Концепции развивающего обучения — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Концепции развивающего обучения

2017-11-27 177
Концепции развивающего обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Как отмечает А. М. Матюшкин, понятия «задача» и «проблемная ситуация», являющиеся принципиальными в проблемном обучении, обозначают разные психологические реальности. Проблемная ситуация характеризует такое состояние субъекта (ученика), которое требует новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения действия. Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, нужно поставить ученика перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного. Увидеть проблему, сформулировать ее значит отчасти понять ее, и если не решить проблему, то найти путь, способ, метод решения.Процесс проблемного обученияоказывается состоящим из двух необходимых этапов: этапа постановки практического или теоретического задания, вызывающего проблемную ситуацию; этапа поиска неизвестного в этой проблемной ситуации либо путем самостоятельного исследования ученика, либо путем сообщения учителем сведений, необходимых для выполнения проблемного задания. Как установили психологи, проблемное обучение имеет ряд достоинств:

оно содействует тому, чтобы мышление было логичным, научным, творческим;

делает учебный материал более доказательным и убедительным;

содействует формированию прочных знаний;

формирует у школьников такие чувства, как уверенность в своих силах, радость и удовлетворение от напряженной умственной деятельности;

формирует у учащихся элементарные навыки исследовательской деятельности;

активно формирует и развивает положительное отношение, интерес, как к данному учебному предмету, так и к учению вообще).

Теория содержательного обобщения в обучении В. В. Давыдова также основывается на идеях Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева. Обучение должно формировать у школьников теоретическое мышление, которое имеет свое особое, отличное от эмпирического мышления содержание. При изучении (усвоении) понятий и законов на основе тех или иных материалов учащиеся в первую очередь должны обнаружить в них генетически исходную связь, определяющую объект, отраженный в соответствующем понятии. Эту связь, пишет Давыдов, необходимо воспроизвести в графических, предметных и знаковых моделях, позволяющих изучить ее в «чистом» виде. Для этого у учащихся надо сформировать специальные предметные действия, с помощью которых они смогут в учебном материале выявить и далее воспроизвести искомую зависимость, изучая ее собственные свойства. А это предполагает постепенный переход от внешних предметных действий к их выполнению в умственном плане.

Усилия Л.В. Занкова были направлены на разработку системы обучения младших школьников, имеющей своей целью их общее психическое развитие. Он поставил задачу построить такую систему начального обучения, при которой достигалось бы гораздо более высокое развитие младших школьников, чем при обучении согласно канонам традиционной системы. Основу системы обучения составляют следующие принципы: 1. Принцип обучения на высоком уровне трудности. 2. Принцип ведущей роли теоретических знаний. 3. Принцип осознания школьниками процесса учения. 4. Принцип работы над развитием всех учащихся. 5. Принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом.

В концепции личностно-ориентированного развивающего обучения (Якиманская И.С.) особое значение придается такому фактору развития как субъектному опыту жизнедеятельности,приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.

Субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).

Для каждого ученика составляется образовательная программа,которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения.

Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной работы, педагог накапливает банк данных о формирующемся у него индивидуальном познавательном «профиле», который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за учеником должно оформляться в виде индивидуальной картыего познавательного (психического) развития и служить основным документом для определения (выбора) дифференцированных форм обучения (профильных классов, индивидуальных программ обучения и т.п.).

Позиция учителя проявляется в следующем:

• инициирование субъектного опыта учения;

• развитие индивидуальности каждого ребенка;

• признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.

Позиция ученика заключается в следующем: он осуществляет свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса, самопознание, самоопределение, саморегуляцию.

В концепции А.А. Вербицкого и его последователей деловая игра является обучающей. Это форма знаково-контекстного обучения, в которой участники осуществляют «квазипрофессиональную деятельность, несущую в себе черты, как учения, так и труда». Деловая игра – это форма активного деятельностного обучения. Она предполагает определение целей (собственно игровые и педагогические: дидактические и воспитательные), содержание игры и наличие игровой и имитационной моделей (А.А. Вербицкий, II В. Борисова). Имитационная модель, в которой отражен дидактически обработанный (обобщение, упрощение, проблематизация) фрагмент профессиональной реальности, является предметной основой квазипрофессиональной деятельности студентов. Игровая модель имеет собственную структуру.

Данное направление обучения, реализуя принципы системности активности, выполняет основное назначение высшего образования глубинную профессионально-предметную и социальную подготовку специалистов.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.