Словарь по предмету «Основы психологии и педагогики» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Словарь по предмету «Основы психологии и педагогики»

2017-11-27 131
Словарь по предмету «Основы психологии и педагогики» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Словарь по предмету «Основы психологии и педагогики»

 

Выполнил Погадаева Наталья Николаевна гр. № 411-Б

 

Преподаватель: к.п.н., А.Л. Морозова

 

Дата 30.03.2012г.

 

 

Психотип личности

Психотип - это только способ восприятия человеком окружающего мира. Психотип придает человеку отличительные черты не только в поведении, но и во внешности - телосложении, жестах, эмоциях и мимике. Каждая психическая функция и соционическая дихотомия имеют свое яркое отражение во внешности человека. Этот своеобразный отпечаток все мы несем по жизни.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

 

Типы акцентуаций характера по К.Леонгарду

Карл Леонгард выделил двенадцать типов акцентуации. По своему происхождению они имеют разную локализацию.

К темпераменту, как природному образованию, Леонгардом были отнесены типы:

  • гипертимный — желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи
  • дистимический — заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи
  • аффективно-лабильный — взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны
  • аффективно-экзальтированный — воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ
  • тревожный — боязливость, робость, покорность
  • эмотивный — мягкосердечие, боязливость, сострадание

К характеру, как социально обусловленному образованию, он отнёс типы:

  • демонстративный — самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон
  • педантичный — нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия Я идеалам
  • застревающий — подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию
  • возбудимый — вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты

К личностному уровню были отнесены типы:

  • экстравертированный
  • интровертированный

Cтоит обратить внимание на то, что понятия экстраверсии и интроверсии, использованные Леонгардом, ближе всего к представлениям Юнга: экстраверт по Леонгарду — это человек, ориентирующийся на внешние, «объективные» стимулы, восприимчивый к влиянию среды и заинтересованный в нём, в то время как интроверт — ориентирован на свои «субъективные» представления, мало подвержен внешнему влиянию и не заинтересован в нём.[1] Такое понимание экстраверсии и интроверсии не является единственно верным — в психологии существуют и другие описания этих характеристик, например, у Айзенка.

Объект, предмет, методы психологии

Объект психологии

Что является объектом психологи? Казалось бы ответ более чем прост, но в то же время необъясним и практически закрыт, поскольку предметом психологии, следуя из названия этой науки, является душа. Однако, научно определить понятие душа невозможно. "Что такое душа? Это всё, что я вижу, слышу, помню, что я узнал от других, прочитал в книгах, придумал и постиг... Душа - это разум... это воля, это присущая мне способность поступать тем или иным образом.... это чувства.... но как исследовать то, что нельзя ни разрезать, ни подвергнуть химическому анализу, ни положить на предметное стёклышко микроскопа?" Симонов П.В.

Самый важный объект психологии как науки является человек или определенная группа людей (и конечно же, животных) как постоянные носители психики.

Предмет психологии

называют психические процессы, а также связанные с ними свойства и состояния людей, и закономерности их поведения. Особо важная роль в этом отводится тщательному изучению порождений сознания, его разностороннего развития, полноценного функционирования и связи с практической деятельностью человека, а также общим поведением.

Методы психологии

Методы психологии — это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу метод в психологии представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Так, метод интроспекции включает одну совокупность операций, а метод эксперимента — совершенно иную.

Представление о методе психологии или способе изучения психической реальности исходит из вполне определенного ее понимания. Многообразие же исторических определений предмета психологии приводит к возникновению и сосуществованию многих психологических школ и направлений. Подобное утверждение верно и относительно методов психологии.

Метод психологии в его единстве с предметом психологии составляет научный подход к изучаемой реальности. Существо научного подхода выражается в методологических принципах, т. е. установках, организующих направление и характер исследования. Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах психологии. Исследовательский метод психологии есть форма организации определенного способа познания. Требованиям объективности исследования отвечают методы внешнего наблюдения, эксперимента, тестов и т. д. Методологические установки изучения развивающихся объектов адекватно реализуются в методах биографического изучения, в эксперименте и т. д.

