Паразитические Простейшие – Жгутиковые — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Паразитические Простейшие – Жгутиковые

2017-11-27 495
Паразитические Простейшие – Жгутиковые 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Кафедра биологии с курсом медицинской генетики

 

БИОЛОГИЯ

Раздел IV. ПАРАЗИТОЛОГИЯ

рабочая тетрадь и методические указания

к практическим занятиям по разделу

 

 

Студент______________________________________________

Факультет___________________________ группа №_______

______________ уч. г.

 

Краснодар - 2011

 

Практикум (рабочая тетрадь и методические указания к практическим занятиям по разделу “Паразитология”) составлен в соответствии с Программой по биологии для медицинских вузов (Москва, 2001).

Рекомендуемые литературные источники для самостоятельной подготовки с указанием соответствующих страниц учебника, представлены к каждой теме занятия:

I. Биология (под ред. В.Н.Ярыгина). М.: Медицина, 1985. – 560 с.

II. Биология (под ред. В.Н.Ярыгина). М.: Высшая школа, 2003, т.1,2.

III. Слюсарев А.А, Жукова С.В. Биология. Киев, 1987. – 415 с.

IV. Богоявленский Ю.К., Супряга А.М., Улиссова Т.Н., Чебышев Н.В. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. М.: Медицина, 1988. – 319 с.

V. Паразитарные болезни человека и основные методы диагностики. Учебное пособие. /Шипкова Л.Н., Ковалев Н.Е. Краснодар, 1996. – 160 с.

 

 

Составители: заведующий кафедрой биологии д.м.н. профессор В.И. Голубцов

к.б.н. доцент Л.Н. Шипкова, к.б.н. ассистент А.Н. Мороз

 

 

«____»______________201__г.

ЗАНЯТИЕ № 1 (27)

 

ТЕМА: Экология человека. Паразитизм как форма антагонистических биотических связей в природе. Паразитические Простейшие – возбудители лейшманиозов, трипаносомозов, трихомонозов, лямблиоза.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить биологические основы паразитизма и паразитарных заболеваний человека; рассмотреть морфологические признаки и особенности циклов развития паразитических простейших, разобрать способы диагностики и меры профилактики лейшманиозов, трихомонозов, трипаносомозов, лямблиоза.

 

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

1. Определение экологии как биологической науки.

2. Основные понятия (биотоп, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз).

3. Формы биотических связей в природе.

4. Формы антаганистических биотических связей.

5. Классификацию паразитических форм животных, их патогенное действие на человека.

6. Латинские и русские названия представителей типа Простейшие, класса Жгутиковые.

7. Цикл развития лейшманий, трипаносом, лямблий.

8. Морфологические признаки лямблий, трихомонад, трипаносом, лейшманий

9. Пути заражения и инвазионную стадию для человека при лямблиозе, лейшманиозе, трипаносомозе, трихомонозе.

10. Методы диагностики и способы профилактики этих заболеваний.

11. Вклад отечественных ученых в развитие медицинской паразитологии.

 

ЛИТЕРАТУРА: I. С. 403-428, 433-439, 519-523; II. С. 183-196, 209, 212-225; III. С. 312-323, 325-329; IV. С. 122-127; V. С. 3-7, 11-20.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

1. Изучить таблицу 1 “Паразитизм – форма антагонистических биотических связей в природе”.

Таблица 1.

 

Таблица 1.

ПАРАЗИТИЗМ (Para- около, sitos – пища; parasitos- тунеядец, живущий за счет другого) – ФОРМА АНТАГОНИСТИЧЕСКИХ БИОТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
Периодический
Имагинальный

           
 
Стационарный
 
Ларвальный
 
   

 

 

           
 
 
   
 
   

 


Способы передачи возбудителя:

 

1. Бытовой – ____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2. Воздушно-капельный – ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

3. Контактный – ________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

4. Пероральный – _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

5. Параэнтеральный – ___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

6. Гемотрансфузионный – ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

7. Перкутанный – _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

8. Трансмиссивный – ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

9. Внутриутробный – ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

10. Трансовариальный – __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

11. Половой – __________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

12. Контаминационный – _________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

 

 

2.Тип Простейшие – Phylum Protozoa.

