Шкала 4. Последовательность в развитии представлений об операциональной причинности — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Шкала 4. Последовательность в развитии представлений об операциональной причинности

2017-11-27 131
Шкала 4. Последовательность в развитии представлений об операциональной причинности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Месяца

В результате координации двух схем становится возможен кратковременный контроль за источником воспринимаемого явления.

Ситуация: ребенок наблюдает за манипуляцией своих рук.

Размещение: ребенок может находиться на любой поверхности, где в его поле зрения отсутствуют привлекательные предметы.

Указания: понаблюдайте, будет ли младенец следить за своими руками, когда они некоторое время находятся перед его глазами. Выясните у матери, наблюдала ли она, чтобы младенец подносил свои ручки к глазам и двигал ими, пока их видел. Понаблюдайте за малышом в течение нескольких минут.

Действия ребенка:

а) наблюдение за движениями рук отсутствует;

*б) наблюдает за движениями своих рук.

3 месяца

В результате немедленного повторения эффективных действий становится возможен более определенный контроль за источником воспринимаемого явления.

Ситуация: ребенок немедленно повторяет действие, в результате которого происходит интересное для него явление.

Размещение: ребенок может находиться в полусидячем положении в специальном креслице для младенцев.

Предмет: любой предмет, который может быть активизирован путем применения ранних двигательных схем на основе зрительного и слухового восприятия. Например: яркая погремушка с ручкой или набор красочных звучащих шариков (колец) на резинке.

Указания: подберите какую-либо звучащую яркую игрушку, которая могла бы заинтересовать младенца, когда он будет с ней действовать. Держите игрушку таким образом, чтобы малыш мог легко коснуться ее рукой, но не мог бы схватить. Если ребенок не касается игрушки и не ударяет по ней в течение 15 секунд после ее предъявления - легонько ударьте игрушкой по руке младенца, позволяя тем самым ему увидеть, что это дает интересный эффект. Затем держите игрушку снова в первоначальном положении 15-20 секунд.

Действия ребенка:

а) проявляет интерес к игрушке, только смотря на нее;

б) усиливает движения руки в направлении к предмету и иногда приводит его в действие, но не постоянно;

в) систематически повторяет движения рукой и постоянно заставляет предмет служить источником интересного впечатления;

г) старается только схватить предмет.

Месяца

Обобщение эффективных действий предполагает определенные действия ребенка.

Ситуация: прекращение интересного явления вызывает определенные действия ребенка.

Размещение: такое же. Важно, чтобы руки и ноги малыша были свободными для движений.

Предмет: любой предмет, который производит интересный для младенца эффект, когда с ним действуют. Это могут быть: неваляшка, которая звучит, когда ее толкают или раскачивают; собачка, которая прыгает, когда ее тянут за веревочку; юла, которая «поет», когда ее крутят.

Указания: держите предмет в поле зрения ребенка и, пока малыш смотрит на него, активизируйте игрушку, а затем резко прекратите ее действие. Проделайте так 3-4 раза. Понаблюдайте, совершает ли ребенок во время пауз какие-либо действия, например: настойчиво вокализирует; двигает ножками; машет руками; ударяет рукой по поверхности и т.п.

Повторение: 1-2 разных предмета.

Действия ребенка:

а) проявляет интерес к предмету только во время его действия;

б) проявляет возбуждение и высокий уровень активности на протяжении всей ситуации;

в) настойчиво совершает какие-либо действия во время пауз, как бы вызывая прекратившееся действие предмета;

г) тянется, чтобы схватить предмет, но не действует с ним после схватывания.

Месяцев

Определение ребенком источников причинности вне себя предполагает прямое действие на эти источники.

Ситуация: ребенок дотрагивается до руки экспериментатора после того, как тот прекращает ударять кубиком о кубик.

Предмет: 2 деревянных ярких кубика.

Размещение: ребенок может находиться в детском креслице.

Указания: постучите двумя кубиками друг о друга перед малышом некоторое время, а затем наблюдайте за его поведением.

Действия ребенка:

а) не проявляет интереса к действию экспериментатора;

б) реагирует на процедуру стучания кубиками;

в) берет кубики из рук экспериментатора, но ничего не делает ими;

г) дает кубики экспериментатору для совершения повторного действия ими;

д) берет кубик и стучит им по кубику в руке экспериментатора.

ИЛИ:

Ситуация: ребенок дотрагивается до руки экспериментатора или до коробки после того, как экспериментатор продемонстрировал трясение коробки, в которой находятся предметы.

