рованные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельнос­ти, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.

Каждый прием имеет, как правило, несколько направ­лений психокоррекционного воздействия. Частная психокор­рекция вооружает специалиста арсеналом средств психоло­гического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.

Специальная психокоррекция – это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач форми­рования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, не­уверенность, сверхнормативность или асоциальность, не­умение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завы­шенная самооценка и т.д.).

Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нару­шившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъек­тивными, так и объективными факторами. Принадлежность к той или иной теоретической концепции также определяет конкретные стратегию, методы и средства психокоррекции. Так, например, в зарубежной психологии подходы к проблеме коррекции психического развития ребенка можно условно разделить на две большие группы: психодинамический и поведенческий. Критерием разделения является преимущественная ориентация на сознание или поведение как предмет психологии. В рамках психодинамического подхода выделяются игровая терапия, арттерапия, детский психоанализ (А. Фрейд). Поведенческий подход связан с формированием у ребенка оптимальных моделей адаптивного поведения и поведенческих навыков путем научения (жетонная программа), развития исполнительской компетентности (тренинг поведения), модификации поведения через изменение образа мыслей (когнитивная терапия), развитие саморегуляции (скилл-терапия).

В отечественной психологической школе сформировался деятельностный подход, в рамках которого коррекция рассматривается как организация специального обучения деятельности, когда учащийся овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней и внешней активностью (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин). В рамках этого нап­равления были разработаны: методика планомерного формирования деятельности, игровая коррекция поведения, психогимнастика для детей.

Вид психокоррекции может определяться используемыми для решения определенной задачи методами работы психолога. Методы психокоррекции могут быть следующие.

А. По биологическому гомеостазу: для нормального или стрессового состояния.

Б. По характеру и направленности воздействия: развивающие, седативные, активизирующие, дезактуализирующие, мобилизующие.

В. По преимущественному воздействию на те или иные психические процессы: ментальный тренинг (мышление), имаготренинг (воображение), эмоционально-волевая тренировка (эмоции, воля).

Г. По источнику воздействия: аутогенные (на себя), гетерогенные (со стороны других).

Д. По используемым средствам воздействия: вербальные, библиотерапия, музыкотерапия, изотерапия, танцевальная терапия.

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ.Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому. Коррекционная ситуация включает в себя пять основных элементов:

1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помо­щи, в психокоррекции, – это клиент.

2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать по­мощь – это психолог.

3. Теория, которая используется для объяснения проблем клиента.

4. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.

5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы кли­ента [9, С. 11].

Психолог должен стремиться к созданию такой атмосфе­ры, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проб­лем. Такое специальное отношение яв­ляется фактором, характерным для всех форм воздействия.

Выбор целей и направленности коррекции, т.е. стратегия ее осуществления определяется несколькими принципами.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ:

1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Под­робно рассмотренный в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дуб­ровиной и др., этот принцип является основополагающим для всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы в значительной степени зависит от комплексности, тща­тельности и глубины предшествующей диагностической ра­боты.

Названный принцип реализуется в двух аспектах. Во-первых, началу осуществления коррекционной рабо­ты обязательно должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, на его ос­новании составляется первичное заключение и формули­руются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей де­ятельности психолога требует постоянного контроля дина­мики изменений личности, поведения, деятельности, ди­намики эмоциональных состояний клиента, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы. Такой кон­троль позволяет вовремя изменить и дополнить методы и средства психологического воздействия на клиента. Контроль динамики хода эффективности коррек­ции, в свою очередь, требует осуществления диагностичес­ких процедур, пронизывающих весь процесс коррекцион­ной работы и предоставляющих психологу необходимую ин­формацию и обратную связь.

2. Принцип нормативности развития. Нормативность раз­вития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

Понятие «психологический возраст» было введено Л.С. Вы­готским. Это «тот новый тип строения личности, ее дея­тельности, те психические и социальные изменения, кото­рые в самом главном и основном определяют сознание ре­бенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период» (Л.С. Выготс­кий).

Таким образом, при оценке соответствия уровня разви­тия ребенка возрастной норме и формулировании целей кор­рекции необходимо учитывать следующие характеристики:

1) особенности социальной ситуации развития (напри­мер, изменение типа образовательного или воспитательного учреждения, круга общения ребенка, включая сверстни­ков, взрослых, семейное окружение и т.д.);

2) уровень сформированности психологических новооб­разований на данном этапе возрастного развития;

3) уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизацию.

Кроме понятия «возрастная норма», психологу приходится встречаться с понятием «индивидуальная норма», которая позволяет наметить в пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с учетом его индивидуальности и самостоятельного пути развития.

3. Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип, выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога должен стоять «завтрашний день развития» ребенка, а основным содержанием кор­рекционной деятельности должно быть создание «зоны ближай­шего развития» для клиента (у Л.С. Выготского такими кли­ентами выступали дети). Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психо­логическая деятельность, нацеленная на своевременное фор­мирование психологических новообразований.

