Понятие педагогического процесса, его структура — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Понятие педагогического процесса, его структура

2017-11-27 155
Понятие педагогического процесса, его структура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения

 

 

Деятели эпохи Возрождения — гуманисты — выдвигали на первое место культ человека и настойчиво боролись против церковно-религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность. Но выдвигаемые ими прогрессивные положения касались лишь социальной верхушки общества. Для детей знатного происхождения гуманисты требовали полноценного физического и эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения античных памятников литературы.В программу умственного образования гуманистами включались такие естественнонаучные предметы, как математика, астрономия, механика, естествознание.Гуманисты с уважением относились к ребенку, выступали против суровой дисциплины. Они стремились развить в ребенке любознательность и интерес к знаниям.В школах, которыми руководили педагоги-гуманисты, влияние церкви на содержание обучения было слабее, однако религия все же занимала значительное место.

В то же время продолжали развиваться городские школы, где проходили первоначальное обучение дети ремесленников и торговцев. Появились школы для девочек (как правило, частные). В большинстве городских школ обучение осуществлялось на родном языке учащихся. Наряду с начальными школами в XVI веке существовали повышенные (латинские) школы и средние школы (коллегиумы, гимназии) с 8—10-летним обучением (для детей состоятельных родителей).
В различных странах педагогическая мысль в эпоху Возрождения развивалась по-разному, отражая специфические особенности развития данной страны.
Так, в Италии гуманист Витторино да-Фельтре организовал школу, названную им «Дом радости». В основу организации этой школы были положены принципы гуманистической педагогики.Школа была открыта в прекрасном дворце, на лоне природы. Особенно большое внимание уделялось физическому развитию учащихся. Основными предметами обучения были классические языки и классическая литература, воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии в природу. Большое значение придавалось играм, развитию физических и духовных сил человека.
Одним из представителей педагогической мысли эпохи Возрождения был французский писатель-гуманист Франсуа Рабле. Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окружающей действительностью.
Мысль о воспитании молодого поколения в процессе трудовой деятельности была впервые высказана английским мыслителем-гуманистом Томасом Мором. Им же была выдвинута идея о соединении теоретического образования с трудом.
Педагогические идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, подчеркнул огромную роль трудового воспитания, впервые высказал идею о возможности уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом. Он требовал обучения на родном языке учащихся, наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание. Мор был первым провозвестником педагогических идей раннего утопического социализма.
Таким образом, зарождение и развитие в недрах феодального общества капиталистического способа производства вызвало существенные изменения во взглядах на воспитание. Появились новые теории. Появились и школы, которые должны были удовлетворять потребности в образовании нового класса.

 

 

Билет 5

Цели и задачи воспитания

 

гармонического развития у каждого ребенка всех его природных сил и способностей.. Воспитание, считал Песталоцци, должно носить природосообразный характер, природным силам и задаткам ребенка присуще стремление к развитию. ― теории элементарного образования, которая включает физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание (приобретение элементарных знаний), причем все эти стороны воспитания.

. Физическое и трудовое воспитание Цель развить все природные физические задатки ребенка, выработать у него соответствующие умения и

Песталоцци справедливо указывал, что физическое воспитание способствует формированию человеческой личности, развитию его ума, нравственных чувств и волевых качеств.

подвижные игры. Он справедливо требовал, чтобы учение и игра взаимно дополняли друг друга и учителя умели использовать детские игры в воспитательных целях.

 

Посильная трудовая деятельность способствует развитию у детей человеческого достоинства, трудолюбия, настойчивости, добросовестности и других положительных нравственных качеств.

Нравственное воспитание Цель в развитии у детей деятельной любви к людям. Простейшим элементом нравственного воспитания он, читал любовь ребенка к матери Заботы матери порождают у него благодарность и любовь к ней

В дальнейшем нравственное воспитание ребенка, считал Песталоцци, осуществляется в школе, где отношения учителя и учеников должны строиться на основе отеческой любви взрослого к детям.

 

 

Билет 9

Предлагал в воспитании и в обучении следовать природе человека, учитывать персональные свойства ребѐнка (принцип природосообразности). Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учѐтомопределѐнной внешней, внутренней и общественной культуры.

