Зарождение воспитания в опыте человечества. Появление организационных форм воспитания и обучения. Древний Восток. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Зарождение воспитания в опыте человечества. Появление организационных форм воспитания и обучения. Древний Восток.

2017-11-27 206
Зарождение воспитания в опыте человечества. Появление организационных форм воспитания и обучения. Древний Восток. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие просвещения в Западной Европе в период ХI - ХIIIвв.

В 476 г. под натиском германских племен пала Римская (Западная) империя. Эта дата - точка отсчета европейского средневековья, которое завершилось в XVII в. В эту эпоху действовали факторы, которые цементировали европейское средневековое общество и определяли специфику школ и воспитания того времени. Первым - и едва ли не главным - фактором была христианская традиция, другим - влияние античной традиции (школьные программы, комментированное обучение, гуманистические идеалы воспитания). И наконец, ментальность личности средневековой эпохи невозможно представить без варварской, дохристианской, традиции. В противоположность индивидуальному, интеллектуальному воспитанию она основывалась на концепции, что человека надлежит интегрировать в определенный клан. Влияние этой традиции хорошо ощущалось, особенно в эпоху раннего средневековья.

Особую роль играла трехчленная система разделения труда, сложившаяся к началу XI в. (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XIII в. сословная структура стала еще более дифференцированной.

Философско-педагогическая мысль европейского средневековья главную цель образования видела в спасении души. Основой воспитания признавалось Божественное начало. Бог воспринимался как последний и высший судия. Вместе с тем воспитание являлось своеобразным сплавом религиозного и светского начал. Последнее предполагало необходимость освоения земного знания и мудрости. Христианское воспитание было обращено непосредственно к ребенку, но, будучи корпоративным, одновременно было направлено на воспроизводство сословной морали.

Носителями христианской педагогики были в первую очередь служители католической церкви. Образец воспитания должно было давать монашество, которое получило заметное распространение в период раннего средневековья.

Важную роль в развитии педагогической мысли раннего средневековья сыграла схоластика (от латинского scola - школа). Будучи универсальной философией и теологией, она господствовала в общественной мысли Западной Европы в течение XI - начала XVI в. Как философия она разрабатывала алгоритмы дедуктивных рассуждений и силлогизмов, как педагогика - подавала в логически стройном виде христианское вероучение с целью дать учащимся совершенное систематизированное знание. Схоласты придерживались точности терминов при изложении мысли.

Известные европейские схоласты: Пьер Абеляр, Гуго Сен-Викторский.

Вопросы воспитания в социальных учениях Запада во 2 половине 19 и.(Оуэн. Маркс. Энгельс)