2.1. Класс Жгутиковые – Classis Flagellata.

Лейшмании a) Leishmania tropica (лептомонадная форма) – возбудитель ____________________

б) Leishmania donovani (внутриклеточная форма) – возбудитель ____________________

 

2.1.1. Рассмотреть под микроскопом и зарисовать морфологические особенности возбудителя кожного лейшманиоза. На рисунке должны быть обозначены: цитоплазма, ядро, блефаропласт, жгутик. Записать в табл. 2 жизненный цикл Leishmania tropica.

 

 

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

 

Р и с. 1. L. tropica. Ув. 7х40.

 

2.1.2. Демонстрация L. donovani – возбудителя висцерального лейшманиоза.

 

2.2. Трипаносомы – а) Trypanosoma gambiense – возбудитель ________________________________

б) Trypanosoma rhodesiense – возбудитель _________________________________

 

Рассмотреть при ув. 7х40 и зарисовать морфологические особенности возбудителя африканского трипаносомоза. На рисунке должны быть обозначены: цитоплазма, ядро, блефаропласт, жгутик, ундулирующая мембрана. Записать в табл.2 цикл развития Trypanosoma gambiense.

 

 

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

 

Р и с. 2. T. gambiense. Ув. 7х40.

2.3. Лямблии Жардии (Lamblia intestinalis)возбудитель __________________________________

 

Рассмотреть при ув. 7х40 и зарисовать морфологические признаки лямблий. На рисунке должны быть обозначены: ядро, аксостиль, жгутики. Записать в табл.2 цикл развития Lamblia intestinalis.

 

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

 

 

Р и с. 3. Вегетативная формаL. intestinalis Ув. 7х40.

Таблица 2.

ЗАНЯТИЕ № 2 (28)

 

ТЕМА: Паразитические простейшие – возбудители амёбиаза, балантидиаза, токсоплазмоза, малярии.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить морфологические признаки и особенности циклов развития паразитических простейших: освоить основные методы лабораторной диагностики и меры профилактики токсоплазмоза, малярии, амебиаза, балантидиаза.

 

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

1. Основные признаки представителей классов Споровики, Саркодовые, Инфузории.

2. Морфологические признаки эритроцитарных стадий развития возбудителей трёхдневной; четырехдневной; тропической форм малярии.

3. Морфологические особенности кишечного балантидия.

4. Циклы развития и инвазионные стадии для человека при амёбиазе, малярии, балантидиазе, токсоплазмозе.

5. Пути заражения человека амёбиазом, малярией, балантидиазом, токсоплазмозом.

6. Диагностику и меры профилактики токсоплазмоза, амёбиаза, балантидиаза, малярии

ЛИТЕРАТУРА: I. С. 428-433, 439-448; II. С. 213-215, 225-229; III. С. 323-325, 329-334; IV. С. 117-122, 127-138; V. С.5-11, 20-25.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

1. Класс Саркодовые – Classis Sarcodina.

Амеба дизентерийная(Entamoeba histolytica) – возбудитель ____________________________.

Разобрать и зарисовать схему жизненного цикла развития дизентерийной амебы. На рисунке должны быть обозначены: циста, вегетативная малая (просветная) формат - (minuta), вегетативная большая (тканевая) форма - (magna).

 

 

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

 

 

Р и с. 1. E. histolytica. Жизненный цикл (схема)

 

2. Класс Споровики – Cl. Sporozoa.

2.1. Токсоплазма (Toxoplasma gondii) – возбудитель ________________________________.

Разобрать и зарисовать схему жизненного цикла развития токсоплазмы. На рисунке должны быть обозначены: ооциста, псевдоциста, цисты, эндозоид, макрогаметы, микрогаметы.

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

6.______________________________

Р и с. 2. T. gondii. Ув. 7х90. Жизненный цикл (схема).