Указания: возьмите несколько кубиков, положите в коробку и потрясите ее некоторое время. Поставьте коробку и понаблюдайте за поведением ребенка.

Действия ребенка:

а) не проявляет интереса к действию;

б) реагирует на процедуру;

в) дотрагивается до руки экспериментатора;

г) возвращает коробку экспериментатору;

д) старается трясти коробку.

ИЛИ:

Ситуация: ребенок дотрагивается до руки экспериментатора или до игрушки после демонстрации ее кружения.

Предмет: музыкальная юла.

Указания: продемонстрируйте малышу, как крутится и звучит юла, а затем понаблюдайте за его поведением

Действия ребенка:

а) не проявляет интереса к игрушке после того, как она остановилась

б) реагирует на процедуру

в) возвращает игрушку экспериментатору для повторения действия;

г) дотрагивается до игрушки или руки экспериментатора после прекращения действия юлы;

д) пытается покрутить игрушку сам.

Месяцев

Дальнейшее выявление причины явления предполагает замену просьбы на прямое действие, обращенное к другому человеку.

Ситуация: возвращает игрушку экспериментатору после ее демонстрации или после остановки ее движения с тем, чтобы ее вновь «завели».

Предмет: любая механическая заводная игрушка, которую приводит в действие экспериментатор. Это может быть курочка, которая начинает клевать, если ее завести, или кукла, которая двигается и поет, когда ее заведут. Наиболее удачной будет такая игрушка, действие которой ребенку трудно произвести самостоятельно.

Размещение: привлечь внимание ребенка и продемонстрировать ему, как действует предмет (двигается, издает мелодию и т.п.). Когда игрушка остановится, нужно обождать немного, оставляя предмет и свою руку в пределах досягаемости малыша. Необходимо, чтобы ребенку была заметна роль экспериментатора в активизации игрушки. Предмет демонстрируется 2-3 раза.

Указания: ребенок и экспериментатор сидят за столом напротив друг друга.

Повторение: 2-3 раза

Действия ребенка:

а) показывает интерес к действиям взрослого, но не делает попыток возобновить их;

б) совершает какие-нибудь действия, когда предмет останавливается;

в) легко касается руки экспериментатора или самой игрушки, когда та останавливается;

г) поднимает игрушку и дает се экспериментатору с тем, чтобы он снова привел ее в действие;

д) старается сам завести игрушку.

Месяцев

Дальнейшая объективация причинности предполагает узнавание правильных способов активизации предметов.

Ситуация: ребенок пытается сам привести в действие механическую игрушку после демонстрации экспериментатором ее действия.

Указания: дайте малышу любую механическую (заводную) игрушку после того, как экспериментатор продемонстрировал ее, приводя в действие, и ребенок это видел. Понаблюдайте за попытками малыша завести игрушку после остановки се действия. Затем снова покажите, как игрушка приводится в движение, и наблюдайте за поведением ребенка.

Действия ребенка:

а) отходит от игрушки;

б) дотрагивается до игрушки и ждет, когда она начнет двигаться;

в) подает игрушку экспериментатору для того, чтобы он завел ее;

г) пытается силой заставить игрушку двигаться;

д) исследует, как заставить игрушку двигаться;

е) пытается завести игрушку правильным способом после показа экспериментатора.

Месяц

Возрастание способности к объективации причинности предполагает спонтанные действия ребенка для активизации предмета.

Ситуация: ребенок пытается сам, без показа экспериментатора, правильно завести механическую игрушку.

Размещение: то же.

Предмет: любая заводная механическая игрушка.

Указания: заведите игрушку, но ребенок не должен видеть, как вы это сделали, и продемонстрируйте ее ребенку. Когда игрушка остановится, понаблюдайте за поведением малыша. Если попытки ребенка привести игрушку в движение безуспешны снова заведите ее незаметно для него. После остановки игрушки снова наблюдайте за поведением малыша. Если и на этот раз попытки ребенка неудачны - покажите ему, как нужно завести игрушку, и опять наблюдайте за ним.

Повторение: 1-2 разные заводные игрушки.

Действия ребенка:

а) играет предметом, забыв о том, что он может двигаться;

б) старается силой заставить игрушку двигаться;

в) дотрагивается до руки экспериментатора и до игрушки во время остановки ее движения;

г) отдает игрушку экспериментатору и ждет, когда он ее заведет;

д) пытается завести игрушку разными способами (может быть и неуспешно) без показа экспериментатора;

е) пытается завести игрушку после показа экспериментатора.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.