Предмет, задачи курса истории педагогики, ее место в системе пождготовки учителя. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Предмет, задачи курса истории педагогики, ее место в системе пождготовки учителя.

2017-11-27 197
Предмет, задачи курса истории педагогики, ее место в системе пождготовки учителя. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воспитание и обучение в странах Древнего Востока: дома табличек в Древней Месопотамии, школа в Древнем Египте.

Начало школы и воспитания как особых сфер общ. Деятельности восходит к эпохе цивилизации Древнего Востока. К 5 тыс. до н.э. в древнейших государствах (Двуречие, Египет, Индия, Китай) появились 1 организованные формы воспитания и образования. Во всех древних госуд. В связи с укреплением гос. Структур и возникшей необходимостью специальной подготовки чиновников стала развиваться школа (соц.институт). Важным фактором стало возникновение письменности (в 8-6 тыс.- пиктограф.письмо): клинопись и иерографы. В 4 тыс.между Тигром и Евфратом возникает ряд рабовлад.гос.(Вавилон, Ассирия) достигнут выс.уровень культуры. В городах Месопотамии действ. Учебные заведения(дома табличек Эдубба). В них готовили писцов. Глинянные-деревянные таблички.Школы с 1 учителем. Постепенно эдуббы превратились в крупные образовательные центры. Выпускник должен знать 4 действия, делить имущества. В эдуббах обучались мальчики. К 1 тыс. появл.эдуббы для девочек из знатных семей, расширяется круг предметов обучения. 1-ые школы в Древнем Египте появл.в 3 тыс. Задача - овладеть иерограф. Письмом(700).

Воспитательные традиции и школа в Древней Индии и Древнем Китае.

В Древней Индии обучение носило семейно-школьный характер. Все население делилось на 4 касты:1)брахманы(жрецы); 2)кшатрии(воины); 3)вайшьи(земледельцы); 4)шудры(рабы). В Индии – религия (индуизм) и воспит. Основыв. На идее, соглпсно которой каждый человек должен развивать свои качества, чтобы стать полноправным членом касты. Обучение начиналось в 7-8 лет (только мальчики). Уппанаяма – обряд посвящения в школу. Школьное обр.длилось 7-8 лет. Гуру – повышенное образование у него 3-4 года (чтимый, достойный). В конце 1 тыс. до н.э. в Индии возникает буддизм. В Древнем Китае традиции обучения базировались на опыте семьи. В 3 тыс. появились школы(сюэ). Учебными предметами явл. 6 искусств (мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью и боевой колесницей).

 

5.Система образования и воспитания в государствах Древней Греции (Спарте и Афинах).

Афинская система: Цель воспитания: разностороннее гармоническое развитие личности. Формы и содержание. в 0—7 г. — семейное воспитание; в 7—13 г. — музыкальная школа; общество грамматика (учеба грамоте и счету); общество кифариста (литературно-музи-чине воспитание); в 13—18 г. — гимназические школы: палестра (школа давнего пятиборья); гимнасия (риторика, гимнастика, мызыка); в 18—20 г. — ефебия.

Традиционные ценности полисного управления: единство, близость перед законом, верх смелый и безукоризненное служение родному городу. Спартанская система. Цель воспитания: действие мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов. Формы учебы и воспитания: в 0—7 г. — семейное воспитание; в 7—18 г. агеллы (военные отряды); в 18—20 г. — военная угождение (ефебия). Содержание учебы и воспитания: владения оружием, развитие силы и выносливости; элементарное учеба чтению и письму, развитие смекалки, умения виднеться мнения аргументовано и лаконично; эстетичное образование путем военные песни и танцы, развитие чувства красоты тела. Методы воспитания: принадлежащий приклад, соревнование, образование привычек, наказания, беседы.

 

Воспитание и обучение у ранних христиан.