2.2. Малярийный плазмодий (Plasmodium vivax)возбудитель ____________________________.

Рассмотреть при ув. 7х90 (иммерсионный объектив) постоянные препараты мазков крови человека больного малярией, обратить внимание на стадии кольца и эритроцитарного шизонта. Зарисовать схему цикла развития малярийного плазмодия. На рисунке должны быть обозначены: спорозоиты, шизонты в клетках печени, шизонты в эритроцитах, мирозоиты, гаметоциты, гаметы, зигота, оокинета, ооциста.

 

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

6.______________________________

7.______________________________

8.______________________________

9.______________________________

 

 

Р и с. 3. Схема цикла развития малярийного плазмодия.

 

2.3. Зарисовать дифференциальные признаки эритроцитарных шизонтов: P.vivax; P.malaria; P.ovale; P.falciparum.

 

       
   
 
 

 


P.vivax P.malaria

 

       
   

 

 


P.ovale P.falciparum

 

Р и с. 4. Эритроцитарные шизонты малярийных плазмодиев.

 

 

3. Заполнить табл.2 «Паразитические простейшие»

Таблица 2.

Паразитические простейшие – Саркодовые, Споровики, Инфузории.

Паразитарное заболевание, латинское название возбудителя Морфологические признаки: размер, форма Пути заражения и инвазионная стадия для человека Х О З Я Е В А паразита Методы диагностики. Исследуемый материал
окончательный промежуточный
1.Дизентерия амебная (амёбиаз) ________________ ________________            
2. Балантидиаз ________________ ________________            
3. Токсоплазмоз ________________ ________________            
4. Малярия тропическая ________________ ________________            
5. Малярия трехдневная ________________ ________________            
6. Малярия четырёхдневная ________________ ________________            

4.Реферативное сообщение по теме занятия.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ:

Амёбиаз-

Гаметоцит-

Мерозоит-

Просветная форма-

Спорозоит-

Ооциста-

Цистоносительство-

Шизогония –

Шизонт-

Эксцистирование -

НЕОБХОДИМО УМЕТЬ:

1. При микроскопировании мазка крови человека идентифицировать эритроцитарные стадии развития малярийного плазмодия.

2. Определять по морфологическим признакам препараты дизентерийной амёбы, балантидия.

3. Отличать по дифференциальным признакам эритроцитарные шизонты P.vivax; P.malaria; P.ovale; P.falciparum.

Студент ______________________ Преподаватель ___________________________

«____»______________201_г.

ЗАНЯТИЕ №3 (29)

 

ТЕМА: Паразитические плоские черви – возбудители фасциолёза, дикроцелиоза, описторхоза, парагонимоза, шистосомоза.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить характерные морфологические признаки плоских червей класса Сосальщики; разобрать циклы развития печёночного, кошачьего (сибирского), ланцетовидного, легочного, кровяного сосальщиков – возбудителей фасциолеза, описторхоза, дикроцелиоза, парагонимоза, шистосомоза – паразитарных болезней человека; меры борьбы и профилактика трематодозов.

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

1. Латинские и русские названия представителей типа Плоские черви класса Сосальщики.

2. Циклы развития печеночного, кошачьего, ланцетовидного, легочного, кровяного сосальщиков.

3. Пути заражения и инвазионные стадии для основного и промежуточных хозяев.

4. Диагностику и меры профилактики фасциолёза, дикроцелёза, описторхоза, парагонимоза, шистосомоза.

 

ЛИТЕРАТУРА: I. С. 448-458; II. С. 229-245; III. С 134-142; IV. С. 138-140; V. С. 47-58.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

 

Тип Плоские черви – Ph. Plathelminthes.

Класс Сосальщики – Cl. Trematodes.

 

1. Печёночный сосальщик (Fasciola hepatica) – возбудитель ______________________________.

