к разделу «Основные теории и концепции психологии» — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

к разделу «Основные теории и концепции психологии»

2017-11-27 167
к разделу «Основные теории и концепции психологии» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Специфика бихевиористского рассмотрения личности.

2. Когнитивное направление в изучении личности.

3. Социально-когнитивная теория А. Бандуры.

4. Теория социального научения Дж. Роттера.

5. Когнитивно-аффективная теория личности (У. Мишел).

6. Диспозиционная теория личности Г. Олпорта.

7. Факторная модель личности Р. Кеттелла.

8. Теория типов личности Г. Айзенка.

9. Классический психоанализ З. Фрейда.

10. Аналитическая теория К.Г. Юнга.

11. Индивидуальная теория А.Адлера.

12. Теория личности Г.С. Салливена.

13. Эго-психология и теория психосоциального развития личности Э. Эриксона.

14. Теории личности К. Хорни и Э. Фромма.

15. Гуманистическая теория личности А. Маслоу.

16. Феноменологическая теория личности К. Роджерса.

17. Динамическая концепция личности в гештальт-психологии.

18. Подходы к изучению личности в отечественной психологии.

19. Жизненный путь личности и ее психологическое здоровье.

20. Критерии оценки теорий личности в психологии.

Вопросы к зачету

1. Радикально-бихевиористский подход к поведению личности Дж. Уотсона.

2. Теория оперантного научения Б. Скиннера. Типы подкрепления.

3. Бихевиоризм К. Халла, Д. Долларда, Н.Э. Миллера, Э. Торндайка.

4. Теория условных рефлексов И.П. Павлова.

5. Идея личностного кон­структа в теории Дж. Келли. Свойства личностных конструктов.

6. Концепция Дж. Брунера.

7. Концепция Ж.Пиаже: развитие мышления, основанное на взаимодействии между организмом и окружающей средой.

8. Научение через наблюдение и моделирование в теории А.Бандуры.

9. Модель-триада взаимного детерминизма теории А.Бандуры.

10. Концепция самоэффективно­сти в теории А.Бандуры.

11. Основные положения теории социаль­ного научения Дж. Роттера.

12. Основные положения когнитивно-аффективной теории личности (У. Мишел).

13. Диспозиционная теория личности Г. Олпорта.

14. Факторная модель личности Р. Кеттелла.

15. Теория типов личности Г. Айзенка.

16. Таксономия «Большой пятерки» фак­торов: измерения личности в естественном языке и опросниках.

17. «Топографическая модель» ор­ганизации психики. Структурная модель психической жизни (З. Фрейд).

18. Инстинкты как движущая сила развития личности в психодинамической теории З. Фрейда. Особенности развития личности.

19. Трехуровневая модель психической жизни в аналитической теории К. Г.Юнга. Типы психологических функций личности.

20. Основные положения индивидуальной теории А. Адлера.

21. Теория личности Г.С. Салливена.

22. Эпигенетический принцип развития личности в теории психосоци­ального развития личности Э. Эриксона.

23. Механизм «бегства от свободы» и экзистенциальные потребности в теории личности Э. Фромма. Социальные типы характера.

24. Значение базальной враждебности и базальной тревоги на развитие личности в теории К. Хорни.

25. Система личностной мотивации А. Маслоу. Бы­тийные и дефицитарные мотивы.

26. Пси­хологические свойства самоактуализирующихся людей (А. Маслоу).

27. Самоактуализа­ция в концепции К. Р. Роджерса.

28. Понятие «зрелой личности» и личностного роста в гу­манистической психологии.

29. Основные понятия и принципы гештальт-психологии.

30. Динамическая концеп­ция личности в гештальт-психологии (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка).

31. Социально-психологические теории личности Дж. Мида, Ч.Кули.

32. Дви­жущие силы поведения, структура личности в учении К.Левина.

33. Экспериментальные исследования личности в работах учеников и последователей К.Левина: Т. Дембо, Б.В.Зейгарник.

34. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.

35. Подход к проблемам личности С. Л. Рубинштейна.

36. Характеристики личности в теории А. Н. Леонтьева.

37. Понятие личности в исследованиях Л.И. Божович.

38. Концепция персонализации А. В. Петровского.

39. Свойства и психологическое содержание личности в теории В.С. Мерлина.

40. Установка как основная об­щепсихологическая характеристика личности в теории Д.Н.Узнадзе.

41. Диспозиционная структура личности В.А. Ядова.

42. Определение личности через эндо- и экзопсихику А.Ф.Лазурским.

43. Структура личности в теории отношений В.Н. Мясищева.

44. Системная модель человекознания Б.Г.Ананьева: индивид, личность, субъ­ект, индивидуальность.

