Методы закрепления изучаемого материала и методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Методы закрепления изучаемого материала и методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике.

2017-11-27 938
Методы закрепления изучаемого материала и методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В дидактике большое значение придается последующей учебной работе по овладению, т.е. более глубокому осмыслению и усвоению (запоминанию) изложенного учителем материала. Решению данной задачи способствуют метод беседы по изложенному материалу и работа учащихся с учебником.

Метод беседы. Суть беседы состоит в том, что учитель с помощью умело поставленных вопросов побуждает учащихся к ответам, т.е. к активному воспроизведению изложенного им материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения (запоминания).

Работа с учебником по закреплению изложенного учителем материала. По каждому предмету есть темы, достаточно сложные для восприятия и осмысления учащимися. В этих случаях применение беседы по их закреплению сразу после изложения материала учителем не дает эффекта. Лучше всего представить возможность учащимся поработать самостоятельно с учебником и лишь после этого проводить беседу по закреплению (активному воспроизведению) материала.

Подготовка учащихся к жизни в процессе обучения обуславливает необходимость не только обстоятельного овладения основами наук или теоретическими знаниями, но и выработку практических умений и навыков применять их в различных видах трудовой и духовной деятельности. Для осуществления этого существуют методы упражнений и лабораторных занятий.

Метод упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. упражняются в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности.

Методика организации упражнений включает в себя следующие приемы: объяснение целей и задач предстоящей тренировочной работы; показ учителем способов выполнения упражнений; первоначальное воспроизведение учащимися показанных действий; последующая тренировочная деятельность учащихся по совершенствованию и упрочению приобретенных умений и навыков.

Лабораторные занятия. Этот метод широко используется при изучении естественнонаучных предметов. Сущность данного метода состоит в том, что учащиеся, изучив теоретический материал, под руководством учителя выполняют практические упражнения по применению этого материала на практике, вырабатывая таким образом разнообразные умения и навыки.

Проведение лабораторных (практических) работ включает в себя следующие методические приемы: постановку цели лабораторных (практических) занятий; определение порядка выполнения лабораторных (практических) работ и инструктирование учащихся по технике безопасности; наблюдение за ходом работы учащихся и выполнением правил техники безопасности; анализ лабораторной работы и подведение ее итогов.

 

31. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, их сущность и дидактические приемы использования.

Одной из важных задач обучения является формирование у учащихся умения и стремления к самостоятельной учебной работе по расширению и углублению научных знаний, развитию свои умственных способностей и творческих задатков. Для этого применяются такие методы обучения, как: самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой; лабораторные работы.

Самостоятельная работа учащихся – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели.

Метод работы с учебником по осмыслению и овладению новыми знаниями. Сущность этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения программного материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, понятий, выводов), при этом одновременно с усвоением знаний приобретается умение работать с учебной литературой.

Чтобы самостоятельная работа учащихся с учебником по овладению новыми знаниями давала обучающий эффект, при ее организации необходимо:

- подбирать для самостоятельной работы только такой материал, который соответствует познавательным возможностям учащихся и уровню их подготовки, позволяющим осмысливать и усваивать новые знания;

- проводить с учащимися основательную вступительную беседу, ставить перед ними цель работы, вводить в курс новой темы и четко обозначать вопросы, которые им надлежит усвоить;

- обеспечивать учащихся соответствующими наглядными пособиями или техническими средствами;

- после окончания самостоятельной работы с учебником проводить закрепление и уточнение усвоенного материала или же потренировать учащихся в применении знаний на практике.

Лабораторная работа – это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее данному им плану проделывают соответствующие опыты или выполняют определенные практические задания с целью восприятия и осмысления нового материала.

Проведение лабораторной работы включает в себя следующие приемы:

- постановку темы и задач лабораторной работы;

- определение порядка выполнения лабораторной работы или отдельных ее этапов;

- инструктирование учащихся по технике безопасности;

- непосредственное выполнение лабораторной работы под наблюдением учителя;

- подведение итогов лабораторной работы и формулирование вытекающих из нее выводов.

