Психологические особенности одаренных детей, их учет в воспитании и обучении — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Психологические особенности одаренных детей, их учет в воспитании и обучении

2017-11-27 356
Психологические особенности одаренных детей, их учет в воспитании и обучении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План:1.Понятие об одаренности2.Особенности одаренных детей (в сфере познания, особенности психосоциального развития)3.Учет особенностей одаренных детей в учебно-воспитательном процессе4.Диагностика одаренности (упражнения)

Уровни развития спобностей: способности, одарённость, талант, гениальность.-1.Способности понимаются как совокупность всевозможных психических процессов и состояний (то есть сводятся к особенностям памяти, внимания…)-2. Это высший уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков.-3.Способности это то, что не сводится к ЗУНам, но обеспечивает успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

В основе способностей лежат задатки. Задатки это врожденные генетически-детерминированные особенности ЦНС или отдельных анализаторов (строение глаза, уха и т.д.) Наличие задатков не означает, что у человека будет развиваться способность т.к. способности развиваются только в специальной деятельности. Задатки многозначны т.е. на базе оного и того же задатка могут развиваться разные способности.

Виды способностей:

способности делятся на: -актуальные и потенциальные; -общие(в разных видах деятельности: способность быстро запоминать, критически мыслить) и специальные(в одном виде дет-ти: математич, лингвистич); - теоретические(склонность к абстрактно-теоретическим размышлениям) и практические(склонность к конкретно-практическим действиям); - учебные и творческие(создание новых предметов, материальная и духовная культура). Одаренность – это выдающиеся способности человека к разным видам деятельности.

Особенности развития в сфере познания: а) с раннего детства способны заниматься несколькими делами сразу;б) отличаются сверхлюбопытством;в) способны прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы;г) не терпит никаких ограничений;д) отличается хорошо развитой памятью и мышлением;е) по данным специалистов, IQ одаренного ребенка не менее 120;ж) легко справляется с познавательной неопределенностью;з) отличается повышенной концентрацией внимания на чем-либо;

Особенности психосоциального развития: а) имеет развитое чувство справедливости;б) в возрасте от 2-5 лет не могут развести реальность и фантазию, имеют яркое воображение;в) из-за развитого воображения у них часто появляются преувеличенные страхи;г) берутся решать проблемы, которые им не по силам;д) зарубежные психологи отмечают наличие у одаренных детей экстрасенсорных способностейе) в дошкольном возрасте являются возрастными эгоцентристами, т.е. они считают, что все остальные люди дают толкование событиям точно также как они;ж) эгоцентризм в сочетании с другими способностями приводит к возникновению проблем со сверстниками;з) страдают от чувства неприятия со стороны сверстников из-за этого негативно воспринимают себя;

Учет особенностей одаренных детей в учебно-воспитательном процессе

Советы учителю

Если перебивает, поправляет, демонстрирует собственные знания, надсмехается, то рекомендуется: 1.Учить культуре диалога (внеклассные часы + тренинги);2.Обращаться к развитому чувству справедливости;3.Учить терпению (тренинги толерантности – терпимости);4.Раскрывать психологический смысл привычки перебивать (перебивать, значит демонстрировать силу, унижать собеседника, воспринимается как угроза или вызов). В случае высмеивания других: 1.объяснять другим, что за этим кроется чувствительность некоторых людей, а также развитие речевых навыков;

2.это может свидетельствовать о наличие источников боли, страдания, поговорить об источниках боли, разъяснять болезненность другого, объяснить, что сарказм – злость интеллекта;

3.порекомендовать завести дневник и записывать остроумные мысли.

 

При привычке поправлять:1.объяснять, что не всякий боится быть неправым;2.некоторые люди испытывают неловкость;3.большая добродетель заключается в том, чтобы не заметить ошибки других.

При демонстрации своего всезнайства учить искусству общения (тренинги общения, тренинги толерантности). При возникновении неблагоприятного собственного образа рекомендуется: *работа с личностью ученика (через тренинги личностного роста);*создание системы поддержки ученика;

Родителям рекомендуется: не выделять особо одаренного из других детей;

также полезны все те советы, что адресованы учителю

В работе с одаренными детьми предлагается ряд программ: программы, рассчитанные на углубленное изучение материала;

программы повышенного уровня трудности;

программы исследовательского плана;

Упражнения: «найди позитив», «Турнир эмоций и состояний».

!!!!Концепция программы одаренные дети была разработана под руководством Богоявленской и Шадрикова. В наших школах принято 2 развивающих программы (Давыдова и Занкова).

Диагностика: тесты на интеллект («Школьный тест умственного развития», «Прогрессивные матрицы» Равенна, Тест Векслера, кубика Коса, Куб Линка, тест Айзенка), тесты на креативность (Методика «Круги», «Классификация», «Придумай новое применение вещам», «Дорисуй»), тесты Елены Туник


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.