Профессионально-педагогическая деятельность учителя и ее основные виды. Понятие педагогического профессионализма и ступени профессионального роста учителя. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Профессионально-педагогическая деятельность учителя и ее основные виды. Понятие педагогического профессионализма и ступени профессионального роста учителя.

2017-11-27 925
Профессионально-педагогическая деятельность учителя и ее основные виды. Понятие педагогического профессионализма и ступени профессионального роста учителя. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Психологические исследования показывают, что в учебно-воспитательном процессе имеют место следующие взаимосвязанные виды педагогической деятельности учителя:

1. Диагностическая деятельность. Она связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей физического и психического развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д.

2. Ориентационно-прогностическая деятельность. Она выражается в умении учителя определять направление предстоящей воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты, т.е. то, чего конкретно хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формировании и развитии личности учащегося он стремится получить.

3. Конструктивно-проектировочная деятельность. Она органически связана с ориентационно-прогностической деятельностью. В зависимости от конкретных условий воспитания преподаватель может предусмотреть совместную работу учащихся на подшефном предприятии, подготовку литературно-художественного концерта для рабочих, организацию экскурсий с тем, чтобы повысить содержательность и увлекательность совместной деятельности учащихся.

4. Организаторская деятельность. Она направлена на вовлечение учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулирование их активности. Для этого учителю необходимо выработать целый ряд умений, в частности, определять конкретные задачи по обучению и воспитанию учащихся, развивать их инициативу в планировании совместной работы, распределять задания и поручения, руководить ходом той или иной деятельности. Очень важным элементом этой деятельности является также умение вдохновлять учащихся к работе, вносить в нее элементы романтики и осуществлять тактичный контроль за ее выполнением.

5. Информационно-объяснительная деятельность. Ее большое значение обусловливается тем, что все обучение и воспитание, по существу, в той или иной мере основано на информационных процессах. Учитель в этом случае выступает не только как организатор учебно-воспитательного процесса, но и как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации. Вот почему такое большое значение в процессе профессиональной подготовки учителя имеет глубокое знание того учебного предмета, который он преподает, его научно-мировоззренческая убежденность. От того, как учитель владеет учебным материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами.

6. Коммуникативно-стимулирующая деятельность. Она предусматривает большое влияние учителя, которое оказывают на учеников его личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно-эстетической деятельности.

7. Аналитика-оценочная деятельность. Учитель, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет положительные стороны и недостатки, сравнивает достигнутые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставляет свою работу с опытом коллег.

Исследовательско-творческая деятельность. Элементы ее характеризуют работу каждого вдумчивого учителя. Особенно важное значение имеют две ее стороны, сущность одной из них состоит в том, что применение педагогической теории по своему существу требует от учителя известного творчества. Дело в том, что, конкретные условия обучения и воспитания слишком разнообразны, а иногда и неповторимы. Вторая сторона исследовательско-творческой деятельности связана с осмыслением и творческим развитием того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее.

Профессионализм учителя может иметь различные уровни:

- Педагогическая умелость - такой уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.

- Педагогическое мастерство - доведенная учителем до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

- Педагогическое творчество - характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических усовершенствований и отдельных инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки и коренной перестройки педагогического процесса.

- Педагогическое новаторство - включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.

60. Понятие о системе образования и тенденциях ее развития в различных странах мира. Закон «Об образовании в РБ» и отражение в нем основных принципов развития и функционирования системы образования в РБ.

Система образования – совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином обществе, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.

В систему образования любой страны обычно входят учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: дошкольное воспитание; общее среднее образование; внешкольное обучение и воспитание; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; подготовку научных и научно-педагогических кадров; последипломное образование; повышение квалификации и переподготовку кадров.

Тенденцииразвития системы образования в различных странах мира:

1. Все возрастающая потребность и заинтересованность общества в приобщении населения к более высокому уровню образования как предпосылке социального и духовного прогресса.

2. Расширение сети государственных средних общеобразовательных и профессиональных школ, а также учебных заведений, которые обеспечивают бесплатность образования.

3. В ряде стран продолжает сохраняться тенденция платности образования в частных общеобразовательных школах, а также в высших учебных заведениях.

4. Возрастает финансирование системы образования за счет государственного бюджета и местных средств.

5. Происходит расширение разнотипности школ, их структурного и профильного разнообразия.

6. Разделение изучаемых предметов на обязательные (государственный стандарт) и необязательные, изучаемые по выбору учащихся (школьный компонент), что призвано учитывать интеллектуальные склонности и способности учащихся.

7. Акцент на сочетание школьных коллективных форм обучения с расширением самостоятельной работы учащихся по овладению изучаемым материалом, формированию практических умений и навыков.

8. Укрепление преемственных связей в учебной работе различных учебных заведений, что обеспечивает свободный переход из одного учебного заведения в другое.

9. Сочетание государственного управления образованием с муниципальным руководством учебными заведениями с тем, чтобы учитывать национальные интересы в образовании с местными интересами и потребностями.

Национальная система образования в Республике Беларусь в структурном отношении включает в себя образовательно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное обучение и воспитание, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, подготовку научных и научно-педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров.

Согласно принятому закону"Об образовании в Республике Беларусь", наряду с государственными допускается создание и функционирование негосударственных образовательно-воспитательных учреждений всех типов. В законе определены принципы развития и функционирования системы образования в Республике. Основными из них являются:

- приоритет в образовании общечеловеческих ценностей;

- национально-культурная основа образования и воспитания;

- научность образования;

- ориентация на мировой уровень образования;

- гуманистический характер образования и воспитания;

- связь обучения и воспитания с общественной практикой;

- экологическая направленность образовательно-воспитательной работы;

- преемственность и непрерывность образования;

- единство обучения, духовного и физического совершенствования;

- демократизм;

- светский характер;

- поощрение и всемерное содействие развитию талантов и способностей;

- обязательность базового девятилетнего образования.

Сегодня закон ориентирует на создание и развитие самых разнообразных типов средних школ, в том числе гимназий, лицеев и т.д. Разнотипностью характеризуются также средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища и даже высшие учебные заведения.

Образование во всех типах государственных учебных заведений бесплатное. Их финансирование осуществляется из государственного бюджета, а также из бюджетов местных органов власти. Понятно, что частные учебные заведения работают за счет средств, которые платят учащиеся или их родители за обучение.

Управление учебными заведениями осуществляется в соответствии с их уставом на основе широкого участия педагогических работников, учащихся, студентов, представителей общественности.

В настоящее время предпринимаются меры к реформированию в Беларуси средней общеобразовательной школы. В процессе реформы решаются следующие вопросы: перестройка структуры школы путем деления ее на основную, 10-летнюю и создание над ней 11—12-х лицейских классов для подготовки учащихся к поступлению в высшие учебные заведения; углубление дифференциации школьного обучения в соответствии со склонностями и способностями учащихся; модернизация содержания образования и придание ему более практической направленности; создание условий для обучения и развития более способных учащихся.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.