В свою очередь, метод психологии конкретизируется в исследовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода психологии может быть создано множество методик. Например, экспериментальный метод в психологии воплощен в методиках изучения интеллекта, воли, личности и других сторон психологической реальности.

Фактом психологической науки является то, что у нее нет однозначного набора исследовательских методов. Существующиеметоды психологии получают свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Есть методы психологии, которые используются только представителями данного направления в психологии, и есть методы, используемые в разных направлениях.

Учение о методе психологии составляет особую область знания — методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Методология равно относится и к теоретической, и к практической деятельности человека. С этой точки зрения существуют методология юридической деятельности, методология юридической науки и т. п. Методология учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат; исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания, законы его функционирования и изменения, объяснительные схемы науки и т. п.

В качестве мировоззренческой основы психологической антропологии может быть определена философская антропология как учение о целостной человеческой реальности. Человек понимается как самостоятельное и свободное существо, творчески воздействующее на объективные сферы бытия. Конкретно-научное познание человека должно исходить из философского понимания сущности человека, из выявления основной структуры человеческого бытия, из фундаментальных свойств человеческого способа существования. Одним из постулатов этой методологии является положение о бесконечности человека и о принципиальной незавершенности его бытия. Поэтому невозможно окончательно познать и определить человека. Следует различать познание абстрактного человека в специальных науках и понимание его духовной сути, выявление «человека в человеке», его живой человеческой индивидуальности.

Объект педагогики

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих, - передать его следующему поколению.

Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Это греческое слово можно перевести как "детоводитель". Таким образом, "педагогика" в буквальном переводе с греческого - детовождение. Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Новое время, которым стал рубеж третьего тысячелетия, а также происходящие события, как в стране, так и в мире, стали основанием для расширения объективного поля педагогики. Теперь педагогика – не наука о детстве и школе, современная жизнь заставляет ее расширить свои представления и стать наукой о жизни человека. Педагогика стала сталкиваться с принципиально новыми требованиями к жизни человека, с изменившимися условиями существования и развития человека, которые стали оказывать на них значительное социально-педагогическое влияние. Источники новых педагогических сил стали выходить за рамки школы, семьи, стали выпадать из-под контроля, плохо поддаваться целенаправленному педагогическому усовершенствованию, что существенно стало ослаблять силу традиционной школьной и семейной педагогики и повышать роль реалий «педагогики жизни».

Объектами исследований и практического применения педагогики становится широкий круг жизни государства, общества, а именно их структура, субъекты, факторы, условия жизнедеятельности, которые оказывают влияние на воспитанность, обученность, развитость граждан, на цивилизованную самореализацию каждого человека в жизни, на социальные группы общества, прогресс страны, человечества.

Предмет педагогики

Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.

Общая педагогика – изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).

Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов.

Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания осуждённых.

Педагогика в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида.

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Методы педагогики

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:

1. убеждение;

2. убеждения и приучения;

3. обучение;

4. стимулирование;

5. контроль и оценка.

Память

Виды памяти

Наглядно-образная память. Ее особенностью является запечатление заучиваемого материала первосигнально, в форме зрительных, слуховых, осязательных и других представлений. Например, гимнастическое упражнение на параллельных брусьях, показанное на уроке, может быть запомнено в виде зрительных или мышечно-двигательных представлений, имеющих характер конкретного образа этого упражнения.

Наглядно-образная память имеет особенно большое значение в творческой деятельности в области того или иного вида искусства.

Словесно-логическая память. При этой памяти запоминаются уже не конкретные образы предметов, а выраженные в словах мысли, отражающие сущность изучаемых явлений. Этот вид памяти иногда называют смысловой памятью. Например, можно не только запечатлеть в памяти в наглядных образах вид изученного гимнастического упражнения, но и запомнить понимание сущности данного упражнения. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме. Отсюда этот вид памяти и получил свое название — словесно-логическая память.

