Понятие о методологии педагогики. Характеристика методов научно – педагогического исследования. Методологическая культура учителя. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Понятие о методологии педагогики. Характеристика методов научно – педагогического исследования. Методологическая культура учителя.

2017-11-27 179
Понятие о методологии педагогики. Характеристика методов научно – педагогического исследования. Методологическая культура учителя. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методология – учение о принципах и способах организации научно-познавательной деятельности.

Методология педагогики – учение о сущности пед. теории, значения способов добывания нового общественно-значимого пед. знания и владения способами получения этого знания.

Уровни методологии:!

1) Философский

2) Общественной методологии

3) Конкретно-научной методологии

4) Методика и тех. выполнение

 

Ребенок как субъект и объект педагогического процесса. Индивидуальное развитие личности и его движущие силы. Социальные и биологические факторы развития личности

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, образование человеческих рас и о нормах вариациях физ. строения человека.

Антропология: философская и педагогическая.

Впервые термин «пед. антропология» ввел Ушинский, как «изучение человека» во всех проявлениях его природы применительно к искусству воспитания.

«человек-личность-индивид». Наиболее широкое понятие «человек», в @ раскрывается в большей степени в его биологической сущности. «Индивид» отдельные представитель сообщества. «Личность» - систематизированное социальное качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности в обществе. Личность – это субъект познания и активного преобразования мира, общества и самого себя.

Индивидуальность – своеобразие человека, его отличие от других людей.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений, происходящий в различных сферах общества.

Формирование – процесс становления человека под воздействием внешних и внутренних факторов.

Осн. Факторы развития личности:

1)Внутр. Фактор – наследственность.

2) внешние: воспитание и соц. Среда.

 

6.понятие о содержании образования. Гос. Образовательный стандарт. Базисный учебный план и его компоненты: федеральный, национально-региональный, школьный.

Образование как ценность.

Ценность: государственная, общественная, личностная.

Образование как процесс предполагает взаимодействие всех участников пед. процесса.

Как система гос. образовательные стандарты и образовательные программы различного уровня и направленности, сеть образовательных учреждений.

Содержание образования отвечает на вопрос «чему учить школьников»

Концепции содержания образования:

1)педагогически адаптированные основы наук, изучаемых в школе

2) содержание образования представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками.

3) педагогически адаптированный социальный опыт человечества тождественный по структуре человеческой культуре во всей ее структурной полноте.

Осн. Элементы соц. Опыта:

1)опыт познавательной деятельности

2) опыт практической деятельности

3) опыт творческой деятельности

Государственный образовательный стандарт - нормативный документ, раскрывающий систему осн. Параметров, применяющихся в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

В ГОСТе прописаны 3 основных компонента:

1)Федеральный (определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство пед. пространства в России, а так же учитывает интеграцию личности, системы мировой культуры)

2) Национально-региональный (содержит нормативы в обл. родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки)

Стандарт, устанавливающий объем школьного компонента содержит направленность и специфику отдельного образовательного учреждения

 

Понятие о методах и средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения: по источнику получения знаний, по характеру познавательной деятельности учащихся(Скаткин, Лейнер), классификация Бабанского. Условия выбора и применения учителем методов обучения.

Метод обучении – способ взаимосвязи д-ти учителя и учащихся, направленный на формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков, развивающих их познавательную способность и формирование научного мировоззрения.

Прием обучения – составная часть или элемент метода обучения.

Ср-ва обучения – материальный или идеальный объект, с помощью которого реализуется метод обучения и решаются конкретные образовательные задачи.

классификация методов обучения

автор основание Группы метод. Обуч.
  Источники получения знаний 1)словесный(лекция,рассказ, объяснение, беседа и тд), 2) наглядный(иллюстрации,демонстрации), 3) практический (решение задач, уравнений, практич. Работы)
Лернер, Скаткин Характер познавательной деятельности 1)Объяснительно-иллюстрационный, 2) Репродуктивный, 3) изложение проблем, 4) исследовательский метод.
Бабанский универсальная 1)метод организации учебно-познавательной д-ти школьников (вышеперечисленные) 2) метод контроля и самоконтроля в обучении 3) метод мотивации долга и ответственности в обучении

Условия выбора методов:

1)Цели и задачи обучения

2) содержание образовательного процесса

3) Учет индивидуальных и возрастных особенностей школьников

4) временные ресурсы

5) метериальн-технич. Возможности школы

6)от личных и профессиональных качеств, способностей учителя

 

8. понятие организации форм обучения. Общие и конкретные формы организации обучения. Характеристика объяснительно-иллюстрационного и проблемного обучения.