45. Личность как интегральное образование: психические процессов, психические состояния и психические свойств в концепции А.Г.Ковалева.

46. Концепция функциональной динамической структуры личности К.К.Платонова.

47. Личность и ее взаимодействие с социальной средой.

48. Биографический и событийно-биографический подходы в исследовании личности. Методы исследования жизненного пути.

49. Жизненный путь личности в теории Ш. Бюллер.

50. Взгля­ды Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульхановой-Славской на пробле­мы жизненного пути личности.

51. Психическое и психологическое здоровье. Деградация личности.

52. Характеристика механизмов психологи­ческой адаптации (Исследование адаптационных процессов в работах Г. Селье, В. Кеннона, Р. Лазаруса, В.С. Мерлина, П. Шмидта).

53. Влияние стрессогенных факторов на здоровье личности.

54. Общее понятие о психическом расстройстве личности. Профилактика психических расстройств.

Литература для самостоятельного изучения и конспектирования (ч. 1)

 

1. Анализ работы В.А. Янчука «Методолого-психологические основания развития психологической науки в культурно-научной традиции постмодерна» (В.А.Янчук // Белорусский психологический журнал. –2004.-№ 1 – С.3-14).

2. Анализ работы С.Л.Рубинштейна «Развитие психологии в новое время» (Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 87 — 94; или по изданию: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. - М., 1989.-Т. 1.-С. 62-73).

3. Анализ работы А.Н.Леонтьева «Понятие отражения и его значение для психологии» (Хрестоматия по психологии / Ред.-сост. Мироненко В.В., Петровский А.В.— М., Просвещение 1987. — С. 18 — 25).

4. Анализ работы А.Н.Леонтьева «Проблема возникновения ощущений». (Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 297 — 321; или по изданию: Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 15—27, 34—37, 42—45, 48—57, 69—85, 120—123).

5. Анализ работы К.Э.Фабри «Научное наследие А.Н.Леонтьева и вопросы эволюции психики». (Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 356 — 367; или по изданию: А.Н.Леонтьев и современная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. С. 101—117).

6. Анализ работы А.Р.Лурии «Поражение мозга и мозговая локализация высших психических функций». (Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 483 — 492; или по изданию: Лурия А.Р. Этапы пройденного пути: Научная автобиография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 110—121, 130—138).

7. Анализ работы Д.Н.Узнадзе «Общее учение об установке». (Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 167 — 180; или по изданию: Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. С. 140—152, 164—169, 180—183).

8. Анализ работы П.К.Анохина «Функциональная система как универсальный принцип изучения уровней биологической организации». (Введение в психологию / Под ред. А.П. Лобанова, С.И. Коптевой. Мн., 2004. – с.328-335; или по изданию: Анохин П.К. Избранные труды. Кибернетика функциональных систем. / Под ред. К.В. Судакова. Сост. В.А. Макаров. М.: Медицина, 1998. С. 32–46).

9. Анализ работы Л.С.Выготского «О поведении и реакции» (Л.С.Выготский. Психология – М: ЭКСМО-Пресс, 2000. –С.122-155).

10. Анализ работы Дж.Б.Уотсона «Бихевиоризм». (Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 193 — 199; или по изданию: История психологии. Тексты / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. С. 96—106).

11. Анализ работы В.Келера «Некоторые задачи гештальтпсихологии». (Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 205 — 210; или по изданию: История психологии. Тексты / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. С. 163—171).

12. Анализ работы Р.Л. Солсо «Введение в когнитивную психологию». (Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 222 — 232; или по изданию: Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. С. 28—36, 41—47).

13. Анализ работы К.Роджерса «Полноценно функционирующий человек». (Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 215 — 221; или по изданию: Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. С. 234—247).

14. Анализ работы В. Франкла «Что такое смысл». (Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 450 — 461; или по изданию: Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 284—306).

15. Анализ работы З.Фрейда «Психопатология обыденной жизни». (Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 151 — 157; или по изданию: 1Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. С. 216—218, 236, 247, 249—251, 257—259, 264, 287—288).

16. Анализ работы А.Г.Асмолова «На перекрестке путей к изучению психики человека: бессознательное, установка, деятельность». (Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 181 — 192; или по изданию: Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.;Воронеж, 1996. С. 373—395).

17. Анализ работы У.Джеймса «Поток сознания» (Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 106 — 118; или по изданию: Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. С.56—80)

18. Анализ работы А.Н.Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность».

19. Анализ работы С.Л.Рубинштейна «Сознание человека». (С.Л.Рубинштейн.Основы общей психологии: в 2т. – Т.1 гл Сознание человека с.156-190).