Двигательная память. Содержанием этого вида памяти являются мышечно-двигательные образы заученных движений — мышечно-двигательные представления формы, величины, скорости, амплитуды движений, их последовательности, темпа, ритма и т. д. Двигательная память имеет основное значение при запоминании физических упражнений, а также в трудовых процессах, связанных с движениями. Она лежит в основе вырабатываемых при этом двигательных навыков.

Эмоциональная память. Ее содержанием являются имевшиеся в прошлом эмоциональные состояния. Так, в памяти может всплыть чувство неуверенности, смущения или даже некоторого страха, которое испытывалось при первых попытках выполнить трудное гимнастическое упражнение.

Тренировка памяти

Использование различных методик запоминания является, с одной стороны, некоторым трюком, но со временем их применение приводит к тому, что индивид обучается не только эксплуатировать эти тактики, но видоизменять их, делать их персонифицированными — основанными на личных предпочтениях. В итоге мы получаем индивидуальные уроки по тренировке памяти.

1. Запоминание текстов с Цицероном

а) размечаем текст на небольшие участки, каждый из которых нам доступно запомнить;

б) в каждом выбираем несколько смысловых «опорных» слов;

в) придумываем образ из полученных слов — историю, существо и т. д. — и связываем с порядковым номером участка.

Вспоминаем в обратном порядке:

в) по номеру участка вспоминаем образ;

б) по образу — опорные слова;

а) по опорным словам вспомнится весь текст.

Это отличная тренировка памяти для тех, кому приходится делать доклады, выступать на презентациях и так далее.

2. Цепь образов

Это упражнение позволяет запомнить большое количество пар слов, например, «дом-крючок», а затем по первому слову легко воспроизвести второе. Эта методика тренировки памяти может с успехом использоваться и для построения более длинных цепей.

Нужно связать первое слово со вторым логической цепью. Например:

«Дом — стоит у воды — в воде рыба — рыбу ловят на крючок».

Теперь слово «дом» будет некоторое время стойко ассоциироваться с крючком.

3. Придумывание историй

Скажем, перед походом в магазин вам необходимо запомнить большой список предметов. Напишите их на бумаге и составьте небольшую историю, в которой будут упомянуты все предметы. Еще раз мысленно прокрутите ее про себя — это отличный метод тренировки памяти, и можете отправляться в магазин. Вы все отлично запомнили!

Внимание

Конфликт

Виды конфликтов

Конфликт (От лат. Conflictus - столкновение) – противостояние двух или более сторон (столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме), когда хотя бы одна из сторон предпринимает или демонстрирует эмоционально окрашенное отношение или конкретные действия к другой стороне.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т п.

Конфликт - перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

Виды конфликтов

Конфликты различают:

- по способам их разрешения на антагонистические и компромиссные;

- по природе возникновения на социально-организационные и эмоциональные;

- по направленности воздействия на вертикальные (“высший против среднего и против низшего”) и горизонтальные ("равный против равного");

- по количеству участников, задействованных в конфликте, на внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые и др.

Конфликты подразделяются на виды:

Биполярные (2 противостоящих стороны).

Мультиполярные (количество участников конфликта более 2-х человек).

 

По длительности конфликты бывают:

Кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов).

Длительные (от нескольких часов до нескольких суток).

Затяжные (длятся дольше, или вообще не находится решение).

По степени выпаженности:

Скрытые (когда видимых проявлений недостаточно).

Частично скрытые (имеются видимые проявления, но недостаточные для выявления глубинных причин).

Открытые (все проявления открыто демонстрируются участниками).

Преднамеренные (специально задуманные, спланированные и проведенные по заданному сценарию).

Потенциальные.

По организации:

Инициативные (1 из участников выступает в роли инициатора).

Спровоцированные (в силу обстоятельств).

Нечаянные.

Внутриличностный конфликт - трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, увлечениями человека и т.п. Внутриличностный конфликт сопровождается сильными эмоциональными переживаниями.

