Методика диагностики стилей кодирования информации — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Методика диагностики стилей кодирования информации

2017-11-27 277
Методика диагностики стилей кодирования информации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СТИЛЕЙ КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Инструкция: Ниже приведены пять фрагментов текста, по-разному описывающие один и тот же предмет или явление. Прочитайте все фрагменты текста и постарайтесь выделить тот или те, которые вызвали у Вас чувство субъективного принятия (понравились, совпали с Вашими собственными ощущениями этого предмета). На бланке для ответов оцените каждый фрагмент текста по степени его субъективной привлекательности для Вас от 1 до 5 баллов (1 - минимальная степень, 5 - максимальная).

КНИГА

а. При входе в книжный магазин она мне сразу приглянулась. Её блестящая обложка с золотой каёмочкой как будто манила хмурых покупателей, чтобы они посмотрели и увидели все красочные рисунки этой чудо-книги. Казалось, что книга излучает яркую, живительную энергию, которая пронизывает все полки книжного магазина. С первой ее страницы ты оказываешься в красочном мире фантазий. Черные буквы, словно сами входят в твое сознание, оставляя отчетливое представление, о чем было написано.

б. Говорить о книге я могу долго, а слушать ещё дольше. В детстве я очень внимательно слушал сказки, которые мелодично, и в одно время отрывисто, читала на ночь моя бабушка. В зависимости от содержания каждой книги я научился слышать ее собственный голос: фантастические рассказы звучали звонко, иногда пронзительно, исторические романы были тихими и спокойными, а мои школьные учебники имели монотонный, похожий на бормотание голос.

в. Книга – это источник знаний, материальный носитель информации, который даёт возможность нам преодолеть границы времени и получить знания из прошлых веков и оставить своё послание будущим поколениям. Книги невечные, но благодаря современной технике книга может переиздаваться и тем самым приобретать свою вторую жизнь.

г. Какое удовольствие брать книгу в свои руки, повертеть, пощупать ее. Хочется сразу пролистать каждую страницу, потереть ее по грубой, твердой обложке, приподнять и почувствовать всю силу знаний, которые нам дает книга. Возьми книгу, и ты сразу ощутишь всю силу и глубину знаний, которые она передает тебе.

д. Какое это наслаждение в субботний вечер полежать на диване, читая новую книгу любимого автора. Непредсказуемы грани сюжета, разворачивающиеся интриги коварны и утончённы, и ты полностью вовлекаешься в динамику событий. Ты не можешь оторваться, теряешь счет времени. И напряжение уже настолько велико, что уже неважно будет в конце хэппи-энд или трагический финал.

ВЕТЕР

а. Слышите как тихонько шумит ветер в ветвях? Этот шум так мелодично резонирует самые разные звуки: вот он отрывисто щелкает ветками о крыши домов, вот слышится негромкий музыкальный звон, похожий на пение какой-то диковиной птицы, а вот звучит ритмичный нарастающий гул, как бы идеально гармонирующий с голосами шумного города.

б. Ученые объяснили, что ветер – это мощный поток воздуха. Его сила может производить энергию, используя которую можно решить энергетическую проблему целой страны.

в. Ощутите ветер. Почувствуйте легкое невесомое прикосновение на вашей коже, его теплое дыхание на щеках. С каждым его порывом так и хочется протянуть вслед руку и поймать его ускользающий хвост.

г. Вы можете себе представить как это – увидеть ветер? Я нарисую вам эту картину. С одной стороны, это масляная живопись - бушующие силы природы, которые несутся над землей с невероятной скоростью, поднимая песок и пыль. С другой стороны – это карандашный рисунок, на котором временами еле-еле проглядываются отдельные штрихи: когда едва заметный ветерок можно только вообразить себе с закрытыми глазами перед внутренним взором.

д. Жил был ветер. Он был одновременно везде и нигде и потому чувствовал себя одиноко. Порой люди злились на него - во времена, когда ветер и дождь заводили свои игры, а порой были искренне рады ему, когда в жаркий, засушливый день он радовал их своей прохладой. В такие моменты и сам ветерок радовался тому, что он полезен и желанен.

ТЕЛЕФОН

а. Тихая комната, объятая молчанием ночи. Раздается пронзительный звонок телефона. Звук повторяется периодически, напоминая, о том, что кто-то хочет поговорить с вами в данный момент. Вдруг звук резко обрывается, наступает звенящая тишина, но через несколько минут тишину вновь нарушает звонок, и вам приходится, преодолев сонливость, все-таки прервать этот громкий монотонный звук и ответить на звонок.