20. Анализ работы В.В.Давыдова «Сознание и проблема идеального». (Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 399 — 404; или по изданию: Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. С. 33—44).

Вопросы к экзамену (ч.1)

Введение в психологию

1. Психология как наука о душе: взгляды Демокрита, Платона, Аристотеля.

2. Психология как наука о сознании: взгляды Р.Декарта, Б.Спинозы; ассоциативная психология Дж.Локка, Д.Беркли; взгляды В.Вундта, У.Джемса.

3. Психология как наука о поведении: взгляды Дж.Уотсона; необихевиоризм Ч.Толмена, Б.Скиннера.

4. Современное представление о предмете психологии. Психические явления и психологические факты.

5. Понятие методологии. Уровни методологического анализа.

6. Основные методологические принципы психологии.

7. Характеристика этапов психологического исследования, виды психологических исследований.

8. Основные стратегии изучения психики.

9. Понятие метода в психологии. Классификации методов.

10. Характеристика метода наблюдения как неэкспериментального метода.

11..Характеристика метода опроса как неэкспериментального метода.

12. Характеристика метода анализа результатов деятельности как неэкспериментального метода.

13. Характеристика метода социометрии как неэкспериментального метода.

14. Характеристика метода теста как психодиагностического метода, классификации тестов.

15. Характеристика метода эксперимента, этика экспериментального исследования. Понятие артефакта.

16. Понятие психики. Образ как единица психического.

17. Филогенетическое развитие психики.

18. Теория отражения Леонтьева-Фабри.

19. Таксисы, рефлексы, инстинкты как врожденные формы поведения.

20. Импритинг, научение, рассудочная деятельность как приобретенные формы поведения.

21. Сравнительный анализ психики животных и психики человека.

22. Рефлекторная теория: концепции И.М.Сеченова, И.П.Павлова.

23. Теории системной работы мозга: концепции А.А.Ухтомского, П.К.Анохина.

24. Характеристика представлений о локализаций высших психических функций: узкий локализационизм, антилокализационизм.

25. Межполушарная ассиметрия психических процессов.

26. Понятие о сознании, его структура. Функции сознания по Б.М.Ломову.

27. Виды состояний сознания.

28. Характеристика сознательного, предсознательного и бессознательного по З.Фрейду.

29. Защитные механизмы личности по З.Фрейду.

30. Характеристика неосознанных автоматизмов, явления неосознаваемой установки, неосознаваемых сопровождений сознательных действий.

31. Структура личности по З.Фрейду

32. Методы изучения бессознательного.

33. Характеристика надсознательных процессов.

34. Понятие самосознания. Структура образа Я

35. Понятие самооценки и уровня притязаний личности

36. Понятие о деятельности. Принцип сознания и деятельности

37. Характеристика и сравнение понятий: поведение, активность, деятельность.

38. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

39. Деятельностный подход С.Л.Рубинштейна.

40. Общая теория деятельности А.Н.Леонтьева.

41. Место психологии в системе наук.

42. Структура современной психологии.

43. Характеристика понятий знание и познание. Сравнение понятий

44. Характеристика обыденного, художественного, религиозного и научного познания.

45. Сравнение теоретического и эмпирического знаний.

46. Понятие парадигмы. Виды парадигм.

 

Психология познавательных (когнитивных) процессов

1. Психология познавательных процессов в структуре психологической науки. Виды познавательных процессов.

2. Понятие ощущения. Свойства ощущений.

3. Классификации ощущений.

4. Психофизика ощущений. Пороги ощущений.

5. Классические законы психофизики.

6. Закономерности ощущений. Адаптация. Контраст. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация. Синестезия.

7. Понятие восприятия. Свойства восприятия.

8. Виды восприятия.

9. Теории восприятия.

10. Восприятие формы и цвета.

11. Восприятие глубины и удаленности.

12. Восприятие движения и времени.

13. Иллюзии восприятия.

14. Слуховое восприятие.

15. Тактильные, вкусовые и обонятельные восприятия.

16. Сравнительная характеристика ощущений и восприятий.

17. Понятие внимания, основания для классификации видов внимания.

18. Свойства внимания.

19. Виды внимания.

20. Теории внимания.

21. Понятие памяти. Свойства памяти.

22. Основания для классификации видов памяти.

23. Виды памяти

24. Теории памяти.

25. Процессы памяти.

26. Понятие представлений.

27. Виды представлений.

28. Функции представлений.

29. Понятие мышления.

30. Виды мышления.

31. Теории мышления.

32. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект».

33. Мышление как способ формирования понятий.

34. Мышление как способ решения задач.

35. Мыслительные операции.

36. Язык и речь. Свойства речи.

