Тема 6. Психология индивидуальности — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 6. Психология индивидуальности

2017-11-27 225
Тема 6. Психология индивидуальности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Темперамент

Понятие темперамента. Теории темперамента: гуморальная (Гиппо­крат, Гален), конституциональная (на основе соматотипа) Э.Кречмера, У.Шелдона. Физиологическая основа темперамента. Темперамент и основные свойства нервной системы (И.П.Павлов). Критерии определения свойств тем­перамента (общие признаки свойств): динамичность, устойчивость, онтогене­тическая «первичность», предельность или максимальность, соотношение темперамента и продуктивности, уровень наследуемости. Темп реакций, пла­стичность и ригидность, лабильность, экстравертированность и интроверти-рованность (Г.Айзенк). Современные исследования темперамента (Я. Стре-ляу, В.М.Русалов).

Типы темпераментов, их характеристика. Проявление основных свойств темперамента: применительно к познавательным процессам, предмет­ной деятельности и общению человека.

Темперамент и личность. Понятие индивидуального стиля деятельно­сти. Темперамент и свойства личности: впечатлительность и эмоциональ­ность, импульсивность и тревожность. Отношения, поступки, культура пове­дения. Темперамент и воля. Темперамент и характер. Темперамент и способ­ности.

Характер

Понятие характера. Понимание характера Ф.Лабрюйером, И.Кантом, Т.Рибо, П.Ф.Лесгафтом, А.Ф.Лазурским. Значение характера. Физиологиче­ские основы характера. Выразительные признаки характера. Структура ха­рактера. Характер как совокупность устойчивых черт личности. Группы черт характера: моральные, волевые, эмоциональные. Основные свойства харак­тера: нравственная воспитанность, полнота, цельность, определенность, сила, твердость, уравновешенность.

Теория отношений В.Н.Мясищева. Общие основания для построения типологии: отношение к людям и обществу; к самому себе; к труду; к вещам; морально-волевые качества.

Система акцентуаций по К.Леонгарду, А.Е.Личко и Э.Г.Эйдемиллеру. Социальные типы характера Э.Фромма. Невротические типы характера К.Хорни. Гармоничный и дисгармоничный характер.

Место характера в общей структуре личности. Характер и воля. Взаимосвязь характера и темперамента. Характер и мотивация поведения. Инди­видуальное и типическое в характере.

Механизм формирования и коррекции характера. Подражание, уста­новка. Влияние среды и воспитания на особенности характера. Формирова­ние характера у детей. Возрастные особенности становления черт характера человека. Самовоспитание характера.

Способности

Понятие способностей, их природа. Качественная характеристика спо­собностей. Структура способностей. Понятие задатков. Задатки, способности и индивидуальные различия. Способности и наследственность.

Виды способностей: общие и специальные, теоретические и практиче­ские, учебные и творческие. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей. Уровни развития способностей. Понятие одаренности. Талант, его происхождение. Талант и мастерство. Феномен гениальности.

Склонности и способности. Способности и интересы. Соотношение понятий: способности, знания, навыки, умения. Условия и предпосылки для развития задатков и формирования способностей личность. Условия раннего проявления способностей. Факторы, благоприятствующие ускоренному раз­витию способностей. Способности и успешность деятельности. Способности и индивидуальный стиль деятельности. Психологические требования к дея­тельности, формирующей способности.

Тема 7. Мотивационно-потребностная сфера личности, ее направленность

Потребности

Понятие «потребности». Классификация потребностей и их виды: ви­тальные и социальные. Потребности как источник активности личности. Ие­рархическая пирамида потребностей по А.Маслоу: физиологические; по­требности в безопасности; привязанностях, любви, принадлежности к группе; одобрении, уважении; самореализации. Познавательные и эстетические по­требности.

Трансформация потребностей. Механизм удовлетворения потребно­стей: стадия напряжения, стадия оценки, стадия насыщения. Реализация по­требностей: конкретизация, ментализация, социализация.

Мотивация

Мотивация как психическое образование, побуждающее человека к дея­тельности. Мотивы - синтез внутренних и внешних причин, побуждающих и направляющих поступки, поведение и деятельность человека.. Мотив и мотива­ция. Мотив - интегративное выражение побудительных сил человека в кон­кретном, актуальном действии (осознанный, неосознанный) реализуемая часть латентной мотивации. Функции мотивации: приспособительная, побудитель­ная, активизирующая, стимулирующая, направляющая, регулирующая. Эволю­ционные линии развития мотивации через: 1) развитие витальных, социаль­ных, идеальных потребностей; 2) эмоционально-оценочное отражение; 3) субъективную систему отношений; 4) предметно-практическую деятель­ность; 5) систему ценностных ориентации; 6) образ жизни; 7) социальное взаимодействие; 8) культуру и искусство. Индивидуальные линии развития мотивации через: 1) биогенетику рефлексов, инстинктов и паттернов поведе­ния; 2) подражание; 3) воспитание и обучение; 4) игры, общение, познание, труд; 5) семью и другие первичные общности.

Концепции мотивации. Понятие валентности. Критерии валентности. От­рицательная валентность. Основные проблемы психологии мотивации. Когни-

тивный диссонанс. Агрессия. Просоциальное поведение. Асоциальное повед-ние. Мотивация и успешность деятельности. Развитие и изменение мотивов. Иерархия мотивов. Взаимодействие мотивов. Полимотивированность.

Направленность

Направленность - ядро личности. Компоненты направленности. Влече­ние - эмоциональное проявление потребностей и начальный момент мотиваци-онного процесса. Неосознанность влечений. Эмоциональная напряженность влечений. Внутренняя детерминированность влечений и внешняя направлен­ность их разрядки. Желания - осознанные влечения к реализации потребностей. Рационализация потребностей в желаниях. Соотнесение желаний с возможно­стями их реализации. Интересы как форма проявления познавательных потреб­ностей человека. Интересы как категория социальных потребностей. Интересы как характеристика общественных отношений. Склонности - направленность человека на определенную деятельность. Склонности и стремления к целям. Эмоциональный и волевой компоненты в реализации склонностей и стремле­ний. Намерения - сознательное стремление к завершению поставленных задач, целей (актуализация потребностей в организованной деятельности). Намерение как целеполагание. Установки - состояние психологической готовности чело­века реагировать определенным образом на внешние воздействия. Психологи­ческие и социальные установки. Установки и опережающее отражение (анти­ципация). Убеждения - представления, идеи, позиции человека, определяющие его понимание действительности, выражающие его отношения к ней. Мировоз­зрение - система взглядов на мир и место человека в нем. Картина мира и смысл жизни как интегративные установки личности. Обыденное, религиозное и научное мировоззрение. Рациональное и иррациональное понимание мира и сущности человека. Виды направленности.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.