б. Приятно взять в руки дорогой мобильный телефон – ощутить его вес, погладить по холодному металлическому или пластиковому корпусу, почувствовать приятный щелчок при нажатии на кнопки, понимая, что этой вещью будет приятно не только пользоваться, но и просто подержать в руках.

в. Телефон – это полезное средство связи, без которого не обойтись в наше время. Существует множество видов телефонии: например, по способу передачи информации телефоны бывают полудуплексного режима (когда на одном конце провода могут одновременно или слушать, или говорить, - так работают рации) и дуплексного режима (позволяют и слушать и говорить одновременно), проводные («стационарные») и беспроводные («мобильные»).

г. Как много эмоций может вызвать такая простая, казалось бы, вещь, как телефон. Наверное, с каждым бывало, что смотришь на него как на злейшего врага, в ожидании долгожданного звонка от того, с кем была ссора. А бывает, волнуешься, держишь рядом с собой и лелеешь как доброго друга, в радостном, волнующем предвкушении предстоящего разговора.

д. Какие порой мы видим красивые и стильные телефоны! Ну вот один: изящный красный ретро-телефон, украшенный поверх золотистым узором. Сбоку вьется черный спирально закрученный шнур, спереди красуется круглый золоченый циферблат, а чуть выше - красивая золотистая трубка. Эта старинная вещь притягивает взгляд, заставляя любоваться собою вновь и вновь.

ВОДА

а. Вода – это, пожалуй, самая необыкновенная стихия, которой свойственны несколько незыблемых свойств: без воды не сможет прожить ни одно живое существо; она может принимать самые различные формы –жидкость в обычном своем состоянии, лед при холоде и пар при жаре; на планете ее всегда равное количество – т.е. она никуда не исчезает, а только принимает другую форму или перемещается в другое место.

б. Как-то летом заплакало небо. Оно плакало от того, что безжалостное солнце иссушило землю. Не выдержав, капли дождя срывались с туч, тяжело падая вниз. Прохладные и тяжелые они падали на умирающую от жажды почву, давая ей напиться живительной влаги. Дождь напоит землю и наполнит реки. Теперь капли были счастливы, ведь они дали жизнь дождю.

в. Как приятно после тяжелого дня окунуться в ванную с горячей водой, ощутить как она ласково и заботливо обнимает тебя своим мягким теплом, почувствовать, как она смывает напряжение и восстанавливает силы после дневных забот.

г. Вода – удивительно музыкальное явление. Это барабанная дробь дождя и тихий плеск волн, это шум водопада и звонкая песня текущего ручья, это едва уловимый скрип трескающегося льда и громогласный треск осыпающегося града. Такая многозвучная, тихая и громкая, она тянет прислушаться к себе снова и снова.

д. Как приятно смотреть на воду, особенно если это капельки росы на рассвете. Вода в них очень чистая и прозрачная. А когда на восходе загорается солнце, озаряя золотыми лучами все вокруг, эти лучи отражаются в капельках воды, делая их похожими на сверкающие бриллианты, которые переливаются всеми цветами радуги.

РУЧКА

а. На широком письменном столе лежал красный бархатный футляр, сквозь прозрачную крышку которого можно было увидеть лежащую в нем черную ручку. Она выглядела новой и очень ценной. Блестящая поверхность, переливаясь на свету золотым узором, притягивая взгляд своей выдержанной утонченностью. Казалось бы – обычная вещь, ручка, но она одна ярко отображала атмосферу всей комнаты.

б. Перьевая ручка – это музыка прошедшей эпохи. Уже окунув перо в чернильницу, ты начинаешь играть как по нотам: звонко постучать по краю чернильницы, «бульк!» - капля чернил звучно вернулась обратно в баночку, скрип железного наконечника по бумаге… И снова мелодия эхом повторится по кругу.

в. Держать в руках свою любимую тонкую шариковую ручку – одно удовольствие. Когда ты садишься за письменный стол и начинаешь ею писать, она практически сама скользит по бумаге, помогая фиксировать нужную информацию. И сразу мыслится легко, и слова подбираются, словно сам по себе.