37. Функции речи.

38. Основания для классификации видов речи.

39. Виды речи.

40. Психологические теории речи.

41. Речь и мышление.

42. Внутренняя речь.

43. Понятие воображения. Фантазия.

44. Виды воображения.

45. Функции и свойства воображения.

46. Способы создания образов воображения.

Вопросы к экзамену (ч.2)

Личность

1. Индивидуальность. Детерминанты и формы проявления индивидуальности.

2. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность, субъект.

3. Б.Г.Ананьев об индивидуальности.

4. В.С. Мерлин об интегральной индивидуальности.

5. История и классификация учений о темпераменте.

6. Гуморальные теории темпераментных различий.

7. Особенности представлений о типах темперамента И. Канта, Стендаля. Подход В.Вундта к темпераменту.

8. Конституциональная теория темперамента Э. Кречмера.

9. Морфологическая теория У. Шелдона.

10. Психологический подход к темпераменту (К.Юнга, Г. Айзенк).

11. Анализ учения И.П. Павлова о свойствах и типах ВНД.

12. Физиологические основы темперамента.

13. Изучение темперамента в психофизиологической школе В.С. Мерлина.

14. Б.М. Теплов и представители его школы о темпераменте.

15. В.М. Русалов о темпераменте.

16. Психологическая характеристика типов темперамента. Темперамент и деятельность.

17. Проблема характера в современной психологии.

18. Черты характера и другие черты личности.

19. Целостность и структурность характера.

20. Б.Г. Ананьев о структуре характера.

21. Теория отношений В.Н. Мясищева как методологическая основа определения характера.

22. История развития характерологии.

23. Проблема типологии характера. Социально-типическое и индивидуально-своеобразное в характере.

24. Типология характеров А.Ф. Лазурского.

25. Типология характеров Э. Фромма.

26. Нормальный и патологический характер. Понятие акцентуации характера.

27. Типология характеров К. Леонгарда.

28. Типология характеров А.Е. Личко.

29. Проблема биологических основ характера. Темперамент и характер.

30. Условия формирования, развития характера. Признаки проявления характера.

31. Проблема способностей в современной психологии.

32. Основные отличительные признаки способностей. Соотношение знаний, умений, навыков и способностей.

33. Теории происхождения способностей (Платон, Ф. Гальтон).

34. Подходы к рассмотрению способностей в отечественной психологии (К.К. Платонов, Б.М. Теплов, Е.П. Ильин, В.Д.Шадриков).

35. Деятельностный подход к проблеме способностей (К.К. Платонов, Б.М. Теплов).

36. Функциональный подход к проблеме способностей (Е.П. Ильин, В.Д. Шадриков).

37. Классификация способностей. Проблема общего и специального в способностях.

38. Критерии выраженности способностей. (С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес).

39. Уровни развития способностей.

40. Нейрофизиологические основы способностей

41. Мотивационная сфера личности и ее основные характеристики.

42. Основные подходы к рассмотрению потребностей. Формирование и реализация потребности.

43. Потребность как основа форм проявления направленности.

44. Основные подходы к рассмотрению мотивов.

45. Виды мотивов. Формирование мотивов.

46. Мотивы и их характеристика. Функции мотивов.

47. Основные проблемы психологии мотивации.

48. Иерархическая модель потребностей А. Маслоу.

49. А.Н. Леонтьев о мотивации

50. Классификация потребностей и мотивов в зарубежной психологии.

51. Последовательность проявления потребностей в онтогенезе.

52. К. Хорни и Э. Фромм о потребностях.

53. Классификация потребностей в отечественной психологии (П.В.Симонов, А.В.Петровский, С.Б.Каверин. И.А.Фурманов).

54. Основные проблемы психологической теории эмоций.

55. Виды, свойства и функции эмоций.

56. Структура эмоций. Компоненты эмоционального реагирования.

57. Нейрофизиологические механизмы эмоций,

58. Характеристики чувств. Виды чувств.

59. Отличительные особенности эмоций и чувств.

60. Формы эмоционального реагирования и их особенности.

61. Физиологические теории эмоций

62. Мотивационные теории эмоций

63. Когнитивистские теории эмоций;

64. Характеристика эмоций по К. Изарду.

65. Классификация эмоций Б.И.Додонова.

66. Мотивация и эффективность деятельности.

67. Подходы и тенденции развития представлений о воле.

68. Проблема воли в зарубежной психологии.

69. Проблема воли в исследованиях отечественных психологов.

70. Свойства воли. Функции воли. Волевая регуляция поведения.

71. Структура волевого действия.

72. Развитие воли в онтогенезе. Волевые качества личности.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.