В 1 в.н.э. в Римской империи возникают ранне-христ.общины, много внимания уделялось воспитанию. В 313 г. Христ. В Римской империи становилось официальной религией. В ранне-христианских общинах обучение носило коллективный характер, посвящалось совместному изучению священных текстов., разучиванию молитв. Главный источник обучения – Библия. Мыслитель – Августин Аврелий (Блаженный) (354-430гг.н.э.) цель воспитания: слияние с Богом.

 

Педагогические воззрения Г.Спенсера.

Для развития педагогики имели значение английского философа Герберта Спенсера (1820-1903). Написал педагогический труд «Воспитание умственной нравственности, и физической». Критикует английскую школу за отрыв ее от нужд.практической жизни. Считал учебная деятельность должна подчиняться принципу полезных знаний. Выделяет 5 видов человеч. деят.:-самосохранение; -добывание средств жизни; -воспит.потомства; соц.деятельность; -организ.досуга.

 

Школа в Западной Европе во второй половине 20 века. Содержание и основные направления школьных реформ.

Состояние общеобразовательной школы, как и всей сис-мы образования в западноев-ропейских странах было обусловлено во-первых, ускорением научно-технического прогресса, во-вторых, борьбой демокр. сил за развитие образования, в-третьих пониманием властей и общества, что образованность народа – важный фактор повышения экон. ситуации. «Школьным взрывом» называют реформы, которые провели крупнейшие капиталистические страны в 60-80 гг. по массовому ср. образованию. в связи с этим в зап. странах увеличилось кол-во полных ср. школ, срок обязательного образования, выросли затраты на него. По данным ЮНЕСКО, затраты на общее образование во всем мире в среднем увеличилось в 4,4 р., а кол-во учеников – в 3 раза. В 60-70 гг. реформы были направлены на повыш. кач-ва образования, на гуманизацию учебно-воспитательного процесса. Начиная с 80-х началась модернизация содержания образования, образовательных ср-в. Появилась тенденция к централизации систем управления, создания единых учебных планов. Гуманизация закл. в том, что в центр воспитательного процесса поставлен ученик, с его индивид. особенностями. Делается акцент на развитие способностей, данных от природы. Но не все так хорошо. Еще в 70 гг. даже на стадии общего образования начали даваться разные по уровню знания. Например в Англии на первом месте – грамматическая школа, в Германии – гимназия, в Франции – общеобразовательный лицей. На втором месте – в Англии - соврем. школа, в Германии – реальная школа и т. д.Также есть третий тип школ, который готовит учеников к работе на производстве. в последние 2 десятилетия появились эксперементальные типы школ. Это промежуточные школы между начальным и ср. образованием или, например, альтернативные школы, где предл. разные занятия в рамках программы.В США - «свободные школы» Там один- два препода, школа находится в заброшенных помещения. Преподаватели учат только тому, что может пригодиться в жизни.

 

40.Реформа высшего образования в Европе (90-е гг. 20в. – 2010г.). Болонский процесс.

2 половина 20 в. – период школьных реформ. Реформы 60-80 гг. в странах Зап. Европы ставили своей общей целью модернизировать школьную С., чтобы обеспечить широким контенгентом учащ. Молодежи доступ к полноценным знаниям. В большинстве стран Зап. Европы получили развитие объеденные школы. Общей тенденцией для большинства стран стало расширение возможностей получения молодежью среднего обр. в школах получили развитие профили, потоки которых позволяют выбрать направление обучения в соответствие со своими способностями и желаниями. Широкое развитие получают в Германии – основные школы, в Англии – средние современные школы, во Франции – лицеи проф. Обр. конец 20 в. – высшая школа. Наблюдается стремление к интерграции, к общей модели высшего обр. 1999 – в городе Балонья был подписан документ министр. Обр. европ. Стран «Болонская декларация».. Болонский процесс – процесс реформирования высшего обр. 47 стран реформир. Свои высшие школы по Болонской модели. Высш.обр. – 2 ступени: 1- 3-4 года – степень аккодемич. Бакалаур; 2- Магистратура (1-2 года).

Образование и педагогическая мысль Беларуси в 90-е г. 20 – нач.21 в.