г. Как скучно ручке в школе в ящике стола. Ведь она создана для того, чтобы быть полезной, чтобы ею писали. Иногда ручки от небрежного отношения с ними отвечают хозяевам тем же – они просто выливают свои чернила на все, что находится рядом. У ручек разные характеры и к ним нужны разные подходы – одним нужно нажать на кнопку, другие раскрутить, а с третьих снять колпачок. Но все они хотят быть полезными и любят когда ими пишут. Но так жалко ручки, которых не любят хозяева –они поцарапаны, с вечно погрызанным верхом, и как только заканчиваются чернила их тут же выбрасывают, не давая шанса на новую жизнь.

д. Ручка – пишущее приспособление, как правило, цилиндрической формы, но разной длины и диаметра. Изготовляется из различных материалов – от дерева и пластмассы, до стекла и металла. Внутри чаще всего находится шариковый пишущий стержень, реже используются ручки и с заливаемыми чернилами. Можно смело сказать, что ручка давно стала неотъемлемым элементом повседневной жизни, пожалуй, каждого человека.

ОГОНЬ

а. Горящее пламя всегда вызывает в моей душе бурю эмоций. Временами меня охватывает страх, и даже животный ужас, как только я представлю всю мощь бушующей стихии во время лесного пожара, когда испуганные и отчаянные животные бегут без оглядки от мест которые только что были их домом. Но в другой момент мысль об огне вызывает только приятное тепло в груди – и хочется улыбнуться ему как другу, который веками согревал нас, спасая от лютого зимнего холода.

б. До чего же хорошо сесть возле камина и расслабиться, ощутив тепло после морозного уличного холода. Хочется сесть к огню поближе, протянуть руки и почувствовать, как тепло разливается по телу. Сначала легкое теплое покалывание ощущается кончиками пальцев, дрожь пробегает по коже и наконец волна огненного тепла охватывает все тело.

в. Огонь, если задуматься, имеет много разных версий своего происхождения. Мне нравится версия, чтоогонь подарил людям мифический герой Прометей, но все же доверяю научной точке зрения, что огонь – это материальное явление и первыми его открыли древние люди.

г. Посмотри, какая завораживающая картина – огонь, горящий в камине. Он оказывает почти гипнотическое действие, когда наблюдаешь, как пламя пожирает дрова, искры перепрыгивают с места на место и опять разгораются. Твои глаза блестят, отражая яркие языки пламени. Постепенно картинка размывается, и ты видишь только золотистое сияние огня.

д. Тишина в лесу… Только треск горящих веток отрывисто слышно в нашей палатке. Кажется, что огонь все ближе гудит, и подступает к нам. Возле костра сидят люди, слышны их приглушенные голоса и мелодичные звуки гитары, которые резонируют с треском дров. Постепенно забываешь о неприятных шумах большого города и, погружаясь, в звуки леса, чувствуешь себя первобытным человеком.


Обработка результатов

необходимо подсчитать сумму баллов, набранную исследуемым, по каждому стилю кодирования информации в соответствии с ключом, и средний балл (среднее арифметическое по каждому стилю).

КЛЮЧ

 

Стиль кодирования информации КНИГА ВЕТЕР ТЕЛЕФОН ВОДА РУЧКА ОГОНЬ
Визуальный а г д д а г
Аудиальный б а а г б д
Предметно практический г в б в в б
Сенсорно-эмоциональный д д г б г а
Словесно-речевой в б в а д в

 

Результаты заносятся в таблицу

 

№ п/п Персональные данные (Ф.И.О., пол, возраст) Стиль кодирования информации
Сумма баллов Средний балл
Визуальный Аудиальный Предметно-практический Сенсорно-эмоциональный Словесно-речевой Визуальный Аудиальный Предметно-практический Сенсорно-эмоциональный Словесно-речевой
1. Денисов К.И., м, 15 лет               3,5 3,8 2,7

 

Интерпретация

Преобладание визуального стиля означает, что наибольшее количество информации Вы получаете через зрение. В процессе восприятия, запоминания, заучивания информации основное внимание направлено на видимые признаки объектов. Вы быстро схватываете и запоминаете их визуальные характеристики – движение, цвет, форму, размер. Мир визуала это мир зрительных образов, картин, иллюстраций, цветов и графики. Таким людям лучше «один раз увидеть, чем семь раз услышать».

