Проблема соотношение обучения и развития — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Проблема соотношение обучения и развития

2017-11-27 199
Проблема соотношение обучения и развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теория обучения – это раздел педагогической психологии, теоретически и экспериментально изучающий психологические условия эффективности взаимодействия учителя (преподавателя) и учащегося (студента).

Теория обучения не тождественна рассмотренной выше теории учебной деятельности, относящейся только к учащемуся. Обучение – процесс двусторонний, включающий как деятельность учащегося, так и деятельность преподавателя. Таким образом, теория обучения может рассматриваться как система научных принципов, обобщающих и объясняющих практический опыт и закономерности успешного взаимодействия преподавателя и студента, учителя и ученика в процессе обучения.

С точки зрения деятельностного подхода необходимо понимать обучение как две взаимосвязанные и взаимообусловленные деятельности – обучающую и учебную. Содержание этих двух деятельностей, несмотря на их тесную связь, различно.

Обучение влияет на развитее или развитие на обучение? Этот вопрос носит принципиальный характер не только в теоретическом плане, так как от методологической позиции учителя зависит процесс организации обучения.

Сегодня психологи выделяют три варианта ответа на данный вопрос.

1) Развитие не зависит от обучения. Обучение чисто внешний процесс, который должен быть согласован с развитием. Сам по себе он ничего не меняет в развитии и должен к нему приспосабливаться, использовать достижения развития.

Она исходит из жесткой предопределенности развития наследственными факторами. Еще Сократ говорил, что учитель – повивальная бабка, он ничего не может дать, а только помогает разродиться.

Основоположник этой позиции в психологии – Ж.Пиаже, считающий, что для каждого возраста характерно развитие той или иной функции. Ребенок должен пройти в своем развитии строго определенные возрастные стадии (дооперационные структуры - формальные операции - формальный интеллект) до того, как обучение сможет приступить к выполнению своих специфических заданий.

Следовательно, это можно использовать в обучении: с определенного возраста можно учить математике, с определенного - чтению и т.п. Развитие завершает свой цикл, чтобы школа могла приступить к обучению. Циклы развития предшествуют обучению. Развитие – это не результат обучения, а его предпосылка. Развитие всегда идет впереди обучения, а последнее надстраивается над ним

Отсюда можно сделать вывод о том, что учение приспосабливается к развитию, ничего в нем не меняя. (Эту позицию мы встретим при характеристике традиционного обучения).

2) Обучение – это и есть развитие. Оба процесса совершаются равномерно. Шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Для данной позиции характерен взгляд на обучение и развитие как на процессы протекающие параллельно и синхронно. Развитие представлено в виде накопления реакций, привычек, которые и приобретаются через обучение. Основой развития при этом являются природные зоны, указывающие на границы, в рамках которых и может осуществляться обучение. Создается впечатление, указывает И.А. Зимняя, что данные позиции имеют серьезные различия. В первом случае – процессы обучения и развития разъединены, во втором - слитность процессов обучения и развития. Но основной вывод одинаков - при организации процесса обучения необходимо учитывать законы природы, они-то и предопределяют ход развития, обучение бессильно что-либо изменить в законах природы. (Эта позиция отражается в программированном обучении).

3) Попытка объединить обе позиции. Истоки обнаруживаются во взглядах Кофки: развитие не зависит от обучения, само обучение тождественно развитию. Кофка полагал, что развитие представляет собой два различных, хотя и взаимообусловленных процесса:

- созревание (зависит от нервной системы)

- обучение, которое и есть развитие.

Л. С. Выготский, основываясь на понятии «зона ближайшего развития», предложил оригинальное решение проблемы о соотношении развития и обучения. Он показал, что определение уровня развития и его отношения к возможности обучения составляет незыблемый и основной факт, являющийся отправным пунктом.

Необходимо определить, по меньшей мере, два уровня развития ребенка, без знания которых мы не сумеем в каждом конкретном случае найти верное соотношение между ходом детского развития и возможностями его обучения. Первый уровень называется зоной актуального развития ребенка, т. е. тот уровень психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся циклов его развития. Второй уровень называется зоной ближайшего развития и представляет собой то, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого и завтра сумеет сделать самостоятельно. Зона ближайшего развития, таким образом, помогает определить динамическое состояние развития ребенка, учитывающее не только уже достигнутое в развитии, но и еще находящееся в процессе развития.

Факт наличия двух уровней развития имеет принципиальное значение для пересмотра соотношения между процессом обучения и психическим развитием ребенка. Прежде всего, меняется ответ на вопрос о том, какие педагогические выводы должны быть сделаны из диагностики развития. Обучение, которое ориентируется на уже завершенные циклы развития, оказывается бездейственным с точки зрения общего развития ребенка, оно не ведет за собой процесса развития, а само плетется у него в хвосте. В отличие от трех старых точек зрения, учение о зоне ближайшего развития позволяет выдвинуть противоположную формулу, гласящую, что только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития. Существенным признаком развивающего обучения является тот факт, что такое обучение создает зону ближайшего развития, т. е. вызывает у ребенка к жизни целый ряд внутренних процессов развития, которые сейчас являются для ребенка еще возможными только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества со сверстниками, но которые, проделывая внутренний ход развития, становятся затем внутренним достоянием самого ребенка.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.