Рассмотреть под лупой тотальный препарат печеночного сосальщика, изучить морфологические признаки. Зарисовать схему жизненного цикла печеночного сосальщика, его внешний вид. Записать в табл.1 основные морфологические характеристики. На рисунке должны быть обозначены: ротовая присоска, брюшная присоска, слепые концы ветвей кишечника, матка, яичники, семенники, яйцо, мирацидии, спороциста, редии, церкарии, адолескарии, а также промежуточный хозяин и его место в жизненном цикле паразита.

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

6.______________________________

7.______________________________

8.______________________________

9.______________________________

10._____________________________

11._____________________________

 

Р и с. 1. ______________________________________________

 

2. Кошачий сосальщик (Opisthorchis felineus) – возбудитель ______________________________.

Рассмотреть при ув. 7х8 тотальный препарат кошачьего (сибирского) сосальщика, изучить морфологические признаки, разобрать и зарисовать схему жизненного цикла кошачьего сосальщика и его внешний вид. Записать в табл.1 основные морфологические характеристики. На рисунке должны быть обозначены: ротовая присоска, брюшная присоска, яичники, семенники, матка, яйцо, мирацидий, спороцисты, редий, церкарии, метацеркарий; промежуточные хозяева и их место в жизненном цикле паразита.

 

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

6.______________________________

7.______________________________

8.______________________________

9.______________________________

10._____________________________

11._____________________________

 

Р и с. 2. ______________________________________________

 

3. Ланцетовидный сосальщик (Dicrocoelium lanceatum) - возбудитель _______________________.

Рассмотреть при ув. 7х8 тотальный препарат ланцетовидного сосальщика, изучить морфологические признаки, разобрать и записать схему жизненного цикла ланцетовидного сосальщика и его внешний вид. Записать в табл.1 основные морфологические характеристики. На рисунке должны быть обозначены: ротовая присоска, брюшная присоска, яичники, семенники, матка, яйцо, мирацидий, спороцисты, редий, церкарии, метацеркарий; промежуточные хозяева и их место в жизненном цикле паразита.

 

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

6.______________________________

7.______________________________

8.______________________________

9.______________________________

10._____________________________

11._____________________________

Р и с. 3. ______________________________________________

4. Заполнить табл.1 «Паразитические плоские черви-сосальщики»

Таблица 1

ЗАНЯТИЕ № 4 (30)

ТЕМА: Паразитические плоские черви – возбудители тениоза, тениаринхоза, гименолепидоза, эхинококкоза, альвеококкоза, дифиллоботриоза.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить морфологические признаки и особенности циклов развития паразитических плоских червей. Отметить приспособления к паразитическому образу жизни. Разобрать диагностику и профилактику тениоза, тениаринхоза, гименолепидоза, эхинококкоза, альвеококкоза, дифиллоботриоза.

 

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

1. Русские и латинские названия представителей класса Ленточные черви.

2. Характерные черты и приспособленность представителей класса Ленточные черви к паразитизму.

3. Морфологические особенности строения представителей класса Ленточные черви.

4. Пути заражения и инвазионные стадии для основного и промежуточного хозяев.

5. Методы диагностики и меры профилактики тениоза, тениаринхоза, гименолепидоза, эхинококкоза, альвеококкоза, дифиллоботриоза.

ЛИТЕРАТУРА: I. С.458-474; II. С. 245-256; III. С. 342-353; IV. С. 156-165; V. С. 58-68.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

1. Тип Плоские черви – Ph. Plathelminthes.

Кл. Ленточные черви – Classis Cestodes.

1.1. Свиной (вооруженный) цепень (Taenia solium) – возбудитель ________________________.

Рассмотреть под лупой и микроскопом при ув. 7х8 постоянные микропрепараты головки, гермафродитного и зрелого члеников свиного цепня, зарисовать их строение в табл. 1. На рисунке должны быть обозначены: присоски, венчики крючьев, матка, яичник (доли), семенники, ответвления матки. Разобрать и зарисовать схему жизненного цикла паразита.

 

 

Р и с. 1. ______________________________________________

 

1.2. Бычий (невооруженный) цепень (Taeniarhynchus saginatus) – возбудитель ________________.