Конец 18-19вв. были весьма значительным для развития школьного дела в Европе и для становления педагогической науки в собственном смысле этого понятия. Этому способствовали серьёзные изменения в жизни общества, связанные с бурными развитием промышленности, потребовавшей от всех участников производства нового уровня и содержания образованности. Законоы об обязательном начальном образовании. Роберт 0уэн (771-1858): Особенностью учебно-воспитательных учреждений 0. было отсутствие в них традиционного религиозного обучения. Стремясь к просвещению народа,0. требовал введения всеобщего начального обучения, отстранения духовенства и церкви от влияния на школу. В 1813 г. О. выпускает свой труд «Новый взгляд на общество, или опыт об образовании человеческого характера». О. полагал, что если изменить условия среды и воспитания, то можно сформировать любой хар-тер. Но это учение рассматривало чела как пассивный продукт среды. Маркс и Ф.Энгельс установили, что люди - активные участники истории. которые в процессе революционной практики изменяют общественные отношения и одновременно свою собственную природу. Оуэн считал, что воспитание в новом, коммунистическом обществе будет всесторонним. Иначе будет поставлено и нравственное воспитание: оно будет осуществляться в духе коллективизма. Роберт Оуэн первый обосновал и реализовал идею общественного воспитания ДЕТЕЙ С ПЕРВЫХ ЛЕТ ИХ ЖИЗНИ И СОЗДАЛ ПЕРВОЕ В МИРЕ ДОШКОЛЬНОЕ учреждениё для" детей пролетариата. К.Маркс и Ф. Энгельс. Учение М. и Э. дало возможность выявить социальную природу воспитания и его классово- исторический характер. В «Манифесте Коммунистической партии» М и Э показали, что воспитание определяется общественными отношениями; они выяснили, что цели и задачи воспитания, его содержание и методы изменяются в различные эпохи. На основании изучения огромного фактического материала Э в работе «Положение рабочего класса в Англии», М. в «Капитале» дали подлинную картину всех сторон воспитания, которое получают дети рабочих в капиталистическом обществе. М. поставил на 1 место умственное воспитание. Наука для М. была, "исторически движущей, революционной силой. Э. выдвинул требование последовательного, систематичного обучения. Э. требовал глубокого и серьёзного изучения каждой науки. Знания приобретают путём настойчивого, упорного труда. Физическое восп-е. Человек должен получить надлежащее физическое воспитание. М. в «Капитале» неоднократно,«подчёркивал значение гимнастики как средства воспитания, большое значение он придавал и военным упражнениям. В статье «Может ли Европа разоружиться» Э. обстоятельно освещал вопрос о физическом воспитании молодёжи. Основоположники марксизма, выступая за разностороннее физическое воспитание, стремились создать крепкое, сильное поколение пролетариата, которое во время грядущих революционных боёв сумеет добиться решающих побед, бороться против контрреволюции. Нравственное воспитание. Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения находит решение в сущности морали. М и Э установили, что мораль есть продукт исторического развития. В условиях классового общества мораль носит классовый характер. В 1 «Манифесте...» Для коммуниста самое важное - выступить против сложившегося положения и изменить это положение. Важнейшей чертой новой морали М и Э считают коллективизм. Только в коллективе получит индивидуум: средства, дающие ему возможность всестороннего развития, и только в коллективе возможна личная свобода. Рабочий класс борется за высокие идеалы коммунизма, несущие счастья всему человечеству. Только ком-кое воспитание - подлинно нравственное воспитание. ДИСТЕРВЕГ удачно сочетал теоретическую и практическую трудовую деятельность, творчески обращаясь к трудам Коменского, Руссо, Песталоцци, других выдающихся педагогов. Как и они, главным в воспитании считал принцип природосообразности. Его нужно соотносить с современным состоянием общества, утверждал ДИСТЕРВЕГ, и выдвигал идею общечеловеческого воспитания, противопоставлял ее сословной и шовинистской направленности воспитания, столь чуждой природе человека. Школа должна воспитывать гуманных, добродетельных и широкообразованных людей - граждан, а не «истинных пруссаков». Стало крылатым изречение ДИСТЕРВЕГА: «Говори и думай: человек - мое имя, немец - прозвище». Воспитатель не ответственен, кем станет ребенок - математиком, техником или музыкантом. Его дело только следовать природе ребенка, формировать не специальные, а общечеловеческие качества (ум, чувство, волю, память, воображение, внимание, дар слова и др.) Решению этих задач служат также принципы культуросообразности и самодеятельности. Невозможно образовать и развить человека без его собственного в этом участия, деятельности и усилий. Воспитание для него, считал ДИСТЕРВЕГ, оканчивается как только он почувствует желание и силу продолжать самообразование и поймет, что для этого нужно делать. Принципы воспитания ДИСТЕРВЕГ связывал с дидактикой развивающего обучения, одним из основоположников которой он является. Определил ее исходное положение («Воспитывать значит возбуждать»).

Учителю ДИСТЕРВЕГ отводил решающую роль в воспитании и обучении, утверждал, что чаще всего школы находятся в упадке по вине самих учителей, и предлагал соответствующие правила из своей дидактики. Вот некоторые их них: вести обучение обдуманно и энергично, чтобы на уроке царила атмосфера бодрости, стараться сделать преподавание увлекательным, тщательно следить за речью учащихся, чтобы они правильно произносили выученное, вести воспитательную работу на уроке, возбуждать рвение учащихся, приучать их к труду, внушать любовь к учению, следовать принципу: «Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить», радоваться за себя и своих учеников их развитию, их подвижности и т.д. Каждое из дидактических правил ДИСТЕРВЕГ комментировал. Учителю же советовал никогда не останавливаться в собственном образовании, так как оно и само постоянно развивается. Поэтому нужно заниматься самообразованием, общаться с коллегами по работе, постоянно возвращаться к лучшим книгам мировой педагогической литературы. Теория, которой учитель овладевает, неэффективна без живого понимания человеческой природы, опыта, такта. Истинный народный учитель, убежден ДИСТЕРВЕГ, принимает участие в общественной жизни, работе кружков и других учреждений, содействующих распространению культуры.

