Шкала 5. Развитие представления об отношениях объектов в пространстве — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Шкала 5. Развитие представления об отношениях объектов в пространстве

2017-11-27 141
Шкала 5. Развитие представления об отношениях объектов в пространстве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Месяца

Аккомодация к местонахождению двух объектов в пространстве предполагает успешное переключение внимания с одного объекта на другой.

Ситуация: младенец медленно переводит взгляд с одного предмета на другой.

Размещение: ребенок может находиться в кроватке.

Предмет: два привлекающих внимание младенца предмета. Например: две доски в клетку разного цвета или большой пластиковый цветок и кольцо.

Указания: расположите оба предмета перед младенцем на расстоянии 15 см друг от друга и 25 см от его глаз. Через 20 секунд поменяйте предметы местами. Понаблюдайте за движением глаз ребенка, когда он смотрит на эти предметы. Если малыш сосредоточил взгляд на лице экспериментатора- уйдите из поля его зрения, расположив предметы перед ним на вытянутых руках.

Повторение: 2-3 раза

Действия ребёнка:

а) каждый смотрит только в направлении одного предмета;

б) смотрит на оба предмета, медленно переводя взгляд с одного на другой (1-2 раза в течение 20 секунд);

в) смотрит на оба предмета, быстро переводя взгляд с одного на другой (4-5 раз в течение 5 секунд).

Месяца

Некоторое предвосхищение местоположения двух предметов в пространстве предполагает быстрое чередование взгляда с одного предмета на другой.

Ситуация: ребёнок быстро, неоднократно, поочерёдно переводит взгляд с одного предмета на другой.

Указания: держите два предмета, например две шахматные доски, перед глазами ребёнка и около 20 см друг от друга. Пронаблюдайте, будет ли младенец смотреть как на оба предмета, так и на каждый поочерёдно в течение короткого периода времени. Если ребенок смотрит только на один из предметов - переместите наблюдаемый предмет в поле его зрения, а затем верните этот предмет на прежнее место.

Действия ребенка:

а) смотрит только на один из предметов;

б) смотрит на оба предмета, медленно чередуя взгляд.

в) смотрит на оба предмета, быстро чередуя взгляд.

Примечание. Если у ребенка наблюдалось быстрое чередование взгляда, проверьте, сможет ли он сосредоточить взгляд на некоторое время на трех предметах, в быстрой последовательности переводя его от одного предмета к другому и обратно. Например: от кольца к экспериментатору, затем к цветку, потом снова к кольцу и так далее).

Действия ребенка:

а) смотрит только на два предмета;

б) глядя на три предмета, последователен только однажды;

в) глядя на три предмета, последователен в течение некоторого времени.

3-5 месяцев.

Дальнейшие представления о местоположении предметов в пространстве обуславливают правильную локализацию воспринимаемой информации.

Ситуация:

Ребёнок правильно локализует источник звука.

Размещение:

Ребёнок может находиться в специальном детском креслице.

Предмет: любой звучащий предмет, например колокольчик, погремушка или игрушка-пищалка.

Указания: встаньте позади ребёнка и производите звук предметом в течение нескольких секунд справа, слева и над головой малыша в случайном порядке. Ребёнок не должен видеть движение руки экспериментатора. После каждого звука делайте паузу. Наблюдайте, пытается ли ребёнок найти источник звука глазами и прекращает ли его искать, когда увидит предмет, издающий звук.

Повторение: 5-7 раз.

Действия ребёнка:

а) не поворачивает голову к источнику звука;

б) поворачивает голову к источнику звука только в одном направлении;

в) поворачивает голову в направлении источника звука, но зрительно не локализует источник;

г) локализует источник звука глазами.

Месяцев

Дальнейшая аккомодация к расстоянию в окружающем пространстве предполагает точное манипулирование предметами, расположенными близко от ребёнка.

Ситуация: ребёнок сразу схватывает предмет, находящийся в пределах его досягаемости.

Размещение: то же.

Предмет: любые привлекательные для младенца маленькие предметы.

Указания: Держите игрушку, например погремушку, перед младенцем в пределах его досягаемости и наблюдайте за его реакцией. Затем расположите предмет перед ребёнком на расстоянии 30 см от него и наблюдайте за действиями малыша в течение 30 секунд. Если малыш не достаёт цели при хватании, расположите игрушку таким образом, чтобы рука ребёнка и погремушка одновременно находились в поле его зрения.

Повторение: 2-3 раза.

Действия ребёнка:

а) смотрит на погремушку;

б) тянется к погремушке, но убирает руку, не дотронувшись до игрушки;

в) касается игрушки, дотрагивается до неё, но не схватывает;

г) хватает игрушку.

Месяцев

Развитие представления о движении предметов в пространстве предполагает слежение за быстро движущимися предметами.

Ситуация: ребёнок реконструирует траекторию падающего предмета и направляет взор в то место, где предмет должен упасть.