По Дистервегу, внешняя культура - это нормы морали, быта, потребления;

Образование и педагогическая мысль России второй половины ХУШ века.

Образование и педагогическая мысль России второй половины ХУШ века.
  Периодом наивысшего развития школьного дела в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762-1796гг). Екатерина проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. Приоритетом школьной политики удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. Уставом 1766 года программа обучения делилась на три группы наук: · руководствующие к познанию предметов нужных гражданскому званию; · полезные или художественные: физика, астрономия, география, навигация и др.; · руководствующие к познанию прочих искусств: логика, математика, красноречие, латинский и французский языки, механика и пр. Во второй половине XVIII в. развиваются частные учебные заведения с программами государственных школ. В 1763 году Екатерина назначила своим главным советником по вопросам образования Ивана Ивановича БецкогоИмя Бецкого связано с учреждением в 1763 году первого в России Воспитательного дома. В Доме обучали детей с 14-15 лет различным ремеслам. Спустя пять лет, они могли вступать в брак. При выходе из дома воспитанники получали полное обмундирование и права вольных людей.закрытые учебные заведения для детей от 6 до 20 лет. В училищах. Воспитание в них рассматривалось с четырех сторон: · физической (в здоровом теле здоровых дух); · физическо-моральной (Праздность - мать всех пороков, а трудолюбие - отец всех добродетелей); · моральной (удаление ученика от того, что может иметь тень порока); · учения (развитие умственных сил как средства для добывания куска хлеба). В Воспитательный дом в Петербурге принимались "безродные младенцы и дети". Воспитание детей в этом доме И.И.Бецкой представлял себе так: · до 2 лет дети находятся на попечении кормилиц и нянек, · с 3 до 7 лет мальчики и девочки живут вместе и приучаются к легкой работе, · с 7 до 11 лет вместе ходят на один час каждый день в школу, учатся читать, постигают основы веры. В эти же годы мальчики учатся вязать колпаки, сети и т.д., а девочки упражняются в прядении, вязании, плетении кружев и т.д., · с 11 до 14 лет мальчики и девочки учатся письму, цифири, изучают арифметику, географию, рисование, занимаются бытовым трудом и ремеслами; девочки шьют, стряпают, гладят; мальчики привыкают к огородной, дворовой работе и т.д.; · в 14-15 лет образование заканчивается, и воспитанники начинают заниматься тем ремеслом, которое они сами выбирали. Учеников делили на три группы сообразно их природным дарованиям: 1. Люди способные к наукам и искусствам 2. Люди способные лишь к ремеслам и рукоделию 3. Люди способные лишь к самой простой работе. Главный принцип обучения: вести детей играя и с приятностью. Ведущее место отводилось нравственному воспитанию - удаление ребенка от всякого порока.   в городах открылись: · малые народные училища · главные народные училища. Это были бесплатные, смешанные школы для девочек и мальчиков вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища: готовили грамотных людей, умеющих хорошо читать и считать, знающих основы правописания и правила поведения. Рассчитаны эти училища были на два года обучения. Обучали чтению, письму, нумерации, чистописанию, рисованию, граждановедению и др. Содержались на средства городских самоуправлений. Главные училища: давали более широкую подготовку на многопредметной основе. Срок обучения в них составлял пять лет.   Так завершалось XVIII столетие. Это была эпоха государственной педагогики, школа отделяется от церкви. Цель воспитания: воспитать светски образованного, обладающего широким взглядом на мир, сохраняющего национальные традиции человека. В эту эпоху складывается государственная система образования: · приходские школы (1 год) · уездные школы (2 года) · гимназии (4 года) · Университеты. В общем, в XVIII столетии можно выделить 4 этапа развития образования в России: 1. первая четверть XVIII в - создание светских учебных заведений, практико-ориентированных в условиях реформы. 2. 1730-1765 гг. - возникновение закрытых сословных учебных заведений, формирование системы дворянского образования, борьба М.В.Ломоносова за общенародное образование, создание Московского университета. 3. 1766 - 1782 гг. - развитие просветительных педагогических идей, возрастание роли Московского университета, осознание необходимости государственной системы народного образования. 4. 1782 - 1796 гг. - попытка создания системы народного образования.

