Выделение педагогики в особую область научного знания и разработка ее научных основ в трудах педагогов Западной Европы — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Выделение педагогики в особую область научного знания и разработка ее научных основ в трудах педагогов Западной Европы

2017-11-27 403
Выделение педагогики в особую область научного знания и разработка ее научных основ в трудах педагогов Западной Европы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вплоть до начала 17 века педагогика была частью философии. Из системы философских наук она была выделена английским философом Ф. Бэконом. В 1623 г. он написал трактат «о достоинстве и преумножении наук», в котором сделал попытку классифицировать все существующие науки в то время, а в качестве самостоятельной отрасли научного знания назвал педагогику. В этом же столетии статус педагогики как теоретической науки был закреплен трудами выдающегося чешского педагога Я. А. Коменского. В1632 г. он написал книгу «Великая Дидактика», в которой дал научное обоснование классно-урочной системе обучения, методам и формам её организации и разработал важнейшие принципы обучения: принцип научности; принцип доступности; принцип активности и сознательности учащихся в обучении; принцип наглядности; принцип последовательности; принцип прочности обучения; принцип систематичности; Он также сформулировал принцип природосообразности воспитания, согласно котором воспитание должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и способствовать его физическому, интеллектуальному и духовному развитию. Его известные учебники: «Открытая дверь к языкам», «Мир чувственных вещей в картинках» - первый школьный учебник, построенный на принципе наглядности. Выделял три составные части воспитания: научное образование;нравственное воспитание;религиозное воспитание.В книге «Материнская школа» Коменский описал проблемы и задачи дошкольного семейного воспитания детей.Большой вклад в развитие педагогической науки в XVII-XIX вв. внесли также такие выдающиеся западноевропейские философы-ученые как:1. англ. философ Д. Локк. В своем труде «Об управлении разумом» выступал против распространённого в его время мнения о врожденном характере развития личности и уподоблял ребенка чистой доске, подчёркивая тем самым, что благодаря воспитанию можно сформировать и развить у ребенка любые социальные черты и качества. В труде «Мысли о разуме» лежит идея о воспитании джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека. Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе.2. франц. философ Ж.-Ж. Руссо. Исходил из идеи «природного совершенства ребенка». Он утверждал, что человек рождается совершенным и, значит, правильное воспитание не должно мешать развитию этого природного совершенства, а должно предоставлять детям полную свободу деятельности в соответствии с их склонностями, желаниями и интересами. Эта идея легла в основу теории «свободного воспитания» детей и педоцентризма в педагогической науке. Книга «Эмиль, или О воспитании».3. швейцарский педагог И.-Г. Песталоцци был одним из первых педагогов, сочетавших интенсивную научную деятельность с практической педагогической деятельностью в образовательных учреждениях Швейцарии. Его идеи: «О необходимости соединения обучения детей с их посильной трудовой деятельностью». «О необходимости коллективного воспитания детей». Обучение должно действовать на ребенка развивающее, побуждать его к самодеятельности. Его труды: «Письма из Станца», «Лингард и Гертруда», «Лебединая песня» и др.4. немецкий педагог И. Гербарт утверждал, что все дети рождаются с дикой резвостью, которую нужно подавлять силой авторитета взрослого и целой системой мер педагогического воздействия, в том числе и физических. Ввёл в школьную практику кондуит – специальный журнал для записи туда проступков детей с целью их последующего наказания. Его труды: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Учебник психологии», «Первые лекции по педагогике». Активно разрабатывал теорию воспитывающего обучения, основную задачу которого видел в развитии разностороннего интереса. Предложил систему нравственного воспитания, цель которой воспитание нравственного человека.5. немецкий педагог А. Дистервег посвятил жизнь подготовке учителей народных школ Германии и созданию методической литературы. Его идеи: «О расширении самостоятельной работы учащихся в процессе обучения». «Об активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения». Основной педагогический труд Дистервега – «Руководство к образованию немецких учителей».


 

5. Педагогические труды и важнейшие идеи российских педагогов ХІХ в. (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев).

К. Д. Ушинский: основатель научной педагогики в России, опирающийся на идею народности. Статьи: «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы» и др. Широко использовал наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики. Составил хрестоматия по русскому языку «Детский мир» в двух частях для преподавания в младших классах. Ушинский предпринял попытку суммировать научные знания о человеке исходя из признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических наук; Осознавал необходимость философского осмысления педагогики; Идея общественного смысла воспитания ярко проявляется у Ушинского в принципе народности; Заявил о существовании закономерностей воспитания и попытался объяснить их; Поддерживал общемировую традицию классно-урочной системы обучения, подчёркивал ведущую роль учителя, отмечал необходимость разнообразных форм урока в зависимости от его задач; Разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной; Внес много нового в теоретическую разработку основных принципов обучения; Обучение рассматривал как напряженный труд, который требует от школьника значительных волевых усилий; предлагал воспитывать школьника в атмосфере здравомыслия и гуманности.

В. И. Водовозов: Книги: «Предметы обучения в нарезной школе», «Книга для первоначального чтения в народных школах», «Русская азбука для детей» и к ней «Наставления для учителя», «Рассказы из русской истории».В методике преподавания особое значение придавал соблюдению принципов наглядности и последовательности.