Рассмотреть под лупой и микроскопом при ув. 7х8 постоянные микропрепараты головки, гермафродитного и зрелого члеников бычьего цепня, зарисовать их строение в табл. 1. На рисунке должны быть обозначены: присоски, венчики крючьев, матка, яичник (доли), семенники, ответвления матки. Разобрать и зарисовать схему жизненного цикла паразита.

 

 

Р и с. 2. ______________________________________________

1.3. Эхинококк (Echinococcus granulosus) – возбудитель ___________________________________.

Рассмотреть макропрепарат финны эхинококка – эхинококковый пузырь и при ув. 7*8 выводковую камеру. Зарисовать в табл. 1 строение головки и члеников эхинококка. На рисунке должны быть обозначены: присоски, венчики крючьев, матка, яичник, семенники, ответвления матки. Разобрать и зарисовать схему жизненного цикла паразита.

 

 

Р и с. 3. _____________________________________________________

 

1.4. Карликовый цепень (Hymenolepis nana) - возбудитель _______________________________.

Рассмотреть при ув. 7*8 тотальный микропрепарат карликового цепня. Зарисовать в табл. 1 строение головки и члеников карликового цепня. На рисунке должны быть обозначены: присоски, венчики крючьев, матка, яичник, семенники, ответвления матки. Разобрать и зарисовать схему жизненного цикла паразита.

 

 

Р и с. 4. _______________________________________________________

 

1.5. Лентец широкий (Diphyllobotrium latum) – возбудитель _____________________________.

Рассмотреть под лупой и микроскопом при ув. 7*8 микропрепараты головки и члеников лентеца широкого. Зарисовать в табл. 1 строение головки и члеников лентеца широкого. На рисунке должны быть обозначены: присоски, венчики крючьев, матка, яичник, семенники, ответвления матки. Разобрать и зарисовать схему жизненного цикла паразита.

 

 

Р и с. 5. _______________________________________________________

Таблица 1

Морфологические характеристика Цестод (Сl. Cestoda)

Заболевание, латинское название гельминта Морфологические признаки гельминта Финна
размер сколекс проглоттиды
гермафродитные зрелые
1. __________________ Бычий цепень (невооружённый) ____________________ ____________________            
2. __________________ Свиной цепень (вооружённый) ____________________ ____________________            
3. __________________ Эхинококк ____________________ ____________________            
4. __________________ Карликовый цепень ____________________ ____________________            
5. __________________ Лентец широкий ____________________ ____________________            

Обозначения к рисункам в табл.1:

1.__________________ 2.___________________ 3._______________________ 4.___________________

5.__________________ 6.___________________ 7._______________________

2.Реферативное сообщение по теме занятия.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ:

Альвеококкоз –

Аутореинвазия –

Гименолепидоз –

Дифиллоботриоз-

Корацидий –

Онкосфера –

Проглоттида-

Плероцеркоид –

Сколекс –

Стробила -

Тениаринхоз –

Тениоз –

Финна –

Цестоды –

Цистицеркоз –

Членик незрелый –

Членик гермафродитный (половозрелый) –

Членик зрелый –

Эхинококкоз –

Эхинококковый пузырь –

НЕОБХОДИМО УМЕТЬ:

1. Идентифицировать видовую принадлежность представителей класса Цестод.

2. Под микроскопом определять и дифференцировать по строению сколексов, гермафродитных и зрелых члеников бычьего, свиного цепней и широкого лентеца;

3. Выбирать и обосновывать меры профилактики эхинококкоза, гименолепидоза, тениоза, тениаринхоза, дифиллоботриоза.

 

Студент_____________________ Преподаватель____________________

 

 

«____»______________201__г.

ЗАНЯТИЕ № 5 (31)

ТЕМА: Паразитические круглые черви – возбудители аскаридоза, энтеробиоза, трихоцефалеза, трихинеллеза.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить характерные черты строения круглых червей, основные морфологические признаки и циклы развития аскариды, острицы, власоглава, мышечной трихины. Разобрать методы диагностики и профилактики аскаридоза, энтеробиоза, трихоцефалёза, трихинеллеза.

