Изучение темперамента школьника методом наблюдения — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Изучение темперамента школьника методом наблюдения

2017-11-27 994
Изучение темперамента школьника методом наблюдения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изучение темперамента школьника методом наблюдения

План наблюдений

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

§ а) легко включается в работу;

§ б) действует со страстью;

§ в) действует спокойно, без лишних слов;

§ г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

§ а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает тоже самое;

§ б) возмущается тем, что ему делают замечания;

§ в) выслушивает и реагирует спокойно;

§ г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

§ а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

§ б) быстро, со страстью, но других не слушает;

§ в) медленно, спокойно, но уверенно;

§ г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она незакончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

§ а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

§ б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

§ в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

§ а) бросает, потом опять продолжает работу;

§ б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

§ г) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

§ а) быстро соглашается;

§ б) возмущается;

§ в) остается, не говорит ни слова;

§ г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

§ а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

§ б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

§ в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;

§ г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему, отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана.

Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:

§ а) сангвинический;

§ б) холерический;

§ в) флегматический;

§ г) меланхолический.

Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+» в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку «чистых» темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.

 

Опросник Юнга

Данная методика предложена К. Юнгом для выявления типологических особенностей личности.

Инструкция: На каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать ответ, который подходит вам больше, и поставить букву, обозначающую этот ответ.

  1. Что вы предпочитаете?
    • немного близких друзей;
    • большую товарищескую компанию.
  2. Какие книги вы предпочитаете читать?
    • с занимательным сюжетом;
    • с описанием переживаний героев.
  3. Что вы скорее можете допустить в разговоре?
    • опоздание;
    • ошибки.
  4. Если вы совершаете дурной поступок, то:
    • остро переживаете;
    • острых переживаний нет.
  5. Как вы сходитесь с людьми?
    • быстро, легко;
    • медленно, осторожно.
  6. Считаете ли вы себя обидчивым?
    • да;
    • нет.
  7. Склонны ли вы хохотать, смеяться от души?
    • да;
    • нет.
  8. Считаете ли вы себя?
    • молчаливым;
    • разговорчивым.
  9. Откровенны ли вы или скрытны?
    • откровенен;
    • скрытен.
  10. Любите ли вы заниматься анализом своих переживаний?
    • да;
    • нет.
  11. Находясь в обществе, вы предпочитаете:
    • говорить:
    • слушать.
  12. Часто ли вы переживаете недовольство собой?
    • да;
    • нет.
  13. Любите ли вы что-нибудь организовывать?
    • да;
    • нет.
  14. Хотелось бы вам вести интимный дневник?
    • да;
    • нет.
  15. Быстро ли вы переходите от решения к исполнению?
    • да;
    • нет.
  16. Легко ли вы меняете ваше настроение?
    • да;
    • нет.
  17. Любите ли вы убеждать других, навязывать свои взгляды?
    • да;
    • нет.
  18. Ваши движения:
    • быстры;
    • замедленны.
  19. Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях:
    • часто;
    • редко.
  20. В затруднительных случаях:
    • спешите обратиться за помощью к другим;
    • не любите обращаться.

Тест «Самооценка силы воли»

Тест разработан и описан Н.Н. Обозовым (1997) и предназначен для изучения обобщенной характеристики проявления силы воли.

Инструкция

На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да»; «не знаю» или «бывает», «случается»; и «нет». Если Вы ответили:

  • «да», то за это присваивается – 2 балла;
  • «не знаю» или «бывает», «случается» – 1 балл;
  • «нет» – 0 баллов.

При последовательном ответе на вопросы от 1 до 15 необходимо сразу суммировать набираемые баллы.

Текст опросника

  1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?
  2. Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?
  3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе (учебе) или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?
  4. Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?
  5. Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?
  6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
  7. Быстро ли вы отвечаете на письма?
  8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
  9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?
  10. Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли вы человеком слова?
  11. Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?
  12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
  13. Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?
  14. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?
  15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?

Тест «Два домика»

Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Анализ результатов:

Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.

+4 и более баллов – «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.

от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

от –2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.

0 баллов (выборы со знаком «+» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.

–1 и менее баллов – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.

Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.

Предсказать трудности в общении с одноклассниками в школе у таких детей можно с большой вероятностью.

 


Стимульный материал

Обработка результатов

Подсчитайте % продуктивности В:

Нормативы:

  • 70-100% - высокий показатель (1),
  • 30-70% - средний показатель (2),
  • 0-30% - низкий показатель (3).

 


Порядок работы.

Экспериментатор (преподаватель) с помощью ручного секундомера хронометрирует выполнение заданий по следующим инструкциям.

1. Первая инструкция:

«В течении минуты запишите в своих тетрадях любые женские имена, начинающиеся на букву "Р"». Можно варьировать изменения букв, женские и мужские имена, другие задания типа «Запишите любые города, начинающиеся с определенной буквы». Количество правильно записанных испытуемым слов будет соответствовать показателям вербальной беглости.

2. Вторая инструкция:

«Нарисуйте в течение минуты в этих кружочках те объекты, которые относятся к классу "Флора"».