 

 

Билет 15

Первая половина 19 века характеризуется быстрым ростом и распространением культуры. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа.

в 1802 году, было создано Министерство народного просвещения. была оформлена новая система школьного образования в составе четырех типов учебных заведений: приходское училище, уездное училище, гимназия и университет.

Была установлена строгая бюрократическая зависимость низших звеньев системы народного образования от высших: приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, уездные училища — директору гимназии, гимназии же — ректору университета, университет — попечителю учебного округа.
Приходские училища с одногодичным курсом обучения могли учреждаться во всех приходах городов и селений. Целью приходских училищ являлось, во-первых, подготовить учащихся к уездным училищам, во-вторых, дать детям низших слоев населения религиозное воспитание и навыки чтения, письма и счета. Правительство не отпускало на эти школы средств, поэтому они почти не развивались.
В учебный план приходских училищ входили такие учебные предметы: закон божий и нравоучение, чтение, письмо, первые действия арифметики

В городах малые училища преобразовывались в уездные.
Целью уездных училищ было, во-первых, подготовить учащихся для поступления в гимназию, а во-вторых, сообщить детям непривилегированных свободных сословий «необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности».

. Целью гимназий, предназначенных для дворян и чиновников, являлась, во-первых, подготовка к университету, а во-вторых, преподавание наук тем, которые «пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека».

В него входили латинский, немецкий и французский языки, география и история, статистика общая и Российского государства, начальный курс наук философских (метафизика, логика, нравоучение) и изящных (словесность, теория поэзии, эстетика), математика (алгебра, геометрия, тригонометрия), физика, естественная история (минералогия, ботаника, зоология), теория коммерции, технология и рисование.

.
Гимназии были поставлены в лучшие материальные условия по сравнению с уездными и тем более приходскими училищами, обслуживающими народные массы. Государство полностью брало на себя содержание гимназий.

. Студенты могли создавать различные общества, кружки, устраивать товарищеские сходки.
Но главной задачей университетов являлась подготовка чиновников для всех родов государственной службы, в том числе и в области просвещения.

.

Развитие школы в первой четверти XIX века.

школьное дело в стране неуклонно развивалось.

Правительство не отпускало средств для создания в столицах необходимой населению сети школ. А что касается сельских местностей, то там почти не было школ

После Отечественной войны 1812 года, когда свободолюбивые настроения стали усиливаться, возникли тайные общества декабристов, передовые идеи стали проникать в школы. В учебных заведениях распространялась запрещенная литература: стихотворения Пушкина, Грибоедова

В отдельных школах передовые учителя рассказывали учащимся о несправедливости крепостного права и темных сторонах российской действительности.

.
В царских указах было в это время объявлено, что дети крепостных крестьян не должны приниматься в гимназии, институты, университеты. Для того чтобы затруднить простым людям возможность учиться в школах, в 1819 году была введена плата за обучение в приходских, уездных училищах и в гимназиях.


Мероприятия нового министерства были прежде всего направлены на усиление религиозного воспитания.

запрещено преподавание естествознания.
Из гимназического курса исключались учебные предметы, которые могли способствовать развитию у учащихся «вольнолюбивых» настроений,

. Одним из программных требований декабристского движения было распространение грамотности среди народа.

Тайные декабристские организации, как и отдельные декабристы, занимались распространением грамотности среди солдат, оказывали большое влияние на школы военно-сиротских отделений для солдатских детей, открывали в своих имениях школы для детей крепостных крестьян, а в городах — для детей городской бедноты.

Дворянские революционеры решительно поддерживали передовые методы обучения детей, выступали против механического запоминания учащимися изучаемого материала, против зубрежки и муштры. Они требовали такой организации и методов обучения, которые давали бы возможность учащимся ознакомиться с самими фактами и явлениями, обеспечивали их самостоятельную умственную деятельность.