4. Принцип коррекции «снизу вверх». При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже име­ющихся психологических способностей. Этот принцип реа­лизуется в основном сторонниками поведенческого подхода. В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже име­ющихся шаблонов поведения с целью закрепления соци­ально-желательного поведения и торможения социально-не­желательного поведения.

Таким образом, главной задачей коррекции «снизу вверх» становится вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление. В центре коррекции – наличный уровень психического развития, понимаемого как процесс усложнения, модификации поведения, комбинации реакций из уже имеющегося поведенческого репертуара.

5. Принцип системности развития психологической дея­тельности обусловливает необходимость учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе, единства профилактических и развивающих задач. В силу системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены. При определении це­лей и задач коррекционно-развивающей деятельности нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день про­блемами, а необходимо исходить из ближайшего прогноза развития. Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым и необходимости развертывания в целом системы спе­циальных коррекционных мероприятий.

Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. Успех такого пути коррекции базируется на результатах ди­агностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.

6. Деятельностный принцип коррекции. Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организа­ция активной деятельности клиента, в ходе реализации кото­рой создаются условия для ориентировки в трудных, конф­ликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекционное воз­действие всегда осуществляется в контексте той или иной де­ятельности, являясь средством, ориентирующим активность.

Согласно данному принципу основным направлением кор­рекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сфе­рах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в конечном счете, в социальной ситуации развития. Сама коррекционная работа строится не как простая тренировка на­выков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему по­вседневных жизненных отношений клиента.

Особенно широко в коррекционной работе с детьми ис­пользуется понятие «ведущая деятельность». В дошкольном и младшем школьном возрасте такой ведущей деятельнос­тью является игра в различных ее разновидностях, в подростковом возрасте – общение и различного рода совместная взаимодеятельность.

Таким образом, деятельностный принцип коррекции: во-первых, опре­деляет сам предмет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки.

7. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. Данный принцип предполагает, что какой бы успешной ни была работа с симптоматикой, она не в состоянии до конца разрешить переживаемые клиентом трудности. Поэтому приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии человека.

8. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной работе. Данный принцип ориентирует психолога на учет особенностей влияния социальной среды, особенностей межличностных отношений ребенка с близкими взрослыми и ровесниками. Поэтому в коррекционной работе необходимо, с одной стороны, обеспечивать управляемое участие других людей, значимых с точки зрения их развивающе-коррекционного потенциала на личность ребенка, с другой стороны, объектом коррекционных усилий должно становиться (при необходимости) и само ближайшее социальное окружение человека.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.Психокоррекционные мероприятия направлены на ис­правление отклонений в развитии. В связи с этим возникают следующие актуальные вопросы:

– Что следует понимать под отклонением в развитии?

– Каковы показания для осуществления психологичес­кой коррекции?

В практике коррекционной работы выделяют различные модели объяснения причин отклонений и трудностей в развитии человека.

Биологическая модель – объясняет этиологию отклонений в развитии снижением темпа органического созревания.

Медицинская модель – выносит проблемы, трудности и отклонения в развитии в область аномального развития.

Интеракционистская модель – подчеркивает значение нарушений процесса взаимодействия личности со средой, в частности, вслед­ствие сенсорной и социальной депривации ребенка.

Педагогическая модель – усматривает причины отклоне­ний в явлениях социальной и педагогической запущеннос­ти ребенка.

Деятельностная модель – ставит во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, ти­пичных для данной возрастной стадии видов деятельности.

Постановка целей коррекционной работы прямо связана с теоретической моделью психического развития и опреде­ляется ею.

В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом осно­вании выделяют три основных направления и области по­становки коррекционных целей:

1. Оптимизация социальной ситуации развития.

2. Развитие видов деятельности ребенка.

3. Формирование возрастно-психологических новообра­зований.

В зарубежной психологии причины трудностей развития ребенка усматриваются либо в нарушении внутренних струк­тур личности (3. Фрейд, М. Клайн и др.), либо в дефицитарной или искаженной среде или объединяют эти точки зрения. А отсюда цели воздействия понимаются либо как восстановление целостности личности и баланса психодина­мических сил, либо как модификация поведения ребенка за счет обогащения и изменения среды и научения его но­вым формам поведения.

Определение целей напрямую зависит от состояния объекта коррекции. Объекты психокоррекции – это отдельные сферы личности, подвергающиеся изменениям, а предмет коррекции – та психическая реальность, на которую направлено психокоррекционное воздействие (например, объект – нарушения взаимоотношений со сверстниками, а предмет – агрессивность, как личностное свойство ребенка; объект – школьная дезадаптация, предмет – низкая мотивация учения).