в национальный суверенитет Беларуси, приобретенный в 1991 г. дал возможность постепенного превода образования на нац. основу. В 1991 г. издан «Закон об образовании». Одна из его целей – формирование и укрепление нац. сознания гражданина РБ, а такжа чувство уваж. к др. странам и народам, сохран. и приумножение интеллект. и культ. ценностей. Также в законе выделяется проритетность общечеловеческих ценностей, ориентация на мир. уровень знаний, гуманистическа\я направленность, созд. условий для раскр. талантов. Общее ср. образование – основное звено в сис-ме образ. Ср. образование отличается вариантностью(ср. школа, гимназия, лицей), большим кол-вом внеклассных занятий, факультативов. 12-летняя сис-ма еще больше отвечает соц-экон. ситуацией в гос-ве и отвечает интересам нового поколения. Базовая школа (5-10 кл) дает право на обуч. в прф. училищах и. т. д. Меняется содерж. образования. Вводится психологическая диагностика, а на ее основе – индивидуализация и дифференциация детей. Приоритетной становится работа с сильными учениками

 

42.Развитие нормативно-законодательной базы в сфере образования на рубеже 20-21вв. основополагающие документы по образованию и воспитанию в РБ.

В соответствии с «законом об образовании» госуд. Политика на след. Принципах: -обязательного общего обр.; -доступности до школьного, проф-тех, а также на конкурсной основе средне-спец. Обр. и высшего; -приемственности и непртрывности уровней ступеней обр.; -свецкого характ.обр.; - научности. Нац.система обр.включает: - участников обр.процесса; -УО; -О стандарты; -гос.органы упр.обр.. Осн.обр. в РБ имеет след.уровни: -дошкольное; -общее базовое; -оющее среднее; -проф-тех; -средне-спец.; - высшее; -послевузовское. Структура общеобр. С.: -начальная(1-4); -базовая(5-9); -средняя(10-11). Дополнительное обр. может осущ. На всех уровнях основного, а также включ.: -внешкольное обуч. И воспит.; -повыш. Классиф. И повыш.кадров. Учреждена концепция реформы общеобр. Школы 1996, которые предусматр. Структурную и содерж. Перестройку ШО (4,6,2), перевод на 12 лет. С 1 сентября 2002 г. Был осущ. Переход на 10-бальную оценку знаний учащ. В 2008 – отказ. От 12-летней и вернуться к 11-летней. В нач.90 гг. – реформа высшего обр. 1998 – концепция разв. Высшего обр. в РБ, предусматр. Совершенств. Порядка приема в ВУЗ, оптим. Структуры ВО, улучш.кадрового обеспечения ВО. Структура изменения в ВШ (нач. изменятьт типы УЗ). 4 типа ВУЗ: -классич.универ; -профильный или академия; -институт; -высший колледж. Структ.ВШ в РБ двухступ.: 2002 – закон о В обр., в котором 1 ступень – обесп.подгот.специалистов; 2 ступень – магистратура обесп. Формирование знаний и навыков научноисслед. Работы. Окочание ее дает академическую степень магистра и право продолжить обучение в аспирантуре.

Предмет, задачи курса истории педагогики, ее место в системе пождготовки учителя.

Историю педагогики и образования нужно изучать потому что: 1)родителям и детям нужно вырастить полноценную всестронне развитую личность 2)обучть ребенка непереходящим ценностям, дабы он передал их будущему поколению. Изучение истории образования и педагогических учений – важное условие формирования общей и педагогической культуры будущего специалиста, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики образования и воспитания и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.История педагогики и образования как учебная дисциплина давно является неотъемлемой частью педагогического образования, это одна из самых старых отраслей педагогического знания, которая выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в. История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития .. Главная задача науки – выяснить, какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории.История педагогики и образования как часть педагогической науки выполняет следующие функции: а) фиксирует историю выявления и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования; б) выступает критерием достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем; в) представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей; г) раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций; д) прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.Объектом истории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования. Иными словами, в истории педагогики и образования педагогические явления прошлого анализируются в тесной взаимосвязи с генезисом культуры, науки, общественной мысли, и на этой основе выявляются тенденции развития этих явлений в будущем.