Политика царского правительства в области народного образования после разгрома восстания декабристов. Правительство Николая I считало одной из причин восстания декабристов распространение просвещения и обвиняло в этом науку и школу, профессоров и учителей.
В 1826 году был создан особый Комитет по устройству учебных заведений, который должен был срочно ввести единообразие в работу учебных заведений и сделать систему школьного образования более способной внедрять в сознание народа самодержавно-крепостническую идеологию

Он указывал, что главной задачей школы должна стать подготовка человека к выполнению его сословных обязанностей.

Каждый тип школы приобретал законченный характер и был предназначен для обслуживания определенного сословия.

был отменен доступ детей податного сословия в среднюю и высшую школу

Чтобы отвлечь детей непривилегированных городских сословий от поступления в гимназии, при уездных училищах разрешалось открывать дополнительные курсы, где желающие продолжать учение могли получить какую-либо профессию

Было разрешено применение в школах физических наказаний. В учебных заведениях увеличивались штаты чиновников, выполнявших роль надзирателей за поведением учащихся и учителей.
. Православие, самодержавие и народность как идеологическая основа политики в области просвещения


Министерством народного просвещения был принят ряд мер к сокращению объема гимназического образования.

Развитие школы во второй четверти XIX века.
ведомством стали создаваться школы. Их задачей являлось обучение грамоте крестьянских детей и подготовка писарей и счетных работников для учреждений, которые управляли крестьянами.

выработку у учащихся хорошего почерка и овладение ими устным счетом

Содержание и методы школьного воспитания. Одним из основных положений педагогической теории Белинского является гармоническое развитие человека.


Нравственное воспитание Белинский считал важнейшей стороной формирования человека — общественного деятеля.Белинский указывал, что главную роль в психической жизни детей раннего возраста играют эмоции. Поэтому нужно воздействовать прежде всего на чувства детей, а не на их сознание. «Чувство предшествует
Белинский считал, что от малолетних детей надо удалять все дурное; они должны видеть только положительные примеры. Детей нужно не принуждать, а приохотить к положительному.

Воспитание в семье. Много внимания уделял Белинский вопросам семейного воспитания. Задача общечеловеческого воспитания, писал он, лежит не только на обществе, но и на семье и родителях. Семейное воспитание должно развивать в детях с малых лет общественные интересы и стремления, а для этого отношения взрослых и детей должны строиться на взаимном доверии.
Родители должны любить в ребенке прежде всего будущего человека, и потому основой любви родителей к детям должна быть не любовь к себе, а любовь к истине и к человечеству.
Педагогические взгляды А. И. Герцена.
Ярый враг крепостничества и самодержавия Герцен мечтал о переходе России к социализму через крестьянскую общину.

Обличение царской школьной политики и системы воспитания. Герцен решительно выступал против внедрения религии в воспитание, против превращения школ и университетов в орудие укрепления крепостничества и самодержавия.

О формировании материалистического мировоззрения. Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах.
Герцен всемерно подчеркивал, что образование должно соответствовать развитию у учащихся самостоятельного мышления
. Он осуждал догматизм и формализм в работе школ, где «мысли, суждения... прививаются, как оспа», где детям вбивают «готовые истины».
Нравственное воспитание. Герцен решительно протестовал против деспотизма воспитателей и насилия над детьми.

 

Школьные реформы XIX века

Билет 16

16)развитие педагогической мысли в России и реформы образования во второй половине 19 века

 

1)Женское образование

По существу, открытая всесословная средняя женская школа, созданная в конце 1850—1860-х гг., стала первым в России детищем общественных образовательных усилий.

 

Новая концепция женского образования, выдвинутая передовой русской педагогической мыслью, в первую очередь К. Д. Ушинским и Н. А. Вышнеградским.

 

. Такими принципами стали:

• всесословностъ и открытость женских учебных заведений;

• гуманистический характер женского образования и его равенство с образованием мужским;

• единство воспитательного влияния семьи и школы;

• общественно-государственный характер женского образования и участие общественных сил в его развитии.

, разрушилась прежняя монополия правительства на образование, что было одним из ведущих лозунгов общественно-педагогического движения «шестидесятых годов» XIX столетия.