Л. Н. Толстой: Считал, что надо строит школу на основе идеи свободного воспитания. Издавал журнал «Ясная поляна», в котором опубликовал статьи «О народном образовании», «О методах обучения грамоте» и др. Педагогические взгляды Толстого: идея «свободного воспитания»; идеальную школу Толстой представлял себе как свободное содружество, где одни сообщают знания, а другие свободно воспринимают их; Считал, что «недопустимо разделять воспитание и образование»; При выборе методов обучения советовал исходить из отношения учеников к тому или другому методу; Придавал большое значение развитию творчества детей; Советовал вести преподавание так, чтобы все учащиеся успевали.

П. Ф. Лесгафт: разработал теорию «физического воспитания», изложенную в работе «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста»; Разработал «теорию семейного воспитания», изложенную в работе «Семейное воспитание ребенка и его значение».

В. П. Острогорский: разработал программу и методику обучения выразительному чтению; автор рассказов для детей; выступал за защиту женского образования. Работы: «Письма об эстетическом воспитании», «Этюды о русских писателях», «Беседы с преподавателями о словесности».

П. Ф. Каптерев: по его мнению, педагогика – прикладная отрасль человеческого знания, которая опирается на фундаментальные законы, открытые науками о человеке.Занимался вопросам семейного и общественного воспитания. Поддерживал идею создания детских яслей и садов.В ранних своих работах утверждал идею развивающего обучения. Определил главное в умственном образовании – оно заключается в качестве, а не в количестве знаний. Большое значение придавал использованию возможностей учебного процесса для развития и воспитания учащихся. Одна из основных идей в педагогическом наследии Каптерева – идея о самодеятельности и ее роли в развитии личности. Она выражена в работах «Педагогический процесс», «Педагогическая психология», в статье «О саморазвитии и самовоспитании».Работы: «Новая русская педагогия, её главнейшие идеи, направления и деятели», «История русской педагогии», статьи «Развитие мировоззрения Пирогова», «Общий характер педагогических статей Добролюбова» и др.


6. Роль и значение белорусских просветителей (К. Туровский, Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, А.Е. Богданович, А. Пашкевич (Тетка), Я. Колас) в развитии педагогической мысли.

С. Полоцкий весьма плодотворной была его теоретическая и практическая деятельность в области педагогики. В 1664 г. им была открыта при Спасском монастыре в Москве славяно-греко-латинская школа. В 1667 г. он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Составил проект Славяногреколатинской академии, которая была открыта в 1687 г. и значительно расширила высшее образование в российском государстве. Считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека. К. Туровский: писатель, просветитель, монах-столпник, религиозный деятель (епископ в городе), оратор; автор произведений «Слова-проповеди», «Молитвы», «Притчи». Идея всеобщего просвещения: «книжный разум есть сокровище жизни». Ф. Скорина: первопечатник, гуманист, просветитель, ученый и писатель; соч. педагогические в предисловии и послесловии к «Библии русской», «Малой подорожной книжице». Идеи:-идея всеобщности обучения («чытанне - люстра нашага жыцця»); критерием развития человеческой личности является познание, разум; о воспитании у детей добрых нравов; моральная автономия человека определяется не его происхождением, а добродетелями, личными заслугами, человек должен постоянно развиваться, расти духовно; о необходимости служения Родине: идея любви к своей стране, народу, земле, культуре. С. Будный: педагог, переводчик просветитель; автор сочинений «Катехизис для детей», «Оправдание грешного человека перед богом», «О власти меча». Идеи: право всех сословий на равное образование; изучать грамоту, историю, законы на родном языке; просвещение дает духовную свободу личности; призывал уважать родной язык и землю своих отцов, искать и развивать среди простого народа таланты; воспитание - это всестороннее развитие человека, в основе которого - труд; каждый обязан трудиться, и физически, и духовно, и заниматься творческим трудом в перспективе. А. Е. Богданович педагог, этнограф, фольклорист, лингвист, критик. К его наиболее известным педагогическим статьям относятся: "Педагогические воззрения белорусского народа" и "Школьная страда". В них он вскрыл пороки существующей школьной системы, подверг резкой критике постановку начального и среднего образования, осуждал догматизм в преподавании, отрыв учебного дела от воспитательной работы. Выступал против бессмысленной зубрежки и был убежден, что только сознательное усвоение знаний учащимися является условием их прочности и успешного обучения. Тётка поэтесса, просветительница, проводившая огромную практическую работу среди народных масс, инициатор открытия белорусских школ. Считая первостепенной задачей, получение образования народом, боролась за то, чтобы народные школы были бесплатными. Большое значение для достижения этой цели имели ее статьи в защиту народной школы, а также издание молодежного журнала "Лучынка". По инициативе Тётки в первые годы мировой войны началась работа по открытию народных школ, где преподавание велось на родном, белорусском языке. Я. Колас писатель, поэт, общественный деятель, ученый-педагог, учитель. Боролся за демократизацию школы, за расширение прав учителя. Написал ряд статей по вопросам педагогики ("Белорусский язык в казенной школе", "О народном учителе", "Уважайте и любите свой родной язык"). Важнейшим трудом был его учебник на белорусском языке "Второе чтение для детей белорусов". В 1926 г. вышла книга "Методика родного языка" в этой работе нашли свое отражение его личный опыт и достижения педагогической и методической науки того времени, тщательно разработаны основы методики обучения чтению и письму, развития устной и письменной речи. Приветствовал учителей, которые в работе с детьми выходили за рамки школьной программы, учили детей критически мыслить, обдуманно относиться к своим поступкам. Большое значение придавал патриотическому воспитанию. Воспитание патриотизма, подчеркивал он, начинается со знакомства с окружающей действительностью, природой, родной местностью и людьми.



Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.