Преобладание аудиального стиля означает, что ведущим способом восприятия является слух. Наилучший способ получения и запоминания информации - слушать, рассказывать, говорить, обсуждать. Для Вас первостепенным является голос собеседника, его мелодичность и ритмичность, последовательность речи, а не внешний вид. Мир аудиала – мир музыки и звуков. Аудиалу предпочтительнее «один раз услышать».

Преобладание предметно-практического стиля свидетельствует о важности практической деятельности в процессе восприятия и усвоения информации. Понимание назначения какого-либо предмета или механизма осуществляется через прикосновения и ощущения, возможность потрогать его или самому произвести необходимые действия. Усвоение информации может происходить медленнее, чем в случае преобладания других стилей, по причине того, что мысль осуществляется через действие, поэтому при невозможности совершить действие в реальности, такой человек будет осуществлять воображаемое действие в уме.

Преобладание сенсорно-эмоционального стиля подчеркивает важность эмоциональной вовлеченности в процесс восприятия и усвоения информации. Более эффективное запоминание и понимание информации будет наблюдаться в той сфере, которая имеет ярко выраженную субъективную значимость или ее презентация, сопровождалась эмоциональными впечатлениями.

Преобладание словесно-речевого стиля связано с опорой восприятия на логическое осмысление информации, с опорой на вербальные понятия, выделение и анализ символов (слов, цифр, формул и др.). Наилучшее усвоение информации будет происходить при ее подаче в строгой логической последовательности, с аргументированным объяснением каждого следующего шага логического вывода.


Раздел 1.

1. Практическая деятельность вам нравится больше, чем ее осмысливание?

2. Вам очень нравятся красивые пейзажи?

3. Вы пишите стихи или пытались когда-либо их писать?

4. Геометрия в школе дается вам гораздо легче, нежели алгебра?

5. Художественные произведения в живописи доставляют вам наслаждение?

6. Вы любите (или любили раньше) участвовать в художественной самодеятельности?

7. Литература нравится вам больше, чем математика?

8. География нравится вам больше, чем физика?

9. Вы любите фотографировать?

10. У вас хорошая зрительная память? Можете мысленно представить те районы (дома улицы, деревни), где вы недавно находились?

11. Нельзя сказать, что вы любите природу?

12. Вы не любите смотреть приключенческие фильмы?

13. Вы никогда не любили читать стихи и не любите слушать, когда читают другие?

Раздел 2.

1. Все свои поступки вы обычно тщательно планируете?

2. Вы, как, правило, тщательно анализируете свои поступки и делаете соответствующие выводы на будущее?

3. Вам гораздо легче запомнить смысл события, нежели подробности о том, где и когда оно происходило?

4. Игру в шахматы вы всегда предпочитаете игре в домино?

5. Любите ли вы (или раньше любили) доказывать теоремы?

6. Алгебра вам нравится больше, чем химия?

7. Физика вам нравится больше, чем география?

8. Вы любите делать обобщения?

9. Вам легче составить план какой-либо работы, подготовить какую-либо схему прибора, чем собственноручно выполнить такую работу?

10. Вы любите умственный труд, связанный с математическими вычислениями?

11. Самое неприятное для вас выполнять задания по математике?

12. В книгах вы любите описания природы и нередко в мыслях представляете себе те пейзажи, о которых читаете?

13. В книгах Л. Толстого вам больше нравится следить за ходом событий и судьбой героев, чем разбираться в многочисленных философских отступлениях?

 

Обработка результатов

1 раздел диагностирует 1 сигнальную систему.

2 раздел диагностирует 2 сигнальную систему.

Каждый ответ «да» (+) по вопросам 1-10 обоих разделов оценивается в +1 балл, по вопросам 11-13 в -1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов по каждому разделу с учетом знака и получаем окончательный результат.

При наличии 8-9 баллов признак считается, безусловно, доминирующим.

При наличии 5-7 баллов признак считается выраженным (преобладающим).

Наличие 3-4 баллов характеризуют средние показатели выраженности признака.

Наличие 1-2 баллов характеризует слабую выраженность признака.

Интерпретация. Первая сигнальная система (1 СС) осуществляет анализ и синтез непосредственных воздействий внешней действительности и внутренней среды организма с опорой на чувственные впечатления (сенсорные и перцептивные сигналы). Вторая сигнальная система (2 СС) обеспечивает ориентировку в среде посредством слова с опорой на различные формы речевой деятельности (словесные сигналы).