Пример:мариинская гимназия:Гимназия была создана как казённое Оренбургское училище I разряда на основании Положения о женских училищах.

Училище открылось как учебное заведение с шестилетним курсом обучения. Первый набор составил 25 девочек, на следующий год их училось уже 70. В дальнейшем их число возросло до 245. В первый класс гимназии набирались девочки в возрасте 9-12 лет, во втором классе обучались девочки в возрасте 10-13 лет, в третьем 11-14 лет, в четвёртом 12-15 лет

, от кандидаток требовалось знать основные молитвы, уметь бегло читать по-русски, выполнять арифметические операции в пределах тысячи.

Число учениц для Уфы было сравнительно невелико, поскольку цена обучения была довольно значительной: 46 рублей в год для обязательных предметов обучения. Дополнительные предметы оплачивались отдельно: латинский язык (с 5-го класса) — 10 рублей, французский — 5 рублей, танцы — 5 рублей, рисование — 3 рубля.

В 1865 г. училище получило статус гимназии с классическим семилетним обучением. Восьмой класс был педагогическим, и девушки, окончив его, получали право работать домашними учительницами.

2)реформы Александра 2:

В ходе реформ 1860-х годов была расширена сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные гимназии (училища) в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук.

. В 1869 году в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой.

 

Яснополянская школа

в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли прекрасно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.

 

Билет 21

В конце XIX— начале XX в. в развитии педагогической теории прослеживаются две тенденции, одна из них связана с дифференциацией педагогического знания, с выделением в самостоятельные отрасли теории образования, теории воспитания, дошкольной педагогики, профессионально-технической и др.

Другая направлена на осмысление накопленных теоретических знаний и приведение в систему взаимосвязанных идей, положений, принципов, взглядов. Большой вклад в развитие педагогики как науки внесли такие широко известные педагоги, как П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, Н.Х. Вессель и др.

П.Ф. Каптерев ввел новое емкое понятие — «педагогический процесс», что позволило более глубоко разрабатывать педагогические проблемы. Под педагогическим процессом он понимал единство биологического (природного, генетического) и социального (культурного, общественного) в процессе развития ребенка.

Он категорически выступал против какой бы то ни было профессионализации общеобразовательной школы, указывая, что если «отвлеченная и мертвая книжность вредна», то «грубый утилитаризм и мастеровщина в школе еще вреднее». Трудовое начало в школе, по его мнению, должно способствовать всестороннему развитию прежде всего мыслительных способностей учащихся. Физический же труд, взятый сам по себе, теряет значительную часть своей ценности, фактически является простой физической нагрузкой, которая может иметь воспитательное значение у маленьких детей, но совершенно бесполезна в юношеском возрасте.

Вместе с тем П.Ф. Каптерев полагал, что ручной труд учащихся как один из элементов общего образования совершенно необходим в школе потому, что он развивает физические силы человека, позволяет выработать точность действий

 

 

Широкое признание П.Ф. Каптерев получил как теоретик семейного воспитания. Это произошло еще в конце прошлого века, когда западный мир признал высокий уровень постановки и разработки проблем семейного воспитания в педагогике России,

 

Однако в целом отличительной чертой русской педагогики того времени были ее гуманистическая направленность и демократизм. Уважительное отношение к личности ребенка, его интересам и потребностям, стремление постигнуть его внутренний мир, создать условия для всестороннего развития были общими для различных педагогических течений рассматриваемого периода.

Общим было и отрицательное отношение к сословности школы, утверждение, что каждый ребенок имеет право на полноценное образование, на развитие всех заложенных в нем сил и возможностей. Поэтому-то так активно велась борьба против попыток ранней профессионализации школы, особенно начальной. Задачей школы считалась подготовка растущего человека к жизни, к трудовой деятельности, В связи с этим каждому ученику считалось необходимым дать в руки инструмент, который поможет ему постоянно добывать новые знания, Решение этих задач предполагало учет интересов, потребностей и склонностей детей, их природных возможностей и дарований. Понимание необходимости разработки индивидуального подхода к учащимся

ребенок рассматривался не только как объект воздействия социальной среды, условий жизни, но и как личность, способная активно воспринимать явления окружающего мира и перерабатывать их, исходя из внутренней мотивации и индивидуальных особенностей. Т

педагогические концепции:

В основе концепции свободного воспитания лежал принцип уважения к личности, заключавшийся в признании приоритета ценности человека

создания для ребенка атмосферы тепла, любви, защищенности.