Размещение: ребёнок должен сидеть на детском высоком стуле так, чтобы он мог наклоняться вперёд и в стороны. Пол должен быть покрыт чем-нибудь звукопоглощающим.

Предмет: любой маленький светлый предмет.

Указания: держите предмет чуть выше угла зрения ребёнка таким образом, чтобы ему нужно было поднять глаза для того, чтобы увидеть предмет. Когда малыш сосредоточится на предмете, выпустите предмет из руки, не опуская ее при этом, так, чтобы предмет упал слева или справа от ребёнка. Предмет должен упасть таким образом, чтобы ребёнок мог его видеть. После некоторых повторений ситуации уроните предмет так, чтобы он упал вне видимости младенца, и понаблюдайте за попытками малыша отыскать упавший предмет.

Повторение: 3-4 раза.

Действия ребёнка:

а) не следит за падающим предметом, смотрит лишь на руку экспериментатора;

б) смотрит в правильном направлении, прослеживает часть траектории падения, но не видит предмет;

в) следит за падающим предметом, но не обнаруживает его местоположение после того, как он упал вне его поля зрения;

г) осматривается в поисках предмета, смотрит в то место, где предмет находился в последний раз, но не соотносит траекторию падения с возможным местонахождением предмета на полу, не пытаясь поискать его там;

д) наклоняется, чтобы найти предмет, в направлении его падения, даже когда последняя часть траектории падения не была видна.

Месяцев

Дальнейшее развитие представления о движении предметов в окружающем пространстве предполагает локализацию быстро движущихся предметов, даже когда часть траектории их падения не была видима.

Ситуация: ребёнок наклоняется, чтобы найти упавший предмет, в направлении его падения. (См. ситуацию для детей 6 месяцев.)

Указания: те же, что и в предыдущей ситуации.

Действия ребёнка:

а) ищет глазами в пространстве вокруг места исчезновения предмета;

б) смотрит на руку экспериментатора;

в) низко наклоняется в поисках предмета и смотрит непосредственно в то место, куда он упал;

г) см. пункт «д» в ситуации для младенцев 6 месяцев.

Месяцев

Развитие более полного представления о трёхмерных предметах предполагает понимание ребёнком их вращения в пространстве.

Ситуация: ребенок узнает другую сторону предмета.

Предмет: любой привлекательный для младенца предмет, например: фигурка животного или детская бутылочка для молока, которые имеют нефункциональную сторону. Расположите перед ребенком предмет так, чтобы он мог достать его.

Указания: редмет должен быть обращен к ребенку функциональной стороной. Когда малыш потянется за предметом- быстро поверните предмет таким образом, чтобы сейчас ребёнок видел его другую нефункциональную сторону, например донышко бутылки. Наблюдайте за поведением малыша.

Повторение: 2-3 раза.

Действие ребенка:

а) продолжает тянуться к предмету и хватает его;

б) отдергивает руку, выражая удивление, увидев другую сторону предмета;

в) хватает предмет, но поворачивает его к себе функциональной стороной несколько раз или внимательно изучает обе стороны предмета.

9 месяцев.

Развитие представления о взаимосвязи нескольких предметов в пространстве предполагает действенное использование отношений между ними.

Ситуация: ребенок использует один предмет в качестве «содержащего» для другого предмета – «содержимого».

Размещение: ребенок может сидеть за столом или на полу на коврике.

Предмет: несколько кубиков и коробка.

Указания: дайте ребенку кубики и коробку. Если он сам не начинает играть ими, положите несколько кубиков в коробку так, чтобы малыш это видел. Обратите его внимание на заполненную кубиками коробку. Понаблюдайте за дальнейшим поведением ребенка.

Повторение: 2-3 раза.

Действие ребенка:

а) не кладет кубики в коробку, а только играет ими;

б) вынимает кубики из коробки, но не кладет их обратно туда;

в) кладет кубики в коробку и затем вынимает их один за другим;

г) складывает кубики в коробку, а затем высыпает их.

Месяцев

Наблюдается дальнейшее развитие представления об отношениях объектов в пространстве, если ребенок в своих действиях предвосхищает силы, влияющие на предмет.

Ситуация: ребенок строит башню, ставя один кубик на другой, соблюдая равновесие.

Месяцев

Ситуация: ребенок использует веревку в вертикальном положении для того, чтобы поднять предмет с пола, который не может достать, сидя на высоком стуле.

Месяцев

У ребенка имеются представления об отношениях объектов в его ближайшем окружении, если он знает, где находятся знакомые ему предметы и лица и определяет их отсутствие.

Ситуация: ребенок определяет отсутствие знакомого человека.

Указания: выяснить у родителей, кого из членов семьи нет дома и чей уход был ребенком замечен. Спросить малыша, где отсутствующий член семьи, и наблюдать за поведением ребенка.

Действие ребенка:

а) не понимает вопроса;

б) идет посмотреть, находится ли этот человек на своем обычном месте;

в) показывает, что понимает отсутствие члена семьи;

г) говорит что-либо об отсутствующем члене семьи.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.