Зарождение воспитания в опыте человечества. Появление организационных форм воспитания и обучения. Древний Восток.

Первобытная эпоха оставила человечеству массовый опыт неповторимого, равного (для мальчиков и девочек, не было сословий), всеобщего, общественного воспитания. Воспитание было эффективным, так как:

1.Процесс воспитания совпадал с процессом жизнедеятельности ребёнка (участие в делах взрослых, в повседневном общении и приобщении к труду).

2.Воспитательные отношения базировались на активности и самостоятельности подрастающего поколения.

3.Было гуманное (не было ни физических, ни словесных наказаний).

4.Воспитательное воздействие было инстинктивное, непосредственное, спонтанное

5.Не отделялось от совместного труда, поэтому было естественным (мальчики участвовали в охоте, рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.)

В истории развития педагогики практикуется 2 главных типа воспитания:

- Первобытное

- Социально ориентированного человека (10-8 тыс. до н. э.- переход к производственной форме хозяйствования). Как результат - процесс зарождения семьи. Парная форма брака, зародыш домашне-семейной формы воспитания. (От общины к семье)

Социально-имущественные расслоения изменили смысл содержания воспитания. Оно превращается в сословно-семейное (воспитание различных сословий). В семьях элиты увеличивается срок детства. поэтому усиливается воспитательное воздействие, как результат появляются предшественники школ(«дома молодёжи», где мальчики и девочки учатся вместе под руководством женщины, в патриархальный период всё меняется). Для получения умственного образования создаются специальные учреждения - школы, которые использовались для укрепления власти вождей, жрецов, старейшин. Физический труд - удел эксплуатируемых, школьное воспитание - удел избранных. Постепенно появляются «дома молодёжи» для бедных и богатых.

Все подростки (10-15 лет) проходят инициацию-процедуру посвящения во взрослые в виде религиозного обряда, сопровождавшееся песнопением, магическими заклинаниями, физическими испытаниями.

Сущность воспитания в рабовладельческом обществе Древнего Востока

1. Приблизительно в IV тысячелетии до н. э. по берегам Персидского залива в междуречье Тигра и Евфрата, заселенном шумерскими народами, возникает ряд рабовладельческих государств (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия), в которых был достигнут высокий уровень развития культуры. В исторической науке эти государства принято называть Междуречьем, или Месопотамией (Вавилонское царство образовалось на их месте в к. 2

тысячелетия) (территория современного Ирака): Уже к 3 тысячелетию до н. э. число школ в Междуречье было значительным: почти в каждом городе Междуречья были школы. Школы открывались при храмах и дворцах, их посещали мальчики. Девочки могли научиться письму дома у своего отца. По-шумерски школа называлась «эдубба» – «дом табличек» – и предназначалась, прежде всего, для подготовки писцов - писарей. Школьный процесс состоял, в основном, из обучения письму. Для этого использовались

глиняные таблички, на которых ученики писали заостренной палочкой (стилем).

Основные цели обучения были следующие:

1. Запоминание со слуха;

2. Умение читать и считать - причем, устно;

2. Умение переводить устную речь с одного языка на другой - т.е., по сути, готовили переводчиков;

3. Знание основных распевов и умение руководить хором.