Важнейшим условием реализации концепции свободного воспитания рассматривалась свобода, понимавшаяся как запрет на целенаправленные воздействия с целью сформировать личность по заданному образцу.

В формировании личности, по Бехтереву, играют важную роль все аспекты воспитания, каждый из них способствует развитию определенных качеств и черт ребенка. В его трудах четко прослеживается мысль о необходимости взаимосвязи социально-трудового, умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Одним из первых Бехтерев поставил вопрос о половом воспитании, Во взаимосвязи семейного и общественного воспитания Бехтерев видел огромные резервы для всестороннего развития личности и ее социализации.

Бехтерев особое внимание уделял развитию анализаторов, умению наблюдать, выявлять специфические особенности предметов, линий, красок и звуков, овладению различными формами движения. Наиболее доступной деятельностью для ребенка раннего возраста является игра,

 

Особенностью и своеобразием развития педагогической мысли в России этого периода являлся факт бурного развития наук о человеке, что позволило ученым-педагогам не только поставить в центр внимания изучение личности ребенка как сложной развивающейся системы, но и учитывать интересы, потребности и склонности самих детей, их природные возможности и дарование.

 

Билет 22

требование о введении в стране всеобщего обязательного обучения выдвигалось еще задолго до Великой Октябрьской социалистической революции

В 1903 г. В. И. Ленин в брошюре «К деревенской бедноте» указывал на крайнюю необходимость введения в России всеобщего обучения..В первые же годы революционного строительства Советское правительство поставили одной из первоочередных задач введение в стране всеобщего обязательного обучения.

Была поставлена задача проведения.предусматривалось введение обязательного и бесплатного обучения для всех детей школьного возраста в школах 1-й и 2-й ступени, проведение учета детей школьного возраста от 6 до 17 лет, организацию питания для учащихся, снабжение их обувью, одеждой и учебными пособиями. Для переростков намечалась организация особых занятий при школах.

Щацкий:Возникновение первых внешкольных учреждений для детей в России связано c именами С.Т. Шацкого и А.У. 3еленко. Были созданы детские клубы и детский сад». K весне 1906 года приют посещали около 150 детей. При приюте были открыты мастерские (слесарная, столярная, швейная). ставило главной целью удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишённой возможности получить школьное образование. Помимо детского сада и детских клубов общество имело ремесленные курсы и начaльную школу

Была необходимость создания условий, которые помогли бы детям жить богатой эмоционaльной и умственной жизнью. Отношения между педaгогами и детьми понимaлись как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавaлось воспитанию y детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма

B 1911 году общество открыло детскую летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» (на территории современного города Обнинска». Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пением. Анализируя опыт колонии, С.Т. Шацкий сделал вывод, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива.

 

Крупская: Она говорила об обусловленности воспитания общественными отношениями

доказывала, что новая школа должна удовлетворять потребности нарождающегося социалистического государства, быть тесно связанной с советской действительностью, со строительством новой жизни. Н. К. Крупская считала, что педагогу, чтобы он мог правильно организовать воспитательный процесс, необходимо знать, как развивается ребенок. Она критиковала тех, кто пытался полностью отрицать роль наследственных данных в развитии

В формировании личности ребенка Надежда Константиновна отводила большую роль социальной среде, считала очень важным активное участие детей в доступных для них формах в социалистическом строительстве. Важно развитие у них с самого раннего возраста коллективизма.

. Она указывала, что участие школьников в совместном труде вырабатывает у них сознательное отношение к работе, дисциплинированность, коллективизм и другие ценные нравственные качества.