Преобладание 1-й СС создает предпосылки для формирования личности «художественного типа» (высокий уровень образно-пространственных способностей, трудности в произвольной регуляции деятельности и т. п.), преобладание 2-й СС - личности «мыслительного типа» (высокий уровень словесно-логических способностей, повышенная склонность к самоконтролю и т. д.). Результаты заносятся в таблицу

 

№ п/п Ф.И.О., пол, возраст Тип СС
1 СС 2 СС
1. Денисов К.И., м, 15 лет    

Процедура опыта

Преобладающий тип памяти устанавливают методом по-разному предъявленных слов. Исследование состоит из четырех опытов. В первом опыте слова для запоминания предъявляют на слух. Во втором – зрительно, причем каждое слово должно быть четко записано на отдельной карточке. В третьем опыте используют моторно-слуховую форму предъявления и в четвертом – комбинированную, которая сочетает в себе слуховое, зрительное и моторное восприятие материала.

Чтобы не было перегрузки при определении памяти, для каждого опыта достаточно подготовить ряд из 10 слов.

Опыт №1 Экспериментатор четко с интервалом 3 секунды читает испытуемому слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией.

Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После паузы, когда скажу: "Пишите!", на листе бумаги запишите то, что Вы запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать".

Слова для запоминания в первом опыте:

машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей.

После паузы в 10 секунд дается команда "Пишите!"

Опыт №2 Второй опыт можно проводить после 5 – минутного перерыва после окончания первого.

В этом опыте экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому слова, написанные на отдельных карточках. Экспозиция каждого слова должна соответствовать длительности чтения слова первого опыта, интервал между словами тот же, то есть 3 секунды.

Инструкция испытуемому: "Я буду показывать Вам карточки с написанными на них словами. Внимательно читайте их и запоминайте. По сигналу "Пишите!", на листе бумаги запишите то, что запомните. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать".

Слова для запоминания во втором опыте:

самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.

После чтения десятого слога до сигнала "Пишите!" пауза длится 10 секунд.

Опыт №3 Третий опыт, аналогично второму, проводят после 5 – минутного перерыва.

Испытуемому предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами 3 секунды, а скорость чтения та же, что и в первом опыте.

Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и в воздухе ручкой "прописывайте" их и запоминайте. По сигналу "Пишите!" на листе бумаги запишите то, что запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать, "прописывать" слова и запоминать".

Слова для запоминания в третьем опыте:

пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка,гусь.

Пауза перед сигналом "Пишите!" в третьем опыте выдерживается 10 секунд.

Опыт №4 Спустя 10 минут после третьего опыта проводят опыт четвертый. Темп чтения экспериментатором слов и паузы между словами остаются теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить комбинированный тип восприятия материала, испытуемому не только читают слова, но и предлагают вслед за чтением записывать их на отдельном листе, а после записи последнего десятого слова лист переворачивают и по сигналу "Пишите!" на обратной стороне он может воспроизвести запомненное.

Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Вы их на этом листе записывайте и запоминайте. После чтения последнего слова, лист переверните и по моему сигналу "Пишите!" запишите на оборотной стороне то, что запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать".

Слова для запоминания в четвертом опыте.

Поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Сигнал "Пишите!" дается как и во всех предыдущих случаях через 10 секунд.

Обработка результатов

Показателем объема памяти в этих опытах является количество правильно воспроизведенных слов. Данные заносятся в таблицу.

ТИП ПАМЯТИ  
ФИО, пол, возраст Слуховой Зрительный Моторно /слуховой Комбинированный
Кол-во правильно воспроизведен ных слов Кол-во правильно воспроизведен ных слов Кол-во правильно воспроизведен ных слов Кол-во правильно воспроизведен ных слов
           

Анализ результатов

Преобладающий тип памяти при разных типах предъявления словесного материала определяют путем сравнения количества правильно воспроизведенных слов в каждом из четырех опытов.

Нормальным объемом непосредственной памяти следует считать запоминание 5-9 слов. Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит, он использовал какую-то систему средств, о которой желательно узнать из самоотчета и наблюдений.

Ведущий тип памяти связан с соответствующей репрезентативной системой представлений человека. Ее выявление поможет сделать многоплановые рекомендации испытуемому, особенно в плане запоминания им наиболее значимой информации.

 

4. Методика определения типа мышления (в модификации Г.В.Резапкиной)

Шкалы: типы мышления - предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное, креативность (творческое)

Инструкция к тесту: У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, в бланке для ответов поставьте плюс, если нет – минус.