Межличностный конфликт – конфликт между двумя и более людьми. Межличностный конфликт очень тесно связан с внутриличностным. Противоборство людей происходит на основе столкновения их личных мотивов.

Внутригрупповой конфликт – конфликт внутри группы.

Межгрупповой конфликт – конфликт между двумя или несколькими группами. Противоборствующие стороны – группы (малые, средине и микрогруппы). В основе такого типа конфликтов лежит - столкновение противоположно направленных групповых мотивов.

Латентный конфликт - конфликт, не проявляющийся открыто. Латентный конфликт не осознается конфликтующими сторонами.

Мнимый конфликт - конфликт, являющийся самоцелью по крайней мере для одной из конфликтующих сторон. Следствием мнимого конфликта является снятие эмоционального напряжения, но не разрешение объективного противоречия.

Ролевой конфликт - ситуация, когда человек сталкивается с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей.

Явный конфликт - конфликт, проявляющийся открыто и осознаваемый в качестве такового.

 

Управление конфликтами.

Способы решения конфликтов.

Разрешение конфликтов

Решение конфликта - устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.

 

 

1. Уступка.

Полностью принимаются все условия оппонента, невыгодные для другой стороны, т.е. интересы оппонента учтены на 100%, а собственные – на 0%.

2. Подавление.

Оппонент полностью принимает условия другой стороны, невыгодные для него, т.е. интересы оппонента учтены на 0%, а собственные – на 100%.

3. Уход от конфликта.

В результате не выигрывает ни одна из сторон. Самый неблагоприятный вариант, т.к. не учитываются интересы ни одной из сторон, и конфликт, по сути, остаётся нерешённым.

4. Компромисс.

Принимается решение, частично удовлетворяющее интересы обеих сторон (50/50).

5. Сотрудничество.

Принятое решение полностью удовлетворяет интересы обеих сторон. Самый благоприятный вариант, интересы сторон учтены на 100% и конфликт исчерпан.

Существуют конфликты, которые не решаются с помощью вышеперечисленных стратегий. Варианты:

- Уничтожение одной из конфликтующих сторон (например, терроризм).

- Привлечение посредника.

Посредник – третья сторона, не вовлеченная в желание завладеть объектом конфликта, не заинтересованная не в одном исходе конфликта (например, судья).

- Привлечение еще одной силы гораздо более мощной, чем две конфликтующие стороны.

Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам.

Как бы ни учили людей общаться, какие бы тренинги по сплочению и командообразованию ни проводили, конфликты в коллективе все равно неизбежны. Всегда были, есть и будут противоречия как между отдельными людьми, так и группами, которые рано или поздно приведут к конфликтам. Избежать конфликтов практически невозможно.

Важнейшая задача руководителя любого уровня — решение проблем регулирования конфликтов, использовать внутреннюю энергию конфликта для продвижения вперед.

недопущение их перерастания из конструктивной в деструктивную форму, предотвращение разрастания, генерализации конфликта.

Депрессия

Причины, виды, лечение

Общие сведения

Депрессия серьезное психологическое расстройство, от которого нередко страдает не только сам больной, но и его близкие. Чаще всего депрессия развивается на фоне стресса или длительно травмирующей ситуации. Нередко депрессивные расстройства скрываются под маской плохого настроения, особенностей характера. Для того чтобы не допустить тяжелых последствий, важно разобраться, как и почему возникает депрессия.

Причины депрессии

Депрессивные расстройства могут появиться в любом возрасте и у представителей любых социальных групп. Это объясняется, прежде всего, тем, что ценности современного общества оказывает существенное давление на человека. Люди стремятся к социальному благополучию, профессиональным успехам, внешней привлекательности. Если же достигнуть этого не удается, человек может впасть в отчаяние, тяжело переживать неудачи, и, как следствие, развивается депрессия. К депрессивному расстройству могут также привести и тяжелые психологические травмы, такие как смерть близкого человека, распад семьи, разрыв отношений с любимым человеком, тяжелое заболевание.