 

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

1. Русское и латинское названия представителей типа Круглые черви, класса Собственно круглые черви.

2. Особенности строения представителей типа Круглые черви.

3. Основные ароморфозы круглых червей.

4. Циклы развития аскариды, острицы, власоглава, мышечной трихины.

5. Понятие о био- и геогельминтах.

6. Пути заражения и инвазионная стадия для человека.

7. Методы диагностики и способы профилактики аскаридоза, энтеробиоза, трихоцефалёза, трихинеллёза.

ЛИТЕРАТУРА: I. С. 475-490; II. С. 353-358; III. С. 68-77; IV. С. 165-178; V. С. 68-86.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

 

1. Тип Круглые черви – Ph. Nemathelminthes

Класс Собственно круглые черви – Сl. Nematoda.

1.1 Аскарида человеческая (Ascaris lumbricoides)возбудитель _________________________.

Рассмотреть тотальные препараты аскариды человеческой. Обратить внимание на проявление признаков полового диморфизма. Записать в табл.1 основные морфологические признаки. Разобрать и зарисовать схему миграции личинки аскариды в организме человека.

 

 

Р и с. 1. _______________________________________________________

 

1.2. Власоглав (Trichocephalus trichiurus) – возбудитель ______________________________.

Рассмотреть под лупой тотальный препарат самки и самца власоглава. Записать в табл.1 основные морфологические признаки. Зарисовать внешний вид самца и самки. На рисунке должны быть обозначены: передний конец тела, задний конец тела, пищеварительная и половая системы.

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

Р и с. 2. _______________________________________________________

1.3. Острица (Enterobius vermicularis) – возбудитель _______________________________.

Рассмотреть при ув. 7х8 тотальный препарат острицы. Записать в табл.1 основные морфологические признаки. Зарисовать внешний вид острицы. На рисунке должны быть обозначены: везикула, пищевод, бульбус пищевода, кишечник, анальное отверстие, половая система.

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

6.______________________________

7.______________________________

Р и с. 3. _______________________________________________________

 

1.4. Трихинелла (Trichinella spiralis) – возбудитель ____________________________________.

Рассмотреть при ув. 7х8 постоянный препарат трихинеллезного мяса животного. Найти и зарисовать инкапсулированные личинки трихинеллы. Записать в табл.1 основные морфологические признаки половозрелых трихинелл. Разобрать и зарисовать личиночную стадию мышечной трихины. На рисунке должны быть обозначены: мышечные волокна, капсула, личинка трихинелл.

 

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

 

Р и с. 4. _______________________________________________________

Таблица 1

ЗАНЯТИЕ № 6 (32)

 

ТЕМА: Паразитические круглые черви – возбудители анкилостомоза, стронгилоидоза, дракункулеза, филяриатозов. Методы гельминтоовоскопии.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить морфологические признаки и циклы развития анкилостомы (кривоголовки двенадцатиперстной кишки), кишечной угрицы, ришты, вухерерии. Разобрать методы диагностики и меры профилактики паразитарных заболеваний.

 

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

1. Латинское и русское названия представителей типа Круглые черви, класса Собственно круглые черви.

2. Морфологические особенности строения анкилостомы, кишечной угрицы, ришты, вухерерии, лао-лао, бругии.

3. Пути заражения анкилостомозом, стронгилоидозом, бругиозом, лоалозом.

4. Способы заражения и меры профилактики анкилостомоза, вухерериоза, лоаоза, бругиоза, стронгилоидоза, дракункулеза.

5. Основные методы лабораторной диагностики гельминтозов.

 

ЛИТЕРАТУРА: I. С. 484-490, 526-533; II. С. 262-268; III. С. 358-363; IV. С. 178-184; V. С. 71-75, 79-86.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Тип Круглые черви – Ph. Nemathelminthes.

Класс Собственно Круглые черви - Cl. Nematoda.

1. Анкилостома (Ancylostoma duodenale) – возбудитель _________________________________.