В данном случае оценивается активность испытуемого по параметру образной беглости. Испытуемые подготавливают матрицу из 6-8 кружочков небольшого размера, где по указанию экспериментатора они должны рисовать различные объекты, включая форму кружочка в рисунок. Содержание инструкции: здесь также можно варьировать характер инструкции, соблюдая условие равенства трудности заданий. Количество правильно нарисованных объектов будет соответствовать показателям образной беглости.

3. Третья инструкция:

«В течение минуты составьте и запишите в тетрадях осмысленные предложения из четырех слов, начинающихся на буквы П, И, О, Л».

Задание направлено на выяснение особенностей гибкости (дивергентности) мышления в варианте вербального вида. Можно привести пример выполнения задания, в данном случае – написать предложение «Постепенно Исчезли Опавшие Листья» или что-либо аналогичное. Количество правильно составленных предложений будет соответствовать показателям вербальной гибкости.

Четвертая инструкция.

Экспериментатор (преподаватель) рисует на доске какой-либо фрагмент без смысловой нагрузки, например, крест, пересекающиеся линии, круг, волнистую линию и т.д. Инструкция для испытуемых: «В течение минуты вмонтируйте этот фрагмент как можно в большее количество законченных рисунков». Вид задания направлен на определение особенностей образной гибкости испытуемых.

Тест «Художник — Мыслитель»

Инструкция: «Ответьте на следующие вопросы, пользуясь десятибалльной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию — 10 баллов. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время и не счастливый оптимист, то в вашем распоряжении все остальные баллы от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку "за настроение"».

Вопросы:

1. У меня преобладает хорошее настроение.

2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.

3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.

4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.

5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

6. Мне трудно дается алгебра.

7. Я легко запоминаю незнакомые лица.

8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.

9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

10. У меня преобладает плохое настроение.

Подсчитайте сумму баллов по вопросам:

Л = 1, 2, 5, 8, 9 («левополушарный»)

П = 3, 4, 6, 7, 10 («правополушарный»)

Если ваш «левополушарный» (Л) результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П) результат, то у вас преобладает логический тип мышления.

Если у вас (П) больше (Л), то вы человек художественного склада.


Тест-задание на гибкость построения графического образа

Задание: Используя нарисованные изображения постарайтесь придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовывать к фигуркам любые детали и объединять фигуры в один рисунок.

 


Изучение темперамента школьника методом наблюдения

План наблюдений

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

§ а) легко включается в работу;

§ б) действует со страстью;

§ в) действует спокойно, без лишних слов;

§ г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

§ а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает тоже самое;

§ б) возмущается тем, что ему делают замечания;

§ в) выслушивает и реагирует спокойно;

§ г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

§ а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

§ б) быстро, со страстью, но других не слушает;

§ в) медленно, спокойно, но уверенно;

§ г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она незакончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

§ а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

§ б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

§ в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

§ а) бросает, потом опять продолжает работу;

§ б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

§ г) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

§ а) быстро соглашается;

§ б) возмущается;

§ в) остается, не говорит ни слова;

§ г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

§ а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

§ б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

§ в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;

§ г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему, отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана.

Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:

§ а) сангвинический;

§ б) холерический;

§ в) флегматический;

§ г) меланхолический.

Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+» в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку «чистых» темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.

 

Опросник Юнга

Данная методика предложена К. Юнгом для выявления типологических особенностей личности.

Инструкция: На каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать ответ, который подходит вам больше, и поставить букву, обозначающую этот ответ.

  1. Что вы предпочитаете?
    • немного близких друзей;
    • большую товарищескую компанию.
  2. Какие книги вы предпочитаете читать?
    • с занимательным сюжетом;
    • с описанием переживаний героев.
  3. Что вы скорее можете допустить в разговоре?
    • опоздание;
    • ошибки.
  4. Если вы совершаете дурной поступок, то:
    • остро переживаете;
    • острых переживаний нет.
  5. Как вы сходитесь с людьми?
    • быстро, легко;
    • медленно, осторожно.
  6. Считаете ли вы себя обидчивым?
    • да;
    • нет.
  7. Склонны ли вы хохотать, смеяться от души?
    • да;
    • нет.
  8. Считаете ли вы себя?
    • молчаливым;
    • разговорчивым.
  9. Откровенны ли вы или скрытны?
    • откровенен;
    • скрытен.
  10. Любите ли вы заниматься анализом своих переживаний?
    • да;
    • нет.
  11. Находясь в обществе, вы предпочитаете:
    • говорить:
    • слушать.
  12. Часто ли вы переживаете недовольство собой?
    • да;
    • нет.
  13. Любите ли вы что-нибудь организовывать?
    • да;
    • нет.
  14. Хотелось бы вам вести интимный дневник?
    • да;
    • нет.
  15. Быстро ли вы переходите от решения к исполнению?
    • да;
    • нет.
  16. Легко ли вы меняете ваше настроение?
    • да;
    • нет.
  17. Любите ли вы убеждать других, навязывать свои взгляды?
    • да;
    • нет.
  18. Ваши движения:
    • быстры;
    • замедленны.
  19. Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях:
    • часто;
    • редко.
  20. В затруднительных случаях:
    • спешите обратиться за помощью к другим;
    • не любите обращаться.

Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.