Роль деятельности (игровой, учебной, трудовой) в усвоении новых знаний и умений, в формировании активной творческой личности — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Роль деятельности (игровой, учебной, трудовой) в усвоении новых знаний и умений, в формировании активной творческой личности

2017-11-27 575
Роль деятельности (игровой, учебной, трудовой) в усвоении новых знаний и умений, в формировании активной творческой личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие (воспитание) творческой личности ребенка - это процесс, организованное взаимодействие авторитетной личности (воспитателя, родителей, учителей, и вообще взрослых, вступающих в достаточно длительный контакт с ребенком) и ребенка. Конечной целью данного процесса является формирование творческой личности. Основным способом является включение ребенка в разнообразные виды творческой деятельности.В творчестве, перед творческой личностью всегда стоит проблема выбора из нескольких возможностей. Важнейшим условием выбора, а значит и условием развития творческого потенциала ребенка является свобода личности. Обладая свободой выбора цели, средств и способов деятельности, личность получает возможность многообразно взаимодействовать с объектами внешнего мира, что влечёт за собой создание множества образов и их комбинаций. Воображение - психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта, в создании образов, которые соответствуют описанию объекта. Важнейшая задача воображения заключается в том, чтобы представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Для воспитания воображения важную роль играют художественное, научное и изобретательское, техническое творчество, а равно спорт, который развивает воображение в процессе представления результата единоборства, важны также самообразование и общественно-полезная работа. Все виды творчества реализуются в процессе деятельности.

Также очень значимым для воспитания творческой личности является воспитание мышления. Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Достижение цели подразумевает ее предвосхищение, а нахождение способа достижения цели предполагает умение мыслить. В деятельности, как мышления, так и воображения огромную роль играет эмоциональная сфера психики. Эмоции играют важную роль в мотивации творческой деятельности. Они представляют собой механизм превращения внешних раздражителей в мотивы, направляющие познание в преобразование окружающей действительности. Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации. Лучше получается то, что делать хочется, что делать интересно. Необходимо выделить мотив, т. е. ради чего совершается деятельность. Мотив - основа формирования необходимых качеств личности.

Одним из главных мотивирующих средств является игра. В мотивах игры проявляется потребность человека преобразовывать мир. В игре развивается воображение, мышление, так как участник находится в воображаемых ситуациях перед выбором вариантов действия, вынужден просчитывать свои и чужие ходы. Существенными являются и переживания, которые сопровождают процессы мышления и воображения в игровых ситуациях, т.е. чувства. Поэтому игра является незаменимым средством воспитания мышления, воображения, чувств.

Воспитание творческой личности предполагает и наличие педагогического творчества. Творческую личность может вырастить только творческий педагог. То есть необходимо создать специальные условия, которые способствовали бы полноценному развитию творческой личности ребенка. Для этого нужно в педагогической практике применять методы и приемы, которые мотивируют учащихся на творчество, развивают у них мышление, воображение, эмоции.

Особая роль в формировании творческой личности ребёнка у семьи, а равно у среды, в которой находится сама семья. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя - привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность.

Также очевидно, что эффективное формирование творческой личности невозможно без:

1)включения ребенка в разнообразную творческую деятельность и ее «проживание», что достигается специально подобранными видами творческой работы. Это объясняется тем, что творческая личность проявляется, прежде всего, в деятельности, направленной на созидание материальных и духовных ценностей;

2)работы над совершенствованием умений, позволяющих учащимся быстро усваивать и присваивать новые виды деятельности, отличающиеся личностной ценностью;

3)организации творческих объединений, позволяющих воспитывать необходимые личностные качества, способствовать формированию нравственных ценностей, учить общению и сотрудничеству.

 

  1. Система дошкольного образования

Система образования представляет собой совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий. Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. Эта идея была записана еще в 1918 году в «Положении о единой трудовой школе». С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое с позиций Конвенции о правах ребенка (1989) включает следующие аспекты:

- возможность посещения образовательного учреждения;

- создание условий для образовательной деятельности;

- содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности), равноправия мужчин и женщин, и дружбы между народами.

- отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка.

Система Дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития. Российские ДОУ в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (1995 г.), которое регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений. В нем определены задачи дошкольного образовательного учреждения: охрана жизни и здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.Для современных дошкольных учреждений характерна многофункциональность, разновидность, свобода в выборе приоритетного направления образовательного процесса, полипрограмность в реализации содержания. Все это понижает уровень вариативности, самостоятельной деятельности ДОУ, адаптивности к региональным условиям. В соответствии с Типовым положением система дошкольных образовательных учреждений включает следующие виды:

• Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др).

• Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

•Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий и процедур;

•Детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;

• Центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекция и оздоровление всех детей.

Таким образом, дошкольное образовательное учреждение как тип системы образования включает разнообразные виды, которые имеют свои отличительные особенности (как правило связанные с моделью образовательного процесса основой которого выступает образовательная программа).

  1. Ребенок-дошкольник и социум

Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе. Человек может занимать в обществе одновременно несколь­ко позиций, характеризующихся определенны­ми правами и обязанностями, т.е. иметь разный соци­альный статус. Статусы бывают врожденными (пол, национальность, место рождения, фамилия и др.) и приобретенными (достигнутыми благодаря собственным усилиям
Статус определяет поведение личности в обществе, т.е. человек ведет себя в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью. Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. В процессе становле­ния и развития ребенок может осваивать как позитивные соци­альные роли, так и негативные. К позитивным относят: роль чле­на семьи, роль члена коллектива, роли потребителя, роль гражданина и др. К негативным ролям относятся бродяга, ребенок-попрошайка, воришка и т.д. В сфере деятельности у ребенка происходит рас­ширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее ос­мысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
В сфере общения происходит расши­рение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овла­дение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.В сфере сознания — формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.В процессе социализации у ребенка, проявляется объективная потребность человека быть «как все», параллельно с которой формируе­тся другая потребность — проявить себя, свою ин­дивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация. Таким образом, социальное развитие ребенка, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладе­ния социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуали­зации (приобретения самостоятельности, относительной авто­номности). Процесс социализации ребенка, его формирования и разви­тия, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс реша­ющее влияние посредством самых разных социальных факто­ров. Семья — важнейший институт социализации, т. к. являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Социально-культурный параметр зависит от образова­тельного уровня членов семьи и их участия в жизни общества. Социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью чле­нов семьи на работе, учебе. Технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жи­лища, гигиенических особенностей образа жизни. На­конец, демографический — определяется структурой семьи.
Родительская семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в первые годы жизни и является ведущим фактором социализации в дошкольном возрасте. Семья — важнейший институт социализации, т. к. являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Социально-культурный параметр зависит от образова­тельного уровня членов семьи и их участия в жизни общества. Социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью чле­нов семьи на работе, учебе. Технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жи­лища, гигиенических особенностей образа жизни. На­конец, демографический — определяется структурой семьи.
Родительская семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в первые годы жизни и является ведущим фактором социализации в дошкольном возрасте.

 

 

  1. Структура педагогической деятельность

· Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова:

1. Мотивация.

2. Педагогические цели и задачи.

3. Предмет педагогической деятельности.

4. Педагогические средства и способы решения поставленных задач.

5. Продукт и результат педагогической деятельности.

Каждый вид деятельности имеет свой предмет, точно также и педагогическая деятельность имеет свой.
Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

· Средствами педагогической деятельности являются:

o научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;

o "носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;

o вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.

· Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются:

o объяснение;

o показ (иллюстрация);

o совместная работа;

o непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая);

o тренинги и др.

· Продукт педагогической деятельности - формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:

o его личностное совершенствование;

o интеллектуальное совершенствование;

o становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.