Рассмотреть при ув. 7х8 тотальный препарат самки и самца кривоголовки. Зарисовать дифференциальные морфологические признаки самцов и самок и миграцию личинок в теле человека. Записать в табл. 1 характерные признаки и особенности жизненного цикла. На рисунке должны быть обозначены: ротовая капсула, режущие зубцы, задний коней тела, половая бурса.

 

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

 

Р и с. 1. _______________________________________________________

 

 

2. Кишечная угрица (Strongyloides stercoralis)возбудитель ___________________________.

Записать в табл. 1 основные морфологические признаки и жизненный цикл развития кишечной угрицы.

 

3.Ришта (Dracunculus medinensis)струнец медицинскийвозбудитель ____________________.

Записать в табл. 1 основные морфологические признаки и жизненный цикл развития ришты.

 

 

Таблица 1

ЗАНЯТИЕ № 7 (33)

 

ТЕМА: Низшие и высшие ракообразные – промежуточные хозяева гельминтов человека. Паукообразные – эктопаразиты и переносчики возбудителей трансмиссивных заболеваний человека.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить морфологические особенности и роль ракообразных и паукообразных в распространении паразитарных заболеваний человека.

 

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

1. Характерные черты строения и организации представителей типа Членистоногие.

2. Морфологические признаки и жизненные циклы низших ракообразных (циклопы) и паукообразных (пауки, скорпионы, клещи).

3. Роль ракообразных и паукообразных в распространении паразитарных и трансмиссивных заболеваний.

4. Учение академика В.Н.Павловского о природной очаговости трансмиссивных заболеваний.

ЛИТЕРАТУРА: I. С. 416-420, 492-504; II. С. 268-278; III. С. 363-370; IV. С. 184-194; V. С. 125-136

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

1. Тип Членистоногие – Ph. Arthropoda.

Подтип Жабернодышащие – Subph. Branchiata.

Подтип Хелицеровые – Subph. Chelicerata.

 

1.1. Класс Ракообразные – Classis Crustacea.

Рассмотреть при ув.7*8 и зарисовать морфологические признаки циклопа – промежуточного хозяина лентеца широкого и ришты. На рисунке должны быть обозначены: глаз, антенны, антенулы, головогрудь, яйцевой мешок, вилка.

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

6.______________________________

 

Р и с. 1. _______________________________________________________

Обратить внимание, что высшие ракообразные – раки и крабы – являются промежуточными хозяевами легочного сосальщика.

 

2. Класс Паукообразные – Classis Arachnoidea.

Отряд Клещи – Ordo Acarina.

 

2.1. Семейство Иксодовые – Familia Ixodidae.

а) Собачий клещ (Ixodes ricinus) – возбудитель __________________________.

б) Таежный клещ (Ixodes persulcatus) – возбудитель ____________________________.

Записать в табл. 1 основные морфологические признаки семейства и отдельных видов клещей. На рисунке должны быть обозначены: анальное отверстие, половое отверстие, дыхальцы, хелицеры, педипальпы.

 

Рассмотреть под лупой личинку, нимфу, имаго собачьего клеща – как переносчика возбудителей энцефалита и туляремии. Обозначить морфологические признаки.

 

 

1._______________2._______________3._______________4._______________5._______________

 

Рис. 2. Имаго иксодового Рис. 3. Личинка иксодового Рис.4. Нимфа иксодового

клеща клеща клеща

Ув. 7х8 Ув. 7х8 Ув. 7х8

2.2. Семейство Аргасовые – Fam. Argasidaе.

Рассмотреть под лупой и записать в табл.1 морфологические признаки поселкового клеща – переносчика спирохет – возбудителя клещевого возвратного тифа.

Таблица 1

ЗАНЯТИЕ № 8 (34)

 

ТЕМА: Насекомые – эктопаразиты и переносчики возбудителей трансмиссивных заболеваний человека.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить морфологические признаки насекомых, определить их роль в распространении трансмиссивных заболеваний и в паразитировании на человеке. Разобрать меры борьбы с вредными насекомыми.