В условиях школьного обучения наиболее типичными объектами психокоррекции могут выступать:

– несоответствие уровня психического развития ребенка возрастной норме;

– неготовность к школьному обучению, неуспеваемость, низкая познавательная и учебная мотивация;

– негативные тенденции и отклонения в личностном развитии (девиантное поведение, формирование антисоциальной мотивации, низкий уровень социальной компетентности, отставание в развитии познавательной сферы, несформированность жизненных планов, неадекватный уровень притязаний и самооценки и пр.);

– коммуникативные проблемы (конфликтность, замкнутость, нарушения речевой сферы и т.п.);

– неорганизованность поведения, низкий уровень произвольной регуляции;

– эмоциональные нарушения поведения (импульсивность, гиперактивность, чрезмерная застенчивость, тревожность, страхи и пр.);

– дезадаптация в школе, семье.

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Школьная дезадаптация находит свое проявление в неспособности ребенка к принятию темпа школьной жизни, возникновении школьного невроза (или «фобии школы»), нарушениях общения со сверстниками, невротических проявлениях и т.п.

Определить проявление нарушений можно по следующим признакам:

– нарушение какой-либо сферы личности, психики всегда оказывает негативное действие на другие сферы, в результате чего те деградируют либо замедляют свое развитие;

– нарушение всегда проявляется в поведении, т.е. его можно опознать при наблюдении;

– психические нарушения всегда приводят к социальной дезадаптации;

– психические нарушения оказываются барьером на пути воспитательных воздействий;

– нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим заболеваниям.

Все нарушения психического и личностного развития, являющиеся объектом психокоррекции, можно классифицировать по двум основаниям: характер причин и характер проявления нарушений [7, С. 379-380].

1) Характер причин нарушений.

Причины могут быть внешние или внутренние. Соответственно, нарушения являются первичными или вторичными. Внешние причины – это негативные воздействия и негативные отношения с другими людьми. Действие внутренних причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую.

2) Характер проявления нарушения.

Нарушение может проявиться как деформация уже развитых структур психики (травматический страх и пр.) либо как их недоразвитие (слабоволие, низкая эмоционально-волевая устойчивость и пр.).

В соответствии с названными основаниями выделяются четыре типа нарушений:

1) первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативного внешнего воздействия на ребенка (например, боязнь собак, появившаяся после того, как случайно собака испугала ребенка);

2) первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативных отношений окружающих к ребенку, что привело к отсутствию в психике ребенка социально-важных структур: социально-позитивных мотивов, способности к сопереживанию, социальной компетентности и т.п.;

3) вторичные нарушения какой-либо сферы личности или психических процессов вследствие появления какой-либо деформации психики (например, повышение тревожности личности в результате развода родителей может дезорганизующе повлиять на развитие произвольности мышления и т.п.). Это взаимовлияние одних подструктур психики на другие объясняется системным характером строения психики в целом. Например, отставание в развитии познавательных процессов может повлиять на формирование мотивов и чувств ребенка, так как они имеют когнитивные элементы в своем строении;

4) отставание всех сфер личности и психических процессов в своем развитии (например, сенсорная и эмоциональная депривация могут привести к дебильности).

При определении целей коррекции необходимо руко­водствоваться следующими правилами:

1. Цели коррекции должны формулироваться в пози­тивной, а не в негативной форме. Определение целей кор­рекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего воз­можности личностного развития и проявления инициати­вы клиента.

Негативная форма определения целей коррекции пред­ставляет собой описание поведения деятельности, личност­ных особенностей, которые должны быть устранены, опи­сание того, чего не должно быть.

Позитивная форма представления коррекционных целей включает описание тех форм поведения, деятель­ности, структур личности и поз­навательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента. Позитив­ная форма содержательно за­дает ориентиры роста индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и тем самым создает условия для постановки личностью в дальнейшей перспективе целей саморазвития.

2. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможнос­тями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоен­ных на коррекционных занятиях способов действий в реаль­ную практику жизненных отношений.

3. При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели лично­стного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.

4. Наряду с учетом индивидуальных особенностей ребенка необходимо ориентироваться и на содержание обобщенных психолого-педагогических и возрастных требований к психологическому статусу учащегося определенного возраста.

Целенаправленное воздействие на клиента осуществляет­ся через психокоррекционный комплекс, состоящий из не­скольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов [9, С. 27-28].

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

1. Диагностический. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формиро­вание общей программы психологической коррекции.

2. Установочный. Цель: побуждение желания взаимо­действовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с пси­хологом и что-либо изменить в своей жизни.

3. Коррекционный. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятель­ности.

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздей­ствий. Цель: выявление психологического содержания и дина­мики реакций, закрепление позитивных по­веденческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

При составлении психокоррекционной программы необ­ходимо учитывать следующие моменты [9, С.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.141 с.