В редких случаях депрессия возникает без какой-либо очевидной причины. Ученые предполагают, что в подобных ситуациях играют роль особенности нейрохимических процессов, в частности, обмен нейромедиаторов (серотонин, норадреналин и др.).

Симптомы депрессии

Эмоциональные проявления депрессии очень разнообразны. К ним относятся чувство тревоги, отчаяния, снижение самооценки. Человек, страдающий депрессией, испытывает постоянную усталость, печаль. Он перестает интересоваться тем, что раньше приносило ему радость, становится равнодушным к окружающим.

Меняется и поведение больных. Депрессию можно заподозрить, если человек утрачивает способность к целенаправленным действиям, не может сконцентрировать внимание. Общительный и жизнерадостный по своей природе человек, впадая в депрессию, начинает избегать контактов с друзьями, близкими, «запирает себя в четырех стенах». Нередко возникает привязанность к алкоголю, наркотическим препаратам.

Больным депрессией также свойственны некоторые особенности мышления. Мысли о себе становятся негативными, человек фиксируется на отрицательных сторонах своей жизни, считает себя ненужным, никчемным, обременительным для родственников. Больному тяжело самостоятельно принимать решения.

Помимо изменений эмоциональной сферы, для депрессий также характерны физиологические (соматические) проявления. Чаще всего нарушается режим сна и бодрствования, возникает бессонница. Аппетит может исчезнуть полностью или, наоборот, усилиться и приводить к перееданию. Больные жалуются на боли в области сердца, желудка, страдают запорами. Заметно снижается энергетический запас организма, пациенты быстро переутомляются даже при небольших физических и умственных нагрузках. Нередко возникают расстройства сексуальной сферы.

Осложнения

К сожалению, алкоголизм и наркомания очень часто обусловлены депрессивными состояниями. Алкоголь и наркотики создают у больного ложное ощущение хорошего самочувствия. Депрессия также лежит в основе самых разных социальных фобий (страх потерять любимого человека, страх оказаться в общественном месте), а в тяжелых случаях может привести к суицидальным мыслям и попыткам.

Что можете сделать вы

Прежде всего, необходимо знать, что с депрессией можно и нужно бороться.

Если Вы заметили, что кто-либо из Ваших близких стал слишком часто критиковать сам себя, конфликтует с членами семьи, коллегами по работе, испытывает необъяснимое чувство страха, следует проконсультировать его у врача. Если больному поставлен диагноз депрессии, ему необходимо оказать поддержку, стараться приободрить его, даже если он сам в этом не заинтересован. Родственники пациента должны понимать, что депрессия преходящее состояние, при котором нужно оказать психологическую помощь, не погружаясь при этом в болезнь самому. Постарайтесь убедить больного, что нет никакой его вины в том, что у него возникла депрессия. Вместе вы справитесь с этим тяжелым состоянием.

Что может сделать Ваш врач

Без лечения депрессия может тянуться месяцы и даже годы. Основу лечения составляют применение медикаментов и психотерапия.

Лекарства для лечения депрессии (антидепрессанты) подбираются индивидуально для каждого больного и принимаются длительно, в течение нескольких месяцев. Медикаментозное лечение будет успешным, если пациент строго соблюдает рекомендованный режим приема препаратов.

Цель психотерапии помочь человеку научиться регулировать собственные эмоции. Этот метод лечения подразумевает активное участие самого пациента, его готовность рассказать о своих проблемах. Вся информация, полученная врачом во время сеанса психотерапии, остается тайной.
Профилактика депрессии

Для того, чтобы препятствовать развитию д епрессии, нужно научиться преодолевать стрессовые ситуации. Здоровый образ жизни, регулярная зарядка, правильный режим работы и отдыха - вот что поможет бороться со стрессом и сохранить душевное равновесие!

 

Словарь по предмету «Основы психологии и педагогики»

 

Выполнил Погадаева Наталья Николаевна гр. № 411-Б

 

Преподаватель: к.п.н., А.Л. Морозова

 

Дата 30.03.2012г.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.