 

2.Концепции происхождения воспитания.Зарождение воспитания в первобытном обществе.

ВОСПИТАНИЕ — РЕЗУЛЬТАТ МНОГОФАКТОРНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ: 1) до 45-35 тыс. лет назад в праобщинах— собирателей и охотников начинается постепенный переход от первичных животнообразных форм деятельности к подлинному человеческому труду. Первые зачатки собственно трудовой, орудийной деятельности человека обнаруживаются в нижнем палеолите 2) улучшение условий труда и жилья(постоянниые стойбища и совершенствование изготовления орудий и т.д) приводят к росту рождаемости В условиях роста рождаемости в заботе старших о подрастающем поколении происходили качественные изменения: воспитание детей ста-новится коллективным делом, а передатчиками подрастающему поколению накопленных в сообществе традиций и опыта выступают представители старшего поколения. отсутствовали специальные приемы и организационные формы воспитания, а воспитание не отделялось от совместного труда. Тенденции, свидетельствующих о зарождении самых примитивных форм воспитания: а)полностью отсутствовал специально организованный процесс обучения и воспитания; б)воспитательное влияние осуществлялось как непосредственное и преимущественно спонтанное в)воздействие на ребенка окружающей его социальной среды. Воспитательные отношения с самого момента своего возникновения базировались на активности и самостоятельности подрастающего поколения. По мере становления общей хозяйственной деятельности и складывавшихся социальных связей происходило качественное преобразование доставшегося в наследство от животного мира инстинктивного механизма заботы родителей о потомстве и присущего потомству инстинкта подражания в социальный механизм наследования человеческого опыта. В общем, можно сделать вывод, что вместе с сознательной целенаправленной орудийно-трудовой деятельностью людей зарождается и воспитание как один из ее видов. Славяне: Факторы,влияющие на педагогику др славян: 1)природа. Природа

влияла непосредственно на каждого ребенка: учили его лес и трава, степь и река, птицы и животные. Мир живой природы открывал перед ним свои законы, вызывал радостные или печальные чувства, учил правилам поведения. Мягкость, размытость очертаний, отсутствие резких переходов в природе, скромность и даже робость тонов и красок — все это вызывает чувство невозмутимого покоя. Лес, степь, река — основные географические реалии, которые повлияли на быт, хозяйство, культуру и политический строй людей в Древней Руси. Река являлась даже воспитательницей, как бы подавая пример порядка и закономерности: восточноевропейские реки спокойны, размеренны. Река воспитывала у человека дух предприимчивости, развивала стремление к совместной, артельной деятельности, в которой важно было уметь взаимодействовать, общаться, учитывать характеры и интересы друг друга, обмениваться товаром, придерживаться определенного этикета. однообразие ландшафта, что предопределило основные виды занятий жителей различных мест. 2)История этноса наложила свой отпечаток и на его педагогическую культуру. В процессе переселения в новые природно-климатические условия изменялись быт, виды труда, появлялись новые занятия. Это означало необходимость развития у детей тех трудовых навыков, которые диктовались новыми обстоятельствами жизни (например, умения ухода за скотом в условиях более суровой При этом в педагогическую культуру проникали приемы, методы воспитания, используемые соседними коренными народами, приспособившимися ранее к данным условиям жизни.

3)религия. Языческие представления о мире сохранялись в памяти людей еще в XIX в. и проникали в систему воспитания: дети приобщались к старинным праздникам, утверждались в вере языческие персонажи, действия, заклинания. Желая предотвратить какие-то поступки детей, родители запугивали, их русалками, лешими и др. Пытаясь узнать свою судьбу, девочки подростки обращались к гаданиям и вери ли в них. Сохранялись и старинные обереги: вышивки на платье вокруг шеи и на подоле; (существовала система славянских богов,которым люди молились)

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.