 

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги.
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.
10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11. Мне нравится все делать своими руками.
12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному слову.
14. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.
15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.
19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.
22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
32. Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов.
33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
34. Я понимаю красоту природы и искусства.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Мне нравится работа, требующая физической активности.
37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.
40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Обработка результатов теста

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти строк. Каждая строка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:

• 0-2 – низкий, • 3-5 – средний, • 6-8 – высокий.

Задание 3. Запоминание слов

Опыт № 1

Опыт № 2

Опыт № 3

Опыт № 4

Задание 4. Определение типа мышления

(+/-)

               
               
               
               
               

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СТИЛЕЙ КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Инструкция: Ниже приведены пять фрагментов текста, по-разному описывающие один и тот же предмет или явление. Прочитайте все фрагменты текста и постарайтесь выделить тот или те, которые вызвали у Вас чувство субъективного принятия (понравились, совпали с Вашими собственными ощущениями этого предмета). На бланке для ответов оцените каждый фрагмент текста по степени его субъективной привлекательности для Вас от 1 до 5 баллов (1 - минимальная степень, 5 - максимальная).

КНИГА

а. При входе в книжный магазин она мне сразу приглянулась. Её блестящая обложка с золотой каёмочкой как будто манила хмурых покупателей, чтобы они посмотрели и увидели все красочные рисунки этой чудо-книги. Казалось, что книга излучает яркую, живительную энергию, которая пронизывает все полки книжного магазина. С первой ее страницы ты оказываешься в красочном мире фантазий. Черные буквы, словно сами входят в твое сознание, оставляя отчетливое представление, о чем было написано.

б. Говорить о книге я могу долго, а слушать ещё дольше. В детстве я очень внимательно слушал сказки, которые мелодично, и в одно время отрывисто, читала на ночь моя бабушка. В зависимости от содержания каждой книги я научился слышать ее собственный голос: фантастические рассказы звучали звонко, иногда пронзительно, исторические романы были тихими и спокойными, а мои школьные учебники имели монотонный, похожий на бормотание голос.

в. Книга – это источник знаний, материальный носитель информации, который даёт возможность нам преодолеть границы времени и получить знания из прошлых веков и оставить своё послание будущим поколениям. Книги невечные, но благодаря современной технике книга может переиздаваться и тем самым приобретать свою вторую жизнь.

г. Какое удовольствие брать книгу в свои руки, повертеть, пощупать ее. Хочется сразу пролистать каждую страницу, потереть ее по грубой, твердой обложке, приподнять и почувствовать всю силу знаний, которые нам дает книга. Возьми книгу, и ты сразу ощутишь всю силу и глубину знаний, которые она передает тебе.

д. Какое это наслаждение в субботний вечер полежать на диване, читая новую книгу любимого автора. Непредсказуемы грани сюжета, разворачивающиеся интриги коварны и утончённы, и ты полностью вовлекаешься в динамику событий. Ты не можешь оторваться, теряешь счет времени. И напряжение уже настолько велико, что уже неважно будет в конце хэппи-энд или трагический финал.

ВЕТЕР

а. Слышите как тихонько шумит ветер в ветвях? Этот шум так мелодично резонирует самые разные звуки: вот он отрывисто щелкает ветками о крыши домов, вот слышится негромкий музыкальный звон, похожий на пение какой-то диковиной птицы, а вот звучит ритмичный нарастающий гул, как бы идеально гармонирующий с голосами шумного города.

б. Ученые объяснили, что ветер – это мощный поток воздуха. Его сила может производить энергию, используя которую можно решить энергетическую проблему целой страны.

в. Ощутите ветер. Почувствуйте легкое невесомое прикосновение на вашей коже, его теплое дыхание на щеках. С каждым его порывом так и хочется протянуть вслед руку и поймать его ускользающий хвост.

г. Вы можете себе представить как это – увидеть ветер? Я нарисую вам эту картину. С одной стороны, это масляная живопись - бушующие силы природы, которые несутся над землей с невероятной скоростью, поднимая песок и пыль. С другой стороны – это карандашный рисунок, на котором временами еле-еле проглядываются отдельные штрихи: когда едва заметный ветерок можно только вообразить себе с закрытыми глазами перед внутренним взором.