Формой называют внешнее выражение какого-либо содержания. Формы организации обучения входят в операционно-деятельностный компонент процесса обучения и представляет собой внешнее выражение согласованной деятельности учителей и учащихся, осуществляемой в установленной порядке и определенном режиме.

Выполняет след. Функции:

1)Обучающе-образовательную

2) воспитательную

3)организационную

4) психологическую

5) развивающую

6)комбинированную или координационную

7) стимулирующую

Все формы организации можно разделить на общие и частные.

К 1 относятся:

1)Индивидуальная форма (предполагает индивидуальное выполнение опред. заданий при непосредственном или опосредованном участии учителя

2)групповая (общение учителя осуществляется с группой уч-ся, которые взаимодействуют между собой и с учителем при решении конкретных образовательных задач)

3)Коллективная (обучение целостного коллектива, имеющего руководителя из среды учащихся). Данная форма ориентирована на активное взаимообучение учеников, их сплоченность и взаимопонимание.

4) Фронтальная (предполагает одновременное обучение группы уч-ся или целого класса, решающих однотипные учебные задачи с последующим контролем результатов со стороны учителя

 

9.классно-урочная форма организации обучения. Типы и структура урока, их разновидности и возможности решения задач обучения, воспитания и развития личности ученика. Современный урок, пути его совершенствования.

Типы уроков выделяют по ведущей дидактической задаче:

1)урок овладения уч-ся новыми знаниями

2)урок формирования и совершенствования умений и навыков

3)урок обобщения и систематизации знаний

4)урок повторения, закрепления, комплексного применения знаний, умений и навыков

5) контрольно-проверочный тип урока

6) комбинированный тип урока

Структура комбинир. Типа урока:

1)организационный момент

2) проверка ранее изученного материала

3) изучение нового материала

4)закрепление полученных знаний

5)подведение итогов

6) анализ домашнего задания.

Доп. Формы организации обучения:

КОНФЕРЕНЦИЯ - (ср.-век. лат. conferentia, от лат. confero - собираю в одно место) - собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, ученых для обсуждения определенных вопросов.

Семина́р (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.

Экскурсия — (от лат. excursio — вылазка) коллективное или индивидуальное организованное посещение достопримечательностей, музеев и пр. с учебными, культурно-просветительскими и иными целями.

Самостоятельная работа - метод обучения и самообразования, предпосылка дидактической связи различных методов между собой.

Факультатив – Факультативный (дополнительный) учебный курс

К форме организации внеклассной д-ти по предметы или воспит. Работы относятся:

Кружки, секции, олимпиады и тд.

 

10.дополнительное образование в системе учеб.-воспит. Работы современной школы. Внешкольное доп. Образование. Стимулирование познавательных интересов школьников.

Самостоятельная работа - метод обучения и самообразования, предпосылка дидактической связи различных методов между собой.

Факультатив – Факультативный (дополнительный) учебный курс

К форме организации внеклассной д-ти по предметы или воспит. Работы относятся:

Кружки, секции, олимпиады и тд.

 

 

12. индивидуально-дифференцированный подход в обучении как средство гуманизации образования. Концепция профильного обучения в отечественной школе.

Индивидуализация процесса обучения – это организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей уч-ся.

Дифференциация обучения – форма организации учебной д-ти, учитывающая склонности интересы, способности группы учащихся.

Отличным признаком дифференцировки считается группировка учащихся на основаниях каких-либо особенностей для обучения.

Дифференцировку различают внешнюю и внутреннюю: внешняя (типология школ, классов); внутренняя (разбивка учащихся внутри класса на группы)

Процесс обучения можно индивидуализировать по след. Направлениям:

1)по содержанию

2)по формам, методам орг. Д-ти уч-ся к применяемым технологиям.

3) по темпу

4)по индивид. Стилю д-ти уч-ся.

В этом случае можно выделить2 вида обогащающего содержания:

1)горизонтальная (знания расширяются посредством изучения доп. Литр-ры, ведения доп. Предметов)

2) вертикальная (знания углубляются посредством выполнения более сложных заданий.

В практике образования чаще всего реализуется индивидуально-дифференцированный подход, что лежит в основе профессионального обучения.

П.О. – средство дифференцировки и индивидуализации обучения, позволяющая за счет изменения в стр-ре содержания и орг-ии образовательного процесса более полно учитывающего интересы, склонности и способности уч-ся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствие с их профессиональными интересами и намерениями


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.