Контроль за качеством знаний учащихся и его виды. Методы проверки и оценки знаний, умения и навыков учащихся, их сущность и рациональные приемы применения. Уровни и критерии 10-балльной системы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Выделяются следующие виды проверки и оценки успеваемости учащихся:

- текущая проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся, которая осуществляется почти на каждом уроке;

- проверка и оценка успеваемости учащихся в конце каждой учебной четверти;

- годовая оценка знаний, умений и навыков учащихся;

- выпускные и переводные экзамены.

Проверка и оценка успеваемости учащихся включает следующие методы:

1. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся – это такой метод проверки и оценки успеваемости учащихся, когда учитель, фиксируя различные проявления и особенности их текущей учебно-познавательной деятельности, а также их отношение к выполнению учебных заданий, может судить о влиянии этих особенностей на качество овладения изучаемым материалом и учитывать их при оценке знаний, умений и навыков.

2. Устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный) – сущность состоит в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала, побуждает их к ответам, выявляя таким образом осмысленность, полноту и глубину усвоения знаний.

При индивидуальном устном опросе учащемуся ставятся вопросы, требующие связанного и логичного ответа, пояснения и аргументации отдельных положений изученного материала, что позволяет выявить качество его усвоения. При фронтальном опросе материал расчленяется на более мелкие части, что дает возможность учителю вызвать для ответа большее количество учащихся и проверить усвоение знаний. Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает 2-3 учащихся для устного воспроизведения изученного материала, а 3-4 школьника готовят письменные ответы на вопросы, заранее подготовленные учителем на отдельных карточках.

3. Выставление поурочного балла – сущность этого метода состоит в том, что учитель выставляет в конце урока или по ходу его отдельным из них оценки за знания, которые они обнаруживают в процессе занятий, дополняя или уточняя ответы других учащихся, приводя собственные примеры и т.д.

4. Контрольные работы – сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель организует в письменной форме или в виде выполнения практических заданий воспроизведение изученного материала учащимися и на этой основе оценивает качество их знаний, умений и навыков.

5. Проверка домашних работ учащихся – она осуществляется на каждом уроке и позволяет учителю изучать отношение школьников к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

6. Программированный контроль – сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается 3-4 варианта ответа, но только один из них является правильным.

7. Тест – это стандартизированное испытание, которое позволяет количественно выразить оценку тех или иных результатов учебной деятельности учащихся.

Тесты могут приобретать следующие формы: выбрать из 4-5 предложенных ответов на вопрос правильный; вставить пропущенные в задании данные; дополнить незаконченное определение того или иного понятия; исправить ошибки в предложенном тексте и т.д.

Оценка – это процесс сравнения, оценивания по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям.

Цели введения 10-балльной системы:

1. Повышение объективности оценки и качества учебной деятельности и ее результатов.

2. Обеспечение социальной защищенности.

3. Создание условий для достижения более высоких результатов.

4. Обеспечения условий для формирования адекватной самооценки личности и реализации принципа социальной справедливости.

Функции 10-балльной системы:

1. Контролирующая.

2. Образовательная.

3. Стимулирующая.

4. Диагностическая (анализ учебных достижений и процесса учебной деятельности).

5. Социальная.

Выделяются стадии в овладении учебным материалом или уровни учебной деятельности:

1. Рецептивный – это действие на узнавание, распознавание понятий, различение и установление подобия. Данный уровень оценивается в 1, 2 балла и считается самым низким уровнем. Уровень узнавания – 4%.

2. Уровень удовлетворительный (рецептивно-репродуктивный). Оценивается в 3, 4 балла. Действия на воспроизведение учебного материала (механическая память), т.е. неполное или неосознанное воспроизведение. Уровень запоминания – 16%.

3. Средний (репродуктивно-продуктивный) уровень. Это действия по воспроизведению учебного материала на уровне понимания. Описание и анализ действия с объектом изучения, 5-6 баллов. Уровень понимания – 36%.

4. Достаточный (продуктивный) уровень. Оценивается в 7-8 баллов, осуществляет действия по применению знаний по образцу, выполнение действия в соответствии с правилами, на основе обобщенного алгоритма. Уровень знаний и умений – 64%.

5. Высокий (творческий) уровень. Оценивают в 9-10 баллов. Применение знаний в незнакомой ситуации, творческий перенос знаний в незнакомой ситуации. Уровень творческий – 100%.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.