Структура процесса формирования нравственных качеств. Критерии сформированности нравственно-этической культуры и нравственной воспитанности. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Структура процесса формирования нравственных качеств. Критерии сформированности нравственно-этической культуры и нравственной воспитанности.

2017-11-27 268
Структура процесса формирования нравственных качеств. Критерии сформированности нравственно-этической культуры и нравственной воспитанности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Структура процесса формирования нравственных качеств:

- анализ нравственной воспитанности учащихся и формирование у них потребности в ее развитии и совершенствовании;

- включение их в морально-гностическую деятельность по осмыслению сущности формируемых качеств и способов их проявления;

- выработку нравственных чувств, взглядов и убеждений;

- формирование соответствующих навыков и привычек поведения;

- развитие способности к проявлению волевых усилий, помогающих преодолевать возникающие трудности и препятствия при соблюдении норм и правил морали.

Нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе, организуемой в школе, разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработке на этой основе соответствующих личностных качеств.

Оценка развития личности может быть выражена в виде формулы нравственного воспитания, т.е. в правилах школьников. Нельзя допускать, чтобы процесс нравственного воспитания превратился в кампанию по борьбе с каким-то нежелательным явлением (например, курением).

В качестве главной цели нравственного воспитания мы избираем развитие нравственного сознания, нравственного самосознания и нравственных мотивов.

Нравственным можно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные формы поведения.

47. Роль патриотизма и культуры межнациональных отношений в социально-гражданском и духовном развитии личности, их сущность, содержание и методические основы формирования.

Важнейшей составной частью нравственного воспитания является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии человека. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается благородство и достоинство личности.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.

Патриотизм – такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость.

Культура межнациональных отношений – высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности представителей различных наций, в их общении и недопущении какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.

К содержанию патриотизма относятся: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности и преданности родине; гордость за социальных и культурные достижения своей страны; отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины, своего народа, его обычаям и традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности укреплению могущества и расцвету родины.

К содержанию культуры межнациональных отношений следует отнести: уважительное отношение к людям различных стран и национальностей; соблюдение морального такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; проявление позитивно-оценочного отношения к достижениям духовной жизни и культуры других народов; стремление поддерживать с ними доброжелательные контакты, развивать общечеловеческие ценности.

Методические основы:

1. Формирования потребностно-мотивационного компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений. Его формирование осуществляется прежде всего в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою родину, восхищались ее героической историей, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации.

2. Формирования когнитивно-интеллектуального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений. Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности указанных нравственных качеств и способов их проявления в различных видах деятельности и поведения личности. Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады и лекции на патриотические темы, литературно-художественные концерты, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов и т.д.

3. Формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Для воспитания патриотических взглядов и убеждений очень большое значение имеет создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться собственная точка зрения, упрочивается своя внутренняя позиция.

4. Формирования у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой задачи является умелое включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирования у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения и укрепления культуры межнациональных отношений (поддержание в исправности учебного оборудования, уход за памятниками воинам, природоохранительная деятельность и т.д.).

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.