Она подчеркивала, что правильно организованное участие пионеров в разнообразной общественно полезной практической деятельности предполагает развитие их инициативы и самодеятельности, способствует углублению их знаний, повышению интереса к школьным занятиям, формированию коммунистической нравственности, а также их физическому и эстетическому развитию

Блонский:

В педологическом творчестве Блонского значительное место отводится характеристике детских возрастов. В 20-е годы возрастная периодизация связывалась им в основном с биологическими признаками (развитие зубов, эндокринных желез, состав крови и т.п.).

В более поздних своих работах П.П. Блонский рассматривал проблему усвоения знаний школьниками на основе диалектического принципа взаимосвязи таких психических процессов, как восприятие, память, мышление и речь, на основе трактовки процесса учения как сложного вида деятельности.

В результате многочисленных экспериментов, направленных на выяснение соотношения восприятия и мышления в усвоении знаний школьниками различных возрастов, П.П. Блонский пришел к выводам: 1) чем старше школьник, тем мышление у него становится значительно

2) чем старше и чем более развит испытуемый, тем целенаправленнее он обдумывает, прежде чем приступить к работе.

 

Имеющее место в подростковом возрасте ухудшение памяти не влияет, по мнению П.П. Блонского, на усвоение учебного материала, так как в этом возрасте интенсивно развивается мышление, которое начинает играть в усвоении все большую и большую роль.

 

Велика заслуга П.П. Блонского и в том, что он показал, как изменяющееся с возрастом отношение между мышлением и памятью влияет на особенности процесса запоминания.

младший - память развита лучше, чем мышление

Более же взрослый и развитый школьник запоминает выборочно и без напряжения усилий

П.П. Блонским показана огромная роль развития речи в ходе усвоения знаний школьниками. Если дети плохо влодеют речью хуже усваивают.

Выготский: соотношения роли созревания и обучения в развитии высших психических функций ребёнка.

своевременное созревание структур мозга недостаточное условие развития

Главным же источником для этого развития является изменяющаяся социальная среда

Выготский предложил новую периодизацию жизненного цикла человека, в основу которой легло чередование стабильных периодов развития и кризисов.

 

Кризис новорожденности (0—2 месяца)

Младенчество (2 месяца — 1 год)

Кризис одного года

Раннее детство (1—3 года)

Кризис трех лет

Дошкольный возраст (3—7 лет)

Кризис семи лет

Младший школьный возраст (8—12 лет)

Кризис тринадцати лет

Подростковый (пубертатный) период (12—16 лет)

Кризис семнадцати лет

.

зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессовЛуначарский: Луначарский, первый народный комиссар просвещения, стоял у истоков советской школы

Заслуга Луначарского состоит в том, что именно он поставил вопрос о необходимости сближения педагогики с эстетикой, с непосредственным анализом явлений искусства в учебно-воспитательной работе советской школы.

Теория эстетического воспитания школьников, рассматриваемая в эстетическом наследии Луначарского, поможет определить пути его дальнейшего развития, решение задач эстетического воспитания, возникающих в практике современной советской школы.

 

 

В биологическом отношении младший школьный возраст - это период второго округления: замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению; идет интенсивное развитие мышечной системы

Мышление развивается от наглядно-образного к абстрактно-логическому. По словам Л. С. Выготского, ребенок вступает в школьный возраст с относительно слабой функцией интеллекта (гораздо лучше развиты функции восприятия и памяти). Мышление развивается во взаимосвязи с речью.

Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с учителями и одноклассниками,

Надо:

Быстротекущее развитие младших школьников диктует педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности. Социальная роль учителя связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы.

Учитель должен учитывать индивидуальные особенности учащихся

Необходимо, чтобы учитель и родители постоянно и четкопредъявляли новые требования к жизни первоклассника, контролировали их выполнение.

, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей.

Необходимо уделять внимание выработке у учащихся умений самоконтроля при заучивании, знаний рациональной организации учебного труда

Авторитет учителя- предпосылка формирования нравственных качеств младшего школьника (Д. Б. Эльконин

Необходимо включать учащихся в разумно организованный, посильный производительный труд (самообслуживание, помощь взрослым или старшим школьникам) с целью формирования социальных качеств личности.

Необходимо сочетать труд с игрой

 

Знаний.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.