К I тысячелетию до н. э. складывается шумерский идеал образования, включающий высокий уровень овладения письмом, составления документов, искусством пения и музыки, умение принимать разумные решения, знание магических обрядов, сведений из географии и биологии, математических вычислений. Зарождались новые методы обучения – беседа, разъяснение, спор. Первые школы в Древнем Египте появляются в Ш тысячелетии до н. э. Процесс обучения в Древнем Египте начинался с 5 лет (!). Занятия в

школе шли с раннего утра до позднего вечера: для овладения грамотой, например, ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов. Обучение было индивидуальным, его продолжительность зависела от старания и способностей ученика. Именно древнеегипетским школам принадлежит заслуга изобретения дифференцированного обучения: на начальном этапе обучения – основы образования: дети учились считать, читать и писать, на втором этапе происходила дифференциация: одни изучали музыку, литературу, грамматику, другие осваивали математику, третьи – основы ведения хозяйственной деятельности – сравнить! Однако методы обучения были рутинными: переписывание и заучивание. Чтобы добиться послушания, в школе применялись самые разнообразные наказания, широко была распространена пословица: «У мальчика ухо на спине: чем больше бьешь, тем больше он слышит». В Древнем Египте возникает институт семейной школы, при котором помимо собственных детей, отец брался обучать профессиональной деятельности чужих.

В Индии сложилась особая кастовая система общественного устройства: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (крестьяне), шудры (слуги), неприкасаемые. Воспитательный идеал имел различия в зависимости от касты:

1. для брахманов (жрецов) необходимо было воспитание праведности и чистоты помыслов

2. для кшатриев (воинов) – формирование смелости и мужества,

3. для вайшьев (крестьян) требовалось развитие трудолюбия,

4. для шудры (слуг) предусматривалось воспитание послушания и исполнительности.

Для того чтобы приступить к обучению, мальчики из трех каст проходили обряд упанаяны: он совершается над мальчиком из касты брахманов как минимум на 7 году от рождения, над мальчиком из касты кшатриев на 13 и над мальчиком из касты вайшьев на 17-м. После обряда приступали к обучению. Самым широким было содержание образования брахманов, которое длилось около 8 – 12 лет. Оно включало в себя поэзию и литературу, грамматику, зачатки философских знаний, математику, астрономию. Следующим уровнем образования повышенного типа, которому посвящали себя немногие ученики, было обучение у гуру – особо почитаемого учителя. Воспитание и обучение в Древней Индии имело тесную связь с религиозными верованиями.

Традиции обучения в Древнем Китае базировались на опыте семейно - общественного воспитания. В основе школьного воспитания и обучения лежало почитание старших,

наставник воспринимался как второй отец. Первые школы в Древнем Китае появились в Ш тысячелетии до н. э., чуть позднее для их названия стали употреблять иероглиф «сюэ» (учить, учиться). Деятельность учителя считалась весьма почетной, а приобретение образования было делом крайне важным. Школу посещали в основном дети состоятельных людей. Главной целью школы было стремление научить их пользоваться

иероглифическим письмом. Наибольшее влияние на развитие школы и педагогики в Древнем Китае оказало учение Конфуция (551–479 до н. э.), в котором особое внимание уделялось нравственному самосовершенствованию личности. Идеалом воспитания, по Конфуцию, считается осознание человеком своего места в обществе и овладение «шестью искусствами» – церемониалом, музыкой, стрельбой из лука, ездой в колеснице, письмом и

счетом. Конфуцианство выработало особый тип образованного человека, который усердно делает служебную карьеру и гордится ею, повторяет старинные тексты, беспрекословно чтит нормы и правила поведения в обществе и семье. В целом народы Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт обучения и воспитания, создали первые в истории человечества школы, сформулировали начальные представления об обучении и воспитании.

2. Анализ спартанского воспитания и афинского. Спарта - военный лагерь, состояла из 5 отдельных посёлков. Население Спарты: Спартиаты (господствующие)-9 тысяч,

Бериэки (обладали личной свободой, правом на собственность, политических прав нет),

Илоты («общественные рабы») сохраняли некоторую хозяйственную самостоятельность, политических свобод нет.

Цель воспитания: подготовка воинов-рабовладельцев (заключалось в физическом развитии).

Идеал воина: сильный духом; физически развит: храбрый: смышленый: выносливый; скромный: послушный; ему незнакомо чувство симпатии; дружеская участливость; недостаток чуткости и гармонии: отчуждённость от худ., лиг., произведений.