д. Жил был ветер. Он был одновременно везде и нигде и потому чувствовал себя одиноко. Порой люди злились на него - во времена, когда ветер и дождь заводили свои игры, а порой были искренне рады ему, когда в жаркий, засушливый день он радовал их своей прохладой. В такие моменты и сам ветерок радовался тому, что он полезен и желанен.

ТЕЛЕФОН

а. Тихая комната, объятая молчанием ночи. Раздается пронзительный звонок телефона. Звук повторяется периодически, напоминая, о том, что кто-то хочет поговорить с вами в данный момент. Вдруг звук резко обрывается, наступает звенящая тишина, но через несколько минут тишину вновь нарушает звонок, и вам приходится, преодолев сонливость, все-таки прервать этот громкий монотонный звук и ответить на звонок.

б. Приятно взять в руки дорогой мобильный телефон – ощутить его вес, погладить по холодному металлическому или пластиковому корпусу, почувствовать приятный щелчок при нажатии на кнопки, понимая, что этой вещью будет приятно не только пользоваться, но и просто подержать в руках.

в. Телефон – это полезное средство связи, без которого не обойтись в наше время. Существует множество видов телефонии: например, по способу передачи информации телефоны бывают полудуплексного режима (когда на одном конце провода могут одновременно или слушать, или говорить, - так работают рации) и дуплексного режима (позволяют и слушать и говорить одновременно), проводные («стационарные») и беспроводные («мобильные»).

г. Как много эмоций может вызвать такая простая, казалось бы, вещь, как телефон. Наверное, с каждым бывало, что смотришь на него как на злейшего врага, в ожидании долгожданного звонка от того, с кем была ссора. А бывает, волнуешься, держишь рядом с собой и лелеешь как доброго друга, в радостном, волнующем предвкушении предстоящего разговора.

д. Какие порой мы видим красивые и стильные телефоны! Ну вот один: изящный красный ретро-телефон, украшенный поверх золотистым узором. Сбоку вьется черный спирально закрученный шнур, спереди красуется круглый золоченый циферблат, а чуть выше - красивая золотистая трубка. Эта старинная вещь притягивает взгляд, заставляя любоваться собою вновь и вновь.

ВОДА

а. Вода – это, пожалуй, самая необыкновенная стихия, которой свойственны несколько незыблемых свойств: без воды не сможет прожить ни одно живое существо; она может принимать самые различные формы –жидкость в обычном своем состоянии, лед при холоде и пар при жаре; на планете ее всегда равное количество – т.е. она никуда не исчезает, а только принимает другую форму или перемещается в другое место.

б. Как-то летом заплакало небо. Оно плакало от того, что безжалостное солнце иссушило землю. Не выдержав, капли дождя срывались с туч, тяжело падая вниз. Прохладные и тяжелые они падали на умирающую от жажды почву, давая ей напиться живительной влаги. Дождь напоит землю и наполнит реки. Теперь капли были счастливы, ведь они дали жизнь дождю.

в. Как приятно после тяжелого дня окунуться в ванную с горячей водой, ощутить как она ласково и заботливо обнимает тебя своим мягким теплом, почувствовать, как она смывает напряжение и восстанавливает силы после дневных забот.

г. Вода – удивительно музыкальное явление. Это барабанная дробь дождя и тихий плеск волн, это шум водопада и звонкая песня текущего ручья, это едва уловимый скрип трескающегося льда и громогласный треск осыпающегося града. Такая многозвучная, тихая и громкая, она тянет прислушаться к себе снова и снова.

д. Как приятно смотреть на воду, особенно если это капельки росы на рассвете. Вода в них очень чистая и прозрачная. А когда на восходе загорается солнце, озаряя золотыми лучами все вокруг, эти лучи отражаются в капельках воды, делая их похожими на сверкающие бриллианты, которые переливаются всеми цветами радуги.

РУЧКА

а. На широком письменном столе лежал красный бархатный футляр, сквозь прозрачную крышку которого можно было увидеть лежащую в нем черную ручку. Она выглядела новой и очень ценной. Блестящая поверхность, переливаясь на свету золотым узором, притягивая взгляд своей выдержанной утонченностью. Казалось бы – обычная вещь, ручка, но она одна ярко отображала атмосферу всей комнаты.

б. Перьевая ручка – это музыка прошедшей эпохи. Уже окунув перо в чернильницу, ты начинаешь играть как по нотам: звонко постучать по краю чернильницы, «бульк!» - капля чернил звучно вернулась обра


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.