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

1. Характерные морфологические признаки насекомых.

2. Морфологические особенности вшей и механизмы переноса возбудителей сыпного и возвратного тифов.

3. Механизмы переноса возбудителей сыпного и возвратного тифов.

4. Меры борьбы с педикулёзом.

5. Морфологические особенности строения вшей, клопов, блох.

ЛИТЕРАТУРА: I. С. 504-511; II. С. 290-292; III. С. 370-374; IV. С. 202-204; V. С. 136-142.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

1. Тип Членистоногие – Ph. Arthropoda.

Подтип Трахейнодышащие – Subph. Tracheata.

Класс Насекомые – Cl. Insecta.

1.1. Отряд Вши – Ordo Anoplura.

Рассмотреть под лупой тотальные препараты вшей:

1. Головная (Pediculus humanus capitis) –переносчик возбудителя __________________________.

2. Платяная (Pediculus humanus humanus (P. vestimenti)) – переносчик возбудителя ___________.

3. Лобковая (площица) (Phtirus pubis) – вызывает ______________________________________.

 

Зарисовать и обозначить морфологические признаки вшей. Записать в табл. 1 их основные характеристики. На рисунке должны быть обозначены: голова, грудь, брюшко, конечности, усики, стигмы.

 

 

1.__________________________2.__________________________3.______________________________

4.__________________________5.__________________________6.______________________________

 

Рис. 1. ___________________ Рис. 2. ____________________ Рис. 3. ___________________

Отряд Блохи – Ordo Aphaniptera.

Рассмотреть под лупой тотальный препарат кровососущего эктопаразита блохи человеческой (Pulex irritans) – переносчика возбудителя ___________________.

Зарисовать и отметить на рисунке морфологические особенности. Записать в табл.1 основные характеристики блохи. На рисунке должны быть обозначены: голова, ротовой аппарат, прыгательные конечности, брюшко.

 

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

 

Р и с. 4. _______________________________________________________

1.3. Отряд Клопы – Ordo Heteroptera.

Рассмотреть под лупой тотальный препарат клопа постельного (Cimex lectularius) – эктопаразит ______________________.

Зарисовать и обозначить морфологические особенности постельного клопа. На рисунке должны быть обозначены: колюще-сосущий ротовой аппарат, голова, грудь, сегментированное брюшко, конечности. Записать в табл.1 основные характеристики клопа постельного и клопа поцелуйного.

 

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

 

Р и с. 5. _______________________________________________________

 

Таблица 1

ЗАНЯТИЕ № 9 (35)

 

ТЕМА: Насекомые – эктопаразиты. Отряд двукрылые – переносчики возбудителей трансмиссивных болезней.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить морфологические признаки представителей отряда Двукрылые – переносчиков возбудителей малярии, брюшного тифа, холеры, туляремии, лейшманиозов, филяриозов, а также цист простейших и яиц паразитических червей.

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

1. Морфологические признаки двукрылых насекомых.

2. Морфологические особенности строения комаров, слепней, оводов, мошек.

3. Роль в переносе возбудителей трансмиссивных и паразитарных болезней человека.

4. Методы борьбы с гнусом.

ЛИТЕРАТУРА: I. С. 504-507, 511-519, 534-536; II. С. 278, 287-292; III. С. 374-379; IV. С. 206-211; V. С. 143-152.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

1. Отряд Двукрылые – Ordo Diptera

1.1. Семейство Бабочницы – Fam. Psychodidae

Рассмотреть на таблице москита (Phlebotomus pappatasii) – переносчика возбудителя лихорадки паппатачи, микрофилярий, кожного и висцерального лейшманиозов. Зарисовать и отметить морфологические признаки. На рисунке должны быть обозначены: голова, грудь, брюшко, усики, ротовой аппарат, крылья, ноги.

 

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

6.______________________________

7.______________________________

 

Р и с. 1. _________________________________________

 

1.2. Семейство Комариные – Fam. Culicidae.

Рассмотре


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.347 с.