Общественное воспитание начиналось с первого дня жизни ребёнка. Если у новорожденного были физические недостатки, его сбрасывали в пропасть. Тотчас же купали в вине (его могут вынести только здоровые дети). До 7 лет придавалось особое значение его физ. развитию. Постель использовалась без одеяла, из сена и соломы. С 15 лет спали на тростнике, собранном без ножа. Дети ходили босиком. Спартанские женщины - лучшие няньки (не обращали внимания на капризы). После 7 лет мальчики воспитывались в специальных гос. учреждениях - агеллы -«школа послушания», упражнялись в искусстве повелевать где мальчики и подчиняться. Спали в общественных бараках, ели за общественным столом. С 13 лет в школе проводились беседы нравственного содержания, чтобы отличать хорошее от плохого в форме вопросов и ответов), мальчики обучались письму, танцам, муз. инструментам, хоровому пению (Особое внимание уделялось охоте. С 14 они ежегодно подвергались общественным испытаниям- абоны (гимнастические, муссические (пение, игра на флейте) состязания в терпении и выносливости.(секли у алтаря Артемиды). В 18 юноша поступал в класс эфего. где обучатся военному делу. Крипция- военный поход молодёжи, наделённой правом тайного ночного убийства самого сильного раба. К 20 эрены получали полное вооружение, проводились уроки трезвости. Пьянство - единственный грех в Спарте. На глазах у эренов рабов заставляли напиваться до смерти, чтобы увидеть насколько отвратителен пьяница. К 30 годам юноша - полноправный гражданин. Воспитание женщин мало отличалось от воспитания мужчин. Вывод: Спарта проделала образец общественного и военно-физ. воспитания. Был осуществлён один из первых опытов огосударствления личности (воспитание в ведении государства).

Афины-полис (город-государство)

Цель Афинского государства: создать условия для разносторонне развитой личности. Идеал сводится к многозначному понятию «совокупность добродетелей». Всесторонне развитая личность с развитым интеллектом и культом тела. Практику воспитания пронизывал принцип соревнования - агностика. Система воспитания: до 7 лет ребёнок воспитывался в семье. Огромное внимание первоначально уделялось физ. воспитанию. С 7 лет поступали в школу. Начальное образование давали частные платные школы:

1. Муссические:

а) Школа грамматиста (чтение, письмо, счёт, декламирование стихов)

б) Школа кифариста (музыка, пение, поэзия)

2.Гимнастические (палестры) Занимались развитием культуры тела - бег, прыжки, фехтование, метание дисков, копья.

Школы муссические и гимнастические можно было посещать одновременно.

З.Гимназии (философия, политика, литература, гимнастика). Можно было прослушать курс лекций Иосифа с 16-18 лет.

4. Эфебии образование получали 18-20-летнис юноши. Здесь было военное и политическое воспитание.

Афинская программа воспитания предусматривала домашнее обучение для девушек

Вывод: Афины продемонстрировали миру систему всесторонне и гармоничной развитой личности. Здесь был выдвинут идеал воспитания свободной и творческой личности.

3.Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.

Рим, по преданию, был основан в 752 г. До н. э. В конце VI в. до н. э. он стал столицей Римской республики, которая на протяжении нескольких столетий вела захватнические войны. В Древнем Риме существовала смешанная греко-римская культура, и образованные римляне владели как латинским, так и греческим языком. Традиции образования детей и юношества у римлян, как и у других народов, уходят своими истоками в практику семейно-домашнего воспитания. Семейное устройство было типично патриархальным. По римским «Законам XXII таблиц» отец имел право лишить жизни сына-младенца, продать взрослого сына, т.е. был полновластным владыкой в семье. За воспитание детей глава семьи-дома нес ответственность перед общиной. Отцы воспитывали и обучали как своих собственных сыновей, так и приемных.

Школьное обучение в Риме было организовано следующим образом. Элементарное образование давалось в так называемых тривиальных школах. Это были частные школы с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко в них наряду с мальчиками учились и девочки. Размещались тривиальные школы, где придется: в жилище учителя, в мастерской ремесленника, а то и прямо на улице во дворике или на перекрестке, откуда и пошло название школ: тривиум — перекресток (букв, — трехпутье). Дети сидели на полу, а учитель на стуле, который и являлся его кафедрой. Детей учили законам Рима, чтению, письму, счету.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.